Ривилегированные классы.
фоцесс уравнения идет, но он далеко еще не закончен. Дру Та незаконченность уравнительного процесса выступает и в ряде КласИХ?°РМ- Наряду с индивидуальным неравенством дано неравенство реЛи^°В; кРоме него — неравенство национальных групп, неравенство иозное, государственное, профессиональное и т. д. Во всех этих отношениях есть привилегированные и обделенные, эксплуататоры сплуатируемые, угнетатели и угнетаемые. ** Правда, как указано выше, с поступательным ходом истории вс^ перегородки падают, но... до окончательного падения их еще дГ6 ЭтИ еще много пройдет времени и потребуется немало жертв... Ле*о, Тенденции уравнения — несомненны, но они еще далеко не за чены в своем осуществлении. §10. Спросим себя теперь: "Как же должно мыслиться социальное рав ство в своем идеальном завершении?" Означает ли оно только установл* ние известной пропорциональности между заслугами индивида mf группы и социальными ценностями (благами) за эти заслуги? Или ж оно может мыслиться как равенство благ одной личности с благами всех остальных? Выше мы отвергли так называемое абсолютное равенство. Отвергаем его и теперь. Но это не означает, что сам принцип "пропорционального равенства" при надлежащем развитии не может привести и не приводит к равенству абсолютному. Поясним сказанное. Из краткого исторического рассмотрения формулы "каждому по его заслугам" мы видели, что I) сам аршин, которым измеряются эти заслуги, стал равным, превратившись из неравного, группового в индивидуальный, личный; 2) видели, как изменялось и само содержание социальной заслуги, пройдя через этапы: общественная заслуга — это близость к божеству, это ратная служба и управление, это — обладание капиталом и выполнение торгово-промышленных функций, наконец, это социально полезный труд. Каждая замена одной формы другою влекла за собой и расширение количества лиц, правомочных получать правовые и социальные блага. Формула "каждому по его труду" означает, по существу, распространение полноты прав и благ почти на весь народ, на большую часть человечества. Мало того, так как занятие тем или иным социально полезным трудом доступно почти всем, никому оно не воспрещено, а, напротив, рекомендуется, в наши же дни начинает даже принудительно вводиться ("трудовая повинность"); так как, далее, лентяйничанье, праздношатательство и тунеядство все резче и резче порицаются общественным сознанием, то можно и должно ожидать, что процент трудящихся будет все более и более расти с ходом истории, а процент бездельников — уменьшаться. Пределом его может и должно быть общество, где все (исключая, конечно, абсолютно неспособных, вроде младенцев, калек) будут трудиться и где не будет "ничего не делающих". Если же это так и если теорема пропорциональности заслуг и приви легий правильна, то отсюда вывод: в обществе будущего полнота пра и социальных благ будет принадлежать всем, то есть каждый буД иметь право и возможность на получение полной доли и экономическ» и духовных, и всяких других благ. Если же такое предположение о то» что все будут трудиться, не осуществится, тогда не может быть и указ ного следствия. ^ Таков первый вывод. Но он еще не предопределяет, что доля э благ будет равной для всех. Скажут: труд всех далеко не буДеТ 0g наковым. Один будет трудиться над созданием новой машины, а ДР^ — бить булыжники, один создаст прекрасное произведение исК^этИ другой будет выполнять чисто механическую работу. Неужели же все виды труда будут оцениваться одинаково? Палее, в одно и то же время один, более искусный, работник будет d тать продуктивнее, чем другой, менее искусный. Как же уравнивать Ра как измерять их работоспособность? И* Ответить категорически на эти вопросы едва ли кто-нибудь в со- янии. Возможно, что общество будущего, исходя из положения,сТ° самые простые формы труда не менее необходимы и полезны, ЧТм самые сложные (изобретение и т. п.), найдет вполне справедливым внягь их ценность и соответственно и долю социальных благ, пг'кое предположение может быть допущено еще и потому, что буДУщеМ' по-видимому, та или иная форма груда не будет при- Вудительно навязываться каждому, а более или менее свободно вбираться каждым индивидом, сообразно его свойствам и склон ностям. При таких условиях всякая работа будет своего рода ис кусством и творчеством и потому должна будет оцениваться, как творчество. Возможна, однако, и иная расценка. Ряд произведении труда, для создания которых потребуется особый талант и одаренность (например,произведение искусства, науки), могут оцениваться выше, чем рядовые продукты труда, а посему и авторы таких произведений будут получать долю социальных благ (экономические блага, слава, уважение, восхищение и т. п.) более высокую, чем доля рядовых работников. Такое положение дел будет более вероятным в ближайшее к нам время. Только в конце этого пути оно может превратиться в предыдущую картину равной оценки всех форм социально полезного труда. Что касается единицы оценки одинаковых форм труда, то всего вероятнее, что такой единицей будет количество рабочих часов. Различная продуктивность работы в одни и те же часы едва ли даст основание для различной доли расценки. Ведь и теперь не все чиновники одного ранга и профессии работают одинаково продуктивно. Однако и теперь уже штаты и жалованье их назначаются равными и не вызывают особенных протестов. Тем более это должно быть в будущем обществе. т. Возможность равного распределения экономических благ (экономическое равенство) допускается и в принципе не оспаривается. Оно кладется во главу угла социализма. И сам социализм мыслится обычно как система обобществления средств и орудий производства. Фридрих Энгельс в своем "Анти-Дюринге" указывает, что содержанием пролетарского равенства является исключительно социальное равенство, понимаемое в смысле уничтожения классов. "Всякое же требование Равенства, переходящее эти пределы, неизбежно является нелепостью", говорит он. Этим самым система марксизма значительно огра- а Чивает и суживает характер равного распределения социальных благ, -м самым и само понятие равенства. С ее точки зрения допустимо аеШь более или менее равное право на экономические блага, но может быть речи о более или менее равном распределении благ чест° ^0да: пРава на знание (интеллектуальное равенство), права на рапЛ Уважение и признание, права на максимум моральности (мо- рап Ное Равенство) и т. д. С точки зрения догмы марксизма подобное YCTB0 немыслимо и абсурдно. То - ли то, однако? Действительно ли социализм может говорить *ет 0 ° Равном распределении жизненных экономических благ и не мо- Реоовать равенства иного: морального, интеллектуального и т. д.?
|