Таково первое основное отличие старого порядка от нового. Основа оценки заслуг из неравной и неиндивидуальной стала единообразной и индивидуальной.
Лозунг: "Каждому по его заслугам" и теперь тот же, но содержание его изменилось, и в современном своем виде он призывает к распределению социальных благ совсем иначе, чем раньше. §6. Выше я кратко очертил лишь отличие современного "оценочного ^еханизма" от старого, так сказать, самый аршин распределения благ Установления пропорциональности заслуг и наград. Теперь поставим Ран** ВопРос- Спросим себя, а не изменилось ли также и то, за что давали ьше и дают теперь "награды"? Не утратили ли своей ценности в ходе и °РИи многие поступки и качества, раньше считавшиеся "подвигами" цькоко награждавшиеся, и наоборот, не стало ли теперь высоко Ться многое, что раньше "ни в грош не ставилось", а Теп ^сть в Древности масштаб оценки был коллективным и неравным, Почем^Ь °Тал индивидуальным и единообразным. Это еще не объясняет, бЬ1Ли ^ сама каста браминов обладала такими привилегиями, а судры Ни, 6D?TojTb Исправны? Очевидно, по верованиям общества того време- ^ * Рамины выполняли общественные функции столь важные, что они Питирим Сорокин 257 Заслуживали и высоких привилегий. Если же теперь они лищень следних, то, очевидно, в силу того, что эти функции стали бесцет! в глазах современного общества. Ввиду этого небезынтересно гю^*1 треть, что же ценилось в прошлом, какие общественные фуцСМо* считались особенно важными, какие потеряли свою ценность приобрели ее. Иными словами, что было "субстанцией" самой ценн^**6 в прошлом и что стало ею теперь. 0сти Краткий ответ на этот вопрос гласит: в древности ни личное ни даже группа сами по себе не были высшими ценностями ,,ТЬ' моценностью" или "самоцелью", а таковой было "божество" "божественная сила", как бы она ни называлась (тотем, мана, поз божество, бог и т. д.). ' И индивид, и группа (каста, сословие и т. д.) были тем выше, чем о ближе стояли к божеству, чем более они были сопричастны божествен ной силе, чем более участвовали в ней. Лозунг: "Каждому по его засл^ гам" вэти эпохи получает толкование: "каждому по степени божествен- ной благодати, почиющей на нем ". Это первая историческая форма этого лозунга. Исторически обосновать это нетрудно. В первобытных обще- ствах наиболее привилегированы полноправные мужчины и старики аиз среды их — чародей-жрец, часто являющийся ивождем. Женщиныидети — самые неполноправные члены группы. Констатируя это, мы видим и другое, аименно: полноправные же мужчины и особенно чародей-жрец являются наиболее сопричастными божеству, участвуют врелигиозных церемониях, предварительно проходят через цикл обрядов посвящения итаким образом становятся носителями и участниками божественной силы тотема. Женщины же идети (до посвящения) считаются погаными. Они не подпускаются близко к религиозным святыням, им воспрещается даже смотреть на них ит. д. Наних нет "благодати", а потому они ибесправны. Восточные деспоты, римские императоры, объявлявшие себя высшими понтификами, папы периода средних веков — все они, по верованиям того времени, были живыми носителями, "наместниками" божества — отсюда и неограниченность их прав и привилегий. Таков был руководящий принцип ценности в прошлом. Переходя от него к нашему времени, нельзя не заметить громадного сдвига, уже вполне отчетливо сказавшегося в XVII и XVIII веках в работах мыслителей того времени и приведшего к формуле: "Высшая ценность — человеческая личность". "Человек — самоцель и ни для чего, и ни для кого средством быть не может Таков основной критерий ценности нашего времени, слышимый всюду и везде, под его знаком стоят все современные системы и морали, и права. Таков второй характерны сдвиг, совершившийся в пределах той же формулы "каждому по заС^ гам". А это значит: радикально изменились и сами взгляды на и заслуги. Из религиозной основная ценность стала человеческой, све кой. Религиозные действия и функции шамана и жреца, в силу • религиозности, были святы, велики и ценны для общества того врем1sj верившего в их силу и оценивавшего все с точки зрения божествен ценности; для современного же общества эти действия — ^есполе и неумная трата сил, не заслуживающая никаких привилегий или ПР^С А раз так, конечно, теперь невозможно и немыслимо существов^ привилегий религиозной касты, наподобие браминов. Основная ность "очеловечилась", а в зависимости от этого изменилась и цГ0 отдельных актов. То, что раньше высоко ценилось, пало, и т0'ной раньше не ценилось, приобрело высокий курс. Расценка из религИ ^ с0 превратилась в светскую. Объем наград стал теперь соизмеряться Нью "божественной благодати", почиющей на личности или касте, ere** тепенью общественной полезности данного индивида или группы. $ с°р^ньше, если на человеке не было этой благодати, он был бесправен. целовек уже в силу того, что он человек, не может быть равным, ибо "человек — свят и самоценен". ^ Этим самым уничтожен один из китов неравенства. раньше, если эта "благодать" признавалась за личностью, она полу- награды, хотя бы и ничего не делала. И наоборот, рабы, женщины,чаЛ ы низших каст, как бы ни была общественно полезна их функция ^абота, не получали прав, ибо были лишены благодати. Теперь, в силу ^ершившегося перелома, распределение благ стремится быть противоположным. Мудрено ли поэтому, что по мере падения религиознои оценки социальных функций и их носителей мы видим развивающийся пост практически хозяйственного прейскуранта в распределении социальных благ. На место святости и касты жрецов, сначала наряду с ними, азатем уже и самостоятельно, приходят воины, служилое сословие — феодальная знатьи дворянство — защитники целости, и безопасности страны.Социальныйкурс их общественной роли быстро растет — растут поэтому и их привилегии. Лозунг "каждому по его заслугам " получает форму: "каждому по мере его участия в обороне страны от врага, по мере его ратной службы и участия в ее управлении ".
|