Студопедия — В.А. ТЮРИН 17 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

В.А. ТЮРИН 17 страница






Глава 4

Русский царь-богатырь по имени Сварог

О Свароге сообщает сведения Хроника Малалы, которая была переведена на славянский язык весьма рано - в 10-м веке. Место перевода неизвестно[93]. А события в ней касаются времени правления бога-царя Сварога в Египте. Это говорит о том, что уже в 1-м тыс. н.э., а, скорее всего, значительно раньше, имена древнерусских богов Сварога, Дажьбога и других стали общеупотребительными не только на Руси, но и за её пределами.

Кроме использования таких имён самими древними ру- сами, их заимствовали и соседние, неродственные племена. В частности, по данным П. Сырку, одно из таких заимствований относится к 8 - 10-му веку: румыны заимствовали от восточных славян имя Дажьбога для производства имени реального молдавского боярина: «Без всякого сомнения, румынское sfarogu... находится в полнейшей со славянским именем божества Сварога. Такая же связь несомненно существует между собственным именем одного из молдавских бояр при господаре Стефане Великом (1458 - 1508 гг.) Дажбог и слав. Дажьбог».

Погибелью для исконных русских богов и русской истории стало пришествие на Русь семитического христианства. Такая же участь постигла и Сварога, «поскольку после 988 г. значительная часть черт языческого бога перешла на новых святых Кузьму и Демьяна, показательным яв-

ляется то обстоятельство, что с этими святыми связывается как покровительство курам, так и их ритуальное заклание: «Не менее широко бытовало представление о Косме и Дамиане как хранителях кур, «куриных богах», «курятниках»» [Серяков, 2004].

В предыдущих главах мы рассмотрели все обстоятельства, которые касаются бога Сварога и распространения верований в него по территории Древнейшей Руси. Мы установили, что время формирования его культа соотносится с концом верхнего палеолита и распространяется на время мезолита Русской равнины[94], то есть 30-7 тыс. лет до н.э. В п. 3.2.12 мы привели статуэтку, как мы показали, бога Рода, обладающую двумя лицами - бога Сварога и богини Лады. Начиная с мезолита, то есть с 7-го тыс. до н.э., русский народ начал расселяться из места своего образования (Русской равнины) в другие области. В которых были созданы древние цивилизации, построенные по древнерусскому образцу. В том числе и в разделе мифологии и родословной и профессиональной ориентации богов и божеств.

В этой главе мы разберём исторические и мифологические свидетельства существования реальных исторических личностей, имена которых можно связать с именем Сварог.

4.1. Сварог - царь общеславянский

«Славяне называли огонь Сварожичем, сыном неба- Сварога» [Афанасьев, т. 2, с. б], а этногенез самих славян в известной степени затруднён к установлению тем, что применяется множество ложных терминов. В самом начале книги мы обозначили, почему термины «славяне» и «индоевропейцы» являются ложными. Здесь же в названии этого параграфа мы оставили термин «общеславянский», чтобы читателю было понятно, о какой собственно общности идёт речь и в каких географических рамках. Однако ниже по тексту мы всё же вернёмся к правильным терминам - «древнерусский», «русский» и все связанные с этим термином вариации.

Приведём несколько цитат: «В бывшей Югославии зафиксирована легенда о мировом дереве, наверху которого живёт бог Сварун: «ось мира есть святое дерево ясень. Его высокая вершина превышает горные вершины и шесть небес и поднимается до седьмого неба, на котором в своих светлых палатах пребывает верховный бог Сварун». К чрезвычайно древнему образу Сваруна мы ещё вернёмся, а пока отметим для себя, что божество с корнем свар в имени находилось на самом верхнем седьмом небе, ассоциировалось, очевидно, со светом (светлые палаты) и почиталось южными славянами как верховный бог. Кроме того, как у болгар, так и у сербов сохранилась память и о небесном сыне Сварога - Дажьбоге-Солнце. Из географических названий на Балканах в первую очередь отметим болгарский город Варну.

Если болгарский идол лишь предположительно может быть соотнесён с интересующим нас богом, то более определенно мы можем судить о фигуре мужчины, изображённого на позолоченной бронзовой накладке из моравского погребения N9 240 в Микульчице. В правой руке он держит молот, а в левой - рог. Поскольку нам уже известно, что у славян Сварог почитался как бог-кузнец, а в шестой главе будет показа его связь с обрядовыми пирами и мёдом, как священным напитком, то оба изображённых на накладке атрибута соотносятся с культом исследуемого нами бога. На основании этого мы можем со значительной долей уверенности утверждать, что перед нами сильно схематизированное изображение Сварога, сделанное уже в христианизированной Великой Моравии в ІХ-Х вв. То, что на территории современной Чехии языческого бога продолжали чтить и после принятия новой религии, говорит об устойчивой основе культа бога-кузнеца не только у южных, но и у западных славян, а также объясняет явный схематизм изображения - на многочисленных примерах мы видим неизбежную деградацию древнего языческого искусства после навязывания славянам христианства» [Серяков. 2007, с. 48].

«По мнению болгарской исследовательницы Ж. Выжа- ровой, каменный идол, найденный в этой стране на поселении Гарван в слоях IX-X вв., был, по-видимому, изображением бога Сварога. Отметим, что эта страна была крещена в IX веке и, в силу географической близости, она подверглась гораздо более сильному как культурному, так и религиозному влиянию соседней Византии, и сохранение в этих условиях памяти о своём исконном божестве на протяжении целых четырёхсот лет после христианизации однозначно свидетельствует о глубоких корнях почитания Сварога в Болгарии» [Серяков. 2007, с. 45].

Даже из этого небольшого массива данных (можно расширить их представление) видно, что фигура Сварога выходит далеко за рамки какой-либо отдельно взятой области и затрагивает обширные пространства, которые, как мы показали выше, были освоены в результате расселения древнерусских племён и народов. Это, в свою очередь, показывает высокую значимость бога Сварога. Поэтому не удивительно, что такого бога, или, как мы выше сказали, Господа, могли почитать не только в землях исконного расселения славян (русских родов), но и в землях, которые пока ещё считаются ареалами «самостоятельно» возникших и «ни по чьей вине» угасших древних цивилизаций.

4.2. Сварог - царь Египта

Первым по времени расселением древних русов было перемещение их в направлении юга. Археологически это культуры натуф и хариф (около 7-го тыс. до н.э.). В греческой сказке, переложенной на русский язык и называющейся «Повести временных лет», приведённой в тексте Ипатьевской летописи под 1114 годом, рассказывается о чудесных событиях того периода.

Этот рассказ из византийской средневековой хроники Иоанна Малалы представлял причудливую смесь библейской и античной мифологий и был приурочен к древнему Египту начального этапа: «А в Африкъи трие камение спа- доша превелици и бысть по потопъ и по разделеньи языкъ, поча царьствовати первое Местромъ, от рода Хамова, по немъ Еремия, по немъ Феоста иже и Сварога нарекоша егуптяне. Царствующю сему Феоста въ Егутпъ, въ время царства его спадоша клъщъ с небесъ, нача ковати оружье, пръже бо того палицами и камени- емъ быяхуся. Тъ же Феоста законъ оустави женамъ за единъ мужь посагати и ходити говеющи, а иже прелюбы дъющи, казнити повелъваше. Сего ради прозваше и бог Сварогъ. Преже бо сего жены блоудяху, к немуже хотяше и бяхоу акы скоть блудящее. Аще родяшеть дътищь, который и любъ бываше, дашеть: «Се твое дитя». Он же створяше празнество приимаиіе. Феость же сь закон рассыпа и въстави единому мюжю едину жену имъти и женъ за один моужь посагати; аще ли кто переступить да ввергнуть и в пещь огнену. Сего ради прозваша и Сва- рогомъ и блажища и егуптяне. И по сем царствова сынъ его, именемъ Солнце, его же наричютъ Даждьбог, семь тысящь и 400 и семъдесять днии, яко быти лътома две- мадесятьма ти по лунъ видаху бо егуптяне, инии чисти ови по лунъ чтяху; двою бо на десять месяцю число по- томъ оувъдоша. От нележе начаша чъловъци дань дава- ти царямъ. Солнце царь, сынъ Свароговъ, еже есть Дажьбогъ, бъ бо мужь силенъ; слышавшее нъ от кого жену нъкую от егуптянинъ богату и всажену соущю. И нъкоему, въсхотъвшю блудити с нею, искаше ея яти ю хотя. И, не хотя отца своего закона расыпати, Сварожа, поемъ со собою моужь нъколко своихъ, разумъвъ годину, егда прелюбы дъеть, нощью припаде на ню, не оудоси мужа с нею, а ону обръте лежащю съ инъмъ, с нимъ же хотяше. Емъ же ю и мучи и пусти ю водити по земли в кор- зинъ, а того любодъица всъкну. И бысть чисто житье по всей земли Егупетьскон, и хвалити начаша[95]».

А.Н. Афанасьев в своём исследовании приводит тот же отрывок из той же летописи, но одновременно делает упор на том, что Сварог - наш бог: «Наш Сварог в Ипатьевской летописи сближается с громовником Гефестом: «И бысть по потоне и по разделеньи язык поча царство- вати первое Местром (Менее) от рода Хамова, по нем Еремия (Гермес), по нём Феоста, иже и Зварога (вар. Со- варога) нарекоша егуптяне...Тъиже Феоста законустави женам за един муж посягати...сего ради прозваша и бог Сварог (в греч. тексте Малалы: юи 6е аѵтдѵ Нуаіотоѵ Ѳебѵ ехбЛоѵѵ)» [Афанасьев, m. 1, с. 67 - 69].

Необходимо отметить, что А.Н. Афанасьев, употребляя для Сварога термин «наш», абсолютно прав, поскольку в рассматриваемое время (7 тыс. до н.э.) ни древних греков, ни древних римлян даже в проекте не было. В других регионах планеты (кроме территории Русской равнины) не было даже homo sapiesoe (то есть человека современного вида), а все события этого периода проистекали, как мы показали выше, только с территории Древней Руси.

М. Серяков в своей книге даёт такой перевод приведённому отрывку: «А в Африке (с неба) упали три огромных камня и после потопа и после разделенья языков начал царствовать первым Местром от рода Хамова, после него Еремия, после него Феоста, как египтяне называли Сварога. Когда Феост правил в Египте при нём с небес упали клещи и (люди) начали ковать оружие, а прежде бились палицами и камнями. Тот же Феост закон установил женам выходить за одного мужа и хранить ему верность, а прелюбодеек велел казнить. Поэтому его и прозвали богом Сварогом. До этого жены блудили с кем хотели и были как скот блудящие. Когда рождался ребёнок, (женщина) говорила тому, кто ей был люб: «это твоё дитя». Феост этот порядок уничтожил и велел одному мужу иметь одну жену, а того, кто преступал этот закон, ввергал в огненную печь. За все за это назвали его египтяне Сварогом и почитали как бога. И потом царствовал сын его, именем Солнце, его же называют Дажьбог, 7470 дней, что составляло двенадцать с половиной лет. Не умели египтяне иначе считать: одни по луне считали, а другие днями годы считали; число 12 месяцев узнали потом, когда начали люди дань давать царям. Дажьбог был сильным мужем; услышав от кого-то о некоей богатой и знатной египтянке и о неком человеке, восхотевшем сойтись с нею, искал её, желая схватить её (на месте преступления) и не желая закон отца своего нарушать, Сварога. Взяв с собой нескольких своих мужей, зная час, в который она прелюбодействовала, ночью в отсутствие мужа её застиг лежащею с другим мужчиной, которого сама облюбовала. Он схватил её, подверг попытке и послал водить её по земле египетской на позор, а того прелюбодея обезглавил. И настало непорочное житьё по всей земле Египетской, и все восхваляли его» [Серяков, 2004, с. 22 - 24].

Разбирая эти свидетельства о Свароге и его правлении в Египте, академик Б.А. Рыбаков сообщает, что летописец «дополнительно привел несколько цитат из византийского хронографа о выпадении из туч то пшеницы, то серебра, а то и металлургических клещей. Последний случай увлек автора, и он выписал фантастическую генеалогию древних царей-богов (приуроченных к Египту, хотя там действует и греческий Гзфест). Эта генеалогия богов важна для нас тем, что летописец снабдил их имена славянскими параллелями. Третьим царем после всемирного потопа был «Феоста (Гзфест) иже и Съваро- га нарекоша егуптяне». Сварог, очевидно, божество неба, так как индийское «svarga» означает небо; в русских источниках известен и сын Сварога - огонь Сварожич. В соответствии с этой огненно-небесной сущностью Сварог одарил людей умением ковать металл «...въ время царства его спадоша клеще с небесе, нача ковати оружье. Преже бо того палицами и камением бьяхуся. Тъ же Феоста закон устави женам: за един мужь посагати и хо- дити говеющи [воздержанно]... и въстави единому мюжю едину жену имети и жене за один мужь посагати. Аще ли кто переступить - да ввергуть и в пещь огнену (сего ради прозваша и Сварогом). И блажиши и егуптяне»[96].

После Гефеста-Сварога два десятка лет царствовал его сын «именем Солнце, его же наричють Дажьбог»: «От нележе начата человеци дань давати царем».

В этих выписках с комментариями мы видим своеобразную попытку периодизации всей человеческой культуры.

• 1-я стадия. Люди живут в каменном веке, воюют палицами и камнями, знают лишь групповой брак («бяху акы скот блудяще») и до появления Сварога, очевидно, не знают единого бога.

• 2-я стадия. Эра Сварога. Появилось божество неба и огня - Сварог. Люди познали металл. Устанавливается моногамия и жестокая казнь (сожжение) за нарушение её.

• 3-я стадия. Эра Дажьбога. Установилось классовое общество, люди начали платить дань царям, появились богатые и сановитые люди.

И, по всей вероятности, в это время в связи с культом Солнца старый счет по лунным месяцам был заменен солнечным календарем из 12 месяцев («двою бо на десять месяцю число потом уведоша»).

Как видим, русский книжник эпохи Владимира Монома- ха считал для себя возможным разместить славянских языческих богов в такой последовательности: у первобытных людей каменного века отсутствовала вера в высшее божество; с открытием металла появляется представление о Свароге - боге неба и огня. В дальнейшем возникает культ Солнца-Дажьбога.

Выписки летописца интересны для нас, но соотнесение со славянской мифологией сделано им несколько механически, хотя общее направление развития религии уловлено верно» [Рыбаков, 1981].

Комментируя эту цитату, поясним, во-первых, Б.А. Рыбаков приводит неправильную этимологию имени Сварога, основанную на индийском заимствовании (см. выше), а, во- вторых, он совершенно правильно связывает «годы правления» божеств = царей типа Сварога не с реальными годами, а с эрами в развитии людей. Точно так же получилось с построенной нами Родословной, где каждому богу периода мезолита - неолита соответствует некий период (эра), в течение которого развитие человеческого общества было примерно одинаковым, а прогресс в достижениях человека отождествлялся с мифологической преемственностью божественной власти - от бога-отца к богу-сыну.

Иоанн Малала упомянул древнегреческого бога-куз-неца Феоста, которого в греческом произношении именовали Гефестом, а летописец привёл местное название - Сварог. Исследователи считают, что Иоанн Малала, упоминая о падении клещей с неба, соотносит Сварога с переходом человечества от каменного века к металлическому веку, во время которого люди стали изготавливать предметы обихода и оружие из металла. Вопрос в том: какой это был металл, и какое это было время? То ли медь? Тогда это для региона Египта 5-е тыс. до н.э. То ли бронза? Тогда это 3 - 2 тыс. до н.э. То ли железный век? Тогда это 1-е тыс. до н.э.

Вторая часть свидетельства летописца связана с тем, что Сварог упорядочил брачные отношения, введя в обиход единобрачие. Это очень интересное свидетельство, и оно обычно трактуется так, что до этого момента на Руси, именно на Руси, люди жили неупорядоченными общинами с беспорядочными половыми отношениями. Однако, по данным археологов, в Древней Руси брачные отношения были упорядочены подобным образом задолго до времени исторического существования Египта, а именно, ещё в верхнем палеолите (см. п. 1.3). Парная семья уже 35 тысяч лет назад являлась ячейкой древнерусского общества.

Если говорить о времени металла (начиная с меди, то есть с 5-го тыс. до н.э.), то закон единобрачия, введённый Сварогом, мог касаться только тех территорий, которые были за пределами Древней Руси. Если эту тему развивать в отношении Древнего Египта, то всё как раз чётко соответствует действительности, потому что Древний Египет являлся древнерусскими выселками, в которых сформировались своя жизнь и свои законы.

В 6 - 5-м тыс. до н.э. на территории Древнего Египта проникли древнерусские переселенцы, которых от местного семитско-неандертальского типа людей отличала принадлежность к атлантической расе. Это были белые люди со светлыми волосами, такие же, какие сегодня, например, живут в районе Смоленска. Египтяне звали их - темеху (белые). Эти белые люди принесли на Нил северные злаки и связанное с ними земледелие. Так, раскопки в Триполье, расположенном по пути следования в Египет, показали, что трипольцы уже были высокотехнологичной земледельческой цивилизацией, освоили горячую ковку и сварку, для поточного обжига керамики использовали гончарные печи с двухъярусными горнами, стоявшие в специальных мастерских. У них существовало разделение по ремёслам и профессиям. Уже на раннем этапе (5250 - 4250 л. до н.э.) трипольцы обладали надёжным семенным фондом, выращивали пшеницу, ячмень, просо, бобовые, даже занимались виноградарством, скрещиванием и селекцией плодовых деревьев [Энеолит СССР, 1982, с. 223, 233, 235 - 238].

Индийский брахман и европейски-образованный историк Бал Гангадхар Тилак (1856-1920) привёл убедительные доказательства того, что древнейший памятник древнерус

Рис. 4.2.1. Распространение статуэток Макоши. На карте: 1 - Кос- тёнки (40 тыс. до н.э.); 2 - Авдеево (20 тыс. до н.э.); 3 - 5 - трипольская и одновременные с ней культуры (7-3 тыс. до н.э.);

6 - культура сескло (Греция, 7-6 тыс. до н.э.); 7,8- ближневосточные культуры (5 тыс. до н.э.); 9 - Древний Египет (5 тыс. до н.э.); 10 - Шумер (5 тыс. до н.э.); 11 - культуры на территории Туркмении (5-3 тыс. до н.э.).

Как писал академик Б.А. Рыбаков, у древних русов трипольцев уже существовали верования в Единого Бога Рода, ликами которого, как мы показали, являются Сварог и Лада. Именно через эти пути миграций в Древний Египет пришли русы и принесли полностью сформированную древнерусскую религию, верховным богом которой являлся Сварог. Подтверждением существования на земле Древнего Египта древнерусской религии многие археологи считают наличие статуэток Макоши (богини матери), полностью аналогичных тем статуэткам, которые обнаружены в более раннее время (начиная с 40-го тыс. до н.э.) на территории Древней Руси и на протяжении всего пути миграции древних русов в Египет.

ской культуры, священные Веды были созданы 4500 лет до н.э. Аргументы Б.Г. Тилака основаны на филолого-астроно- мическом анализе текста Вед и комментариев к ним. Выводы таковы: та картина неба, которую воспроизводят Веды, могла возникнуть лишь у людей, обитавших в приполярной области земного шара [Типак, 2001].

Приход древних русов в Египет состоялся в неолите, поэтому действительно все орудия люди изготавливали ещё из камня. Но до начала использования металла оставался, по меркам истории, один миг. Сначала это была самородная медь, потом научились выплавлять бронзу. По времени это как раз 5 - 3-е тыс. до н.э. Например, амрат- ская культура - энеолитическая культура Египта - датирована 2-й половиной 5-го - началом 4-го тыс. до н.э. Она распространена по всему Верхнему и Среднему Египту и доходила до Нубии. Общественный строй амратской культуры характеризуется разложением первобытнообщинных отношений и становлением классового общества. Основой хозяйства были мотыжное земледелие, скотоводство, охота. Орудия труда - из камня и кости; встречаются медные предметы. Керамика - красная лощёная, часто с росписью белой краской - крестолинейный орнамент. Каменные орудия, медные булавки, гарпуны, бусы [Матюшин, 1996; Petrie, 1920; Manuel, 1953].

Рудна Глава - самый древний рудник в мире [JoeaHoeuh, 1998]. Его датировка около 5000 года до н.э. Найдены остатки добычи руды и выплавки металла. Также найдены остатки ирригационных сооружений у Мачви [ТрбуховиІ), 1983], которые приводят Подунавье к более высокому статусу в отношении с Месопотамией и Египтом. Возможно, летописец свидетельствовал именно об этих годах.

Надо ли описывать суровый быт первых поселенцев на новых местах? Очевидно, он был тяжёлым и во многом зависел от особенностей окружающего мира. Возможно, в походе на Египет принимали участие в основном воины и жрецы, поэтому женщин могло катастрофически не хватать. Солдаты, позже ставшие простыми переселенцами, начали скрещиваться с представительницами местного вида людей. Как мы уже сказали, в Древний Египет в 7-м тыс.

до н.э. пришли носители археологической культуры натуф

- это была первая волна древнерусских переселенцев в Египет. Они создали культуру хариф.

Одновременно с ними на прилегающих землях распространились семитские племена палеоантропов. Они не умели строить домов, вели кочевой образ жизни, являлись хищниками (питались почти исключительно мясом) и, скорее всего, вели неупорядоченную половую жизнь. Свидетельств единобрачия древних семитов не обнаружено. А то поведение, которое описано в летописи и которое свидетельствует о значимости для семитского рода только факта рождения ребёнка от семитской матери, дожило до настоящего времени и, согласно Торе, является определяющим и в современной еврейской общине.

Насчёт свидетельства летописи относительно того, что сын Сварога Дажьбог установил в Древнем Египте царскую власть и ввёл солнечный календарь взамен лунного, есть много интересных доказательств. Первое - это то, что, опять же, семиты, возможно прикочевавшие в Древний Египет чуть ранее из Индии индийской или Индии карийской (см. выше), знали только лунный календарь и то в не самой его совершенной форме. Этого календаря почти все ветви семитов - и евреи, и арабы, и индусы, и китайцы[97], и другие палеонароды - традиционно придерживаются и сейчас.

В Древней Руси археологически зафиксировано начало лунного и солнечного календаря ещё в 30-м тыс. до н.э. - среди находок со стоянки Сунгирь (Владимир) имеются артефакты календарного назначения. В.И. Ларичев говорит о целом пласте древнерусских культур, носители которых обладали такими знаниями: «Предметы искусства, совмещённые со знаковыми записями календарноастрономического содержания, относятся к высоко информационно насыщенным источникам изучения интеллектуальной и духовной сфер жизни аборигенного насе- пения севера Евразии. Они появляются на раннем этапе верхнего палеолита (34 - 24 тысячи лет назад - сыйская и мальтийская культуры Сибири; поселение Сунгирь - на севере европейской России), остаются примечательными изделиями художественного творчества времени раннего и позднего средневековья и сохраняются вплоть до этнографической современности» [Ларичев, 1997]. То есть воззрения на солнечный календарь у древних русов были довольно устойчивыми и стремительно развивались. Поэтому, к 20-му тыс. до н.э. в Древней Руси имелось уже весьма точное летоисчисление: солнечное и лунное. Это подтверждает археологическая находка жезла с нанесённым на него календарём.

Этот скульптурный жезл из полированного бивня мамонта был обнаружен В.Е. Ларичевым в 1972 году при раскопках Ачинского (Минусинская котловина) палеолитического поселения. На поверхности жезла имеются ряды мельчайших углублений, образующих змеевидно извивающие ленты. После переноса рисунка на бумагу и подсчёта лункообразных углублений было установлено, что числовые сочетания отдельных отрезков составляли цифровые ряды, соответствовавшие календарным записям. Найденный жезл оказался древнейшим календарём палеолитического человека, при помощи которого он мог рассчитывать продолжительность лунного и солнечного года, а также продолжительность сидерического (звёздного) и синодического периодов годового вращения пяти планет - Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна. Этот календарь позволял древнему человеку точно рассчитывать время солнечных и лунных затмений [Новгородцев, 2006, с. 21].

Таким образом, придя на территорию Древнего Египта, древнерусские переселенцы заменили семитское лунное летоисчисление новым, солнечным, древнерусским. Это событие относится к 4-му тыс. до н.э. [Селеиіников, 1970; Цыбульский, 1964]. Как повествует Родословная славянских богов и народов, 4-е тысячелетие до н.э. весьма точно соответствует времени существования бога Дажьбога (см. главу 3). Его сыновья и дочери - Арий, Богумир, Заря, Кисек и Коляда - существовали в 3 - 2-м тыс. до н.э. Причём, под предводительством Ария в 3-м тыс. до н.э. русичи завоевали Северную Индию. А под предводительством Ки- сека древнерусские рода освоили западногерманские земли[98]. Коляда, покровитель календаря, также приходится сыном Дажьбогу, что само по себе указывает на связь Дажьбога с календарём.

Несмотря на то, что временем изобретения египетского календаря летописный Дажьбог датирован 4-м тыс. до н.э., на наш взгляд, следует ввести незначительную корректировку в эту дату. Так как окончательное объединение Египта произошло около 3000 года до н.э., то Дажьбог мог существовать в самом конце 4-го тыс. до н.э. А окончательно объединил Египет царь Южного Египта Менее (Мена, писалось «MN»), который захватил Нижний Египет и основал крепость «Белые стены» (греч. Мемфис), ставшую в 28 в. до н.э. столицей Египта. Как указано в родословной (см. главу 3), одним из сыновей Дажьбога является Богу- мир, который существовал как раз в самом начале 3-го тыс. до н.э. Возможно, что под именем Менее (Мена) скрывается именно Богумир - если учесть специфические варианты его имени, дошедшие с искажениями в нерусских источниках: Имир - Има - Иман. Последнее при огласовке консонантного письма даёт нам имя «Мена»: MeNa = "MaN.

Наше предположение подтверждает и хроника Иоанна Малалы, в которой дополнительно сообщается о дальнейших преемниках божества солнца на египетском троне: «...И быс чисто житие по всей земли египетстъи. И бла- жити и начаиіа, якож рече Омиръ творець о нъмъ, акы Дажьбогъ, рече, обличи Афротиоу блоудящу съ Аріемъ, и Афродиоу нарече похоть блоудную, от Солнца цря об- личеноу... По оумртвіи ж Дажьбожи, сна Сварогова, црствова Егуптяном и потом же царствова Сиръ, а по Сиръ царствова Оръ, а по Оръ црствова Филисъ...». В отрывке упоминается Омиръ (Богумир), а также Арій (Арий) - оба указаны в приведённой выше Родословной и являются сынами Дажьбога.

В другом отрывке, в котором изложен разобранный нами выше сюжет о Свароге, мы находим некоторые уточнения. В посвящённом Феосте-Гефесту рассказе славянского перевода византийской хроники он ни разу не отождествляется со славянским Сварогом, но сам рассказ, в основном совпадая с текстом Ипатьевской летописи, сообщает нам некоторые детали: «По немъ ж (Ермии-Гэрмесе) царствова Егуптом Феостъ дніи 6 тысящь и 6 сот и 80 яко бытии лътом 4 ти полу, а дніи 30 и осмь. Не въдяху бо тогда чести Егупти мсць, но обхожденіем дневным лъто тво- ряху. Сего ж Феста бога гарицааху. Бъ бо влъхвъ и храбръ. Емоу ж шедшю на рать падеся конь под нимъ и охроми его. При томъ ж Феостъ законъ оуставил женам за един моужь посягати и ходить говоръющи, а юже пре- любодеющю обръсти то тую казнити. И блажахуть его Егуптяне яко пръвъе законъ чистъ и житіе имъ показал. Фѳостоу же тому некую таиноу молитву творящу клеща спадоша с нбси ковати желъзо и оружіе. Того дела бога и начаоиіа имъти яко моудрость показавша, и пищу члкомъ оружіемъ обрътоиіа и на ратные силоу и помощь сътворша, прежде бо палицами и каменіемъ побивахоуся».

Здесь Феост показан храбрым воином и волхвом, по тайной молитве которого с неба и спадают клещи. И он же в другом месте перевода хроники Иоанна Малалы вновь отождествлён со Сварогом: «По оумрътвіи же Феостовъ, егож и Сварога наричить, и црствова Египтяномъ снъ его Слнце именемъ, егож наричаютъДажьбогъ...».

Как видим, с одной стороны Сварог и Дажьбог в древних хрониках показаны божествами, а с другой реальными или полуреальными царями Египта. Во всяком случае, описание их царствования и перечисление их приемников ничем не отличается от аналогичных свидетельств, касающихся других правителей древности. Кроме того, практика обожествления царя в Египте просуществовала долго - даже в 1-м тыс. до н.э. завоевавший Египет Александр Македонский был соответствующим образом ритуально обожествлён.

Наши выводы очевидны и встречаются у многих исследователей. Так, в частности, то же самое говорит и М. Серяков: «Следует также отметить, что у Малалы Гѳ- фест и Гелиос фигурируют не как боги, а как легендарные цари, и, отождествив их со славянскими языческими богами, славянский переводчик, судя по всему, по собственной инициативе вернул им статус небожителей» [Серяков, 2004, с. 27].

Следует отметить, что современное население Египта относится к 3-й группе крови (В), а большинство мумий древних периодов имеют именно первую группу крови (0). Это основная группа крови и сейчас в Европе и на Русской равнине, а в древности она была здесь единственной. Мумификации, как известно, подвергались вожди, жрецы, знатные люди, руководители цивилизации.

4.2.1. Догреческие параллели существованию Сварога и Дажьбога

Если принять, что время существования Дажьбога - это 4-е тыс. до н.э., то, кроме указанных, мы находим ещё один мощный пласт исторических подтверждений, которые рассмотрим подробно.

Время правления Сварога и Дажьбога с археологической точки зрения выглядит так. К 4-му тыс. до н.э. на землях Древнего Египта были распространены семиты, берберы и кушиты. Они, как и сейчас, вели кочевой образ жизни и занимались разведением верблюдов, а также грабежами. В то же время с 5-го по 4-е тыс. до н.э. пришельцы с Русской равнины сформировали в Египте ряд земледельческих поселений и соответствующих археологических культур. На севере - Меримде-Бени-Саламе, Эль-Омари и Маади; на юге - Тасийская культура, Бадарийская культура, Ам- ратская культура, Негада и на территории всей страны - Герзейская культура. На их базе возникли примитивные государственные образования, к которым, вероятно, восходит часть более поздних административных округов (т.н. номов) Египта. А около середины 4-го тыс. до н.э. образовались два царства: на севере - Нижний Египет, на юге







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 821. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия