Преподобный Дионисий, Троице Сергиевой Лавры архимандрит.
Дионисий, архимандрит Троице-Сергиевой Лавры, был родом из Тверской епархии; родители его (Феодор и Иулиания) переселились из с. Зобнина, Кашинского уезда, сначала в г. Ржфв, а затем в г. Старицу, слыли по прозванию Зобнинскими; Дионисий. в крещении Давид, родился, вероятно, в этом городе. По достижении совершеннолетия, он, по настоянию родителей, вступил в брак. Как человек. отлично изучивши св. Писание и, по своему духовному настроению, строго благочестивый, он был посвящен во священника к Богоявленской церкви с. Ильинского в 15 верстах от г. Старицы. (Ныне нет не только храма, при коем он служил, но и самого села; впрочем местность, где оно было, в народе слывет под названием "Ильинщина" и принадлежит к церкви с. Глебова; в этом храме, по убеждению Тверского архиепископа Димитрия, (Самбикина), в 1904 году прихожанами на свои средства устроен придел во имя преподобного Дионисия, (о коем они, к сожалению, и не ведали). Дионисий, чрез 6 лет лишившись супруги и двух детей, немедленно поступил в Успенский г. Старицы монастырь, принял иночество и вскоре, по избранию его братией настоятелем обители, был возведен в сан архимандрита. Дионисий много потрудился в благоустроены монастыря, в котором и доныне осталось довольно памятников его трудов (особенно по списыванию богослужебных книг и святоотеческих творений); в 1607 г. он участвовал в погребении патриарха Иова. В смутное время на Дионисия, бывшего в Москве по сбору на монастырь, обращено было особенное внимание патриарха Гермогена и царя Василия Ивановича Шуйского. Патриарх в пример всем указывал на Старицкого архимандрита (Дионисия), которого в 1610 г. (по удалении в Псков архим. Иоасафа) поставил настоятелем Троице-Сергиевской Лавры. Здесь он выказал неутомимую деятельность в спасении церкви и отечества от врагов. При нем Лавра оказала геройские подвиги и, по молитве пр. Сергия, при умелом и энергичном управлении Дионисия, не сдалась врагам. Все средства богатой Лавры он тратил на содержание больных, раненых воинов, выдавал пособие русским войскам, мирил для блага отечества предводителей русских дружин (Дим. М. Пожарского, Дим. Т. Трубецкого и др.). Не ограничивая своей деятельности одною Лаврою, он, по убеждению патриарха Гермогена, писал обширные и сильные увещания и грамоты к русским людям (в Нижний Новгород, Казань, Рязань и др.), чтобы они восстали на освобождение Москвы и отечества. Особенно сильна и всестороння была его деятельность, когда не стало столпа русской церкви, святейшего патриарха Гермогена; 11 авг. 1612 г. Дионисий на горе Волкуше благословил русские войска на изгнание врагов из Москвы и им же, по очищении Кремля от ляхов, на Красной площади, на Лобном месте, был отслужен благодарственный молебен. Затем Дионисий с неутомимой энергией принялся за возобновление Троице-Сергиевой Лавры; им было обращено большое внимание на благолепное пение и чтение при богослужении. церковное чтение святоотеческих творений. на исправление богослужебных книг. Но, к сожалению, грубое невежество старшей братии принесло ему много оскорблений и бедствий; за уничтожение из Требника при освящении воды лишнего слова "и огнем” его объявили еретиком, подвергли темничному заключению и телесным истязаниям и только заступничество за него прибывшего в 1619 г. Иерусалимского патриарха Феофана, спасло его. Преп. Дионисий после многих жизненных тревог и бедствий скончался 10 (12) мая 1638 г. и перед смертью он принял схиму. Отпевание тела его было совершено самим Патриархом (Филаретом). Тело его погребено в Троице- Сергиевой Лавре, под спудом, в Серапионовой палатке. Преп. Дионисий был высокого роста, статный, с благолепным лицом, с веселым взором глаз, с длинною и широкого бородою; с него, уже умершего, снят был портрет, который хранится в Троице-Сергиевой Лавре. На портрете надпись: "Образ Св. Дионисия, архимандрита Троицкаго. В иконописном Подлинник он описывается так: "Подобием мало надсед, брада аки Власьева, гораздо шире, ризы архимандрические, и в шапке; вецыи-пишут, ризы преподобнические и в схиме". (Филимонов 54). На иконе "Собор Тверских Святых” Дионисий написан в митре (шапке), и в священнической ризе; в правой руке его крест, а в левой свиток, на котором написано: "аще, брате, кто постраждет ныне, той мученик будет Господеви своему". Память о преп. Дионисии — на его родине, в г. Ржеве, увековечена устройством придела в его имя при Владимирской (Богородицкой) церкви; в этом храме хранится древняя, замечательная икона пр. Дионисия в молении; на выступе иконы надпись: "архимандрит Дионисий ТроицеСергиева монастыря". Эту икону считают портретом (современным изображением) пр. Дионисия. Во Ржеве с 1871 г. при Владимирском храме существует Арсение-Дионисиевское братство для вспомоществования бедным жителям г. Ржева). В Старице, в Успенском монастыре, где настоятельствовал пр. Дионисий, в Троицком летнем храме в 1897 г. в настоятельство архимандрита Николая (1905 г.) Архиепископом Димитрием был освящен придел во имя его; при освящении храма были употреблены архим. митра, богослужебные сосуды и прочее современные преподобному Дионисию. В честь пр. Дионисия составлена келарем Симоном Азарьиным служба, но она не внесена в Богослужебную Минею и печатается отдельною книжкою, вместе с житием его, составленным тем же Симоном Азарьиным (| 1665 г.). Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Дионисий местно чтится, как святой (см. у архиеп. Сергия, архим. Леонида и др.). Тропарь, глас 3-й: "Земная, прельщающая очеса миролюбцев, возненавидел еси, отче Богоносне Дионисие, за уметы та вменив, шествуя путем скорбным, в терпении добр воин Христов явился еси, победив страсти мира, был до конца непоколебимый благочестия поборник. Тем же мы днесь, совершая священную память твою, духовными тя песнями ублажаем, и смиренна молим, да, предстоя престолу Господа, ходатайствуешь о спасении душ наших”. (Архиеп. Димитрий, Месяцеслов русских святых, Май. 2-й вып. 12 мая).
|