Студопедия — Концептуальные основания семиотического сценария аналитики мышления и человека
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Концептуальные основания семиотического сценария аналитики мышления и человека






С одной стороны, кажется, что мы оказались вовлечены в бесконечный спор трансцендентализма и онтологизма и, тем самым, в спор очевидно исторический. Однако сам вопрос, определяющий возможности, значение, и цель исследования отнюдь не диалогический, не исторический, а скорее теоретический, обращенный к реабилитации понятия синтетического априори. Такое восстановления, совершаемое на феноменологическом основании, указывает на иной способ промысливания отношений между философией сознания и опытом, мышлением и действительностью. Это – как раз то, что и пытается нередуктивно связать семиотический сценарий, обретающтй свою легитимность в измерении, оставленном и трансцендентализмом, и онтологизмом, в измерении, в котором как раз и складываются точки соприкосновения бытия, мышления и Я. Особенности поверхности (измерения), возникающего в этом касании (Аристотель истина есть удостоверение [как бы] на ощупь (to thingein) и сказывание (ведь не одно и то же утвердительная речь и сказывание)[39], заключается в том что она, во-первых, композитна, то есть складывается из элементов-стойхеонов, при это у каждого из них двойное основание (срез бытия и срез мышления). Во-вторых, вхождение исключительно гетерогенных фрагментов в какой-то более-менее связанный комплекс неизбежно влечет за собой их трансформацию. Мышление лишь как опыт порождения, исполнения смысла, мыслимого, помысленного начинает интерпретироваться в имманентной обращенности к «действительности», к «предмету» и т.п., а в результате появляется «предметное сознание», имеющее дело только с отдельными, конкретными предметами, раскрывающиеся в актах «обмирщения» сознания. Не в меньшей степени изменения захватывают и бытие – оно опознается «сознанием», или же мышлением как сознанием, только как сущее, или, еще точнее, как «предмет». В целом это ведет к несамостоятельности мышления как предметного сознания и бытия в виде «агрегата предметов» Бытие редуцируется или предстает в редуцированной (буквально – в уменьшенной) версии, в которой сущее предстает как предмет, а мышление как сознание занято «склейкой» этих предметов-фрагментов пытаясь из них слепить «действительность вообще», «бытие, «мир» и т.п.

Трансцендентально-семиотическое истолкование начинает разворачиваться собственно на том пределе, где неизбежно останавливаются и трансцендентализм, и онтологизм, то есть философия сознания и философия действительности. Он признает права и «чистого мышления», и «чистого бытия», сам размещаясь между ними, становясь своего рода «интермеццо», стремясь выявить точки их соприкосновения, - точки, а не поверхности. Точечность, дискретность семиотического – за этим стоит фундаментальный принцип семиотического в целом – «различие без позитивностей» (Ф. де Соссюр), различие без тождества. Семиотическая размерность не притязает на обладание мышлением как таковым, так как мышление для Я не совсем «свой-ственно», не совсем «свое»[40]; не притязает семиотическое и на бытие, будучи само сущим, - скорее, оно по своему существу напоминает платоновскую «хору»: принимает в себя формы мышления и гилетику, сплавляет их и выбрасывает в зону сущего, благодаря чему сущим придается смысл, мысли – референция или, по крайней мере, интенциональность. Однако при этом и мысль (смысл), и сущие упакованы в знаки, которые сами оказываются ценностями.

Само существование человека - это всего лишь отсыл к некоторым непрочным регулярностям, лишенным императивности, в нем нет никакой силы, гарантирующей сохранение регулярности. Но с другой стороны, в ситуацию втянуты и интенсивные, динамические факторы, которые всегда случайны и обращены больше к локальным интеграциям. Для всякого, кто видит лишь поверхность модификаций и трансформаций события, именуемого «человеком», узел сплетения интенсивностей, определяющих их характер, оказывается скрытым за множеством масок, личин, которые часто мы сами и проецируем на события. Поэтому мы обращаемся к пограничной зоне, где сталкиваются и вступают зачастую в странные связи фракты из самых разных измерений.

Связанность опыта сознания с волей, властью отсылает нас к многомерности и многослойности самого феномена сознания. Тем более, ситуация усложняется и тем, что Я, втянувшееся в опыт сознания, не является его "собственником", так как сознание Я рассечено, пробито различными трансиндивидуальными развертками, которые размывают границы Я. Онтологическая проработка опыта сознания структурирует его, как было показано выше, весьма специфическим образом. Поэтому наиболее серьезным эффектом запуска онтологических машин является та цена, которую приходится платить Я, втянувшемуся в пространство и прошедшему онтологическую обработку. И здесь наиболее серьезная проблема и в экзистенциальном, или онтическом, и в исследовательском аспекте возникает при анализе того, каким образом происходит захват онтологическими сценариями Я. В этом смысле и предлагается исследование точек сцепления онтологических и дискурсивных разверток.

Преодоление онтологии неотделимо от феноменологии, которая определяет феноменальность как явленность сознанию и в сознании. У Хайдеггера феномен – это сущее, которое показывает на самое себя через самое себя[41], но это уже отсыл не столько к сознанию, сколько к бытию. Бытие отступает, - оно всегда в отступлении или в сокрытии, и это для бытия единственный способ себя показать в виде бытия – в бытии всегда аллюзия, намек, ссылка, след.

Философия – удивительно странная интеллектуальная инициатива, которая когда-либо возникала в истории исканий человечества. И смысл этой странности достаточно зло сформулировал Ортега-и-Гассет, перефразируя известный тезис Аристотеля[42]: «Философия не нуждается в покровительстве, внимании и симпатиях масс. Она свято хранит свою совершенную бесполезность, чем и освобождает себе от необходимости считаться с человеком массы»[43]. «Совершенство и бесполезность», и в то же время не менее странная способность переживать религии, идеологии, культуры, общества, оставаясь самой собой, - философией, - возможно, это и является своеобразным критерием оценки, взвешивания и одновременно критерием выживаемости философских идей. Слишком немного найдется философов, которых бы не захватывало желание хотя бы «маленькой пользы», причем желание это возникало из совершенно разных мотивов, - из стремления оправдать философию перед лицом разного рода господствующих внефилософских инициатив, из политической ангажированности, даже из гуманизма и филантропии, - список можно продолжать еще долго. Все это, правда, в конечном счете, оседает на полках исторических архивов, а то, что действительно оказывается философским архивом, богатством которого и жив философский опыт, действительно всегда обладает концептуальным совершенством, а точнее, «исполненной полнотой», и явной «бесполезностью».







Дата добавления: 2015-10-02; просмотров: 341. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Стресс-лимитирующие факторы Поскольку в каждом реализующем факторе общего адаптацион­ного синдрома при бесконтрольном его развитии заложена потенци­альная опасность появления патогенных преобразований...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия