Организационно-методические данные дисциплины.
Занятия по дисциплине «Кинорежиссура» включают в себя: 1. Цикл лекций по режиссуре неигрового кино- и телефильма: - общая теория и практика режиссуры; - теория и история неигрового кино; - практикум по режиссуре современного неигрового и игрового кино- и телефильма (жанры TV-журналистики: режиссура). 2. Встречи, семинары, мастер-классы с режиссерами неигрового и игрового кино, сценаристами, продюсерами, литераторами и иными представителями творческих профессий. 3. Просмотры и обсуждение фильмов. 4. Групповые, индивидуальные и практические занятия. 5. Углубленное изучение предмета «кинодраматургия» 6. Работа режиссера с актером и неактером 7. Учебно-творческая, производственная и преддипломная практика. 8. Стажировка в зарубежной школе (при наличии договоренностей). 9. Выбор темы дипломного проекта, написание и утверждение литературного и режиссерского сценариев дипломной работы.
Занятия по специальности, связанные с практическим освоением профессии, включают в себя следующие основные задания:
1. Фотосъемка и фотомонтаж по заданной теме. 2. Письменные задания по различным разделам теории и практики режиссуры. 3. Видеосъемка этюдов и ряда упражнений из циклов «Основы работы с камерой», «Возможности видеокамеры», «Организация кино- и видеокадра», «Мизансцена», «Интерьер», «Павильон» и другие. 4. Разработка и проведение интервью, расшифровка записи, работа с синхронным материалом. 5. Работа над сценариями и видеосъемка клипа, рекламы, телепередачи (или иной/иных работ в одном из жанров ТВ-журналистики). 6. Работа над сценариями кино- или видеорепортажа, учебного, курсового и дипломного фильмов. 7. Съемки видеоэтюдов /репортажи, наблюдения, различные упражнения/ на цифровых носителях. 8. Съемка первого учебного документального кинофильма (150 полезных метров, 35мм.) или видеофильма (5-7 мин.) 9. Съемка учебного документального кинофильма (300 полезных метров, 35 мм.) или видеофильма (10 мин.). 10. Съемка курсового документального кинофильма (300 полезных метров, 35 мм.) или видеофильма (10 мин.) 11. Съемка дипломного документального кинофильма (600 полезных метров, 35 мм.) или видеофильма (20 мин.) 12. Упражнения по монтажу фильма. 13. Написание рецензий по просмотренным фильмам. 14. Работа со звуком фильма. 15. Работа над дикторским текстом.
Лекции читаются с начала занятий или после первых практических работ и заданий, это зависит от решения руководителя мастерской. Обсуждение письменных и съемочных работ проводятся с целью коллективного анализа и контроля со стороны мастерской. Этюдно-импровизационные, просмотровые и практические занятия, творческие семинары помогают студентам выявить многочисленные связи творческого и производственного процессов создания фильма. Индивидуальные занятия позволяют раскрыть личность каждого студента, помогают проявиться его творческому своеобразию. Стажировки в зарубежных киношколах, проводимые при наличии определенных договоренностей, расширяют кругозор будущих режиссеров, общение и контакты с коллегами по будущей профессии позволяют познакомиться с иными методами работы, с различным уровнем производства. На этапах обучения предусматриваются совместные встречи-семинары режиссеров со сценаристами, операторами, киноведами, экономистами, звукорежиссерами и художниками. В течение первого года обучения студенты мастерской режиссуры неигрового фильма проходят ознакомительную практику на одной из профессиональных студий страны. А после трех лет обучения имеют возможность в порядке производственной практики участвовать в съемках профессиональной работы. Используя потенциал Учебной киностудии ВГИКа студенты мастерских режиссуры неигрового фильма совместно со студентами других факультетов университета проводят съемку, монтаж, запись и перезапись звука. Первый курс (второй семестр) – учебный документальный фильм (200 полезных метров, 35мм. или видеофильм 5-7 мин.) Второй курс (четвертый семестр) – учебный документальный фильм (300 полезных метров, 35 мм. или видеофильм 10 мин.) В конце второго и четвертого семестров проводятся экзамены с защитой экранных работ. Третий курс (пятый, шестой семестры и седьмой семестр четвертого курса – курсовой документальный фильм. (300 полезных метров, 35 мм. или видеофильм 10м.) Экзаменационная защита курсовой работы – шестой и седьмой семестры. Четвёртый курс – завершение работы над курсовым проектом (7-й семестр) и подготовка к дипломной работе (7-й – 8-й семестры). В конце восьмого семестра студенты мастерских неигрового фильма сдают Государственный экзамен и приступают к съемкам дипломной работы. Пятый курс (9-й и 10- семестры) работа над дипломным документальным фильмом. (600 полезных метров 35 мм. или видеофильм 20 мин.) и подготовка теоретической части диплома. Дипломная работа является итогом воспитания и обучения режиссера, она должна раскрыть лучшие качества студента, его мировоззрения, выявить уровень его профессиональных навыков и знаний.
Тематический план дисциплины. Й курс
ПРИМЕЧАНИЕ: Самостоятельная работа студента и практические занятия на первом курсе заключаются в выборе темы, поиске героев и мест съемки, написании заявки, синопсиса, литературного и режиссерского сценариев, последующей съемке, монтаже и озвучании первой учебной работы (репортаж, наблюдение) 200 полезных метров или 5-7 минут видео, а также в выполнении иных заданий и работ, указанных в пп. 2.1 и 2.7.
Й курс
ПРИМЕЧАНИЕ: Самостоятельная работа и практические занятия студента на втором курсе заключаются в выборе темы, поиске героев и мест съемки, написании заявки, синопсиса, литературного и режиссерского сценариев, последующей съемке, монтаже и озвучании учебной работы (фильм-портрет, портретный очерк) 300 полезных метров или 10 минут видео, а также в выполнении иных заданий и работ, указанных в пп. 2.1 и 2.7. Й курс
ПРИМЕЧАНИЕ: Самостоятельная работа и практические занятия студента на третьем курсе заключаются в выборе темы, поиске героев и мест съемки, написании заявки, синопсиса, литературного и режиссерского сценариев, последующей съемке, монтаже и озвучании курсовой работы (300 полезных метров или 10 минут видео), а также в выполнении иных заданий и работ, указанных в пп. 2.1 и 2.7. Й курс
ПРИМЕЧАНИЕ: Самостоятельная работа и практические занятия студента на четвертом курсе заключаются в завершении работ над курсовым проектом (проведении, при необходимости, досъемок и пересъемок отдельных эпизодов), а также в выполнении иных заданий и работ, указанных в пп. 2.1 и 2.7. На четвертом курсе студент приступает к выбору темы, поиску героев и мест съемок, написанию заявки, синопсиса, литературного и режиссерского сценариев дипломного проекта (дипломной работы). Тематическое содержание дисциплины. Й курс Тема 1 Документализм в искусстве и место документального фильма в современном обществе. Кинематограф как искусство. Взаимодействие факта и образа в мировом искусстве от классицизма до модернизма. Язык искусства: проблема условности. Место экранной документалистики в системе современных каналов информации. Роль кинематографа как нового средства специфического отображения жизни. Тема 2 Кинематограф в системе культуры. Достижения человечества в области общественно-интеллектуальных и производственных отношений, приведшие к возникновению кинематографа. Влияние кинематографа на развитие культуры. Рождение и развитие нового языка искусства. Литература. Живопись и фотография. Театр. Тема 3 Пути развития кинематографа. Реалистическая природа кинозрелища. Проблема синтетичности кино. Игровое и неигровое начало в кино. Кинематограф братьев Люмьер и кинематограф Мельеса: правда и вымысел - два пути развития. Фотографическая основа кинофиксации реальности. Экранная документалистика как специфический вид освоения реальности. Документ как элемент структуры в литературе и искусстве. Монтажность изображения в живописи. Мизансцена в театре. Монтажный ритм в музыке. Романная форма в литературе как основа поэпизодной структуры кинопроизведения. Тема 4 Возникновение кино. Технические и нравственные перспективы кинематографа. Понятие сверхзадачи. Мировоззрение и творчество. Технические и творческие предпосылки рождения кинематографа: от театра теней к изобретению Эдисона. Братья Люмьер «Прибытие поезда»: кинематограф начинается с документа. Вопросы правдивости и гражданской ответственности режиссера (в частности, в работе с фактом). Мировоззрение художника как основа творчества: С.Эйзенштейн и Л.Рифеншталь. Теория С. Станиславского, его понимание проблем сверхзадачи и сквозного действия применительно к режиссуре. Тема 5 История документального кино. Перспективы этого вида кинематографа. Современный документальный фильм: жанры и направления. Неигровой кинематограф как особый вид искусства. Система выразительных средств документального кинематографа. Документальный кинематограф и становление телевидения. Основные вехи развития документальной режиссуры. Современная документалистика: направления, жанры, стилистические поиски. Тема 6 Классификация в документальном кино. Понятие жанра (от литературы к кинематографу). От малых жанров (кинорепортаж, киноновелла и т.д.) к большим (кинороман, киноэпопея). Особенности драматургии. Общие принципы работы режиссера в определенном жанре: методы, специфические приемы, особенности монтажа и звукового решения). Понятие стилистического решения фильма. Тема 7 Основы режиссуры игрового кино. Кадр постановочный и кадр документальный. Жанровое деление. Система выразительных средств. Работа режиссера с актером. Создание художественного образа. Творческий и производственный аспекты. Синтетический опыт режиссеров, работающих в документальном и игровом кино. Тема 8 Кино и телевидение. Эстетические принципы телевидения и режиссура телевизионного кино. Жанры кино и телевидения: общая характеристика, сходство и различия. Особенности «телевизионного» восприятия. Эстетика кино- и телекадра. Этапы развития телевизионной режиссуры (от репортажей и прямого эфира к постановочным шоу и телесериалам). Тема 9 Фильмы на аналоговых и цифровых носителях. Возможности и перспективы. Эстетика кадра. Особенности съемки и монтажа. Свобода и мобильность режиссера-документалиста. Синтез профессий: сценарист-режиссер-оператор-монтажер в одном лице: приобретения и потери. Перспективы развития научной мысли применительно к возможностям неигровой режиссуры. Тема 10 Принципы и значение профессии режиссера в документальном и игровом кино. Понятие авторского кинематографа. Роль режиссера. Формирование съемочной группы. Режиссерская трактовка сценария, факта, роли, события и т.д. Способы воплощения художественного замысла. Авторское кино: игровой и неигровой кинематограф. Тема 11 Кадр. Композиция кадра, материальный мир в кадре. Цвет, свет, атмосфера в кадре. Крупность. Деталь. Течение времени в кадре. Основные положения теории Л. Кулешова (режиссура, монтаж). Ее развитие С. Эйзенштейном («монтаж аттракционов» и т.д.), В. Пудовкиным, С. Довженко, М. Роммом… Понятие кадра в кино и на телевидении. Крупность. Композиция и материальный мир. Роль детали в драматургии. Проблема времени и пространства. Монтаж как способ организации «хронотопа» (М.Бахтин) кинопроизведения. Монтаж внутрикадровый, межкадровый, горизонтальный, вертикальный, глубинный, послойный и т.д. Понятие «вертикального» монтажа («Монтаж 1938» С. Эйзенштейн, «Будущее звуковой фильмы. Заявка» С. Эйзенштейн, Г. Александров, В. Пудовкин и т.д.) Тема 12 Статичный кадр и кадр с движением Статичный кадр. Движение на статике. Движение в кадре и движение камеры. Внутрикадровый монтаж (продолжение). Движение действия. Внутрикадровое движение. Параллельное и глубинное движение. В разных направлениях. Встречное. Виды кадра с движением: панорама, наезд, отъезд. Проезды, проходы, съемка с рук. Использование операторской техники. Траекторная съемка. Иные виды движения. Тема 13 Режиссура и эстетика немого кино. Выразительные средства немого кинематографа. Крупность кадра и ее эволюция. Монтаж. Надписи. Первые (русские) хроникеры. Хроника Первой мировой войны. Периодика и сериалы. Открытия Гриффита. Совершенствование актерской игры. Операторское мастерство. Киноавангард. Разработка Дз. Вертовым теории документального фильма. Документалисты 20-х. Тема 14 Кинохроника и документальный фильм Задачи и развитие кинохроники. Перемонтаж хроники как способ создания нового смыслового содержания кадра. Формирование основ профессионального поведения кинохроникеров. Просветительская, информационная и идеологическая роли кинохроники. Кинохроника и кинопериодика. Опыт «Кинопоезда» А. Медведкина. От А.Медведкина к Жану Рушу, Крису Маркеру, «новой волне» и «синема-верите (cinéma-vérité)» (эстетика, драматургия, особенности режиссуры). Монтажный фильм: от Э. Шуб до киноэпопеи «Великая Отечественная» (обзор). Рождение документалистики из кинохроники: драматургия, режиссура, операторское мастерство, монтаж. Киноархивы (краткий обзор). Запечатленное время. Кинолетопись. Кинохроника сегодня. Псевдодокументалистика: фильмы- мокьюментари (особенности режиссуры). Кинохроника, телевидение, интернет. Тема 15 Достижения отечественной и зарубежной кинопериодики. Кинохроника военных лет. Рождение кинопериодики: цели, задачи, методы съемки, особенности драматургии и режиссуры. Опыт Дзиги Вертова. «Киноправда». Рождение Совкинохроники.. «Новости дня» и другие киножурналы: эстетика, задачи и цели, влияние идеологии на творческие задачи. Кинохроника Первой мировой и Великой Отечественной (кинохроникеры, киножурналы). Советская и немецкая кинопериодика Второй мировой (сравнительный анализ режиссуры). Тема 16 Исторический фильм. Эстетика и принципы. Кинокадр как подлинный документ и как экранный образ. Приемы воссоздания и интерпретации исторической реальности. Концепция подлинности. Особенности режиссуры. Работа в государственных и частных кино- и фотоархивах, интернете и т.д. Кинохроника: факт и его осмысление. Реставрация событий. Проблема реставрации: события подлинные и предполагаемые. Использование спец.съемок и компьютерной графики. Роль закадрового текста и работа с актером. Фильмы- мокьюментари (продолжение анализа). Тема 17 Киноархивы. Принципы сбора и хранения киноматериала в архивах. Работа режиссера в архивах с аналоговыми и цифровыми носителями. История создания киноархивов: цели, задачи, возможности. Киноархивы мира. Отечественные киноархивы: Белые Столбы (Госфильмофонд), Красногорский архив и другие. Работа с картотекой. Поиск, отбор, заказ и печать материала. Телерадиофонд. Работа с аналоговыми и цифровыми носителями. Тема 18 Малые формы кино (кинорепортаж, кинонаблюдение, киноинтервью). Способы и методы кинорежиссуры в работе над киносюжетами различных жанров и видов. Кинорепортаж: задача, планирование, съемка. Прогнозирование и предвидение события. Драматургия события. Особенности режиссуры. Репортажность съемки как основа кинодокументалистики. Кинонаблюдение: задачи, цели, методы. Скрытая камера. Привычная камера. Киноинтервью: взаимораскрытие в диалоге. Режиссер-психолог. Киносюжет: история, особенности драматургии и режиссуры. Тема 19 Дикторский текст. Авторский комментарий. Работа над сценарием киноминиатюры. От надписи к звучащему слову за кадром. Виды дикторского текста. Стилистические и драматургические особенности. Работа с диктором. Работа с актером в освоении закадрового текста. Авторский комментарий. Личность автора и его роль в художественном (образном) решении картины. М.Ромм «Обыкновенный фашизм». Технические и производственные особенности записи диктора. Дикторский текст в структуре «вертикального монтажа». Киноминиатюра: осмысление факта и превращение его в художественную реальность. Тема 20 Эстетика кадра в документальном кино. «Семиотика кино и проблемы киноэстетики» Ю.Лотман. Мизансцена и мизанкадр. Проблемы композиции, цвета, света. Монтажное переосмысление кадра. Роль внутрикадрового монтажа. Эстетика немого и звукового документального кинематографа. Кинохроника. Движение в кадре. Операторское решение. Особенности поэтического документального кино. Эстетика факта и эстетика образа. Тема 21 Кадр немой и кадр озвученный. Синхронный звук в кадре. «Вертикальный монтаж»: история и современность. Шумы и музыка. Конрапункт. Реалистичный и нереалистичный звук. Звуковой образ, звуковая драматургия, звуковая партитура. Озвучание фильма: технология, производство, творчество. Синхронный звук: слово, шумы, музыка. Синхронный звук: факт и образ, художественная и историческая ценность. Технические и творческие проблемы. Синхронный звук в неигровом и игровом кинематографе (история и современные тенденции). Тема 22 Выразительные средства игрового кинематографа. Драматургия. Жанровые особенности. Режиссура (школы, тенденции, направления). Работа с актером. Звук. Монтаж. Эстетика кадра. Компьютерная графика и анимация, комбинированные съемки и иные виды специальных съемок. Й курс Тема 1 Кадр как часть общего развития фильма. Смысловая и ритмическая связь кадров между собой. Монтажная фраза. Точка зрения и ракурс. Субъективная камера. Кадр как ячейка монтажа. Понятие о кадре как первичном художественном элементе в системе монтажа. Взаимодействие кадров – рождение нового смысла (теория Л. Кулешова и сегодняшний кинематограф). Длительность кадра. Время, пространство, ритм. Монтажный кадр. Кадры фронтальные и диагональные. Монтажная фраза, сцена, эпизод. Монтаж и склейка. Монтажная форма фильма Монтажная фраза: законы построения. Монтажный ритм как одна из форм воплощения экранной драматургии. Ритм кадра и монтажный ритм: смысловые и художественные задачи. Ритм и образ. Точка зрения камеры. «Субъективная» и «объективная» камера: цели, задачи, виды съемки. Особенности режиссуры. Ракурс: смысл и образ.
|