Май 1919 г.
Этот вопрос тревожит многих. Он встает перед красноармейцем и рабочим, заботит и крестьянина. Разве коммунисты-большевики два года тому назад не звали нас к миру? Отчего же война продолжается? Почему нас снова мобилизуют и шлют на фронт? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять, что творится вокруг нас и как складывается жизнь. Как только рабочие и крестьяне взяли власть в свои руки в октябре 1917 года, они честно и открыто предложили мир всем народам. Но рабочие в других странах тогда еще были слишком слабы, а хищники-капиталисты достаточно сильны, чтобы продолжать войну. В марте 1918 года Советская власть, стремясь к миру, заключила с Германией невыгодный тяжелый Брестский мир84, лишь бы вернуть пахаря к земле, рабочего к станку, лишь бы спасти жизни своих свободных граждан. Но империалисты-хищники не боятся крови и не ценят человеческой жизни. Им война была нужна, и потому буржуазия всех стран повела непрерывные наступления на Советскую Россию и Украину извне, а внутри стала подымать против рабочих и крестьян кулацкие выступления. Образовался новый фронт — не русских против немцев или украинцев против союзников, а «красных» против «белых», т. е. трудового люда против буржуазии. Что другое оставалось сделать народу? Сказать: «Мы против войны, мы за мир, поэтому, если на нас и наступают Колчаки, Деникины и Красновы, мы винтовки в руки не возьмем?! Пусть американский, немецкий или русский капитал снова завладеет нами, заведет у нас порядки, какие выгодны ему — нам все едино?!» Разумеется, ни один мыслящий красноармеец, рабочий или крестьянин этого не скажет. Крестьянин сразу смекнет: если вернется Скоропад-ский, а с ним попы, помещики,— прощай земля и воля! Опять ломай шапку перед урядником и пухни с голода, и то время как у помещика от золотого зерна закрома ломятся! Рабочий понял бы, что возвращение к власти буржуазии означает прежде всего возврат к бесправию, к эксплуатации труда, к отмене 8-часового рабочего дня и уничтожению помощи на случай безработицы, к тому, чтобы выселяли рабочий люд из здоровых светлых квартир и загнали бы опять в сырые подвалы. Оно означало бы возврат к рабству наемного труда. Красноармеец вспомнил бы тюремную жизнь царских казарм, пощечины офицерства, издевательства над солдатом командиров старого режима, тухлое мясо к обеду и кражи интендантов, и руки его невольно стали бы искать винтовку-защитницу. Все вместе, весь трудовой люд не может не понимать, что сейчас идет вопрос о том, быть крестьянам и рабочим хозяевами России и Украины или вернутся попы, помещики и капиталисты и сядут снова на шею народа. Не война у нас, а восстание трудового люда в защиту своих прав, свободы и самой жизни своей! Мы воюем не для того, чтобы завоевать новые земли или поработить, ограбить другой народ, а чтобы обезопасить себя от хищников-капиталистов. Мы воюем, чтобы обеспечить крестьянину и его детям возможность спокойно и мирно обрабатывать землю, чтобы дать рабочему возможность не только работать на фабрике и заводе, но и самому участвовать в налаживании, в организации производства, самому распределить народные богатства страны так, чтобы досталось каждому по справедливости, а не один человек, только потому, что он капиталист, забирает себе львиную долю народного богатства. Мы воюем за то, чтобы отстоять права рабочих и крестьян, самим управлять родной страною. Мы воюем за то, чтобы обеспечить народ от возможности повторения голода и дороговизны. Мы воюем за то, чтобы создать единую мировую братскую республику рабочих и крестьян, уничтожить собственников и хищников-богачей, а значит, раз навсегда покончить и с войнами. Наша война — красных против белых — это восстание угнетенных против тех, кто является виновниками кровопролития. Наш клич был и остается: война войне! Слава мирному, производительному труду на пользу всего трудового народа! «•Известия Харьковского Совета и губернского исполнительного комитета Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов», 7 мая 1 9 1 9 г.
|