Амфитрион (Заза Микашавидзе) неторопливо пил утренний кофе. А
Алкмена (Нинели Чанкветадзе), собирая мужа в дорогу, упаковывала в Дорожный мешок термос. На войну здесь уходили на минуточку. Именно Такое ощущение, хотя и недолго, сохранялось и в 1941 году. Сюжет купался в мелодиях старых фокстротов и танго, прыгал, как Мяч, между смехом и слезами. То стилизовался под романтический театр На котурнах, то будто бежал через старый грузинский дворик, в котором Радовали слух и глаз чисто национальные зарисовки быта и нравов. То Рождал бурю ассоциаций (для тех, кто знает и помнит) — со старыми Фильмами о войне (не о битвах, а о людях), со старыми спектаклями Самого Туманишвили, которые для одних были новым словом в Искусстве, а другим казались попранием национальных традиций. Как ни странно, и «Амфитрион» разделил зрительный зал. Кто-то из Молодых уходил с него с разочарованным видом — он пришел на встречу С легендой, а легенда выглядела как-то немасштабно. Вместо Монументального полотна ему предложили любоваться рыжими завитками волос на висках красавицы Алкмены. «Так ставили в 60-е», — Свысока сказал кто-то рядом. И был не прав. Так ставил еще раньше Только Туманишвили и был за это нещадно обруган. Как мало мы Помним. Как быстро забываем. Как легко путаем мастера с его Эпигонами. Впрочем, и об этом Туманишвили догадался раньше нас. Еще в 1983 году он написал в своей книге «Режиссер уходит из театра»: «Иногда я думаю, что мое театральное поколение было чем-то вроде Понтонного моста, который временно навели, чтобы перейти на другой Берег, а затем разобрали. А нам казалось, что мы строим навечно. По Этому мосту театр перешел от искусства романтического, декла- Мационного, патетического, риторического к искусству режиссерских Метафор, в котором актер стал играть роль инструмента в большом оркестре». Даже если это и так, это совсем немало. Что и доказывает Творчество самых знаменитых учеников Туманишвили — Темура Чхеидзе и Роберта Стуруа. ... Ночь опускается в Фивы. Тьма обнимает сцену. «Я люблю тебя», — шепчут вечные влюбленные, Амфитрион и Алкмена. «Я люблю тебя» — Это были последние слова последнего спектакля Туманишвили. Он Видел в жизни много плохого, как утверждал сам. Но считал себя Счастливым человеком. Что такое счастье, он и попытался объяснить в Своем последнем спектакле. Счастье — это просыпаться от того, что Солнце светит в окно; это знать, что любишь и любим; вдыхать запах Травы после дождя и слушать шум прибоя; радоваться, что у тебя есть Дети и внуки... И будет жизнь, несмотря ни на что. Человека, который Видел много плохого, стоило послушать. Наталья Казьмина ОГЛАВЛЕНИЕ А.Васильев. Из тумана вышли................................ 5 Н.Казьмина. От редактора.................................... 7 Наталья Крымова. Их невозможно утомить и успокоить. Природа грузина сама по себе театральна..................... 13 Вступление............................................... 19 Глава VI. Модель будущего спектакля....................... 21 Глава VII. Идейно-тематический замысел (литературный анализ). 26 Глава VIII. О действенном анализе (первая часть режиссерского плана)................ 40 Глава IX. Театральный анализ (вторая часть режиссерского плана)................ 64 Глава X. Преображения.................................. 87 Глава XI. Режиссерское решение спектакля (третья часть режиссерского плана)................ 102 Глава XII. «Юлий Цезарь». Экспликация.................... 123 Глава XIII. Зритель....................................... 165 Глава XIV. Обратная связь................................ 173 Глава XV. Упражнения, используемые при воспитании режиссеров 186 ПРИЛОЖЕНИЕ........................................... 207 Глава I. Наука и искусство.............................. 208 Глава II. Отступление в таинственную страну стилей......... 214 Глава III. Творческое воображение........................ 223 Глава IV. Специфика театрального искусства................234 Глава V. Первичные элементы актерского искусства......... 239 Указатель использованной литературы....................... 254 Конспект учебника по режиссуре (для студентов и только для студентов)....................... 257 Невыносимая легкость бытия. Последний спектакль М.Туманишвили........................ 261 Идея издания — Анатолий Васильев Редактор-составитель— Наталья Казьмина Художник издания — Игорь Попов Дизайн и компьютерная верстка — Сергей Чернышев Ответственный за выпуск — Аркадий Раскин __
|