Студопедия — БУДДИЗМ. Абхиджня(санскр.), абхиння(пали) – сверхзнание, достигаемое с помощью медитации
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

БУДДИЗМ. Абхиджня(санскр.), абхиння(пали) – сверхзнание, достигаемое с помощью медитации






Абхиджня (санскр.), абхиння (пали) – сверхзнание, достигаемое с помощью медитации. Высшее состояние сознания, при котором появляются шесть способностей: 1. видеть всё, что пожелаешь; 2. различать и понимать любой язык; 3. проникать в чужие мысли; 4. знание всех своих предыдущих жизней; 5. знание предшествующих жизней других существ; 6. свобода от любых желаний.

Абхидхама (пали), абхидхарма (санскрит.) – питаки – третий и последний после Виная – питаки и Сутта – питаки раздел буддийского канона. Буквальный перевод – «корзина, содержащая буддийскую доктрину». Это собрание текстов, предназначенных служить основой для медитации. Содержание этой корзины составляют вопросы этики, психологии и эпистемологии (теории познания).

Авалокитешвара (санскрит) – ботхисатва в мифологии махаяны и ваджраяны, выстцупающий как олицетворение сострадания. Этот мифологический образ сложился в последние века до н.э. Он считается эманацией (исхождением, происхождением) будды Амитабхи. Известны 32 его формы (в т.ч. индуистские боги Брахма, Ганеша, Вишна,Шива), в облике которых он появляется во всех буддийских мифах, спасая страдающих. Самая популярная его форма в ваджраяне, где он имеет 6 рук, 11 лиц, образовавшихся от сочувствия к страданиям человечества. Его земным воплощением считается глава школы гелугпа далай-лама. Авалокитешвара весьма почитаем в китайском и японском буддизме.

Авеста – возникла, вероятно, в первой пол. 1-го тыс. до н.э. Текст ее кодифицирован при Сасанидах (III-VII вв.). Он содержит свод религиозных и юридических предписаний, молитв, песнопений, гимны зороастрийским божествам. Последнее название происходит от имени пророка по-ирански Заратуштра, которое по-гречески звучит, как Зороастр. Религия зороастризм в древности и раннее средневековье была распространена в Ср. Азии, Иране, Авганистане, Азербайджане и других странах Ближнего и Среднего Востока. В настоящее время она распространена у парсов в Индии, у гебров в Иране.

Авидья (санскрит.) – невежество или заблуждение. Это первоначало зла и страдания в жизни, поскольку именно невежествоне позволяет увидеть истинную сущность вещей и природы, постоянную изменчивость реальности и пр.

Агванхайдав (1779-1838 гг.) – идеолог и основатель обновленческого движения в монгольском ламаизме.

Агинский дацан (тибетское название – Даши Лхундублинг) – ламаистский монастырь в Бурятии, действующий и в настоящее время. Он строился с 1811 по 1816 гг. Его божество охранитель (сахюсан) – Джамсаран. Кроме главного храма (цокчина) в мостыре имелось 7 малых сумэ в честь славных богов пантеона – Аюши, Дэмчок, Оточи, Гунрик, Абиды, Майдари, Арьябала. Этот дацан известен тем, что с самого основания здесь совершался ежедневно, 4 раза в день хурал.

Агон-сю – одна из наиболее популярных т.н. новых религий Японии, делающих упор на религиозный фундаментализм, мистицизм, различные виды магии. Агон-сю основана в 1978 г. Кирияма Ясуо, последователем эзотерического буддизма школы Сингон-сю. В этой религии сочетается проповедь ранних буддийских текстов с магией и мистическими ритуалами, заимствованными из практики средневековых монахов отшельников. Согласно Агон-сю только на таком сочетании религия способна помочь «неприкаянным духам предков, кишащим в окружающем человека мире, а также оббрести «сущность Будды» и тем самым освободить человека от «злой кармы духов». В культе этой религии имеются заимствования и из различных религиозных течений Запада, спиритуализма, парапсихологии, тибетского мистицизма. Она пользуется большой популярностью среди молодёжи (40%) и составляет 200-300 тысяч человек.

Аджанта – комплекс пещерных храмов в горах Аджанта на плоскогорье Декана (Центральная Индия), созданные во 2-м в. до н.э. – 7-м в. н.э. Здесь было 27 жилых пещер. В некоторых из них сохранились буддийские фрески и статуи, относящиеся к 6-му в. н.э.

Адепт (от лат. adeptus – достигший) – посвящённый в тайны какого-либо учения, секты; ревностный приверженец какого-либо учения, идеи.

Акусала (пали) – неблагоприятная карма, создаваемая невежеством, тщеславием и ненавистью. Символами этих пороков являлются чёрная свинья, красный петух, зелёная змея.

Амидаизм (иногда Амидизм) – одно из ведущих направлений буддизма на Дальнем Востоке, который возник и оформился в Китае в 5-6 вв. Это направление получило название по имени главного будды этого течения – Амиды. Каноническими текстами амидаизма являются «Три сутры об Амиде», в которых отражены основные догматические положения данного направления. Целью адепта амидаизма является возрождение после смерти в «чистой земле» Амиды, буддийском рае, где ему уготована вечная счастливая жизнь.

Амитабха (санскрит) – будда в мифологии махаяны и ваджраяны, который олицетворяет неизмеримый свет. Его культ возник в Индии в первые века н.э. Амитабха является создателем и владыкой рая Сукхавати, в котором могут возраждаться все страдающие и уверовавшие в могущество Амитабха живые существа.

Амогасиддхи (санскрит) – один из будд в буддийской мифологии, который является олицетворением непогрешимой истины.

Ананда – двоюродный брат принца Гаутамы и его любимый ученик, который сопровождал Будду как слуга в течение 45-ти лет. После смерти Будды со слов Ананды был составлен свод поучений – Сутта-питака.

Анитья (санскрит), аничча (пали) – непостоянство как одно из свойств бытия (трилакшана). Из-за этого непостоянства бытию присуще страдание (буккха) и отсуствие самости (анатман, анатта). Понимание непостоянства жизни само подвержено изменениям, разрушениям и исчезанию, что является первой стадией достижения нирваны.

Апокрифы (от греч. apokrifos – тайный, сокровенный) – ранние произведения религиозной литературы, не включённые церквами в канон.

Архат (санскрит), арахат (пали) – дословно (достойный) – человек, прошедший четырёхступенчатый путь духовного совершенствования и достигший его наивысшего уровня. К чилсу архатов относятся ближайшие ученики и последователи Будды. В традиции хинаяны их насчитывается 16, в традиции махаяны – 18. В хинаяне архаты более популярны, чем в других направлениях буддизма. В махаяне путь архата – это лишь часть пути бодхисаттвы.

Асана (санскрит) – поза. Это ряд фиксированных поз, т.е. положений ног и тела. Например, «ваджрапаньянка-Асана» является позой со скрещенными ногами для медитации. В индуистической йоге существует поза, называемая лотосом. «Тандава-Асана» - танцующая поза, применяемая для изображения канона ваджраяны. Всего в северном буддизме используется около 20-ти Асана.

Аскетизм – практика отказа от всяких желаний ради достижения духовного идеала. Он появился в Индии в поздневедийский период (ок. 1500-1200 лл. до н.э.). Эта практика была внедрена почти во всех школах брахманизма и индуизма (в ведийской религии, в йоге, и джайнизме). Будда попытался с помощью аскетизма достичь просветления, но не достиг его, осудил чрезмерный аскетизм в первой же своей проповеди и советовал следовать «срединному пути». Единственный аскетизм, который буддизм поощрял, это самоконтроль за физическим состоянием тела как средства к достижению самоконтроля над сознанием, т.е. самоотречение от временных удовольствий ради вечного блаженства.

Асуры (а-суры – не боги) – персонажи индийской мифологии, которые вначале обитали на небесах и были равны богам. Потом из-за постоянных конфликтов с богами они были низвергнуты на более низкие уровни вселенной, за что и получили своё название.

Атман (санскрит) – буквально «Абсолютный дух», «Высшее Я», «Мировая душа», «Высшая реальность», «Абсолютная реальность». «Я» - одна из основных категорий брахманизма. С точки зрения брахманистских школ философии, каждая личность есть часть Высшей реальности. Поэтому личное «Я» и мировое «Я» тождественны друг другу. Концепция атман всегда опровергалась буддистами.

Байляньшэ (общество или школа Белого Лотоса) – учение, которое первоначально представляло собой одно из направлений китайского буддизма, созданного известным китайским монахом Хуэйюанем (334-416 гг.). В центре учения – вера в возможность возрождения после смерти в раю будды Амитабхи. Школа «чистой земли», возникшая в 7-8 вв. поглотила байляньшьэ и Хуэйюаня рассматривала как своего первого патриарха. С 12 в. байляньшьэ стало одним из направлений школы Цзинту благодаря деятельности монаха Маоцзиюаня. Центральным культом байляньшьэ является почитание Амитабхи. Позднее этот культ дополняется верой в скорое пришествие будды Майтреи и пронизывается эсхатологическими мотивами.

Баймасы (Монастырь Белой лошади) – один из древнейших буддийских монастырей в Китае, в 12-ти км. к востоку от города Лояна (провинция Хэнань). По традиционным представлениям он был основан в 64 г., когда в Китай прибыли первые проповедники буддизма Кашьяпаматанга (Шэмотэн) и Дхармаратна (Чжу Фалань). В современной науке это предание считается апокрифическим, т.е. не включёнными в канон буддизма.

Баюнь-цзун (с китайского – Школа Белого облака) – одна из школ в китайском буддизме Хуаянь-цзунь, основанная монахом Кун Цинцзюэ (1043-1121 гг.). Название школы получено от названия обители, где она создалась «Баюнь-ань», и имени основателя. Цинцзюэ разделил различные течения в буддизме на 10 категорий, наивысшей из которых провозгласил «колесницу Будды», объявленная им «внезапным учением». Девять других учений считались «постепенными учениями. Цинцзюэ отстаивал также принцип «единства трёх учений», а именно буддизма, даосизма и конфуцианства. Его последователи не принимали монашеский постриг, но практически вели полу монашеский образ жизни. В 1202 г. эта школа была запрещена императорским указом. В последствии против неё неоднократно издавались государственные декреты.

Банди (монг.) – низшая монашеская степень в ламаизме. Это послушник, принявший 5 обетов.

Бардо (тибет.; санскрит – антарабхава) – «промежуточное состояние» - между смертью и последующим рождением, между сном и бодрствованием…Согласно учению о бардо между смертью и последующим рождением умерший существует в виде самостоятельного существа «гандхарва». Это существо имеет облик того тела, в котором ему предстоит воплотиться. Но тело это призрачно. Его могут увидеть такие же гандхарвы, или люди с паранормальными способностями. Гандхарва пребывает в бардо до тех пор, пока не сложатся условия для его нового рождения, но не более 7-ми дней. Если такие условия не сложились, то гандхарва умирает и вновь рождается как гандхарва. Этот процесс может повторяться до 7-ми раз. Общее время пребывания в бардо не может превышать 49-ти дней. В бардо особенно сильны эффекты йогической практики, существуют особые виды йоги, с помощью которых прямо в состоянии бардо достигается освобождение, а также приёмы, с помощью которых считается возможным воздействовать на гандхарву и улучшить его будущее перерождение.

Бодхи (санскр., пали, дословно – «пробуждение», «просветление») – одно из ключевых понятий буддизма, означающее высшее состояние сознания, духовное просветление. Достижение бодхи не есть прекращение духовного развития личности. Существуют разные уровни достижения этого состояния: низший – состояние архата, высший – бодхисаттва и будда. Бодхи является целью каждого буддиста. Для этого необходимо пробиться через барьеры обыденного мышления к не двойственности, которая лежит за противопоставлением «Я» и «не-Я».

Бодхисаттва (санскрит., буквально «существо, стремящееся к просветлению») – в буддийской мифологии и философии человек, решивший выйти из круга сансары и достичь состояния будды.

Бон (по-тибетски, буквально – заклинать, призывать) – система религиозных представлений тибетцев, включающая в себя народные культы, шаманские верования, заимствования из древнеиранской религии и элементы буддизма. Основателем Бона является полу мифическая, полу реальная личность Шенрабмибо. Бон и буддизм развивались параллельно в одном и том же культурном окружении, использовали один и тот же литературный язык. У них общая конечная цель – «состояние пробуждения».

Бонза (от японского – бодзу) – главный монах в буддийском храме. В европейской литературе бонзаем называли любого буддийского монаха безотносительно его ранга.

Брахманизм – Вторая стадия (1-е тыс. до н.э.) формирования индуизма, развивавшая в результате приспособления к ведической религии.

Будда и обыкновенный человек – одна сущность – доктринальное положение буддизма (махаяны), утверждающее существенное тождество Будды и всех других живых существ. В основе доктрины лежит признание Будды в «теле дхармы», что это единственная истинная реальность универсальной субстанции (абсолют), пронизывающей все без исключения живые существа и являющейся их природой, которую не видят её обладатели из-за непросветлённости.

Бурхан – тюрко-монгольская модификация термина «будда». В мифологии этих народов Будда воспринимается как бог-учитель «Бурхан-багша».

Бхута (пали) – невидимые духи, населяющие землю и воздух, живущие в каждом дереве, строении, холме, ручье, роднике и т.д.

Ваджра (санскрит.; тиб. Дордже, яп. Конгосё, кит. Дзиньганси, монг. Очир) – символ буддизма. Тексты определяют его словесный образ – алмаз, громовой топор, пучёк скрещённых молний, выступающие как символ божеств, истины учения Будды. До буддизма ваджра была известна как громовой топор бога Индры и ряда других богов. Её эпитеты: медная, золотая, железная, каменная, с 4-мя или 100 углами, 1000 зубцами.

Ваджрапани (санскр. – букв. «рука, держащая ваджру») – один из ботхисаттв в мифологии махаяны и ваджраяны. Ваджрапани обычно изображается в угрожающей позе, синего цвета, с ваджрой в поднятой руке. Его главной функцией является уничтожение тупости и заблуждений. Легенды о нём говорят, что он сопровождал

Ваджрасаттва (санскр. – дословно «алмазное существо», или «имеющий сущность ваджры») – один из будд в мифологии ваджраяны, олицетворение принципа очищения.

Ваджраяна (санскр. – «алмазная колесница») – одно из главных направлений махаяны и буддизма, в рамках которого создано многообразие систем йогической практики, памятников литературы и искусства. К концу I тыс. н.э. ваджраяна стала доминирующей формой индуистского буддизма. В различные исторические периоды она имела распространение на Шри-Ланке, в Индонезии, Китае. Ваджраяна сохранилась в Японии со времён основоположника школы Сингон-сю Кукая. Но полное господство ваджраяна получила в Тибете, где она считается венцом учения Будды.

Вайрочана (санскр.) – один из будд в мифологии махаяны и ваджраяны, олицетворение сияния, сияющего света.

Васан – жанр японской религиозной поэзии; стихотворения-гимны, прославляющие будд, ботхисаттв, основателей буддийских школ, известных буддийских монахов. Эти стихотворения-гимны, писались на японском языке (в средневековой Японии в качестве литературного языка широко употреблялся китайский язык). Особой известностью пользовались васаны монаха Синранома, которые он сочинил в честь будды Амида.

Ведическая религия - основана на неканонической буддийской литературе в виде Ведов (знаний). Она возникла в конце 2-го – начале 1-го тысячелетия до н.э. Она состоит из гимнов 3399 богам племен индии, расселенных по берегам Ганги. В нее включены также жертвенные формулы (Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа), теологические трактаты (брахманы и упанишады). Главными богами являются: Индра – бог-воитель молнии и грома, Агни – бог огня, Сурья – бог солнца и др. Веды стали известны европейцам в первой половине XIX века, когда их начали переводить на европейские языки и изучать.

Виная-питаки – одна из трёх основных частей буддийского канона наряду с Сутта-питакой и Абхидхамма-питакой.

Винатаручи – вьетнамская буддийская школа, основанная в 580 г. выходцем из Южной Индии Винитаручи. Перебравшись через Центральную Азию в Китай, он в 562 г. прибыл в столицу Чаньань, которую покинул через 12 лет в связи с антибуддийскими преследования. Он был учеником третьего «патриарха» школы чань Сэн Цаня, который посоветовал Винитаручи отправиться на Юг. В 580 г. он оказался на территории Северного Вьетнама, обосновался в пагоде Фапван в Луилау, который являлся крупным буддийским центром в регионе. Умер Винитаручи в 594 г.

Випассана (пали) – высшая стадия медитации, способность проникновения в сущность вещей и явлений, мудрость (праджня).

Висуддхи магга (пали, буквально – «Путь к очищению») – название известного сочинения Буддхагхоши, в котором излагается буддийская доктрина.

Вихара (санскр.) – первоначальное место отдыха и развлечений. В раннем буддизме этим словом обозначали место встречи странствующих монахов, где они проводили время сезона дождей. Таким местом могли быть сад, парк, пещера. Позднее под этим словом стали пониматься монастыри в Индии и Шри-Ланке с постоянно проживающими в них монахами, которые были построены разбогатевшими буддийскими общинами.

Вонбульге – буддийская школа в Южной Корее, которая возникла в 1924 г. как общество по изучению буддизма. Но вскоре это общество превратилось в оригинальную школу. Она включает в свой состав как сохраняющих безбрачие монахов-бхикшу, так и женатых членов. В Вонбульге делается основной упор на пропаганду своего учения в массах. В качестве символа вместо изображения Будды последователи школы имеют чёрный круг, обозначающий единство мира. По этой причине секта получила название «Круглого Будды».

Во Нгон Тхонга – вьетнамская буддийская школа, основанная в 820 г. наставником Во Нгон Тхонгом из Гуанджоу.

Восемь драгоценностей (они же – «восемь эмблем славы», «восемь знаков счастья», «восемь благоприятных символов», «восемь жертв»…) – это набор из восьми предметов, образующих самостоятельную структурную единицу в системе культовой практики буддизма. В каждом из предметов заложен философский подтекст: 1. зонт защищает от злых помыслов; 2. две золотые рыбы символизируют счастье и единство; 3. ваза, наполненная напитком бессмертия, является сокровищницей благих намерений; 4. цветок лотоса – символ божественного происхождения и залог спасения; 5. закрученная спиралью вправо раковина – символ блаженства; 6. узел, не имеющий начала и конца – символ бесконечного цикла перерождений; 7. штандарт (знак победы) – символ горы Меру, центра буддийской Вселенной; 8. колесо с 8-ю спицами – символ восьмеричного пути к совершенству. Этот набор предметов стоит на алтаре каждого действующего буддийского храма в виде отдельных небольших скульптур, выполненных из дерева или металла. Они также часто встречаются в виде отпечатка на бумаге, ткани, имеются в юртах и домах, где распространён ламаизм. Каждая из 8-ми драгоценностей, особенно лотос, колесо с 8-ю спицами, узел без начала и конца, могут изображаться по отдельности и выступать как орнаментальный мотив в буддийском искусстве и как объект культа.

«Восемь звуков» - характеристики голоса Будды, проповедующего своё учение живым существам. Голос Будды: 1. завораживающий, чтобы привлекать внимание слушающих; 2. нежный, чтобы усладить их; 3. гармоничный, чтобы смягчать сердца слушающих и настраивать их на понимание сказанного; 4. торжественный, чтобы внушить уважение к Будде; 5. мужественный, чтобы заставить слушающих трепетать от почтения; 6. убеждающий; 7. побуждающий слушающих накапливать добродетели; 8. не знающий усталости.

Восемь «не» - формула «срединного пути» одно из двух главных течений буддизма махаяны – мадхьямики. В основу формулы положены начальные строки трактата индийского буддийского философа Нагарджуны «Мадхьямика-шастра». В этих строках в афористической форме выражена суть важнейшего положения философии махаяны о «недвойственности» (сущностном тождестве) всех явлений: «Я, склонив голову,поклоняюсь Будде, который проповедует: ничто не рождается и не исчезает, всё непостоянно и непрерывно, не едино и не различно, не приходит и не уходит».

Всемирная эсхатология – учение о цели космоса, истории и их конце.

Габала (санскр., дословно – блюдо, чаша, череп) – сосуд, сделанный из человеческого черепа или имитирующий его, оправленный в металл, используется в культовой практике ваджраяны для эзотерической службы в честь богов ранга «защитников веры» (дхармапала). Обычно габалу помещают на треугольной подставке, прикрывают выпуклой крышкой, навершие которой имеет вид ваджры или иного буддийского символа.

Галдан (тиб., букв. – «Обитель радости») – рай будды Грядущего мирового периода, название главного монастыря Тибета, настоятель которого носит титул гьялва («победитель») и считается воплощением ботхисаттвы.

Ганджур, Ганьчжур, Канчжур (тиб. Букв. – переводы сказанного Буддой Шакьямуни) – собрание канонических буддийских текстов, переведённых с санскрита и восходящих к Будде Шакьямуни. Известны его издания – Чоне (самое раннее), Дерге, Пекинское (1411 г.), Нартанское (1732 г.), Лхасское (незавершённое).

Гелугпа (тиб. – закон добродетели), гелданпа (тиб. – добродетельный), жа-сер (тиб. – жёлтая шапка, отличительный атрибут одежды монахов) – будд. Школа в Тибете, созданная в начале XV в. Цзонхавой.

Грязная земля (китайское – хуэйту, японское – эдо) – земной мир, наполненный пороками и страстями (грязью) населяющих его живых существ. Грязной земле противопоставляется чистая земля, в которой возрождаются верующие в спасительную силу будды Амида.

Гэгэн (монгольское, буквально – светлый) – титул духовного лица в ламаизме.

Дана (пали, санскрит – даяние, щедрость) – добродетель подаяния милостыни бедным, нуждающимся, дарения монахам или монашеской общине. Дана является одним из трёх добродетельных деяний, которые приносят подающему религиозную заслугу.

Данджур, Танчжур (тиб. «Переводы пояснений к сказанному Буддой») – собрание переведённых с санскрита на тибетский язык текстов, поясняющих проповеди Будды Шакьямуни.

Дацан (тиб.) первоначально в ламаизме тибетском, монгольском, бурятском, калмыцком, – название факультета (отделения) учебного заведения при монастыре. Позднее в бурятском ламаизме дацан стал названием самого монастыря.

Десять деяний – 10 из 52 ступеней (с 21 по 30) пути бодхисаттвы. Этот путь включает в себя: 1. материальную помощь другим людям; 2. помощь советами; 3. терпимость к чужим взглядам и поступкам; 4. самоотверженность в служении другим; 5. Правильное понимание своего долга; 6. появление перед другими в том виде, в каком они возродятся в «стране Будды»; 7. свободу от привязанности к двум крайним взглядам – существованию вещей и несуществованию вещей; 8. обретение добродетелей, которые трудно обрести; 9. проповедь и распространение учения Будды; 10. постижение сущности «срединного пути».

Десять земель – четвёртый этап пути бодхисаттвы из 52 ступеней (с 41 по 50). Пройдя 40 предыдущих ступеней, ботхисаттва должен испытать следующие состояния: 1. радость от постижения истинной сущности бытия; 2. чистота как следствие освобождения от всех нечистот земного мира; 3. излучение света мудрости; 4. углубление совершенного знания истинной сути бытия; 5. ощущение преодоления последних трудностей на пути к просветлению; 6. проявление совершенного знания; 7. ощущение преодоления ограниченности как хинаяны, так и махаяны; 8. твёрдая убеждённость в истинности «срединного пути» Будды; 9. ощущение обладания всепроникающей мудростью, дающей возможность без помех проповедовать учение Будды; 10. ощущение себя облаком, которое орошает все живые существа учением Будды.

Десять рвений – с 31 по 40 ступени пути бодхисаттв: 1. спасение других живых существ в тайне от них; 2. несокрушимая вера в истинность буддийского учения; 3. проповедь и распространение учений всех без исключения будд; 4. посещение будд в местах их пребывания и служение им; 5. благословение других живых существ; 6. наделение других живых существ безграничным благом; 7. видение в других живых существах всех миров дхармы; 8. постижение истинной сущности всех вещей и явлений; 9. освобождение от всех без исключения привязанностей; 10. освобождение от зависимости от вещей и явлений.

Десять веры (ступеней) – первые десять ступеней пути бодхисаттвы: 1. пробуждение!чистой» веры в учении Будды; 2. запоминание всего постигнутого; 3. усердие в продвидении по пути бодхисаттвы; 4. сосредоточенность на размышлении о пути бодхисаттвы; 5. обретение мудрости для постижения истинной сущности вещей и явлений; 6. принятие обетов; 7. направление ранее обретённых добродетелей на достижение просветления; 8. предохранение от земных желаний; 9. борьба с привязанностями ко всему земному; 10. соблюдение обетов. Прохождение этих ступеней предполагает обретение веры в спасительную силу буддийского учения.

Десять укрытия (ступеней) – второй этап пути бодхисаттвы с 11 по 20 ступень: 1. стремление стать буддой; 2. постижение «пустоты» вещей; 3. совершение благих деяний; 4. постижение относительности и условности всех вещей и явлений; 5. постижение истинной сущности вещей и явлений через совершение благих деяний; 6. обретение высшей мудрости – «праджни»; 7. достижение такого уровня просветлённости, когда не возможно возвращение на пройденную ступень; 8. обретение неподверженности влияниям со стороны ложных учений; 9. убеждённость в возможности стать буддой; 10. постижение того, что ничто не рождается и не умирает. Прохождение этих ступеней обеспечивает невосприимчивость к различного рода земным соблазнам.

Джайнизм – религия в Индии, возникшая в VI в. до н.э. Джайнизм отверг авторитет Вед, открыл доступ в свою общину мужчинам и женщинам всех каст, сохранил индуистское учение о перерождении душ и воздаянии за поступки.

Джатака (пали, санскр.) – очень популярное сочинение из канона тхеравады, содержащее 550 историй о прежних рождениях Будды. Как литературный жанр эти истории нашли распространение в фольклоре и буддийской мифологии.

Дзадзэн (яп. – «сидячая медитация», кит. – цзочань) – одна из двух основных практик в школе дзэн, требующая от адепта, сидящего в «позе лотоса», концентрации сознания.

Дзэн (яп., кит. – чань от санскрита дхьяна, т.е. «медитация») – одна из наибодее влиятельных буддийских школ в Японии.

Докшит (от монг. Докшин – дикий, необузданный, свирепый, жестокий) – монгольский термин для обозначения богов ранга «защитников веры» в ламаистском пантеоне.

Дхамма-чакка-паваттана-сутта ( пали, букв. – «приведение в движение Колеса Закона», или «Проповедь о создании царства справедливости») – 1-я проповедь Будды после его просветления, произнесённая перед его первыми учениками в Оленьем парке (Сарнатх) в окрестностях Варанаси (совр. Бенарес).

Дхарма (санскр.), Дхамма (пали) – важный и многозначный термин во всей индийской философии. Можно выделить 5 групп основных значений термина: 1. доктрина; учение, излагаемое в систематической форме; руководящие жизненные принципы, принимаемые человеком; в буддизме – это учение Будды; 2. правило, правильное поведение, справедливость, закон, праведность; 3. условие, причина или прошлое, как причина, следствие; 4. Приложение слова «дхарма» к феноменальному миру указывает на его упорядоченную структуру. Мир – это выражение закона; 5. высшая реальность – точечные моменты бытия, вспышки психо-физической энергии.

Индрия (санскр.) – «воспринимающая способность», «орган чувства», инструмент непосредственного чувственного восприятия мира. В «абхидхарме» их 6: орган зрения, орган слуха, орган обоняния, орган вкуса, орган осязания, сознание, или познавательная способность. Последнее чувство (сознание) считается самой главной воспринимающей способностью.

Индуизм – сформировался в I тыс. н.э. Является результатом развития ведической религии, брахманизма (2-я стадия индуизма. Возник в 1-м тыс. до н.э. Большую роль играют анимистические представления, культ предков) и других народных верований. Основой учения индуизма является учение о перевоплощении душ (сансара) в соответствии с законом воздаяния (карма) за добродетельное или дурное поведение, определяемое почитанием верховных богов (Вишну или Шиву).

Йога (санскр., букв. – средство, способ, единение, действие, укрепление и пр.) – комплекс приёмов и упражнений для очищения тела и сознания, а также для достижения состояния духовного созерцания.

Кадампа (тиб., букв. – связанный обетом, или принявший посвящение) – школа тибетского буддизма, возникшая в XI в.

Калачакра (санскр., букв. – колесо времени) – одна из важных систем буддийской тантры.

Карма (санскр., камма – пали., букв. – действие, обязанность, деятельность) – это совокупность любых моральных и аморальных волевых намерений. В конструировании сложного закона кармы главная роль принадлежит мысли, т.к. слова и действия являются вторичными по отношению к сознанию.

Лама (тиб., дословно – высший) – учитель наставник в ламаизме.

Ламаизм – религиозная форма северного буддизма, основанная на сочетании черт махаяны и ваджраяны.

Мадхьямика – первая философская школа махаяны. Возникла во II в. в Индии. Основателем ее считают Нагарджуну. Она распространена в Китае, Тибете и других странах буддийского мира. Это основополагающее духовное учение в Тибете, которому посвящалось и посвящается большое количество литературы. В основе учения лежит избегание крайностей утверждения и отрицания.

Майя (санскр.) – иллюзия, обман; в индийской мифологии – способность сверхъестественных существ (богов, демонов, духов) к изменению своего облика.

Манас (санскр.), Мано (пали) – ум, способность человека мыслить; тот аспект сознания, который осуществляет связь субъекта и объекта.

Мани (санскр., тиб., монг.) – камни с написанной или выгравированной на них мантрой.

Мантра ( санскр., дословно – стих, заклинание, волшебство) – магическая форма призывания и заклинания богов в древнеиндийской традиции, в т.ч. в индуизме и буддизме.

Марга (санскр), магга (пали) – путь. Термин используется для обозначения «благородного срединного пути» или «благородного восьмеричного пути».

Махаяна (букв. – Большая колесница) – направление северного буддизма.

Медитация ( санскр.) – внутреннее сосредоточение сознания на определённой идее, обычно подкрепляемое созерцанием соответствующего объекта и ведущее к успокоению, внутренней гармонии и предполагаемому прорыву на новый уровень понимания сущности бытия.

Метта (пали) – любовь, активная доброжелательность, одно из 4-х божественных состояний, когда сила любви направлена на все живые существа.

Мокша (санскр.) – освобождение от круговорота рождений и смерти, синоним нирваны. Как термин мокша чаще употребляется в джайнизме, чем в буддизме.

Пали – литературный среднеиндийский язык, относится к индийской группе индоевропейской семьи языков. Пали – язык буддийского Канона. Он сложился в Индии, распространился на о. Шлри-Ланка, а в конце I – начале II тыс. в ряде стран к Востоку от Индии. Пали сохранился как язык религии и письменности в Шри-Ланке, Бирме, Таиланде, Лаосе, Кампучии, Вьетнаме.

Патра (санскр.) – чаша, используемая буддийскими монахами хинаяны для ежедневного по утрам сбора подаяний с населения в окрестностях.

Питака – пали, букв. – корзина.

Потала (санскр.) – 1. в буддийской мифологии название рая, где обитают ботхисаттва Авалокитешвара и его женская энергия Тара; 2. дворец и зимняя резиденция далай-ламы в Лхасе (до 1959 г.), одна из главных святынь Тибета.

Праджня (санскр., паннья (пали) – трансцендентальная мудрость, божественная интуиция. Одно из 6-ти совершенств и одна из 2-х опор махаяны.

Санскрит (букв. Обработанный) – литературно обработанная разновидность древнеиндийского языка индоевропейской языковой семьи. Отличается строго нормализованной грамматикой. На этом языке написаны произведения художественной, религиозной, философской, юридической и научной литературы, оказавшие влияние на культуру Юго-Восточной, Центральной Азии и Европы. В Индии санскрит используется как язык гуманитарных наук и культа.

Сутра (санскр.), сутта (пали) – букв., нить на которую нанизаны жемчужины) – литературный жанр, к которому относятся произведения, состоящие из отдельных афоризмов.

Тантра (санскр., дословно – непрерывность, поток психики) – 1. Одно из названий ваджраяны; 2. Базовые тексты ваджраяны, которые наряду с сутрами считаются словом Будды.

Хурал (монг.) – религиозная служба в ламаистском монастыре.

Хурул (калм) – название монастыря в калмыцком ламаизме, который состоит из большого и малого монастыря, храма и часовни.

Эсхатология (от греч. eschatos – последний, конечный и logos – знание) – религиозное учение о конечных судьбах мира и человека. Существует 2 вида эсхатологии: 1. индивидуальная эсхатология – учение о загробной жизни единичной человеческой души;

Цаннит – название высших конфессиональных школ в Калмыкии и Бурятии. Инициатором их создания выступил бурятский хамбо-лама Агван Доржиев. Он же был автором программы обучения и фактически ответственным за ее выполнение. Формальным ответственным по уставу за выполнение этой программы считался лама; Дацан – название факультета (отделения) учебного заведения при монастыре. Позднее в бурятском ламаизме дацан стал названием самого монастыря.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 633. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия