ЕСЛИ ПАРНИ БУДУТ МУЖЧИНАМИ, БУДУТ ЛИ ДЕВУШКИ ЖЕНЩИНАМИ?
Быть тем, кем тебя создал Бог Недавно я пролистал книжку под названием «Как стать соблазнителем, или Руководство для пассивных мужчин». Читать ее я вам не рекомендую. Основная мысль книги - нынешние женщины стремятся главенствовать над мужчинами: они хотят принимать решения и верховодить во всем. Одним словом, желают «быть мужчинами». Поэтому для мужчины самый верный способ соблазнить женщину - это отойти на второй план, держаться пассивно и предоставить действовать ей. ВЕСЬМА РОМАНТИЧНО Мужчина-домосед - всего лишь один из примеров, иллюстрирующих ту неразбериху, которая царит сегодня во взглядах на взаимоотношения полов. Причем это не только мирская проблема. Христиане тоже затянуты в эту путаницу. Мой друг Майк был буквально ошарашен, когда женщина-христианка чуть ли не сделала ему предложение. «Знаешь, я бы вышла за тебя замуж! - сказала она как-то раз. - Ты вообще хотел бы жениться? Я могла бы даже сама купить себе кольцо, чтобы ты не ломал себе голову». Пересказывая мне эту историю, Майк в изумлении качал головой. «Она говорила совершенно серьезно! — поражался он. - Не понимаю... разве женщины могут так себя вести?» Дело в том, что мы и вправду не знаем, как себя вести. Мужчины не знают, что значит быть мужчиной, и потому лениво подчиняются напору со стороны. Женщины не знают, что значит быть женщиной, и в конце концов начинают вести себя, как мужчины. В отношениях с противоположным полом это часто приводит к недоразумениям, поскольку мы не знаем, чему «противополагаем» себя. ВОПРОС ИЗ ВОПРОСОВ До сих пор мы говорили о том, как мужчина и женщина своим обоюдным стремлением к браку могут воздать честь Богу. Но прежде чем продолжить разговор об ухаживании, нам придется коснуться одного весьма существенного вопроса: что это значит - быть мужчиной или женщиной? Что имел в виду Бог, создавая двух разнополых существ? Каков был Его замысел? И каким образом этот изначальный замысел должен отражаться в наших взаимоотношениях? Вот вопрос из вопросов, послуживший названием этой главы: если бы парни были мужчинами, были бы девушки женщинами? Иначе говоря, готовы ли мы встать на Божьи весы и мерить себя в соответствии с Божьим понятием о мужественности и женственности? В ухаживании - это едва ли не самое главное. Прежде чем прославлять Бога своими взаимоотношениями, каждый из нас должен уразуметь и принять собственное уникальное, Богом данное предназначение: мужчины - свое, женщины - свое. БУНТ АКТЕРОВ Сама идея о том, что Создатель отвел нам определенные роли, многим кажется унизительной. Люди не хотят, чтобы кто бы то ни было - человек, религия или «какой-то там» Бог - диктовал им, каким образом выражать свою мужественность или женственность. Они отвергают назначенную им Богом роль и делают все для того, чтобы сгладить, стереть различия между мужчинами и женщинами. То, что происходит сегодня во взаимоотношениях между полами, можно сравнить со спектаклем, когда актеры взбунтовались против драматурга и его пьесы. Представьте себе полный кавардак. Актеры ненавидят автора. Они отказываются играть свои роли и издеваются над текстом пьесы. Чтобы выказать свое презрение, некоторые отказываются даже читать свою роль. Другие меняются ролями и костюмами, чтобы окончательно запутать сюжет. Еще кто-то вставляет свои реплики невпопад, нарочно их искажает и уснащает непристойностями. Вот портрет нечестивого и развращенного поколения, среди которого христиане призваны сиять, как звезды (Фи-липпийцам 2:15). Это поколение «транссексуалов», в котором мужчины ведут себя, как женщины, а женщины -как мужчины. И Бог хочет, чтобы Его дети посреди этого хаоса оставались верными ролям, которые Он им назначил, несмотря на то, что большинство людей отказались их исполнять. Так же, как пьесу пишет драматург, историю рода человеческого пишет Бог. Библия учит, что наши роли -роли мужчин и женщин - составляют часть прекрасной истории, которую рассказывает Бог. Поскольку Бог сотворил нас по Своему образу и подобию, мы отчасти являемся Его отражением (Бытие 1:27). Вот почему верность Божьему определению мужественности и женственности равнозначна верности Самому Богу. Каждая сцена божественной «пьесы», в которой мы участвуем, храня верность библейскому образу мужчины или женщины - в пору одиночества, в пору дружбы с противоположным полом, в пору ухаживания, в пору супружества, - для нас возможность воздать славу нашему Драматургу. В сущности, Библия говорит, что брачный союз между мужчиной и женщиной - это прообраз заключительной кульминационной сцены: когда Христос возвратится, чтобы воссоединиться с Церковью, Своей невестой, ради спасения которой Он принял смерть (Ефе-сянам 5:31-32). Вот почему для нас так важно исполнять собственные роли - роли мужчин и женщин. Вот почему мы принимаем различия, которыми наделил нас Бог, и не хотим их сглаживать. Бог создал нас мужчинами и женщинами, чтобы рассказать историю, настолько дивную, что человеческим умом ее не охватить. Он создал нас отличными друг от друга, чтобы отобразить реальность, суще- ствовавшую до нашего появления. Следовать Божьему предначертанию в каждой сцене наших взаимоотношений, в каждой сцене нашей жизни - значит отражать истину и правдиво рассказывать написанную Им историю. Поступая так, мы ощущаем всю полноту жизни, которую Бог предназначил мужчинам и женщинам. Его замысел ведет нас к радости и дает возможность исполнить свое предназначение. РОЛИ, НАЗНАЧЕННЫЕ НАМ В ЭДЕМЕ Итак, что же говорит Бог о предназначении мужчины и женщины? Первый ответ на этот вопрос христиане находят в книге Бытие, где рассказывается о том, как Бог сотворил первых людей. Это - первый акт Божьей истории. Иисус показывает нам, что история, изложенная в книге Бытие, должна служить основой для понимания подлинной мужественности и женственности. Когда Ему задают вопрос о супружестве, Он отсылает своих собеседников к изначальному Божьему замыслу: «Не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?» (Матфея 19:4). Точно так же поступает Павел. В своем послании к эфесской церкви он говорит о том, как должны относиться друг к другу мужья и жены, и в подтверждение приводит изначальный замысел Божий, открытый еще до того, как в мир вошел грех (Ефесянам 5:31). Из первых двух глав Библии мы узнаем, что Адам и Ева были сотворены равными в глазах Божьих. Этот факт следует особо подчеркнуть, так как в нашей шовинистической культуре женщина нередко подвергается унижениям и оскорблениям. Бог создал женщину как личность, достоинством и положением абсолютно равную мужчине. Женщина так же важна и ценна для Бога, как и мужчина. В условиях этого равенства Бог назначил мужчине и женщине исполнять разные роли. Он создал Адама первым, обозначив, таким образом, присущую мужчине роль лидера и инициатора. Он создал Еву из плоти Адама и привел ее к нему в знак того, что она будет помощницей в делах, которые Бог назначил исполнять Адаму. Она была сотворена, чтобы дополнять своего мужа, заботиться о нем и помогать ему. Это был величайший дар от Бога первому в мире мужчине - «помощник, соответственный ему» (Бытие 2:18). Это не умаляет роли женщины, а определяет ее. Мужчины и женщины были сотворены равными, но разными. И это прекрасно, что мы такие разные! Каким скучным был бы мир, если бы противоположный пол не был для нас загадкой, не сбивал нас с толку, не приводил в неистовство своей непохожестью на нас! Бог создал нас не для того, чтобы мы дублировали друг друга, а для того, чтобы мы друг друга дополняли. И дело не в том, что Адам будто бы «лучше» Евы, - точно так же невозможно утверждать, что Бог Отец «лучше» Бога Сына. Отец и Сын равны в существе, силе, славе и достоинстве, но Они исполняют разные роли, и Сын радостно подчиняется воле Отца (1 Коринфянам 15:28). И в браке также муж и жена равны, хотя Писание велит жене радостно подчиняться владычеству мужа. Вот как объясняет это Мэтью Генри в своем комментарии к книге Бытие: «Ева была взята не от головы Адама, чтобы не главенствовать над ним; и не от ног - чтобы не быть попираемой им, но от его ребра - чтобы быть равной ему, из-под его руки - чтобы быть под его защитой, и вблизи от его сердца - чтобы быть любимой им». В Послании к ефесянам 5:21-23 Павел говорит, что муж не должен тиранить жену и обращаться с ней жестоко; напротив, он должен любить ее и быть с ней нежным. По примеру Иисуса, возлюбившего церковь, мужчины призваны относиться к своим женам с жертвенной, бескорыстной любовью. Жены должны следовать за мужьями и повиноваться им, как церковь повинуется Христу. Это не тупая, унылая покорность, "а деятельное содействие и чуткий отклик на главенство любящего мужа. ПРЕЖДЕ ВСЕГО, МЫ - БРАТЬЯ И СЕСТРЫ, И ТОЛЬКО ПОТОМ -МУЖЬЯ И ЖЕНЫ А знаете что? Вам совсем не обязательно дожидаться брака, чтобы стать частью прекрасного и гармоничного Божьего замысла. Не брак делает вас мужчиной или женщиной - таковыми вы уже являетесь. И Бог хочет, чтобы вы уже теперь поступали так, как подобает поступать зрелым мужчинам и женщинам. В 1 Послании к Тимофею 5:2 Павел наставляет своего юного друга, чтобы тот относился к молодым женщинам, как к сестрам, «со всякою чистотою». Заметьте: он не советует молодому человеку обращаться с ними, как со своими приятелями. Здесь мужественность Тимофея дол- жна проявляться особенным образом: он должен видеть в женщине сестру. Иначе говоря, очень важно, чтобы мужчины и женщины исполняли отведенные им роли на протяжении всей жизни. Прежде чем стать мужьями и женами, нужно быть братьями и сестрами во Христе и вместе стараться соответствовать Божьему определению мужественности и женственности. Джентльмены, уже сегодня мы с вами можем действовать, как подобает чутким и верным руководителям. Леди, уже сегодня вы можете быть отзывчивыми и доб- рыми помощницами для своих братьев по вере. Мы с вами можем бок о бок взрослеть и становиться благочестивыми мужчинами и женщинами, какими хочет видеть нас Бог. БУДЕМ МУЖЧИНАМИ Сначала я хочу поговорить с юношами. Перед нами стоит важная задача, и мы должны отнестись к ней самым серьезным образом. Вправе ли мы завязывать отношения с девушкой, если до сих пор толком не представляем себе, что значит быть мужчиной? Наш долг перед девушками, перед нашими будущими женами, перед Богом - отчетливо представлять себе это. Элизабет Эллиот, женщина, к которой я испытываю глубочайшее почтение, писала своему племяннику Питу: «Мир как никогда нуждается в сильных мужчинах - твердых в своих убеждениях, способных повести за собой, устоять перед натиском, не побояться страданий. Молю Бога, чтобы ты был именно таким: радовался тому, что Творец создал тебя мужчиной, охотно подставлял плечо, чтобы нести бремя мужественности во всех обстоятельствах - даже тогда, когда рискуешь вызвать чье-то презрение». Я хочу стать таким мужчиной. Для этого мне придется пройти еще немалый путь. В пути я часто спотыкаюсь и падаю. Я позволяю греху, страху, лени одержать верх надо мной. Но я хочу стать другим. Я знаю, что Бог не зря создал меня мужчиной. И что бы там ни говорили законодатели нашей культуры - в том числе и некоторые женщины, - я хочу «охотно подставлять плечо, чтобы нести бремя мужественности». Конечно, это путь не из легких. В начале главы я уже упоминал о книге, советовавшей мужчинам вести себя пассивно. По мнению автора, единственная альтернатива пассивному поведению - это агрессивность и давление. Такого взгляда, как это ни печально, придерживается большинство мужчин. Но Богу неугодны обе эти крайности. Мужественное поведение в библейском смысле слова - это не пассивность, но и не грубая агрессивность. Бог призывает нас быть инициаторами - твердыми, но в то же время учтивыми, мужественными, но в то же время заботливыми; лидерами - и в то же время слугами. Мы призваны быть защитниками, а не соблазнителями. Вот четыре практических способа, как воплотить все это в наших отношениях с женщинами.
|