Студопедия — Разговор с Кшиштофом Кесьлевским
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Разговор с Кшиштофом Кесьлевским






------------------------------------- я Недавно вы сказали, что больше не будете снимать. Несвязан ли этот мастер-класс с вашим решением? Может быть, высобираетесь заняться преподаванием? Нет. Я начал преподавать в семьдесят восьмом году, вКиноакадемии в Катовицах. А этот мастер-класс провел, исполняядавнее обещание. Я член Европейской Киноакадемии, но никогданичего для нее не делал. Не посещал собраний и редко отвечал написьма. Однако я чувствую солидарность с ее членами и еецелями. Поэтому, когда мне предложили провести мастер-класс, ясогласился. я Почему вы посвятили мастеркласс отношениям режиссера сактерами? я Я думаю, что взаимодействие режиссера с актерами я самоеслабое место сегодняшнего европейского кино, не говоря,конечно, о драматургии. Как правило, оно поверхностно,формально. Я считаю, что это серьезная проблема, и вижу смыслподобных занятий в том, чтобы углубить взаимодействие,научиться лучше понимать друг друга - Раз вы проводите мастеркласс, то, следовательно,считаете, что кинематограф я ремесло, которому можно научиться,и талант здесь не причем. Мы правы? - Конечно, можно научиться делать фильмы. Но хорошо ли ибыстро ли научишься, зависит от таланта и способностей.Сравните с литературой. Каждый может составить предложение.Этому учат в школе. Но мало кому удается составить его так, чтовыходит литература. я Однако, считая, что можно овладеть кинематографомтеоретически, вы не читали лекций. Вы, в общем-то, и не учили.Вы дали участникам семинара задание и время от временикомментировали и корректировали их работу. Слово "учить" мне кажется здесь неуместным. Я считаю, чтона подобных мастер-классах мы встречаемся для того, чтобыпоэкспериментировать, поразмышлять и что-то выяснить. Крометого, режиссура включает множество разных, в том числепрактических аспектов. Один из них - работа с актером. Теориейздесь не обойдешься. Зто нужно попробовать и почувствоватьсамому. Моей задачей было направлять этот процесс, время отвремени вмешиваться и предлагать: "Пускай актеры сделают тото ито-то, и посмотрите, что выйдет", "Скажите актерам вот что иувидите, что получилось". И тому подобное. я Вы в самом деле именно так и руководили, но иногдатолько наблюдали и не вмешивались. Даже тогда я или особеннотогда, я когда совсем ничего не получалось. я Я часто так поступаю, потому что важно самому испытать,как что-то не получается. Вообще, можно сказать: чем больше неполучается, тем больше учишься. я Но иногда вы вмешивались без всяких обьяснений. Этовызывало не меньшее удивление. Вы не обьясняли, что делаете.Просто делали. От нас зависело, понять или не понять. Такбывало не раз, и, следовательно, это не случайность. я Конечно. Но это не педагогический прием. Просто наиболееестественный путь. Ведь когда чтото запоминаешь? Во-первых,когда испытаешь сам. В бесконечных объяснениях совершенно нетсмысла. Надо все испытать самому. Этого, однако, недостаточно.Просто испытать недостаточно. Самое главное я то, как мыанализируем свой опыт. И если я чего-то не разъясняю, то отсамих студентов зависит, как истолковать и сделать этособственным опытом. я Ваши замечания, когда вы их делали, часто были неслишком приятны для студентов. Вас это не смущало! я Конечно, удовольствия мало, но этого не избежать. Еслитолько мы не собираемся прятать голову в песок и делать вид,что нет никаких проблем, даже когда очевидно, что они есть.Критика всегда в какой-то степени болезненна, поэтому важнобыть честным. Если я считаю, что что-то плохо, я так и говорю.Но если что-то хорошо я я тоже говорю. И когда становитсяпонятно, что я не склонен ни унижать, ни превозносить до небес,а просто выражаю то, что чувствую, я студенты могут большевзять от меня. Я не бываю более жесток, чем необходимо. Ясовершенно не склонен к конфронтации. Я иду на компромисс. В тоже время, я думаю, что в ходе подобных мастер-классов некоторыесущественные вещи просто должны быть сказаны. я Не стесняясь критиковать, вы весьма сдержанно предлагалирешения. - Да, потому что студенты должны понимать, что мой взгляд,мое предложение не единственно правильны и можно найтисовершенно другое решение. Это позволяет не ставить точек, всепродолжают размышлять вместе с тобой и чувствуют себясоучастниками. я Однако иногда это всеобщее соучастие становилосьпомехой. Студенты говорили нам, что бывало очень трудносоотнести собственный замысел с множеством чужих предложений. - Да, это тоже непросто. И все равно необходимо сохранятьоткрытость. Потому что одно - или пять я из десяти предложениймогут быть лучше того, что придумали вы сами. И было бы жальупустить их. Иногда слышишь поразительные идеи, но они никак несоединяются с твоим собственным представлением. Тогда не берешьих. - Значит, подобную открытость можно позволить себе, лишьимея ясное представление о том, что ты хочешь сделать? Впротивном случае чужие предложения могут оказаться весьмаопасны. - Верно. Правильное отношение приходит с опытом. А егомолодым людям обычно не хватает. Нужны годы, чтобы выработатьнеобходимое спокойствие и уверенность в себе. И все-таки стоитпредупредить об этом уже теперь. я Давайте поговорим подробнее об актерском деле. Важнойстадией мастер-класса были утренние занятия. Мы обсуждали,разбирали и репетировали сцену, которая снималась днем. Этопомогало актерам. так сказать, разогреться. Просите ли вы своихактеров делать специальные упражнения? я Нет, разве что с какой-нибудь конкретной практическойцелью. Но я весьма скептически отношусь к занятиям йогой,медитацией, упражнениям по концентрации и тому подобному. Ядумаю, на жителей Востока все это действует, а в нашемисполнении- это симуляция. Это мода. Многие люди этим занимаются. И мыдумаем, что это помогает. я Тогда как вы приводите актеров в нужное настроение? Ведькак-то раз вы сказали нам, что почти не репетируете собственныефильмы. - Я люблю репетировать. Меня обычно спрашивают, провожу лия долгие репетиции вечером накануне съемки. Не провожу. Ярепетирую утром на площадке, когда все подготовлено к съемке. Авечер провожу с оператором; мы обсуждаем завтрашнюю смену; сним, а не с актерами. Я всегда надеюсь, что они сумеют сыгратьсцену, и это ожидание возбуждает в них известное волнение.Актеры чувствуют, что я чего-то жду от них, и стремятся что-томне показать. Это радостное, стимулирующее волнение. я Но как вы поддерживаете его? Во время семинара можнобыло заметить, что репетиции идут очень энергично, а на съемкахэнергия рассеивается. я Студентам не удавалось удержать актеров в форме. Винойтут бывали затянутые репетиции. Иногда сцена получалась, и самрежиссер так считал, но репетиции продолжались. В таких случаяху актеров начинаются сомнения, они не могут понять, зачем надоснова повторять. Ведь было хорошо? Поэтому нужно внятнообъяснить, чего вы хотите от новой репетиции. Иногда я советуюрежиссеру: "Вернитесь к сцене позже. Не надо повторять то, чтоуже хорошо". Тем более, что актеру все равно придетсяповторять. Для звукооператора, для установки света, фокуса иликадра. Разрешите актерам играть не в полную силу. Они не должнывыкладываться на технических репетициях. Просите их делатьтолько то, что сейчас нужно. Кроме того, актеры часто погребеныпод множеством указаний. Многие - и особенно театральные актерыя обожают анализировать текст. О подтексте могут рассуждатьбесконечно. Я не поклонник этого. Анализ они забывают. Одна илидве точных подсказки, которые помогают выразить сущностьперсонажа, значительно более полезны. я Подсказки психологического или практического свойства? я Когда как. Иногда очень специфические. Правил нет. Нужноразъяснить актеру суть фильма. Это можно сделать, обратив еговнимание на какую-то реплику в сценарии или на жест, реакцию всцене. Бывает, что, прочитав эту реплику, актер подходит ко мнечерез несколько дней и говорит: "Да, для меня это действительносамое главное в фильме. Я даже не заметил этого места, когдачитал в первый раз". С помощью одной реплики или реакции актернаходит ключ к роли. Несколько таких небольших, ясных подсказок- не слишком много я это лучшая помощь, какую вы можетепредложить. я Раз мы заговорили о помощи: вы действительно ни на шагне отходите от артистов. Вы не сводите с них глаз. Вы поистинеих лелеете. - Я стараюсь создать на съемках хорошую атмосферу. Актерамдолжно быть удобно. Им должна нравиться наша работа. Поэтомумне необходимо удостовериться, что им не дует по ногам и иххорошо кормят. я Вы не боитесь избаловать их! Спрашиваем потому, чтонекоторым актерам вечно недостает заботы. я Но я редко работаю с такими актерами. Конечно, естьтакие люди. Они нуждаются в непрерывных гимнах в свою честь итребуют, чтобы их обожествляли. Я стараюсь избегать их. Непринимаю звездных замашек. Жан-Луи Трентиньян и Ирен Жакоб -настоящие звезды, но в жизни это обычные нормальные люди. Онизаходят выпить кофе в те же кафе, что и мы с вами. Я могуделать фильмы только в атмосфере равенства. Может быть, поэтомуя никогда не работал в Америке. Приверженность равенству воплощается даже в вашихрежиссерских методах. Есть режиссеры, которые ставят своихактеров в непредвиденные положения я например, Робер Брессон.Таким способом он стремится спровоцировать исполнителя, застатьврасплох, вызвать и запечатлеть бессознательную реакцию. А выпостоянно даете актерам указания, держите в курсе своихзамыслов. По крайней мере, у нас сложилось такое впечатление. - Вы не ошиблись. Это вопрос вообще моего отношения клюдям. Я считаю, что все равны, независимо от рода занятий. Речь,разумеется, о работе над фильмом. Потому что фильма не сделаешьв одиночку. Я стремлюсь создать такое настроение, когда каждыйчувствует себя соучастником. Это относится и к актерам. я Это объяснение морального свойства, и мы его хорошопонимаем. Но нет ли здесь и профессиональных соображений~ Можетбыть, репетиции и провокации дают разный результат? я Нет, не думаю. Оба способа могут дать поразительныерезультаты. Но манипулирование я не мой путь. Я долгое времяделал документальные фильмы, и этот метод знаком мне с тех пор.Я сам иногда им пользовался, потому что он вообще свойствендокументалистике: поймать жизнь врасплох.Но меня всегда этонесколько раздражало. Мне это не нравилось. я Ваши отношения с актерами основаны на чувстве равенства,на доверии; как возникают такие отношения? На семинарезнакомство с актерами прошло не совсем удачно, потому чторежиссеры сразу стали задавать весьма интимные вопросы я оботношениях с родителями, о личной жизни. Что вы думаете обэтому? я В том, чтобы спросить о чем-то личном, нет ничегострашного. Есть только существенная разница, разговариваете ливы с актером наедине или в такой большой компании. Что непоказалось бы чересчур личным в беседе вдвоем или втроем,становится нескромным в присутствии тридцати. Это надопринимать в расчет. Кроме того, при таком количестве народаесть опасность превратить беседу в представление. Начатьзадавать не те вопросы, которые вас действительно интересуют, ате, которые кажутся "правильными". Демонстрировать, что выпрофессионал. И это может причинить боль. Ведь актеры оченьчувствительны и сразу отличат серьезный разговор от формальногоили показного. я Но вы считаете, что в принципе актерам можно задаватьличные вопросы? - Да, но не потому только, что делаешь фильм. Нас вообщеинтересуют другие люди и, естественно, те, с кем вместеработаешь. Не надо только устраивать допроса. Мы же непозволяем себе этого в обычной жизни. Есть вопросы, которых незадают при первой встрече. Это значило бы просить о доверии, аэтого делать нельзя. Доверие нужно заслужить.







Дата добавления: 2015-10-02; просмотров: 272. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия