Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Св. Филипп 2-й, митрополит Московский.





Святитель Филипп, в мире Феодор, родился в 1507 г. от знатных и богатых бояр Стефана и Варвары Колычевых, отличался с юных лет строгим благочестием и начитанностью в божественных книгах, на 30 году тайно скрылся из Москвы и в Соловецкой обители принял монашество, затем там же был игуменом. По настоянию царя Иоанна Грозного, Московским Собором 1556 г. был (против желания) возведен в сан Московского митрополита; но за строгие обличения царя, жестоко казнившего невинных, по интригам развратной опричнины, с бесчестием лишен был кафедры, и, по несправедливому суду, сослан был в Тверь, в Отрочь Успенский монастырь, (см. подробнее в -Истории Карамзина, Соловьева, в житиях святых под 9 числом января, у архим. Леонида, архиеп. Димитрия, Месяцеслов русских святых 9 янв. и др.).

Приведем, по краткой редакции жития святителя Филиппа (по рукописи Моск. Румянцевского Музея № 380) по пересказу г. Колосова (см. Митрополит Филипп и место его заточения в м. Отроче, Тверь, 1902) сведения о пребывании святителя в Отроче и его кончине: "В Отроче монастыре приставили к митр. Филиппу самых лютых надзирателей. Много святитель Филипп испытал здесь бед, лишений и всяческих надругательств, но все переносил он с христианским долготерпением..." Когда я был, говори л впоследствии старец Симеон, в мире Стефан Кобылий, приставом в монастыре у преосвященного митрополита Филиппа, я видел крепкое терпение его во всех скорбях, и от нас он принял не мало напастей, которые мы причиняли ему по особому повелению. Пробыл он в заточении (в Отроче) без малого год. За три дня до своей кончины он стал нам говорить: "приходит время моей кончины". Мы ничего не понимали, а он причастился Тела и Крови Христовой. На 8-й день после этого приехал в Отрочь монастырь первый во всех злых замыслах, свирепый мучитель, Малюта Скуратов. Суровый он вошел в келью святителя, и сначала стал ему говорить с лестью, чтобы митрополит благословил Государя Царя ехать в Великий Новгород. Святитель же сказал ему: "говори правду, говори, чего тебе приказано; за три дня до твоего прихода открыл мне Господь время моей кончины". Малюта быстро предал его страстотерпческой смерти (удавил). Одна горсть крови, замечает повествователь, была во святителе и та была пролита за благочестие. И выйдя из кельи Малюта сказал игумену (Феодосию) и мне: "по вашему нерадению умер митрополит Филипп от чаду келейного". После сего он приказал при себе погребсти тело святителя в том же монастыре за алтарем соборного храма, глубоко закопав тело его в землю. Совершив это, Малюта отправился к царю, бывшему на пути в Новгород.

Святитель Филипп скончался мучеником 28 дек. 1559 г. Через 20 лет братия Соловецкой обители, во главе с игуменом Иаковом, испросили у благочестивого царя Феодора Ивановича, разрешение перенести в их монастырь тело митрополита Филиппа незабвенного для их обители"... Царь благосклонно отнесся к этому ходатайству и послан был особый приказ Тверскому епископу Захарии. Епископ Захария без замедления приказал настоятелю Отроча Монастыря (игумену Феодосию 8-му) указать место погребения святителя Филиппа. Со скорбью исполнил это игумен, не желая разстаться с телом святого... Открыв гроб, обрели в нем мощи святителя нетленными. Тление не коснулось даже его риз. Епископ Захария и весь народ со слезами прикладывались к мощам св. Филиппа, которые Соловецкий игумен Иаков с братиею взял в свою обитель. Это было в 1590 г. В 1652 г. мощи святителя Филиппа, с разрешения царя Алексея Михайловича, по настойчивому желанию митрополита Никона (впоследствии патриарха) были перенесены в Москву (3 июля) и в настоящее время открыто почивают в большом Успенском соборе.

Память о заточении митрополита Филиппа в Отроче монастыре издавна сохраняется в этой обители. В стене арки соборного Успенского монастырского храма сохранилась следующая надпись, вырезанная на камне вделанном в стену: "Лета 7026 (1698) августа в 24 день преставися раб Божий сея обители архимандрит-схимник Иона Болотников и погребен в сей часовне Филиппа митрополита... против сея летописи", Из этого видно, что в XVII в. над местом погребения м. Филиппа в Отроче была сооружена особая часовня. На северном столбе этого храма в сороковых годах XIX века находилась медная вызолоченая доска с надписью: "на сем месте погребен был иже во святых отец наш Филипп, митрополит Московский и всея России чудотворец, от сотворения мира 7078 г., а от Рождества Христова 1570 г. декабря в 28 день; его же мощи в Отроче монастыре были 21 год, потом взяты в Соловки". Рака, в которой мощи святителя Филиппа были перенесены из Тверского в Соловецкий монастырь, в настоящее время находится в Отроче монастыре. По местному преданию, эту раку прислал из Москвы патриарх Никон для переложения в нее мощей св. Арсения, епископа Тверского, а затем, по устройстве серебряной раки для мощей сего святителя, рака эта, по распоряжению Тверского архиепископа Павла (Зернова), была передана в Отроч монастырь, в память того, что святитель Филипп, бывши в Отроче монастыре в изгнании, принял страдальческую кончину, и что в этой же раке мощи его были отправлены из Огроча Монастыря в Соловки" — Вопрос о месте заключения святителя Филиппа в Отроче монастыре и доселе остается неразрешимым. Одни (и большинство) признают, что митрополит Филипп заключен был в келии, под теплою церковью, где ныне устроена церковь во имя св. Великомученицы Варвары; в воспоминание чего на алтарной стене этого храма написана (художницею Жировой) картина кончины святителя, задушенного Малютою, — который, зверски озираясь на святителя, выходит по лестнице вверх из келии. — По мнению других келия св. Филиппа была внизу сей церкви, в подвале темном, в котором Тверская ученая архивная комиссия в 1889 г. не нашла никаких признаков человеческого жилья. Но это помещение некоторыми, (особенно случайными корреспондентами), признано было за место кончины святителя Филиппа и в 1901-м году на средства разных почитателей его памяти (особенно г. В-Мокнова) приведена была в возможно приличный вид и на стенах оного написаны картины из жизни святителя, как то: Последнее служение его в Успенском Московском соборе (копия с картины Пукирева), "Последние минуты жизни митрополита Филиппа", (копия с картины Новооскольцева), "Посмертное явление его Грозному царю Иоанну" и "Перенесете мощей святителя из Отроча монастыря в Соловецкую обитель" и икона св. Филиппа (в рост), пред коею по четвергам еженедельно отправляется молебен святителю с прочтением акафиста — Пред входом в подвальную келию устроен тамбур, в виде часовни, в коей написаны изображения святых, особо чтимых в Отроче монастыре (святителей Московских, Филиппа и Петра, св. Великомученицы Варвары, св. Тихона Задонского, Максима Грека и др.).-От времен святителя Филиппа сохраняется древняя икона св. Великомученицы Варвары, по преданию, его келейная икона. В Отроче при настоятельские келиях — в верхней церкви устроен теплый храм в честь св. Московских митрополитов Петра и Филиппа; до 1895 г. было два отдельных престола (в ряд), посвященных один святителю Петру, а другой святителю Филиппу.

Изображается святитель Филипп, согласно Иконописному Подлиннику (Филимонов под 9 ч. января): "иже во святых отец наш Филипп, митрополит Московский и всея России; подобием исчерна надсед, власы с ушей кратки, брада аки Николина, покороче, надсед мало, на главе шапка святительская, риза святительская, саккос, в омофоре, в руках евангелие". (И. Барсуков. Источники русской Агиографии) *).

Святителю Филиппу первоначально (в Москве)' праздновали в день его кончины-28 декабря (в Декабрьской Минее 1636 г. помещается ему служба). Но затем, по случаю предпразднества Рождества Христова (вероятно, во 2 и половине 17 в.) было перенесено празднование ему на 9 января. — В "Выходах Царей" за 1661 г. (стр. 367) под 23 числом декабря замечено: "праздник митрополита Филиппа праздновать Государь не изволил, а праздновал после Рождества, Генваря 9". В Уставе (1682) и Месяч. Минее (1699 г.) память св. Филиппу показана 9-го января и под этим числом помещена та же служба, что прежде помещалась в Декабр. Минее (1636 г.). Празднуется в честь его 3 июля в воспоминание перенесения его мощей из Соловецкого монастыря в Москву, где впрочем праздновали ему и в другие дни (см. Месяцеслов русских святых, 9 янв.).

Тропарь святителю Филиппу (под 9 числом января), глас 8-й: "Первопрестольников преемниче, столпе православия, истины поборниче, новый исповедниче, святителю Филиппе, положивый душу за паству твою, тем же яко имея дерзновение ко Христу, моли за Императора Православного, за град же и люди, чтущие достойно память твою". Под 3-м числом июля помещается другая служба св. Филиппу (на перенесение его мощей), но тропарь тот же, что и 9 января.

В Твери, в Отроче монастыре, совершается архиерейская служба во дни памяти св. Филиппа (9 января и 3 июля); в с. Покровском-Знаменском, Корчев. уезда, Тверской губернии старинная церковь (каменная) посвящена св. митрополиту Филиппу-помещиком Колычевым (отдаленным его родственником); в этом храме особенным почитанием пользуется местная (в иконостасе) икона святителя.

 

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 428. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия