Возрастная группа
«МОЛОДЕЖЬ, социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества; современные возрастные границы от 14-16 до 25-30 лет»[40]. На Западе молодежное служение охватывает, прежде всего, подростков с 12 до 18-20 лет. В нашей стране молодежное служение охватывает более широкую аудиторию – от 12 до 30 лет, что, несомненно, накладывает свой отпечаток на служение молодежного руководителя. Возникает важный вопрос – как нам использовать возрастную психологию в нашем служении и насколько авторитетны ее выводы? К сожалению, в христианском мире существует разные, порой даже самые полярные мнения в вопросе отношения к светской психологии. Данная работа не ставит своей целью исследование этого вопроса. На мой взгляд, наиболее удачный взгляд на проблему христианской психологии предложил Джон МакАртур в своей книге «Наша достаточность во Христе». Он пишет буквально следующее[41]: «Сбрасываю ли я все источники, кроме Библии, как абсолютно бесполезные? Нет ли полезных наработок и наблюдений социологов и психологов, которые можно использовать?.. Нет ли чего-нибудь такого, чему можно поучиться вне Библии, что могло бы стать полезным в церкви? Полезным, возможно. Необходимым – нет. Все, что необходимо находиться в Писании. Иначе, Бог лишил бы нас того, что нам необходимо, а это немыслимо. Человеческая изобретательность иногда пересекается с истиной. Даже поломанные часы два раза в день показывают правильное время. Но это низкое качество в сравнении с Писанием, которое истинно во всех своих утверждениях и достаточно для жизни и роста церкви. Конечно, нет ничего плохого в том, что пастор читает мирские книги по вопросам взаимоотношений или управления, и использует полезные советы, которые он там находит. Но если он изучает это потому, что надеется найти там какую-нибудь великую, незаменимую тайну, отсутствующую в Писании, о том, как лечить больные души или как руководить церковью, тогда у него просто слабое понимание достаточности Писания. Если пастор основывает свое служение на мирских советах, то он, вероятно, развивает небиблейский подход к евангелизации, душепопечительству и руководству церкви.» Поэтому учитывать выводы современной психологии стоит, но руководствоваться ими как определяющими наше служение просто опасно. Здесь следует отметить следующее: · Нельзя умалять степень духовной ответственности подрастающего поколения · Помнить, что такого деления по возрастам не существовала в прежние времена, и оно не только результат новейших исследований, но и в некотором роде, результат испорченности нашего общества · Все предлагаемые психологами возрастные характеристики извлечены не из Писания, а из опыта. Причем изучение, чаще всего, ведется неверующими учеными пропитанными гуманистическими идеями над невозрожденной молодежью[42]. Прежде всего, возрастная психология, может нам помочь более эффективно работать с тем или иным возрастом в молодежи, так как, несмотря на то, что каждый человек – уникальная личность со своими интересами и проблемами, существуют определенные психологические особенности, свойственные всем людям в подростковом и юношеском возрасте. Переходный период из детства во взрослую жизнь в психологическим аспекте имеет два измерения[43]. С одной стороны, подросток живет в настоящем, т.е. в реальной действительности. Но с другой стороны – он постоянно меняется, растет, готовиться к будущей полноценной взрослой жизни, он как бы весь устремлен в будущее и живет будущим. Также нужно учитывать, что в этом возрасте идет интенсивный процесс полового созревания, что оказывает большое влияние не только на физическое, но и на психологическое состояние человека. Это все обуславливает многие проблемы, с которыми сталкивается учитель, обучая подростков и юношество. Вальтер Ваннер[44] предлагает следующие фазы психологического развития молодежи (табл.1): Таблица 1
|