Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Не претендуя совершенно на сколько-нибудь исчерпывающий ответ, заведомо невозможный в пределах данной статьи, укажем лишь основ­ные штрихи происшедшего перелома.





При сравнении способа установления пропорциональности заслуг и наград в древних обществах и в новых, первое, что бросается в глаза, это тот факт, что в древности критерий оценки был не индивидуальный и не равный. Тот или иной поступок индивида оценивался не сам по себе, а в зависимости от того, к какой группе принадлежал этот индивид. Иными словами, мерой достоинства индивида была не совокупность его личных качеств и заслуг, а характер той группы, членом которой он был. Ьсли эта группа занимала вершину общественной лестницы, если она оыла окружена ореолом, все ее плюсы, весь ее свет и все ее привилегии падали и на долю ее члена, как бы скверен и незначителен сам по себе пи был этот индивид. И наоборот, если группа занимала низы, бесправ- ым был и ее член, хотя бы он был "семи пядей во лбу". Человек касты Раминов всегда был и оставался брамином (исключая редчайшие слу- аи). Судра же, при всех своих заслугах, не мог выйти из своей касты и не к г никогда сделаться брамином. Каждый из них был прикреплен своей касте (или группе), как индивид он был ничем, а подлинная его ло}НОСть опРеделялась высотой социального положения той группы, из Ном котоР°й он вышел. Раб всегда был рабом, а господин — господи-

' между тем и другим всегда была пропасть, все рвЬ1й> будь он храбрейшим и мудрейшим (вспомним Эпиктета), иЗГлЖе был "вещью", и в первые времена рабства ничто не могло ПепсДИТ - "ечать его позорного происхождения. Второй был и оставался Рсоной", хотя бы он был "полной бездарностью" и моральным

ничтожеством. Первый рождался и умирал бесправным, второй ро* ся господином и умирал таковым. Их личные свойства были ни прв*^ и не ими определялось то количество жизненных благ, которое выпа им на долю в жизни. Это количество определялось их принадлежнос*^0 к той группе, к которой они в силу ли рождения или иных усл TbI? принадлежали. Иными словами, аршином, которым измерялась в ности величина заслуг того или иного индивида, были не их личные зас^**" и фактические свойства, а характер и социальное положение той гр^и (рода, касты, сословия), членами которой они были. ^ы

Отсюда легко понять и две следующие особенности старого поряди 1) наследственность привилегий или бесправия и 2) религиозно-юридиче кий характер общественной дифференциации древнего общества.

Так как группа живет долго и не исчезает с одним поколением все, кто родились в ней, механически делались "сопричастниками" ^ свойств. Сын брамина или патриция механически наследовал достоинст­ва и привилегии своего отца, своей группы. Сын рабыни, раба или судру механически становился рабом или судрой. Разбить эти барьеры не было сил. Они были не только фактом, но и правом. Каста от касты от­делялись не только в силу факта, но и в силу религиозно-юридических санкций. Смешение групп было запрещено и объявлено смертным гре­хом и преступлением.

Говоря образно, древняя общественная дифференциация напоминала дом с наглухо отделенными друг от друга квартирами, резко отличав­шимися друг от друга по богатству и роскоши. В одних — было изобилие благ, в других — нищета, болезни и позор. Индивид, родив­шийся в богатой и "высшей квартире", становился баловнем судьбы; раб же, родившийся в рабском подвале, становился "изгоем" и рабом. Вход из одной квартиры в другую не допускался, как не допускается переселе­ние из рая в ад. Все сообщения были замкнуты наглухо, и на страже стояли религия, право и общественная власть, вооруженные всеми сво­ими аппаратами, огнем и мечом и богатым арсеналом земных и небес­ных наказаний.

Рассматривая с этой стороны предыдущую и современную системы оценки заслуг и распределения наград, мы не можем не видеть между ними громадной разницы. Различие это состоит в том, что теперь степень заслуг индивида определяется уже не его принадлежностью к той или иной группе, а его личными свойствами, его индивидуальными заслугами. Несмотря на существующую до сих пор массу пережитков старого порядка, общая тенденция развития такова. И индивидуально, и социально, как общее правило, мы теперь ценим "добра молодца" не по батюшке, не по племени, не по городу, не по роду-корени и сословию", а по нему самому. Нам теперь решительно не важно — лой или черной кости" он, дворянин он или сын пролетария, а ваЖ1^ — кто он и что он сам по себе, что он сделал и какие заслуги прина ^ лежат ему лично. Если таковые есть — будь он "эллин или иудей, р<* или свободный", — мы их признаем. Если нет — будь он сын владетель^ ного князя или сиятельного принца, — для нас его титулы 11ИЧег0^//- прибавят. А это значит, что критерий оценки заслуг теперь стал дивидуальным и равным. Мерка в принципе одна и та же для всех. она была и не индивидуальна, и не равна. Если судра совершал ма gce шее преступление — ему грозила страшная смерть. Для брамина зке ^ было дозволено. "Пусть царь никогда не губит брамина, хотя ® совершил все преступления", — читаем мы у Ману. И наоборот, ^ привилегированный совершал маленький подвиг — его ждали изо'о.. ные награды и почести. Человек же низов мог "срывать звезды с н

ако, не получить ничего. Награды получал не он, а его господин, и, оДН принципе мерка одна и та же. "Декларация прав человека ТеПеРжданина" во Франции и "Табель о рангах" у нас были погранич- И сТолбами, указывающими на границы старого и нового порядков. ЦЫ* право в принципе гласит: "кто сделает то-то и то-то", получает о кто совершит такое-то преступление, будет так-то наказан незави- t°"Vot его происхождения, рода и племени. Мерка индивидуальна Единообразна для всех.

Обращаясь к нашему образу, можно сказать, что современная ооще-наядифференциация похожа на казенный дом с казенными квар­ками. Но отличие от предыдущей картины здесь в том, что эти артиры сообщаются друг с другом, и нет, по существу, ни религиоз- KBix ни правовых барьеров. Сегодня роскошную квартиру занимает Ндин, а завтра ее же может занять "обитатель подвала", если он выпол­нил ряд условий и сделал ряд "подвигов". Рождающиеся в пышных апартаментах теперь могут перейти в подвалы, и наоборот — из подва­лов попасть во дворцы и замки. Все, в принципе, зависит от индивиду­альности и личных качеств.

А отсюда само собой следует: 1) Исчезновение наследственности привилегий или бесправия (падение каст, сословий и вообще правовыхстатусов). 2) Падение религиозно-юридической основы общественной диф­ференциации.

В силу первого сын тайного советника может (в принципе) оказаться человеком без чина, и наоборот — сын прачки — министром и тайным советником. В силу второго — грань между группами (сословиями или классами) теперь только фактическая, а не юридическая. Переход из одной в другую не запрещен и возможен. Общественно-государственные должности не наследственны и не являются монополией избранного сословия. Доступ к ним в принципе открыт для всех.

А все это означает, что личность освободилась от опеки группы, рода, племени, касты, сословия и мало-помалу сбросила с себя все эти пеленки. Теперь она — самоцель, выступает таковой и оценивается как таковая же.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 405. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...


Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия