Глава XVII. Практические занятия по мастерству и режиссуре.
«Лепка идеи» («Зубы, врач», «Доктор философии», «Отелло» и Т.д., телеграммы-сюжеты 1. «Конспекты» событий классических пьес в действии Глава XVIII. Режиссерский план (экспликация) Литературный анализ (идейно-тематический замысел) Театральный анализ 3. Шаблонная схема «укладки» всех элементов театрального Анализа Творческий замысел Глава XIX. Проблемы формы и содержания театрального искусства Форма (искусство — это в конце концов форма) Примеры гармонического слияния содержания и формы (классические формы) Сценическая метафора НЕВЫНОСИМАЯ ЛЕГКОСТЬ БЫТИЯ Последний спектакль М.Туманишвили* Мая 1996 года Михаила Туманишвили не стало. Он уже никогда не поставит свой «Вишневый сад», который сочинял почти 10 лет.** И, Думаю, дело было не только в творческих муках. Похоже, все-таки «предлагаемые обстоятельства», в какие попала Грузия, помешали Режиссеру вместе с чеховскими героями естественным образом Распрощаться со старым домом, в последний раз окинуть взглядом Детскую, увидеть маму в белом платье, идущую по саду, и броситься в Париж «к этому ужасному человеку». Любовь к родному пепелищу для Туманишвили никогда не была пустым звуком. «Когда умирают люди, меняются их портреты», — сказал поэт. Наверное, когда умирают режиссеры, меняются их спектакли. Создатель «Амфитриона» вряд ли замышлял его как завещание. Но слишком Многое в нем после смерти М.Т. выглядело символичным. Вот именно так Его мог поставить только Туманишвили, семидесятипятилетний Режиссер-мудрец, который прошел всю войну, знал, почем фунт лиха, Видел смерть в 40-х и увидел ее в 90-х на улицах родного Тбилиси. В Сущности, он прожил невероятно счастливую жизнь. Хотя постоянно бурчал, что его предают ученики. Постоянно помнил, как «били» его Театральные оппоненты. Болезненно переживал, что его лишили театра В его лучшие творческие годы. Но он все-таки прожил счастливую жизнь. Занимался делом, в котором был талантлив и смел. Ставил то, что хотел. Почти всегда. Под конец жизни создал собственный театр — Театр Киноактера. Воспитал талантливых учеников, которые составили славу Грузинского театра и кино. Был любим и любил. Это все и читалось в «Амфитрионе». Почти одновременно с этим спектаклем вышли два шекспировских «Макбета», поставленные учениками М.Туманишвили. Т.Чхеидзе Сделал спектакль в петербургском БДТ, Р.Стуруа — в родном Театре Имени Ш.Руставели. Все три отразились друг в друге, как в зеркале, и напомнили «пейзаж после битвы». Для того, кто хорошо знал Чхеидзе, было ясно, что «Макбет» — не его Пьеса, а человек, вляпавшийся во власть, — не его герой. Нежного и Тонкого психолога, Чхеидзе всегда больше интересовали не победители, А побежденные, не насильники, а жертвы, не столько сами поступки, Сколько их побудительные мотивы. Спектакль производил неоднозначное впечатление: что-то в нем казалось тривиальным, что-то Было трагичным и сильным (например, безумие леди Макбет и смерть Макбета). Критики поторопились вычленить в его спектакле лишь * «Амфитриона» Ж.Жироду (1994) показали в Москве вскоре после смерти М.Т. Театр Киноактера приезжал в Москву много раз. В октябре 1982 года в столице увидели спектакли «Дон Жуан» Мольера (1982) и «Свиньи Бакулы» Д.Клдиашвили (1979). В июле 1988 года, на фестивале «Театр и время», театр играл «Наш маленький городок» Т.Уайлдера—Р.Габриадзе (1983). В 1991 году, на фестивале памяти А.Эфроса, театр снова показал «Наш городок». В мае 1996 года театр участвовал во Втором Международном Чеховском фестивале со спектаклем «Амфитрион» Ж.Жироду. В ян- варе 1997 года театр сыграл в Москве спектакли «Наш городок», «Свиньи Бакулы» и «Сон в летнюю ночь» В.Шекспира (1992). ** Репетиции начались в 1984 году (Раневскую должна была играть К.Долидзе, Лопахина — З.Кип-шидзе), возобновлялись в 1989 и 1995 годах. Публицистический пафос, к которому с давних пор мы испытываем Недоверие, и стали подыскивать персонажам Шекспира в интерпретации Чхеидзе реальные рифмы и имена. То, что пьесу слишком просто было Вписать в современный контекст Грузии, сыграло с режиссером злую
|