Студопедия — II. ЕРЕСЬ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

II. ЕРЕСЬ






ЕККЛИСИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

 

"Аще же мы, или Ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет".

"Аще кто вам благовестит паче, еже приясте, анафема да будет" (Гал.1, 8.9).

"Кровь мучеников - семя христианства" (Тертуллиан).1)

 

 

I. ЦЕРКОВЬ

 

1. Церковь (ekklesia) - есть таинственный Богочеловеческий организм - Тело Христово, состоящий из собрания христиан, пребывающих в единстве православной веры, нравственного закона, священноначалия и таинств, и находящихся во взаимном духовном общении между собою, с Церковью Торжествующей на Небесах и Самим Главою и Спасителем Тела Церкви Господом Исусом Христом.2)

2. Верую во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

Так в 9-м Члене Никео-Цареградского Символа Веры каждый православный христианин исповедует свою веру в великую истину Христовой Церкви. Он исповедует сии четыре ее свойства: единство, святость, соборность и апостольство.

Разсмотрим их сущность по порядку.

3. Единство. Церковь - едина, что означает именно ее единственность во Вселенной. В Символе свойство это выражено числительным en mian, т.е. Церковь - "одна".

Свящ. Писание твердо и ясно исповедует единственность Церкви в следующих словах: "Едино тело, един дух, якоже и звани бысте во едином уповании звания вашего: един Господь, едина вера, едино крещение, един Бог и Отец всех" (Еф. 4,4-6), и, следовательно, только один путь ко спасению - через истинную веру во Христе, ибо Он есть единственный "Путь и Истина и Живот" (Ин. 14,6). Как один Глава у Церкви - Христос (Еф. 5,23), а не много глав, - так и Церковь одна, а не много Церквей; и как Христос не может разделиться Сам в себе (1 Кор. 1,13), так и Церковь Его не может разделиться сама в себе, ибо ее разделение означало бы ее смерть, по слову Спасителя: "Всякое царство, раздельшееся на ся запустеет, и всяк град или дом разделивыйся на ся не станет" (Мф. 12,25; ср. Мк. 3,24-25; Лк. 11,17). Посему и мы, твердо веруя в неодолимость Церкви вратами адовыми (Мф. 16,18), исповедуем, что разделиться она ни по какому признаку не может.

4. Святость. Святость Церкви происходит, прежде всего, от святости Ее Основателя и Главы Исуса Христа: "Аще ли начаток свят, то и примешение; и аще корень свят, то и ветви" (Рим. 12,16). Также Святость Церкви заключается в действии в ней Истинного и Животворящего Духа Святого, освящающего верующих посредством спасительных таинств церковных (Ин. 14,16-17). И, наконец, Свята Церковь чистым и непогрешимым учением веры, по преемству переданной от Апостолов: "Церковь Бога Жива - столп и утверждение Истины" (1 Тим. 3,15).

Таким образом, Св. Церковь Христова вся в целом не может погрешить в истинах вероучения, но всякий не содержащий в чистоте сии спасительные истины сам отпадает от Церкви и перестает быть членом Ее, нисколько не повреждая Ее святости и единству. Таковыми отпавшими являются раскольники, еретики и богоотступники, открыто отрекшиеся от Христа. Все они не только не являются членами Тела Христова, но и неизменно состоят в постоянной духовной (а нередко и физической) вражде с Церковью, и по существу своему и определению есть церквеборцы.

5. Соборность (Кафоличность). Понятие "соборная" (katholike) имеет некоторое различие от понятия "вселенская" (oikoumenike). Соборность означает духовное единение всех членов земной Церкви между собой и с Церковью Торжествующей на небесах во главе со Христом (Евр. 12, 22-24); вселенскость же или экуменичность означает, что Церковь Христова имеет распространение вселенское, т.е. всемирное, по всей вселенной - "даже до последних земли" (Де-ян. 1,8), "во всю землю", "в концы вселенныя" (Деян. 10,18). Вселенскость Церкви есть составляющая ее Соборности. Распространившись по всему миру в виде частных или Поместных церквей, Св. Церковь, тем не менее, не утратила своего единства, своей соборности, потому что единственное основание подлинной соборности есть ИСТИНА.

6. Апостольство. Оно означает непрерывное посредством таинств преемство в Церкви благодати Св. Духа и богоучрежденной иерархии от самих Апостолов, а чрез то - преданного от них и утвержденного на Св. Вселенских и Поместных Соборах, правилами и учением Св. Отец неизменного исповедания веры, нравственного закона и неписанных церковных обычаев (synatheia ekklesiastike), которые "должны быть уважаемы, как закон" (Номоканон в XIV тит.). Апостольство есть постоянное водительство Св. Духа, живущего в Церкви.

Апостольство в преемстве иерархии относительно клира в Церкви передается посредством таинства поставления, включающего в себя три необходимых момента: 1) избрание (heirotonia), совершаемое народом и клиром, согласно воле Божией (Евр. 5,4), и утверждение (hyros) после испытания качеств рукополагаемого в соответствие с церковными канонами (VI Всел. 33) при засвидетельствовании местной Церковью действительности избрания; З) руковозложение (heirothesia), т.е. собственно священнодействие поставления, которое совершается епископами (1 Тим. 4,14; 2 Тим. 1,6; Апост. 1 и 2) с согласия народа, свидетельствующего о правильности совершения таинства.

"Епископ, как преемник апостольский, - учит Св. Церковь, - <...> есть живый образ Бога на земли, и по священнодействующей силе Духа Святаго - обильный источник всех таинств Вселенской Церкви, которыми приобретается спасение" (Послание Вост. Патр. О Прав. Вере 1723 г., чл.10).3) "Церковь составляет народ, - говорит св.Киприан Карфагенский, - соединенный со священником, и стадо, покорное своему пастырю; посему ты должен знать, что епископ в Церкви и Церковь в епископе, и, таким образом, кто не в единении с епископом, тот и не в Церкви".4) Ту же мысль выражает св.Игнатий Богоносец: "Где будет епископ, там должен быть и народ, так же, как где Исус Христос, там и кафолическая Церковь" (Смирн, VIII).

Апостольство в преемстве иерархии относительно мирян в Церкви передается посредством св. Таинства Крещения. Апостольство принадлежит всему народу (laikoi), а не одному только клиру. Равно и достоинство "царственного священства" дается всем членам Церкви, так что священнодействует весь народ Божий рукою предстоятеля и со всем клиром. "И сами яко камение живозиждитеся во храм духовен, святительство свято (eis ierateuma agion), возносити жертвы духовны, благоприятны Богови Исус Христом <...> Вы же род избран, царское священие (basileon ierateuma), язык свят <...> иже иногда не людие, ныне же людие Божии..." (1 Пет. 2,5,9.10; ср.: Откр. 1,6; 5,10; 20,6).

Высшему клиру не принадлежит в Церкви исключительное и абсолютное право священнодействия. Если в данной местности и в данное время иссякает клир, т.е. если сообщение с ним невозможно или затруднено, то каждый член Церкви, будь то мирянин или монах, в силу благодати Апостольства, дарованной ему в Таинстве св. Крещения, может священнодействовать и совершать по нужде и без клира все святые таинства, чинопоследования и обряды (за исключением таинств евхаристии и хиротонии), т.к. полнота Церкви (собрания Божия во Христе) заключена как во всех ее членах вместе взятых, так и в каждом местном ее собрании: "Идеже бо еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их" (Мф. 18,20), равно же и в каждом отдельном верном ее члене, по слову Самого Спасителя: "Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет; и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидема, и обитель у него сотворима" (Ин. 14,23).

7. Единство, Святость, Соборность и Апостольство Церкви мыслятся и существуют только как единое неразрывное целое. Ни Единство Церкви не может существовать без Святости Ее, Соборности и Апостольства; ни Святость Церкви не может быть без Единства и прочих Ее свойств; ни Соборность не мыслима помимо Апостольства и проч. Следовательно, если какое-либо общество, называющее себя "христианским", не имеет хотя бы одного из сих четырех свойств и определений Церкви Христовой, то общество это не может быть ни Церковью, ни частью Ее, и есть, на самом деле, нечестивое скопище отщепенцев.

Св. Каноны подразделяют их на несколько категорий: ересь, раскол, самочинное сборище.

 

II. ЕРЕСЬ

 

8. В своем 1-м Правиле св. Василий Великий, знаменитый из Отцев, дает следующее определение ереси и еретикам, как об этом передали Св. Отцы с древнейших времен: "Еретиками назвали они совершенно отторгшихся и в самой вере отчуждившихся". Здесь св. Василий под понятием ереси подразумевает в первую очередь искажение одного или нескольких догматов, изложенных в Символе Веры или любое освященное изначальным и долговременным употреблением в Церкви священное предание и установление, как говорит он же в своем 91-м правиле. Догматом же называется всякое учение веры и благочестия, основанное на Божественном Откровении - Священном Писании и Священном Предании, и утвержденное авторитетом Церкви. Перечисляя всех древних еретиков, исказивших святые догматы, св.Василий указывает, что между православным учением и исповеданием еретическим "есть явная разница в самой вере в Бога";.

В толковании на сие правило (1-е) еп.Никодим (Милаш) разъясняет, что еретическое "учение, противное православной вере, не должно, впрочем, касаться непременно оснований православ-ного вероучения, чтобы данное лицо считать еретиком, - достаточно, чтобы оно погрешало хотя бы в одном догмате, и в силу этого оно - уже еретик".5) "Тот еретик и подлежит законам против еретиков, кто и мало уклоняется от православной веры" (Синтагма Матфея Властаря).6) А еп. Игнатий (Брянчанинов) говорит: "Ересь (aireseis) - вообще любое ложное учение, отдельное и отличное от учения Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви".7)

9. Естественно, что в сообществе еретиков, как "совершенно отторгшихся и в самой вере отчуждившихся" от благодатного и святого Тела Церкви посредством своего зловерия, все таинства и священнодействия являются недействительными, безблагодатными. "Священнодействия их праздны и лишены благодати освящения", - гласит Пидалион.8)

Еретическое крещение св. правила именуют "осквернением" (Апост. 47), а еретических священников и епископов - "лжесвященниками" (Апост. 47) и "лжеепископами" (Двукр. 15). Также и 68-е Апост. правило гласит: "Крещенным, или рукоположенным от еретиков, ни верными, ни служителями Церкви быти невозможно". По определению Православной Церкви, крещение еретиков есть не иначе как "грязная лужа",9) "оковы нечестия" (Апостольские Постановления, кн. 6, гл. 15).

Евхаристию еретиков св. Отцы называют "ядовитым хлебом" (преп. Феодор Студит),10) "пищей демонов" (блаж. Иероним Стридонский)11) и строго запрещают верным приступать к их чаше и принимать их причастие: "Всею силою да хранимся, ниже приимати причастие еретиков" (преп. Иоанн Дамаскин 12); ср. Апост. 46), - потому что еретическая евхаристия "соеди-няет с диаволом", "омрачает", "убивает" (преп. Феодор Студит).13)

10. Еретиками, в точном смысле этого слова, должно считать тех, кого за ту или иную ересь осудили "Святые Соборы или Отцы" (Двукр. 15), "которые преданы анафеме" ими (II Всел. 6), - причем, "хотя бы давно, хотя бы недавно они были отлучены от Церкви, хотя бы древних, хотя бы новых ересей они держались" (Толкование Зонары на 6-е пр. II Всел. Соб.)14)

Если то или иное лицо придерживается какого-либо еретического учения, которое уже когда-то было осуждено "Святыми Соборами или Отцами", - такового также следует именовать ере-тиком, хотя бы и "прежде соборного разсмотрения" (Двукр. 15).

Именуем мы еретиками и тех, лжеучения коих, хотя еще не были осуждены Св. Соборами или Отцами, но которые явно противны апостольской вере. Таковыми были признаны все древ-ние ересеучители не только после, но и прежде соборного разсуждения. Святой III Всел. Собор возстановил в священных степенях всех клириков, осудивших ересиарха Нестория до соборного суда над ним, которых тот незаконно изверг за это из сана. Причем, Собор по этому поводу утвердил, чтобы впредь "единомудрствующие с православным и Вселенским Собором члены клира отнюдь никаким образом не были подчинены" не только "отступившим", но и "отступающим от православия епископам" (правило 3).

11. Имеющие молитвенное или евхаристическое общение с еретиками суть также - еретики (Апост. 45,65), ибо, по словам преп. Феодора Студита, "не только неверных еретиков <...> забирает под власть свою змий, но и тех, кои безразлично относятся ко всем таковым и вступают в общение с ними".15) Также и св. Василий Великий говорит: "Если кто притязает исповедовать вполне Православную Веру, но находится в общении с теми, кто ей противоречит, если по пре-дупреждении не порвут этого общения с ними, то их не следует даже считать братьями".16) Согласно каноническим правилам, все общающиеся с отлученными - сами отлучаются (Апост. 10; Антиох. 2; Карф. 9; Вас.Вел. 88).

12. Но в то же время следует разборчиво относиться к тому, кого действительно считать упорным еретиком, а кого - только находящимся в заблуждении по недоразумению. По Апостолу, заблуждающийся обращается "после первого и второго вразумления" (Тит. 3,10); упорный еретик не слушает никаких увещаний, хотя бы и многократных, поскольку "развратися таковый, и согрешает, и есть самоосужден" (Тит. 3,11). Касательно же предстоятелей Церкви так-же делается различие в степени их неправомыслия. "Ибо если ересь проводится первенствующим тайно и сдержанно, так что он еще колеблется, то никто не должен отделяться от него до осуждения, ибо возможно, что до окончательного решения он восприсоединится к православию и отстанет от ереси" (Вальсамон).17) Действительным еретиком правомерно считать только такого предстоятеля, лжеучение которого "проповедуется им открыто и всенародно в церкви, когда т.е. оно является уже обдуманным и направляется к явному противоречию Церкви, а не частным только образом высказывается, когда еще таким же частным образом оно может быть обличено и отвергнуто без нарушения мира Церкви" (Еп. Иоанн Смоленский).18)

Но такое различие в степени заблуждения должно делать только в отношении тех лиц, которые еще будучи членами Церкви впали в недоразумение; но в сообществах, давно отпавших от Церкви, еретиками являются все - как клир так и его паства - по одной только принадлежности к ним, и хотя тяжесть их падения также неодинакова, все же они лишены спасительной благодати Божией и членами Церкви ни по какому закону быть не могут.

 

III. РАСКОЛ (СХИЗМА)

 

13. Ересь, как правило, сопровождается расколом.

"Раскольниками, - продолжает св. Василий Великий в том же правиле, - древние называли разделившихся в мнениях о некоторых предметах церковных и о вопросах, допускающих уврачевание", - точнее: "расколом (schismata) называется нарушение полного единения со Святою Церковью, с точным сохранением, однако, истинного учения о догматах и таинствах" (Еп. Игнатий).19) Иначе: "Раскольниками называются те, которые относительно веры и догматов здраво мыслят, но по некоторым причинам отдаляются и устрояют свои отдельные собрания" (Зонара).20)

14. По определению св. Отцев Церкви, "раскол есть не меньшее зло, чем ересь" (св. Иоанн Златоуст).21) Оптат Милевийский считал раскол одним из величайших зол, - большим, чем человекоубийство и идолопоклонство.22) О раскольниках св. Киприан Карфагенский говорит: ''Помните, что основатели и руководители раскола, нарушая единство Церкви, противодействуют Христу, и не только второй раз Его распинают, но раздирают Тело Христово, а это такой тяжкий грех, что кровь мученическая не может загладить его <...> Неизгладимая и тяжкая вина разделения не очищается даже страданиями".23) II Вселенский Собор, по существу, не сделал никакой разницы между ересью и расколом: "Еретиками же именуем как тех, которые издавна чуждыми Церкви объявлены, так и тех, которые после того нами анафеме преданы; кроме же сего и тех, которые хотя притворяются, будто веру нашу исповедуют здраво, но которые отделились и собирают собрания против наших правильно поставленных епископов" (6-е пр.). "Еретиками мы называем всех тех, которые не причащаются Святых Тайн от священников в святой Церкви Божией", - подтверждает Матфей Властарь.24)

15. Что св.богоносные Отцы определили о ереси, то же самое они изрекли и о расколе, предав анафеме всех творящих его (Карф. 10,11). Как и еретики, раскольники также находятся в полном отчуждении от Христа, Церкви и благодати св. Таинств. Слова св. Василия Великого в 1-м его правиле: "Крещение раскольников, яко еще не чуждых Церкви, приимати", - должно признать неточным переводом в нашей Книге Правил. Буквально следует перевести: "как еще сущих из Церкви", - т.е. "из Церкви недавно вышедших" (ws eti ek tis ekklesias ontwn), поскольку предлогом ek на греческом языке не может быть выражена принадлежность к чему-либо.25) Правильность этого изъяснения доказывается словами самого св. Василия, сказанными им о сущности раскола в том же правиле немного далее: "Хотя начало отступления произошло чрез раскол, но отступившие от Церкви уже не имели на себе благодати Святаго Духа. Ибо оскудело преподаяние благодати, потому что пресеклось законное преемство. Ибо первые отступившие получили посвящение от Отцев, и чрез возложение рук их имели дарование духовное. Но отторженные, соделавшись мирянами, не имели власти ни крестити, ни рукополагати, и не могли преподати другим благодати Святаго Духа, от которой сами отпали. Почему приходящих от них к Церкви, яко крещенных мирянами, древние повелевали вновь очищати истинным церковным крещением".

16. Раскол, по мере долговременного пребывания в отделении от Церкви, обычно постепенно перерастает в схизмо-ересь. "В конце концов всякий раскол превращается в ересь" (Еп. Никодим).26) Это служит доказательством полного оставления раскольников, как мертвых членов, отпавших от Церкви, спасительной благодатью Святого Духа.

 

IV. САМОЧИННОЕ СБОРИЩЕ (ПАРАСИНАГОГА)

 

17. Самочинное сборище (parasynagwge) не многим отличается от раскола, почему в канонических правилах св. Отцы между самочинниками и раскольниками обычно не делают никакой разницы. Существенное отличие состоит только в том, что причина отделения парасинагоги от Церкви никогда не заключается в вопросах веры, а является плодом административного неповиновения законному священноначалию. По определению св. Василия Великого в его 1-м правиле, самочинное сборище есть "собрания, составляемыя непокорными пресвитерами, или епископами, и ненаученным народом. Например, аще кто, быв обличен во грехе, удален от священнослужения, не покорился правилам; а сам удержал за собою предстояние и священнослужение, и с ним отступили некоторые другие, оставив Кафолическую Церковь: сие есть самочинное сборище". Конечно, бывают и другие причины для составлений самочинных сборищ.

18. Ясно, что - как и еретики и раскольники - самочинники также пребывают вне Церкви, "оставив", как сказано, ее спасительную ограду, а потому - всё, что говорилось выше о "таинствах" и "священнодействиях" еретиков и раскольников, необходимо полностью отнести и к "таинствам" и "священнодействиям", совершаемым в самочинных сборищах.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 988. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия