Информации). Так называемая оценка происходит постепенно, по мере
«узнавания». Пример. Й признак. Человек видит приближающуюся к нему фигуру. Мало Ли что может быть, человек ждет троллейбуса. Й признак. Подошедший нетвердо стоит на ногах, покачивается. Мало ли где человек был. Чуть подвыпил. Бывает! Й признак. Подошедший пристально уставился на человека. Человек отвернулся, тогда вновь подошедший тихо его выругал. Вот невоспитанный тип! * Мысль, наверное, спорная. В этом месте в рукописи М.Т. даже стоит «восклик» Н.Крымовой, выражающей своей несогласие. (Н.А. много писала о Туманишвили, была первым редактором его книги «Режиссер уходит из театра». Собственно, та книга просто Родилась из писем М.Туманишвили к Н.Крымовой. Наконец, они были большими Друзьями. Поэтому, естественно, что и рукопись другой своей книги, той, что сейчас перед вами, М.Т. отдал читать любимому критику.) Возвращаясь к тому, что «в жизни сначала действуют, потом осознают», мы можем сказать так: мысль спорная, но в данном Случае не следует понимать ее буквально, М.Т. важно обозначить принципиальную Разницу между последовательностью действий в жизни и на сцене. Й признак. Человек возмутился, тогда хулиган стал поносить его громко. Это типичный хулиган, бандит! Й признак. Человек пошел прочь, а хулиган побежал за ним. Надо спасаться! Все эти изменения могут происходить в очень быстром темпе, В одно мгновение, или в медленном. Беспрерывные контакты-реагирования субъекта со средой дают возможность сохранять некоторое «равновесие» на определенном отрезке жизни. Но это «равновесие» нарушается в то же мгновение, как Только одно из обстоятельств, составляющих эту среду, изменится или Появится новое обстоятельство. Тогда человеку придется вновь искать Контакты между собой и средой, его поведение тоже изменится, Изменятся его желания и действия, темп его жизни, изменится Эмоциональное напряжение его нервного аппарата. Этот процесс длится В бесконечном жизненном потоке до тех пор, пока работает Человеческое сознание (а значит, и самый главный его элемент — Внимание). Он нарушается, если человек спит, находится в беспамятстве Или сошел с ума. В момент изменения предлагаемых обстоятельств меняется и Сценическая задача, а, следовательно, организуется новая сценическая Ситуация. Момент перехода от одного действенного эпизода к другому Есть момент оценки. Для актера этот момент наиболее сложен и требует полной отдачи Внутренних сил. Ряд оценок — это уже схема развития действия. Это Километровые столбы вдоль дороги сценических перипетий, это схема темпов и ритмов в процессе действования, это дорога «сквозного действия» — компаса сценической жизни. Девушка спешит на свидание. С и т у а ц и я о р г а н и з о в а н а Определенными предла гаемыми Обстоятельствами и сценической Задачей. Но вот девушка слышит с Улицы голос, зовущий ее. Новое Обстоятельство меняет задачу, Рождает новую. Разговаривая с Болтливой собеседницей, девушка Вдруг чувствует запах гари. Она ищет Причину запаха и обнаруживает про- Жженное платье. Обстоятельства Снова изменились, появилась новая Сценическая задача. В обоих случаях Мы имеем дело со сценической Оценкой. О ц е н к а — э т о к а ч е с т в о Реагирования на неожиданную смену Предлагаемых обстоятельств. Чем объективнее отражается в Человеческом сознании окружающий его мир, тем больше у человека Возможностей дать правильную оценку событий, с которыми он Столкнулся, и принять решение. Й элемент закона. ТЕМПО-РИТМ Степень активности сценической задачи в процессе столкновения с Предлагаемыми обстоятельствами — это и есть ритм. Степень Состояния актера — это единица ритма. Степень внутреннего напряжения, т.е. ритм, зависит от ситуации и Качества темперамента данного субъекта. Известны четыре типа темперамента: Холерический; Сангвинический; Флегматический; Меланхолический. В зависимости от качества темперамента каждый из субъектов будет По-разному реагировать на один и тот же раздражитель (в нашем случае — на разъяренного хулигана). Холерик при виде пьяного хулигана, вероятно, закричит на него, а
|