На сцене жизнь актера обусловлена налаживанием его связей с
«предлагаемыми обстоятельствами». Эти связи выражаются через Точно найденные ко всем предметам, партнерам, событиям спектакля Сценические отношения, которые подобны жизненным. Пребывать в Предлагаемых обстоятельствах — значит, наладить процесс Реагирования на условный мир как на безусловный, поверить в Искусственное как в действительно существующее. Силой воображения актер заставляет себя поверить в то, чего на Самом деле нет, и правильно отреагировать на обыкновенную тряпку как На дорогое платье, на воображаемое свидание как на реальное Жизненное событие. Актер верит в то, что холодный утюг накалился, что Платье сгорело, что в комнате пахнет гарью, — и реагирует на это Соответствующим образом. Для актера существуют сотни и тысячи Контактов и реагирований на искусственные объекты как на безусловно Существующие. Для актера поверить, установить отношение — значит, Поведенчески правильно отреагировать. Суметь верно определить эти отношения и сценически овладеть ими — значит, «добиться присутствия», как это называл Ш.Дюллен. Й элемент закона. ДЕЙСТВИЕ Действие есть основа жизненного процесса. Процесс этот можно Условно,, для простоты анализа, разложить на составные части. Будем Считать, что пове дение человека обусловлено какой-либо потребностью. Отсюда: Потребность — желание Действие (активно действующая мысль) 3. Как выполняется действие? Чувство * Любопытно, что, когда M.T. писал эти строки, ему самому было 55 лет. Пример, видимо, Актуален. Каждую секунду своей сознательной жизни человек чего-то хочет, к Чему-то стремится, чего-то желает. Вне желаний человек существовать не может. Жизнь его —это цепь желаний, «хотений». Наличие желания (или потребности) мобилизует человека на действие. Он как бы Программирует его, готовится к совершению поступка. И, наконец, Совершает это действие. Одновременно с возникновением желания и Его реализацией в действии у человека возникает определенная эмоция, Чувство, которое им овладевает. В эмоциях отражается значимость для Человека данного поступка. Желание — чего я хочу? Действие — что я должен сделать? (установка) Реализация желания — как я делаю? Чувство — что я чувствую? Желание и действие — процессы, руководимые волей и сознанием человека, но «как я делаю» и «что я чувствую» — процессы Подсознательные. Человек в жизни обычно не контролирует, как он Совершает то или иное действие, он не способен полностью руководить Своими эмоциями. Помещенный в обстоятельства сценической игры, актер определяет «желание» (чего я хочу?), которое у него должно было бы быть, «если бы» этот процесс действительно происходил в жизни. Вспомним еще раз этюд с прожженным платьем. Какие «хотения», желания владеют девушкой из этого этюда? Поскорее подготовиться к свиданию (для этого надо получше Выгладить платье). Узнать, кто зовет ее с улицы. Побыстрее закончить разговор с не вовремя пришедшей подругой. 4. Определить, что может гореть (откуда запах)? Спасти платье и свидание. Непосредственная реализация желаний есть действие как таковое (что я делал?). Все действия, совершаемые актером, имеют определенное внешнее проявление, то есть то, что можно назвать «как я это делаю». Станиславский называет это «как» — «приспособлением». Одно и то же Действие разные люди выполняют совершенно по-разному. Это зависит От их темперамента, привычек, жизненного опыта, настроения, может Быть, сегодняшнего физического состояния и т.д. Сколько людей на Земном шаре каждый день утюжат платья, но, вероятнее всего, каждый Проделывает это с характерными только для данного человека осо- Бенностями. К первым двум линиям прибавляется еще и третья: Желание — чего я хочу? Действие — что я делаю? Приспособление — как я это делаю? (т.е. реализация Желания) В этюде с девушкой, которая собирается на свидание, разные актрисы, реализуя одно «желание» — побыстрее подготовиться к Свиданию, наверняка используют разные физические действия (что я делаю?). Одна будет торопливо, но тщательно выбирать Платье, принесет гладильную доску, долго будет ее устанавливать и
|