В.А. ТЮРИН 18 страница
- Верхний Египет. Семиты и бедуины не принимали участия в государственном строительстве. Они расположились на юге в стране Куш (Нубия), на северо-западе в Ливии и на Синайском полуострове, где находились медные рудники. В походах за медной рудой египтяне захватывали не только руду, но и семитских женщин, часть из которых по прибытию в Египет либо отпускали, либо выгоняли. Кроме того, не было ограничений и на передвижение кочевников в пределах Египта, что тоже делало семитских женщин доступными. Необходимо отметить, что проблема нормализации половых отношений между семитскими аборигенами и пришельцами древними русами стояла остро не только в Египте, но по всей полосе контакта между этими двумя видами человека. В Древнем Египте законодательно единобрачие положил царь Сварог, и это писано в летописи так: «Преже бо сего жены блоудяху, к немуже хотяше и бяхоу акы скотъ блудящее. Аще родяшеть дътищь, который и любъ бываше, дашеть: «Се твое дитя». Он же створя- ше празднество приимаше. Феость же сь закон рассыпа и въстави мюжю едину жену имъти и женъ за одинъ моужь посагати; аще ли кто переступить да ввергнуть и в пещь огне ну». А в Хронике Малалы (гл. IV четвёртой книги) повествуется о царе Аттики Кекропсе, который так же, как Сварог, «повелъ законъ положити женамъ...да дъвица за единъ мужь посягаетъ», ибо прежде женщины «антическы и афинейскы и ближнихъ мъсть звъриномъ смъсомъ смъшахуся»; при этом «никтоже убо въдяше, чии есть сынъ или дщи, но якоже будяше матери годъ, такоже речаше «сего есть сынъ или дщи», и дадяше роженое отро- чя емуже хотяше мужу от бывшихъ с нею... Ирадовашеся приемлян отрочи. Ксероксъ же от Египта пришелъ от- верже законъ той». Заметим, что в приведённом фрагменте говорится, что Кекропс пришёл в Афины из Египта. Однако Ф. Любкер разъясняет: «Кекропс (Cecrops, Кікроці) аттический автохтон, т.е. древний природный житель страны, сын земли и поэтому изображавшийся со змеиным туловищем. Он основал Афины и построил акрополь, названный по его имени Кекропіа; страна, которая до того времени называлась Актою, также получила от него название Кекропии. Он разделил жителей на 12 общин и первый просветил народ, а также учредил поклонение Зевсу и Афине. От своей жены Агравлы (’AypauAoq) Кекрон прижил Эрисихфона (т.е. пахаря, взрывающего почву), затем дочерей Агравлу, Герсу (‘Ероф и Пандросу (Пдѵброоод). Эти дочери Кекропса были собственно существами божеского характера, связанными с культом Афины. Пан- дроса и Герса (назывались также ‘Epaq и ‘Eppq) были богинями росы. В Пандросее стояла священная маслина, сотворенная Афиной; этот дар богини нуждался в покровительстве богини росы. Агравла (Аглавра) первоначально обозначала особую сторону Афины Паллады, носившей также прозвание Агравлы, а именно ее отношение к успеху земледелия. Она имела в Афинах священную рощу, в которой афинские юноши в военном вооружении приносили гражданскую присягу, призывая Агравлу, Авксо и Гегемону. Агравла была подругой Арея и родила ему Алкип- пу. Герса была любима Гермесом и родила ему Кефала; Пандроса, говорят, от Гермеса имела Керика, родоначальника элевзинских кериков. Кекропс был героем древнепеласгического племени, распространенного по Аттике, Беотии и окрестностям; поэтому предполагали нескольких героев этого имени, основавших пеласгические города с именем Афины, в Беотии при Копаидском озере и на Эвбее. Позднейшие греки превратили его в египетского переселенца из Саиса» [Любкер, 2007, ст. Кекропс]. • ПОСЁЛОК АРЕЯ (Португалия). • ГЕРМЕС -0. • КЕКРОПС - 0. • ГОРОД АФИНЫ (Греция). Как видим, мифологические контексты древнерусского Сварога в Египте и древнепеласгического Кекропса имеют много общего. И для того чтобы Кекропс смог вослед Сва- рогу установить в Аттике (Пеласгии) выше обозначенные законы, он должен был существовать одновременно или чуть позже Сварога, то есть в 5 - 4-м тыс. до н.э. И изобретение медных орудий должно быть отнесено к 5 - 4-му тыс. до н.э., поскольку в раннем царстве Египта (около 3000 - около 2800 до н.э.) медные орудия уже были известны, и в это время они совершенствовались. Отождествление Сварога с Феостом, то есть с Гефестом, имеет свои интересные моменты. Греческий Гефест в Риме отождествлялся с богом по имени Volcanus. Учитывая корень «Ѵоіс» и огненную структуру функциональности этого бога, несложно его отождествить со Змеем Огненным Волком. По преданию, его кузница находилась в горе Этна, где киклопы ему служили помощниками. Женою Гефеста в «Илиаде» (18, 392) является Харита, у Гесиода (theog. 945) Аглая, а с тех пор как его стали отождествлять с Гефестом, Вулкану дали в супруги Венеру [Любкер, 2007]. Гефест в греческой мифологии, как и Сварог в древнерусской, бог огня и кузнечного дела. Гефест - бог негреческого происхождения, но в Аттике одна из фил (единиц) носила имя Гефеста, а сам он почитался среди главных божеств жителями Аттики - «сыновьями Гефеста» (Aeschyl. Eum. 13). Орфический гимн изображает Гефеста как некую космическую силу во всей её фетишистской нетронутости. Он - мастер и художник, но он же свет, огонь, эфир. Он охраняет дома, города и племена, но он же - луна и все светила, сияющий, всё пожирающий демон (LXVI), то есть Гефест - и Олимп, и преисподняя, и высшее творчество. После низвержения Гефеста с Олимпа его спасли жители острова Лемнос синтийцы; там находился город Гефестий и гора Мосихл с кузницей бога. С островом Самос находились города Гефестополь и Гефестион. Но на Крите отсутствуют малейшие указания на культ Гефеста [Мифы, 1988]. 4.2.2. Поздние русско-египетские связи Во второй половине неолита русско-египетские связи имеют в основном военный и торговой характер. Так, к ео- лосовскому времени (24 в. до н.э.) летописи относят хождение древних русов на Египет под предводительством Словена и Руса: «Хождаху ж и на Египетъския страны воеваху, и многое храбрьство показующе во еллинских и варварских странах, велий страх от сих тогда належа- иіѳ» [Сказание, 1977]. И востоковеды И.М. Дьяконов и А.Ю. Милитарёв обнаруживают в египетских источниках эпохи Древнего царства (середина 3-го тыс. до н.э.) свидетельства присутствия светлых европейцев, которых в Египте называли ливийцами[99] kihn[aw]u «светлые», или ксантох- рои[100] «цари». «Светлокожие европеоиды атлантического типа реально засвидетельствованы: 1) в египетских росписях, изображающих ливийцев- кихну конца 2 - начала 1 тысячелетия до н.э., живших у западных границ Египта, т.е. в Восточной Сахаре; 2) на Канарских островах, как потомки гуанчей» [Дьяконов, Милитарев, 1984]. К этому же периоду, то есть к середине 3-го тыс. до н.э., египетские Фивы стали главным египетским астрологическим центром. Через 500 лет, в эпоху бронзы, торговые контакты древнерусских племён с Древним Египтом происходили, в том числе, и через представителей катакомбной культуры, распространённой во 2-м тыс. до н.э. в Северном Причерноморье и Нижнем Поволжье [Попова, 1955]. В Приказанском Поволжье и соседних районах Нижнего Прикамья, а также на обширной территории в бассейне рек Кама, Белая, Вятка, Ветлуга на основе древнерусской во- лосовской культуры под влиянием родственной срубной культуры сформировалась приказанская культура (16 - 9 вв. до н. э.). В 8 - 3 вв. до н.э. её сменила ананьинская культура земледельцев, скотоводов, охотников и рыболовов. Ананьинцы торговали с племенами Кавказа и Сибири, скифами, сарматами и др. Среди племён ананьинской культуры были распространены культы женского божества, неба, солнца. На Конецгорском селище 4 - 3 вв. до н.э. ананьинской культуры, которое расположено на правом берегу реки Чу- совая, близ деревни Конецгор Пермского района Пермской области, найдена «бронзовая статуэтка египетского бога Амона» [Збруева, 1952]. Культ Амона - «царя богов» - появляется в качестве бога Фив с 11-й династии (1991 - 1785 гг. до н.э.), а в эпоху 18-20 династий этот культ достиг процветания. А позже проник в Грецию и Рим. Амон (тп) - древнеегипетский бог плодородия. Его священным животным является баран с закрученными рогами. Амон изображался в виде человека с бараньей головой. Согласно русской мифологии, корова Земун жила на острове Березань, которым является весь континент Евразия. В центре него находятся Рипейские горы - то есть Урал. Мимо гор, из вымени божественной коровы Земун, матери бога Велеса (Господа) течёт молочная река - Белая. Или другое её имя Агидель - славянская богиня, дочь Али и Ильма. 4.3. Законы Сварога и Дажьбога На смену Тоту I пришёл Тот II, впоследствии древние греки называли его Гермий Трисмегист, или Гермес Триж- дывеличайший. То есть вышеописанный Триглав, он же Сириус-Сварог. Тот II, Сварог построил первую Великую пирамиду. В конце 6-го века до н.э., во времена, когда Пифагор обучался в Египте, жрецы Конопский, Гелиопольский, Мемфийский ещё сохраняли в неприкосновенности учение Трисмегиста, но, по указанию Верховного жреца - Гиеро- фанта Фивского, из этого учения сделали таинство, ибо официально оно преследовалось. Как мы уже сказали, законы Сварога всегда в древности имели главнейшее значение. Эти законы передавались потомкам. Среди таких законов космогонические и теогонические элементы учения Сварога (Гермеса-Тота). Некоторые исследователи относят их ко временам авестийской книги «Дамдад-Наск» (ок. 500 до н.э.). Как мы показали в пп. 2.1, 2.4. и 4.2, зороастризм был создан древнерусскими переселенцами, ведомыми богом-богатырём Сварогом, которого семитические греки называли Гермесом. Другие исследователи связывают эти законы с Древним Египтом. Древние египтяне называли бога, установителя законов, именем Тот (Дхути). Первоначально это (или подобное) имя носил некий маг и ученый эпохи додинасти- ческого Египта (середина 3-го тыс. до н.э.). Причём, возможно, это был жрец, позже сам объявленный богом. Как мы показали в п. 4.2., в 3-м тыс. до н.э. Египтом правили древнерусские фараоны, потомки Дажьбога (возможно, его сыновья). Но культ Тота возник ещё до Древнего царства, то есть до 2800 года до н.э. Имя Тота выбрано достаточно произвольно. У него существуют и другие имена, например, Qout (Кут), QwJ (Квй), Thoth (Тоз), Dhwtj (Дэвтй) или егип. Dhowti (Довти). Два последних имени чрезвычайно сходны с русским словом ДОВАТИ. А, как известно, имя Дажьбога обозначает «Дающий бог». Кроме того, Древнее царство началось с воцарения первого царя III династии Джосера, то есть буквально О^царя), а жрецами Тота (Dhowti) были гермопольские номархи, которые ещё в конце 2-го тыс. до н.э. носили титул сыновей Тота-Дажьбога. Как видим, избрав не то имя Дажьбогу, историки сотворили из него Тота, «другого» «египетского» бога. Но если продолжить параллели, то всё становится на свои места. Женой Тота в египетском варианте древнерусской мифологии считалась богиня Маат, а женой Дажьбога в самой древнерусской мифологии являлась богиня Мара. Как мы показали выше, Дажьбог ввёл солнечный календарь из 12-ти месяцев (другие приписывают это же Тоту). Оставшиеся пять дней вне 12-ти месяцев года были посвящены Дажьбогу (по другой версии - Тоту) [Тураев, 1898]. Как раз Дажьбог (Тот) создал египетскую письменность и научил древних египтян счёту и письму. Надо сказать, что по мировым меркам это поздно. Уже в культуре Винча и Турдаш (5 тыс. до н.э., северо-запад Балкан) зафиксирована буквенная письменность. В верхневолжской культуре Древней Руси (6 тыс. до н.э.; Волго-Окское междуречье) также обнаружены письменные буквоподобные знаки. А уж иероглифических символов обнаружено множество. То есть Дажьбогу было, на каком материале обучать египтян письму. Итак, Тот II (Дажьбог) отождествлялся с богом Гермесом, а в религиозно-мистической литературе древних греков Тот II (Дажьбог) выступал под именем Трисмегиста («трижды могучего») [Тураев, 1898]. Имя Гермес происходит от греч. herma - груда камней (или каменный столб). То же самое обозначает и название современного города Каир (Саіг), то есть буквально «город пирамид». Интересно, что Каир разделяется на Новый Каир (Маср-Эль-Каиро) и Старый Каир. И вот Старый Каир называется Фостат (сравните Феоста - греческое имя Сварога, представленное в древнерусских и византийских летописях). Или другое название Старого Египта - Маср-Эль-Атика, тождественное Аттике, события в которой мы описали в п. 4.2.1. Кроме того, Каир расположен на правом берегу реки Нил и островах Гезира (ср. Gezank «свара», Сварог) и Рода (ср. Род). • ГОРОД КУЕР (роман. Сиега, нем. Chur, франц. Соіге, итал. Соіга; Швейцария), село Кайры (в бывшей Таврической губернии, Днепровского уезда). Итак, Сварог и его внук Дажьбог (Тот II - Гермес) установили для египтян законы и другие правила. Древнейший свод этих правил и установлений лежит в основе герметиз- ма и иных учений эзотеризма и называется «Изумрудная скрижаль Гермеса Трисмегиста». Слово Trismegistos обычно переводят (с греческого) «Трижды великий». Но во времена Дажьбога не было греков, а были пеласги древнерусского происхождения, и слово megistos обозначает не «великий», а «могущественный». Климент Александрийский (3 в.) считал Гермеса-Тота автором 42 трудов астролого-космографического и религиозного содержания. В греческих и латинских изложениях до нас дошли: «О природе богов», «Пимандр, или О могуществе и мудрости Божьей» и знаменитая «Изумрудная скрижаль». Дажьбог-Гермес-Тот считается предтечей гностицизма, герметизма, алхимии, учения тамплиеров, масонства и др. Гермесу-Тоту, в частности, приписывается авторство «Кибалиона» - основы мудрости герметизма. Теологические сочинения Дажьбога-Гермеса-Тота представлены 17 трактатами Corpus Hermeticum. Теологическая доктрина Дажьбога-Гермеса-Тота в настоящее время проигрывает в идейном соперничестве семитическому христианству. Но в христианстве идейная доктрина изначально вообще отсутствовала, а потом, по ходу своего развития поглощала именно герметизм и выдавала его за собственную идеологию. Впрочем, и сейчас христианские и другие религиозные семитические ветви впитывают мифологию и предания покорённых народов, и уже этим богатством они умудряются окончательно сломить сопротивление народа - донора идеологии. Кроме того естественнонаучная доктрина под именем Гермеса-Тота (Дажьбога) господствовала вплоть до эпохи Просвещения и дожила до 21 в. в виде астрологии и доктрины соответствий. 4.4. Сварог - Зороастр Выше мы показали, что в Иран древние русы пришли во 2 - 1-м тыс. до н.э. из южнорусских степей Северного Причерноморья. И в Индо-Иранском регионе с приходом русов сформировалось несколько центров древнерусских поселений, поселенцы которых ещё помнили древнерусскую мифологию. Вот как пишет об этом И.С. Брагинский в тематической статье в энциклопедии «Мифы народов мира»: «Начальный этап формирования иранской мифологии относится к эпохе индоиранской общности (арийцы - ин- доиранцы[101] населяли южнорусские степи во 2-м -1-й половине 1-го тысячелетия до н.э.). В ходе многовековых миграций древнеиранские племена скотоводов и земледельцев заселили в 1-м тысячелетии до н.э. Среднюю Азию (Хорезм, Бактрию, Согд), Иран (Мидию), Афганистан. С оседанием иранцев-кочевников в этих областях развитие иранской мифологии пошло обособленными путями. К 7 - 6 вв. до н.э. оформились самостоятельные её циклы: древнемидийская, древнеперсидская, скифо-сарматская мифология, согдийская и ряд более мелких мифологий. При общности культовой терминологии и ярко выраженных рефлексах общеиндоевропейских представлений идеологические основы всех этих циклов заметно различались, отражая разницу в уровнях социально- экономического и культурного развития». И так из цитаты понятно, откуда и какие пришли в Иран люди, а если ввести в цитату некоторые уточнения, то древнерусское происхождение «иранской» мифологии становится совершенно очевидным. В Иранском регионе древние русы сформировали ответвление древнерусской религии. Это авестийский Заратуштра (в Греции его называли Зороастр). Его иранское имя ZARATUSTRA или среднеиранское ZARDUST можно сравнить с ZUARASICI и ZUARASIZ - это в латинской передаче западнославянское имя СВАРОГА. 4.4.1. Четыре Сварога-Зороастра Мы видим, что имена СВАРОГА и ЗОРОАСТРА обнаруживают практически полное совпадение, и можем заключить, что иранский ЗОРОАСТР - это один из русских богатырей, который покорял земли к западу от Индии и которого звали СВАРОГ. Во все энциклопедии вошло утверждение, что «большинство учёных признают Зороастра реальным лицом». Наши выкладки, что именем древнерусского бога Сварога на Руси называли богатырей и что это было обычным явлением для Руси, подтверждает тот факт, что среди древних русов, которые покоряли Северную Индию и Иран, было несколько богатырей с именем СВАРОГ, или на иранский манер - ЗОРОАСТРОВ. И.С. Брагинский пишет: «В иранской мифологии очевидна тенденция к историзации мифологического прошлого, наделению хронологических эр особыми значениями этического порядка». В «Авесте» образ и функции За- ратуштры повторяются несколько раз. Так, одни богатырь - наиболее поздний из Сварогов- Зороастров «по традиционной пехлевийской хронологии, жил «за 258 лет до Искандера» (Александра Македонского), в 7 - б ее. до н.э.» [Мифы, 1988]. Другой богатырь Сварог-Зороастр жил на 500 лет раньше. «Лингвистический анализ «Гат» - самой священной части «Авесты», автором которой считается Зоро- астр, позволяет отнести эпоху его деятельности к 12- 10 вв. до н.э.» [Мифы, 1988]. Ранние греческие авторы: Ксанф Лидийский, Феопомп, Евдокс и др., сообщали, что другой Зороастр жил за 6 тысяч лет до Платона или за 5 тысяч лет до Троянской войны. То есть, если учесть время жизни Платона 427 - 347 до н.э., а также время Троянской войны 1240 - 1230 до н.э., то получим, что Сварог-Зороастр жил в 7-м тыс. до н.э. Это как раз время первой волны расселения древних русичей. Именно в это время, согласно данным археологии, первые отряды древних русичей отправились покорять семитские земли - от Северного Китая и Индии до Шумера и Древнего Египта. Также есть сообщения ещё о двух Зороастрах. Таким образом, в древнерусской мифологии восточного направления мы имеем нескольких персонажей по имени Сварог: 1.Первый Сварог - Бог. Он - мужская ипостась единого бога древней Руси Рода (а Лада - женская ипостась Рода). Датировка его уходит корнями в палеолит. 2. Второй Сварог - богатырь, который в 7-м тыс. до н.э. возглавил поход Русов на Восток. На Востоке имя его с искажениями звучит как Заратустра. 3. Третий Сварог Востока тоже богатырь и волшебник Заратустра. Он жил в 12 - 10 веке до н.э. К этому же времени Б.А. Рыбаков относит правление царя Сварога в южнорусских землях. 4. Четвёртый Сварог Востока тоже богатырь и жрец зороастризма Заратустра, который жил в 7 - 6 вв. до н.э. 4.5. Сварог - русский богатырь Имя СВАРОГ имеет корень ВР, а в нашем исследовании о значении корня ВР [Тюняев, 2009а] мы привели версию о наполнении термина «варяг». Так, «.М. Фасмѳр говорит, что ВАРЯГ - древнерусское слово варягъ, и оно известно с 9-го века [4, ст. Варяг]. Он же приводит и другие русские слова: ВАРЯГА, варяжа «корзинщик, коробейник», владим., а также укр. ВАРЯГ «борец, крепкий, рослый человек». У В. Даля ВАРЯГА - об. вор. «провор, бойкий, расторопный человек» [1, ст. Варить]. ВЕРЗИЛА. Сюда же, по чередованию типа вырий-ирий, следует отнести и слово ИРОЙ (вырой) «герой» [1, ст. Ирой], а также древнерусское слово ВОРОП «налет, нападение» (Лаврентьевская, Ипатьевская летописи) [1, ст. Вороп; 4, ст. Вороп]. Далее, по его мнению, термин ВАРЯГ перешёл в греческий и латинский языки - например, ср.-лат. varangus «телохранитель, воин из наемной стражи византийских императоров». Негативное значение термин ВОР принял только в 16-м веке, когда о Лжедмитрии I и II он употреблялся в значении «мошенник, авантюрист» [4, ст. Вор]. Отметим следующее: при таком обилии русских слов с корнем ВАР (и чередованиями) М. Фасмер умудряется проявить «чудеса лингвистики». Например, по его предположению, за которое многие лингвисты и цеплялись, русское слово ВОР заимствовано из прусского, в свою очередь, заимствовавшего это слово из финского, где оно означает vora, ѵого «разбойник». Надо отдать должное Фасмеру: он сам же и исправляет свою ошибку, говоря, что слово ВОР происходит «более вероятно, что из ПРОВОРНЫЙ - диал. воровой «удалой, бойкий, проворный», олонецк. Что полностью совпадает с этимологией слова ВАРЯГ (см. выше). Как ложное, М. Фасмер отбрасывает происхождение ВОР из фин. varas, род. п. varkaan «вор», потому что последнее восходит к герм. *wargaz, гот. wargs. А также из уйгурского о'гу «вор», тур., чагат., кыпч. о'ги «плут, негодяй», венг. or, оги «вор» [4, ст. Вор]. При этом М. Фасмер говорит, что словом ВАРЯГ называли на Руси выходцев из Скандинавии [4, ст. Варяг]. На наш взгляд, слово ВАРЯГ русского происхождения, ровно как варщик, варея - кто варит, готовит, стряпает; варенщик - кто занимается приготовлением варений или кто торгует вареньями; варец - пивовар или медовар, варщик питей и т.д. К корню ВАР, имеющему, как мы показали выше, значение «оберегать, защищать», добавляется суффикс русского языка -ЯГ(А). С помощью этого суффикса образуются имена существительные, обозначающие лица по их признакам и действиям; образуются от имён существительных, прилагательных и глаголов, например, скряга, сутяга, здоровяга, добряга, работяга, трудяга, деляга и др. [7, стр. 203]. Некоторые слова (скряга, сутяга) уже нечленимы, что говорит об их древнем образовании. Кроме того, слова, образованные с помощью суффикса -ЯГ(А), имеют просторечное происхождение и несут на себе оттенок увеличительности (образуются от существительных) [7, стр. 250]. Резюме: слово ВАРЯГ имеет чисто русское происхождение и образовано от лова ВАР с помощью увеличительного суффикса -ЯГ(А) - обозначает «защитник, сберегатель». Таким образом, фразы из летописей, указывающие на варяжское происхождение Рюрика, говорят не о его норманнском происхождении, а о том, что он, Рюрик, будучи князем русским, являлся защитником русского народа - варягом... Отсюда напрашивается предположение, что сына Сварога, олицетворение огня, на Руси называли Сварожич, и это, возможно, является искажённым Варя- жич, ВАРЯГ... Резюме: ВАРЯГ РЮРИК буквально означает СВАРОЖИЧ СВАРОГ, то есть Сварожич, сын Сварога». На основании тех же данных, к тому же самому отождествлению приходит и другой исследователь - М. Серяков [Серяков, 2004]: «Можно предположить, что Сварогом связано и название варягов, основу которых составляли воинственные западнославянские племена. Если это так, то они были названы в честь этого бога, а самоназвание означало «люди распрей, люди битв», что как нельзя лучше подходило к совершавшим дальние походы морским дружинам. В более узком значении оно означало «мечников», «меченосцев», «ратников», будучи образовано от западнославянского war - «меч», что опять-таки отсылает нас к образу бога-кузнеца». Исследователь С. Гедеонов ещё в 19-м столетии писал: «Грамматическая правильность производства русского варяг от живого, по всем законам славянской лингвистики составленного, у Гэннига буква в букву записанного вендского varag - warang, неотрицаема...». То есть варягами следует называть вендских (русских) воинов, основным призванием которых было защищать Русь. Это были богатыри, знавшие методы ведения рукопашного боя как с оружием, так и без него. Между битвами богатыри, впрочем, как и все желающие, развлекались (тренировались) кулачными боями, воспитывая дух и закаляя тело. Особенно массовыми были кулачные бои, приходившиеся на большие праздники, - масленица, например. Демонстрировалось умение обращения с мечом, щитом, кистенём, гирями, цепами, серпами, палками и др. Это было, в своём роде, подобие современных чемпионатов, на которых встречались как признанные бойцы, так и начинающие. Так мудрый народ передавал своё воинское мастерство новым поколениям защитников - варягов, которых также звали «храбр», «храбор». Известен мифологический богатырь, которого мы знаем по главе 3 настоящей книги, - это Новгородский Святогор. Летописи оставили нам имена русских богатырей, таких как Добрыня Никитич, Соловей Бу- димирович, Иван Данилович и Ставр Годинович, Чурило Пленкович, Дюк Степанович, Евпатий Коловрат и т.д. К началу 15-го века можно отнести сложение былин о замечательном «щапе», красавце Чуриле, сыне Пленка, «гостя сурожанина» или «суровца», т.е. купца из итальянского города Сурожа - Судака в Крыму. Некоторые исторические указания говорят за возможность исторического существования Чурилы в 15 веке в Московской области. Историческое существование богатыря Васьки Буслаева, умершего в 1171 году, подтверждено Никоновской летописью. Наиболее древним и количественно основным в русском былинном эпосе должен быть признан княжеско- дружинный слой с богатырскими сюжетами, повествующими о воинских подвигах князей и их дружинников-богатырей в боях со степными кочевниками. Былины 10 - 13-го веков были распространены по всей территории Руси, в различных её областях - Киевской, Черниговской, Переяславской, Новгородской, Ростовской, Московской, Суздальской, а также вдоль всего «Великого пути из варяг в греки». Несколько слов о международных связях. Древняя Русь в течение многих веков находилась как раз в середине литературного (устного и письменного) общения между Востоком и Западом. Будучи прикреплённым к исторической и социальной почве, русский былинный эпос, как и «эпос всякого исторического народа, по необходимости международный» (А.Н. Веселовский). В былинах отражены и сведения об Индейском царстве (былина о Дюке), и об Александрии (былины о Вольге), о Вавилонском царстве (былины, песни и сказки об Иване Грозном), о Василии Златовласом, королевиче Чешских земель (Хотен, частично Соловей Бу- димирович), о Казанском царстве (песнь о взятии Казани), о Мамаевом побоище (Сухман, Михаил Данилович, Дон и Непра) и др. В русском литературном эпосе, как и в греческом гомеровском, закреплялись события, случавшиеся с русичами в других странах. Передаваясь из поколения в поколения, песни, сказки и былины становились ценнейшими историческими свидетельствами, из которых можно, нужно и следует черпать доказательства для нашего исследования. Хронология. Вот даты военных действий 5-го века до н.э. с участием русов, когда они, естественно, применяли в сражениях и рукопашные средства ведения боя: при Фро- тоне 3-м (500-ый год до н.э. - авт.) русы и гунны напали на Данию, царь русов Олимер начальствовал флотом, а царь гуннов сухопутным войском (российский историк Е. Классен приводит здесь свидетельства Саксона Грамматика, средневекового историка). Примерно в то же время царь сла- вян-скифов вызывал царя персов Дария ругательным письмом на бой, и позже, в 480 году до н.э. Дарий воевал со скифами-славянами черноморскими, а под 460 годом до н.э. Фукинд свидетельствует, что славяне-скифы есть многолюднейшее племя в мире. О том же свидетельствует и российский историк С.М. Соловьёв: «...Далее на север жили блаженные гипербореи. Встречаем известие о походе персидского царя Дария Гистаспа против скифов в 513 году до р.х.». Ещё раньше, в 7-ом веке до н.э., славяне основали город Ольвию, и греки уже за 700 лет до нашей эры не только знали славян русов, но и покупали у них янтарь - «это племя русов по поводу янтаря (Aost) было ими названо Aost- Rsi, для отличия от прочих племен русов, а после имя это перешло уже в Ao-Rsi, Aorsi». И вполне естественно присутствие в Греции и русских бойцов. В частности, на 23-х Олимпийских играх (688 до н.э.) в программу состязаний вошёл кулачный бой, победу одержал «Ономаст из Смирны». О других участниках не сообщается, но и эти свидетельства дают возможность предполагать о древних олимпийских традициях русского рукопашного боя. Далее в глубину веков - наступает время праславян чернолесской культуры - в 8-ом веке до н.э. чернолесские праславянские племена Правобережья двинулись на восток, перешли Днепр и оказались на черноземных лесистых берегах Ворсклы (летописного Вороскола), которые они надолго заселили. Перед этим, на второй ступени чернолесской культуры, приблизительно в 11 в. до н.э. славяне выстроили систему крепостей-городищ на правом берегу Днепра. «Эти крепости-городища находились преимущественно в бассейне р. Тясмина (летописный Тисмень), на правом берегу Днепра на южной окраине лесостепи. И заключаем наше исследование цитатой из труда признанного специалиста в области славяноведения академика Б.А. Рыбакова: «...При начале работ, когда нужно было обозначить на местности направление будущего вала, прибегали к пропахиванию длинной борозды, которая служила ориентиром при земляных работах по насыпке вала. Отсюда уже один шаг до фольклорного образа змея, вынужденного пропахивать борозду-вал. Если создавалась такая ситуация, что славяне применяли при постройке своих первых укреплений пленных киммерийцев или хотя бы отбитый у них рабочий скот, то фольклорный образ приобретает вполне ощутимый реальный каркас. Происходило все это на территории чернолесской культуры 11 - 7 вв. до н.э., т.е. в Среднем Поднепровье, на правом берегу от Волыни до Киева и от Днестра до Тясмина, а на левом - по Ворскле и Суле. Богатырём был Сварог, представлявшийся книжникам 7 в. н.э. и богом, и земным царём, связанным с небом: при нём с неба падают кузнечные клещи, а его сын - «бого-царь» Солнце (Дажьбог)». Славянский богатырь царь Сварог уже в 1100 году до нашей эры проявлял себя как русского бойца, защитника народа, ратника и победителя киммерийцев. В день весеннего солнцестояния 22 марта - в первый день начала нового земледельческого сезона по древнейшей русской традиции сходятся богатыри на спортивную забаву - кулачные бои. Свои даты отсчёта ведут от подобных исторических персонажей практически все единоборства. Справедливым будет тот же подход в отношении древнего русского воен- но-спортивного искусства - рукопашного боя.
|