Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЕДИНСТВА ИЗ МНОГООБРАЗИЯ




Доверь свою работу кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Как поняли многие мыслители, и философы, и есте­ствоиспытатели, прогресс в развитии жизни почти всегда дос­тигается таким образом, что некоторое число различных и ра­нее функционировавших независимо друг от друга систем ин­тегрируется в некоторое целое высшего порядка и что в процессе такой интеграции в них происходят изменения, дела­ющие их более подходящими для сотрудничества с вновь воз­никающей целой системой. Как известно, Гёте определил раз­витие как дифференциацию и подчинение частей. Людвиг фон Берталанфи с большой точностью описал этот процесс в своей теоретической биологии и привел ряд примеров. У. Г. Торп в кни­ге «Наука, человек и нравственность» весьма убедительно по­казал, что возникновение некоторого целого из многообразия раз­личных частей, которые становятся при этом еще более непохо­жими друг на друга, есть важнейший творческий принцип эволюции: «Unity out of diversity»7. Наконец, Тейяр де Шарден выразил то же в самой краткой и поэтически самой прекрас­ной форме: «Creer, c'est unir»8. Этот принцип, по-видимому, дей­ствовал уже при самом возникновении жизни.

Творческое соединение многообразного в единое функцио­нальное целое само по себе означает усложнение живой систе­мы. Но в ходе дальнейшей эволюции новая система часто упро­щается посредством «специализации» соединившихся в нее под­систем, так как каждая из них ограничивается той функцией, которая приходится на ее долю при новом разделении труда, тогда как другие функции, которые ей также приходилось вы­полнять во время ее независимости, переходят к другим членам Целой системы. Даже клетки ганглий нашего мозга, осуществ­ляющие в совокупности высшие духовные функции, каждая в

«Единство из многообразия» {англ.).Примеч. пер. «Творить—значит соединять» {фр.}.Примеч. пер.

отдельности далеко уступают амебе или туфельке, причем не только в отношении отдельной функции клетки, но также и в отношении существенной информации, лежащей в основе этой функции. Амеба или инфузория располагают целым рядом ос­мысленных ответов на внешние стимулы и «знает» много важ­ных вещей об окружающем мире. Клетка ганглии «знает» лишь, когда она должна выстрелить, и даже этот выстрел она не мо­жет сделать ни сильнее, ни слабее: он должен быть лишь про­изведен или нет по принципу «все или ничего». Это «поглупе-ние» члена, встроенного в высшее целое, имеет, естественно, свой положительный смысл: оно необходимо для функции цело­го, поскольку обеспечивает однозначность передачи сообщений. «Депеша», переданная клеткой, не должна быть слабее или силь­нее в зависимости от случайного, сиюминутного состояния клет­ки, точно так же как дисциплинированный солдат не должен выполнять приказ с большей или меньшей энергией по его соб­ственному усмотрению.

Такое упрощение первоначально независимых подсистем в ходе их интеграции в высшее целое представляет собой явление, наблюдаемое на всех ступенях эволюции. На уровне психосо­циального развития человека и его культуры оно ставит перед нами трудные проблемы. Неизбежное развитие обусловленного культурой разделения труда неудержимо ведет к возрастающей специализации во всех человеческих занятиях, и прежде всего в науке. Процесс этот приводит к тому, что, как говорит старая острота, специалист знает все больше и больше о все меньшем и меньшем и в конечном счете знает все ни о чем. Существует серьезная опасность, что специалист, которого конкуренция кол­лег вынуждает к все более детальному и более специальному знанию, будет все меньше и меньше ориентироваться в других отраслях знания, пока наконец не утратит всякое суждение о том, каковы значение и роль его собственной области в рамках большей системы отсчета, сверхличного общего знания челове­чества, составляющего достояние его культуры.

Другой вид упрощения более высокоорганизованной систе­мы составляет то, что в человеческой общественной жизни на­зывается «улучшением организации». Так же как любая сконст­руированная человеком машина в своих первых, опытных об­разцах устроена сложнее, чем в окончательном варианте, часто упрощаются и живые системы. Взаимодействия, в частности об­мен информацией между подсистемами, упрощаются или направ­ляются на более прямые пути, ненужные исторические пере­житки устраняются или, как это называется на биологическом

языке, «рудиментируются». Особенно типично упрощение посред­ством «лучшей организации», происходящее в сверхличных, объе­диненных культурой сообществах людей.







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 229. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.018 сек.) русская версия | украинская версия








Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7