Типы инвесторов 66 страница
Прабхупада писал в Найроби, вдохновляя учеников своими благословениями: Продолжайте усердно трудиться ради удовольствия Бога, и все вы к Нему вернетесь. Президенту храма в Сан-Диего Прабхупада написал: Отрадно слышать, что количество распространенных книг день ото дня растет. Я получаю эти добрые известия из всех храмов Общества, и это радует меня больше всего. Прабхупада часто думал о земле в Бомбее. В письмах и беседах он часто обсуждал эту тему со своими представителями на местах. Сделка не была завершена, и Прабхупада с нетерпением ждал того момента, когда ученики внесут положенную плату и смогут занять землю. * * * Секретарем Джи-би-си по Индии был назначен Тамала-Кришна, хотя, по мнению некоторых преданных, эти обязанности выполнял сам Шрила Прабхупада. Секретари в других частях света были уполномочены действовать самостоятельно, однако в Индии Прабхупада лично вникал во все детали и большинство решений принимал сам. И все же во многих важных вопросах он полагался на Тамала-Кришну как на свое доверенное лицо. Прабхупада направлял его из одного индийского центра в другой, чтобы помочь местным преданным справиться с юридическими, организационными и проповедническими проблемами. В Бомбее, перед отъездом в Джайпур, Тамала-Кришна обратился к Прабхупаде с просьбой разрешить ему принять санньясу, отрешенный уклад жизни. Ранее Прабхупада удостоил санньясы лишь нескольких учеников, и пояснил, что отныне их обязанности — «путешествовать и проповедовать». Санньяса подразумевала не только уход от жены и семьи, но и отказ от всех административных постов. Создавая управляющий орган, Джи-би-си, Прабхупада дал нескольким из учеников санньясу, умышленно не назначив никого из них, даже весьма способных, на пост секретарей Джи-би-си, поскольку роли президентов храмов или секретарей Джи-би-си должны были исполнять грихастхи, тогда как обязанность санньяси — проповедовать, странствуя по свету. Вот почему Шрила Прабхупада так долго не решался дать Тамала-Кришне санньясу, тем самым лишаясь секретаря Джи-би-си в Индии. В принципе, он не имел ничего против санньясы Тамала-Кришны. Если молодой человек был действительно готов отречься от семейной жизни и посвятить свой разум и энергию проповеди сознания Кришны, Прабхупада всегда шел ему навстречу. Человечество остро нуждается в науке о Кришне и даже сотен санньяси для этой цели будет недостаточно. Поэтому как мог он не оценить просьбу о санньясе от одного из своих ведущих учеников? Сначала он решил испытать Тамала-Кришну на решимость. А тот был настроен серьезно. Не получая от Прабхупады согласия, он применил следующую тактику: утром, не говоря ни слова, он садился рядом со своим духовным учителем. Тогда, в Бомбее он вошел в комнату Прабхупады, пропел перед Божествами мангала-арати и молча сел у его стоп. Прабхупада знал характер своего ученика — тот был не только решительным, но и упрямым. После нескольких дней безмолвного и красноречивого присутствия Тамала-Кришны в своей комнате по утрам Прабхупада, наконец, согласился всерьез рассмотреть его просьбу. Он беспокоился о судьбе Мадри-деви-даси, жены Тамала-Кришны. Она была привлекательной, интеллигентной девушкой, посвятившей свою жизнь сознанию Кришны. Тамала-Кришна женился на ней по собственной воле всего год назад. Мадри была духовной дочерью Шрилы Прабхупады, и он пытался оградить ее от чрезмерных беспокойств. Даже будучи домохозяевами, Тамала-Кришна и его супруга жили аскетично и, путешествуя со Шрилой Прабхупадой по Индии, имели совсем немного времени и возможностей для занятий личной жизнью. Находясь в Бомбее, Тамала-Кришна узнал от Шьямасундары, что в письме Брахмананде Свами в Африку Прабхупада упомянул, что Тамала-Кришна, возможно, примет санньясу. Словно пришпоренный, оставив жену в Бомбее, Тамала-Кришна поспешил к Прабхупаде в Джайпур. Перед отъездом он попросил у нее первый трехтомник «Шримад-Бхагаватам» с автографом Шрилы Прабхупады. — Зачем он тебе? — насторожилась Мадри. — Читать буду, — попытался успокоить супругу Тамала-Кришна. Но та почувствовала недоброе: — Неправда! Ты хочешь уехать насовсем. Заверив жену, что обязательно вернется, он отправился в Джайпур. Прибыв к Прабхупаде, Тамала-Кришна возобновил свои молчаливые визиты. Когда лидеры Джи-би-си встречались с Прабхупадой в его комнате, они обычно садились поближе, чтобы получить необходимые наставления, и только Тамала-Кришна оставался за дверью. Когда Прабхупада впервые увидел это, он сказал: — Тамала-Кришна, ты за дверью? Очень хорошо. Преданные посчитали, что Прабхупада хвалит его за смирение. Как-то Прабхупада обратился к Тамала-Кришне, назвав его «Тамала-Кришна Махарадж». Преданные были изумлены, а женщины из числа близких подруг Мадри, бывшие тогда в Джайпуре, рассердились на Тамала-Кришну, обвиняя его в лицемерии. Не дожидаясь разрешения Прабхупады, он упрямо шел к своей цели. Он даже приготовил санньяса-данду и покрасил одежду в шафрановый цвет. Возмущению женщин не было предела – ведь Мадри была далеко и даже не могла высказать свое мнение. Собравшись вместе, женщины явились к Шриле Прабхупаде и выложили ему все начистоту. Прабхупада терпеливо и доброжелательно выслушал их аргументы, а затем пригласил Тамала Кришну. — Твоя жена — моя духовная дочь и ученица. Я должен подумать и о ней. Не знаю, как поступить, ведь она окажется в очень трудном положении. Тамала-Кришна начал было спорить, но Прабхупада успокоил его и призвал к терпению. Спор о санньясе Тамала-Кришны стал яблоком раздора среди преданных в Джайпуре. Мужчины были «за», женщины выступали «против». Прабхупада думал.
На протяжении всей фестивальной недели утренние и вечерние лекции Прабхупады посещали толпы людей. Сначала он пел молитвы из «Брахма-самхиты», а потом читал лекцию на хинди. Джайпурцы прониклись уважением не только к Прабхупаде, но и к его ученикам. В этом городе жители яснее, чем где-либо, видели в преданных подлинных садху, а не чужаков и иностранцев. — Это город преданных Радха-Говиндаджи, — заключил Прабхупада. Начальник полиции – частый гость фестиваля – был радушен и почтителен. Когда Прабхупада с учениками шли по улицам города, полицейские отдавали им честь и останавливали движение, позволяя им пройти. Люди приглашали Прабхупаду в свои дома и принимали его, как царя. Нескольким женщинам из числа своих учениц Прабхупада поручил понаблюдать за тем, как в Джайпуре поклоняются Божествам. Они сообщили, что Божества переодевают трижды — утром, вечером и на ночь. Рассказали они и о том, как жрец предлагает Божествам ароматические масла при помощи палочек с ватным наконечником, которые позже, вместе с цветочными гирляндами с Божеств, отдает молящимся в обмен на свежие гирлянды. Эти ритуалы поклонения — часть традиции, сказал Прабхупада, и их можно ввести во всем ИСККОН.
Каждый вечер Прабхупада выступал в пандале с речью и часто его представлял кто-нибудь из уважаемых людей города. В один из вечеров, выражая чувства искренней признательности и уважения к Прабхупаде и его Движению, его представила царица Джайпура. После каждой вечерней лекции Прабхупада оставался на слайд-шоу о деятельности ИСККОН по всему миру, и как-то, во время показа слайдов, он подозвал к себе Тамала-Кришну, который сидел неподалеку. — Сейчас не время получать санньясу, — тихо сказал он, — твоя жена будет слишком сильно страдать. Прабхупада откинулся на спинку вьясасаны, а Тамала-Кришна попытался переварить услышанное. Затем он наклонился к Прабхупаде и решительно произнес: — Она все равно будет страдать, Шрила Прабхупада. Получу я санньясу сейчас или потом — она будет одинаково несчастна. Она никогда на это не согласится! А если боль неизбежна, пусть лучше она придет сейчас. Освободите меня. Она переживет. Ничего не ответив, Прабхупада задумался. Тем же вечером, после программы в пандале он позвал к себе своих учеников-санньяси, Субалу, Мадхудвишу, Гаргамуни и Девананду, а также своего личного секретаря Шьямасундару и самого Тамала-Кришну. Собрав их, Прабхупада спросил присутствующих: — Тамала-Кришна хочет принять санньясу. Каково ваше мнение? Должен ли он это сделать? Все ответили положительно. В конце концов, уступил и Прабхупада. — Подготовьте все необходимое, — сказал он. — Все давно готово, — объявил Тамала-Кришна. — Тогда завтра утром мы должны провести церемонию. На следующее утро, в пандале, перед жертвенным огнем Прабхупада провел особую церемонию, предложив Тамала-Кришне санньяса-данду. Женщины возмущались поступком Тамала-Кришны, но было уже поздно. Завершив обряд, Прабхупада пригласил Тамала-Кришну Махараджа к себе. — Ты отказался от замечательной жены и высокого положения, потому я дарую тебе титул «Госвами». Теперь, в настроении шести Госвами Вриндавана, ты можешь проповедовать по всему миру и принимать учеников. Неожиданно Прабхупада засмеялся: — Я испытывал тебя, проверяя твою решимость. Что ты намерен делать теперь? — Пойду странствовать с дандой, — ответил Тамала-Кришна, — один, без попутчиков, пешком буду ходить по Индии из города в город и рассказывать о Кришне, как Господь Чайтанья. — Замечательно, — согласился Шрила Прабхупада. Тамала-Кришна поклонился и вышел. Но не прошло и часа, как Прабхупада позвал его снова. — Твое решение — не лучший вариант. Возьми помощников и все необходимое, без этого тебе не обойтись, — сказал Прабхупада и назвал двух брахмачари, которые должны были отправиться на проповедь вместе с Тамала-Кришна Махараджей. Также он дал молодому санньяси первое задание. Прямо из Джйпура Прабхупада собирался на фестиваль в Найроби, а в Ахмедабаде его ждала другая программа. — Ты поедешь в Ахмедабад вместо меня,— велел он Тамала-Кришне.
На церемонии посвящения в санньясу Прабхупада дал Тамала-Кришне Госвами санньяса-мантру – особый стих, который описывает самоотверженную преданность санньяси-вайшнава, долг которого — занять в любовном служении Кришне тело, ум и речь. В этом отличие санньяси-вайшнавов от санньяси-имперсоналистов, занятых размышлениями о Брахмане и уединенной медитацией. Санньяси-вайшнав, принявший прибежище у лотосных стоп Кришны, пересекает океан невежества, помогая перебраться через него другим. Шрила Прабхупада собственным примером показал, как странствует по свету санньяси-вайшнав, делая все, что в его силах, чтобы от имени Господа Кришны спасать падшие души. Быть санньяси-вайшнавом — значит приезжать в места, подобные Джайпуру, и проповедовать. Это значит поклоняться Говиндаджи в храме и отправлять Божества Радха-Говинды преданным Нью-Йорка. Это значит предоставить женщинам равные возможности стать чистыми преданными, осознавшими Кришну. И еще это значит помочь мужчине оставить семейную жизнь ради высшей цели санньясы. Шрила Прабхупада был выше материальных обозначений варнашрамы, выше положения санньяси, но в то же время он был образцовым санньяси, призывающим многих других принимать санньясу и следовать по его стопам. Он говорил, что его последователи могут сделать больше, чем он: иметь больше последователей, издавать больше книг, открыть больше центров ИСККОН. * * * Бомбей 24 января 1972 года В Бомбее Прабхупаду ждало разочарование. Преданные не рассчитались с г-ном Н. и ни на шаг не продвинулись в освоении участка в Джуху. Мадхудвиша Свами, которого Прабхупада оставил там вместо себя, честно признал свою неспособность нести ответственность за столь сложный проект. Ранее эта задача была возложена на Тамала-Кришну, но теперь он принял санньясу и ради странствий и проповеди сложил с себя полномочия секретаря Джи-би-си. Прабхупада остался в Бомбее без представителя. Прабхупада и так уже исполнял львиную долю обязанностей, но за всем уследить не мог, как не мог и постоянно оставаться в Бомбее. Подыскивая опытного ученика, способного возглавить проект в Джуху, Прабхупада подумал о Брахмананде Свами, который в тот момент проповедовал в Найроби. Прабхупада решил слетать в Африку и пригласить Брахмананду Свами в Бомбей. Действовать нужно было немедленно, чтобы ИСККОН как можно скорей мог вступить во владение землей. Если преданные уже поселятся на этой земле, то даже если г-н Н. вдруг передумает, избавиться от них ему будет непросто. Прихватив с собой Божества Радха-Кришны, Прабхупада без промедления вылетел в столицу Кении. Мурти, которые он отправил в Найроби до того, были повреждены при перевозке, поэтому на этот раз, чтобы нести метровые мраморные Божества, Прабхупада взял с собой в дорогу атлетически сложенного Махдудвишу Свами. По специальному разрешению службы аэропорта Мадхудвиша Свами, неся на руках Божество Кришны весом сорок пять килограммов, вошел в самолет вместе с Прабхупадой и поставил мурти рядом с его креслом. Затем он покинул борт и вернулся с Радхарани. Большую часть полета Прабхупада дискутировал с Мадхудвишей Свами, выступавшим с позиций имперсоналиста. Как всегда, Прабхупада вышел из спора победителем. — Вот так ты становишься проповедником, — говорил он. — Ты должен уметь защищать любую из двух сторон спора и побеждать. Так действовал Господь Чайтанья.
После первого визита Шрилы Прабхупады в Найроби четыре месяца назад, Брахмананда Свами с несколькими американскими преданными сняли дом в предместье. Они приобщили к Движению нескольких африканцев, но пока не имели ни храма, ни ашрама. Сами с трудом следуя простой программе, они не были готовы оказать Шриле Прабхупаде достойный прием. В аэропорту Прабхупада столкнулся с обычным для Найроби явлением: никто не приехал его встретить. Местные преданные даже не были уверены, что он приедет. Секретарь Прабхупады телефонным звонком уведомил Брахмананду Свами о готовящемся визите Прабхупады в Кению и о том, что самому ему надлежит устроить встречу Прабхупады с президентом страны и организовать большой фестиваль в пандале. Однако никто так и не сообщил Брахмананде Свами, когда же именно прилетает Прабхупада. В аэропорту Прабхупада с Мадхудвишей Свами бережно погрузили Божества в такси и отправились по адресу центра ИСККОН. Прибыв на место, Прабхупада позвонил в дверь. Открыв дверь и увидев на пороге своего духовного учителя, Брахмананда Свами с криком «Прабхупада!» распростерся в поклоне. — Что случилось? — спросил Прабхупада, стоя рядом с Божествами. — Почему никто нас не встретил? — Но Брахмананда Свами не мог ничего сказать. Как только Прабхупада прибыл в Найроби, его помощник, Мадхудвиша Свами, слег с гепатитом. Своего постоянного секретаря, Шьямасундару, Прабхупада оставил в Индии заниматься юридической стороной покупки земли в Майяпуре, и потому сейчас он оказался без помощника. В Найроби Прабхупада имел обыкновение в полдень принимать душ и надевать свежую одежду. Но однажды, выйдя из душевой, он не смог найти своих вещей. По словам Брахмананды Свами, африканский слуга постирал их и повесил на веревку, а когда Брахмананда Свами пришел за ними, их на месте не оказалось. Вероятно, их украли. Прабхупада воспринял это спокойно. Вечером того же дня, когда преданные ИСККОН-Найроби собрались в храме на вечернюю лекцию по «Бхагавад-гите», Прабхупада увидел на африканских юношах отдельные детали своей одежды: на одном была курта, на другом – фартук санньяси, на третьем — дхоти. Он указал на них Брахмананде Свами, и тот немедленно вывел их из комнаты и потребовал вернуть украденное. Получив все назад, Прабхупада только рассмеялся, не принимая это оскорбление всерьез. Но что всерьез огорчило Прабхупаду в Найроби – так это качество пищи. Попробовав белую маисовую кашу, он назвал ее пищей для свиней, а твердый белый нут —годным лишь для лошадей. Тогда Харикрипа, чернокожий преданный из Америки, отправился на кухню, сварил овощи без всяких специй и принес Прабхупаде. Тот назвал это блюдо пищей для собак. — Когда же ты перестанешь быть неотесанным африканцем?! — рассердился Прабхупада и сам отправился на кухню. Около десятка преданных наблюдали за тем, как он готовит комплексный обед — дал, рис, чапати и сабджи. Еды хватило на всех, и преданные остались довольны. Однако неумелые повара и воровство продолжали беспокоить Прабхупаду в течение всей недели его пребывания в Найроби. Брахмананда Свами видел, что Прабхупаду больше всего заботит его бомбейский проект. — Единственная причина моего приезда, — сказал Прабхупада Брахмананде Свами, — привлечь к этому проекту тебя. Однажды он спросил у Брахмананды Свами: — Какой город в Индии самый важный? — Калькутта? — предположил Брахмананда. — Калькутта? — переспросил Прабхупада, с удивлением глядя на него. — Разве ты не знаешь, что на первом месте стоит Бомбей, на втором — Дели, и только за ними идет Калькутта? Прабхупада вдохновлял Брахмананду Свами поехать с ним и заняться бомбейским проектом. Это будет уникальный комплекс ИСККОН – сочетание религии и культуры в виде величественного храма, международного отеля, театра и диорамы. Видя горячее желание своего учителя, Брахмананда Махарадж согласился передать свои обязанности в Найроби другим преданным и помочь Прабхупаде в Бомбее. Визит Прабхупады в Найроби оказался полезным для бомбейского проекта еще по одной причине. Разглядывая с Чьяваной и Брахманандой Свами отель «Хилтон» в Найроби — современное здание с парными круглыми башнями — Прабхупада оценил дизайн и решил подсказать своему архитектору использовать эту идею в проекте гостиницы и храма в Бомбее.
Прабхупада, Брахмананда Свами, Бхагавата и один африканский преданный гуляли в городском саду Найроби. Когда африканского преданного представили Прабхупаде, юноша спросил: — Если я захочу жениться, вы мне позволите? — Конечно, — ответил Прабхупада. — Но Прабхупада, — продолжал юноша. — Жених должен заплатить за невесту ее отцу. Таков местный обычай. Прабхупада ответил, что это полностью противоречит ведической традиции, в которой отец невесты дарит приданое своему зятю. Услышав это, молодой человек заволновался. — А вы дадите мне денег, когда я соберусь жениться? Ведь сейчас я не зарабатываю, а тружусь только на вас. Когда я захочу обзавестись семьей, вы дадите мне денег? Прабхупада покачал головой. — Не беспокойся ни о деньгах, ни о невесте. Когда придет время, я сам подыщу тебе американскую девушку, и ты возьмешь ее в жены.
Когда бы Прабхупада ни оказывался в своем совсем еще «незрелом» храме в Найроби, всегда ему приходилось сталкиваться с неопытостью учеников и всяческими отклонениями. В ашраме брахмачари Прабхупада увидел разбросанные по всей комнате книги, какие-то доски и банки из-под краски. На замечание Прабхупады президент храма Харикрипа стал оправдываться: — Я говорю им, но меня никто не слушает. Тогда Прабхупада нагнулся и поднял с пола несколько дощечек. — Если они не хотят этого делать, — сказал он, —делай сам! Положи-ка это вон туда. — И Прабхупада начал наводить порядок, подключив всех присутствующих. Через пять минут в комнате было чисто.
Фестиваль Всемирного Движения «Харе Кришна» на городском стадионе Найроби с равным успехом можно было назвать и удачным, и провальным. Хотя Брахмананда Свами предварительно встретился со многими высокопоставленными людьми из правительства и дипломатами, и все они обещали прибыть на праздник, никто из них так и не явился. Исключение составил только господин И. Комора, министр образования Кении. Однако на праздник пришло несколько сотен простых людей, которые участвовали в киртане, слушали Прабхупаду и принимали прасад. Хотя лидеров кенийского общества преданные пригласили для того, чтобы возвеличить тем самым славу Кришны, их высокий гость использовал благоприятную возможность, чтобы воспеть хвалу родной Кении. Однако деятельность Прабхупады и Движения сознания Кришны министр оценил высоко, а относительно «Бхагавад-гиты» сказал: — Высокоученый основатель вашего Движения сделал эту великую книгу доступной на английском языке и снабдил исчерпывающим комментарием. Шрила Прабхупада участвовал и в других программах в Найроби и его окрестностях. Он советовал в проповеди африканцам делать упор на пении «Харе Кришна», проводя многолюдные киртаны. Господь Чайтанья, по словам Прабхупады, никогда не говорил о философии с обычными людьми, но только с учеными, такими как Санатана и Рупа Госвами. — Просто пойте «Харе Кришна», — сказал он. — Людям понравится.
Шрила Прабхупада установил в Найроби Божества Радха-Кришны и назвал кенийский храм Кирата-шуддхи, «место очищения аборигенов». Однако войдя в храмовую комнату вскоре после установления, он был в шоке, увидев, что Божества сдвинуты со Своего традиционного места в центре алтаря. Кришна стоял у самой лестницы, далеко слева, Радхарани — далеко справа. — Кто это сделал? — вскричал Прабхупада. Бхагавата вбежал в алтарную и также застыл в изумлении. — Кто развел Радху и Кришну на десять миль друг от друга? — возмущался Прабхупада. — Вы что, не знаете? Сколько раз вам объяснять? Тут появился Бхута-бхавана, признавший свою вину. — Почему Божества не на месте? — спросил Прабхупада. — Я не знаю, как это получилось, — оправдывался Бхута-бхавана. — Я торопился на фестиваль и, наверное, просто забыл. — И что? — допытывался Прабхупада, — значит, Их можно выставить на улицу? Бхута-бхавана замер, не зная, что сказать. — Поставь Божества рядом, — смягчился Прабхупада. — Они не должны отдаляться друг от друга больше, чем на десять сантиметров. Сделай, как положено.
Спустя неделю Прабхупада покинул Найроби и вернулся в Бомбей. Он летал в Африку, чтобы позвать Брахмананду Свами, и это ему удалось. — Если бы ты не взял на себя руководство бомбейским проектом, — сказал Прабхупада Брахмананде, — я не смог бы двигаться дальше и вкладывать столько денег. Но сейчас вопрос решен. Прабхупада вновь почувствовал надежду. Бомбейский проект, по его убеждению, должен был занять важное место не только в ИСККОН, но и среди всех храмов Индии. Многие детали проекта Прабхупада уже обдумал, но для того, чтобы реализовать их, ему нужны были компетентные ученики. Он до сих пор оставался единственным лидером Движения, шаг за шагом воплощая в жизнь его новые этапы. Ученики шли следом, но впереди всегда был он. И хотя он поручал ученикам ответственность за те или иные проекты ИСККОН, порой они были не способны взять ее на себя. Шрила Прабхупада отправился в Найроби, помня бенгальскую поговорку, которую часто цитировал: «Когда собрался делать дело, надейся только на себя». Именно поэтому он самолично поехал в Найроби за Брахманандой Свами, чтобы доставить его в Бомбей. Вместе с тем, поездка его во многом помогла как преданным, так и всему населению Найроби. * * * Бомбей 8 февраля 1972 года При встрече Прабхупада напомнил г-ну Н., что хотел бы занять участок сразу после уплаты второго взноса в пятьдесят тысяч рупий. Г-н Н. строго придерживался условий договора, и Прабхупада передал дела своему адвокату г-ну Д. для юридического оформления процедуры.
Хотя Прабхупада принимал все административные решения сам, он все же хотел, чтобы практическими делами занимались секретари Джи-би-си. Он считал, что должен отдавать все свои силы переводу книг. — Если Джи-би-си будет справляться с делами, — сказал он своему секретарю Шьямасундаре, — тогда голова моя освободится от забот, и я смогу посвятить все свое время книгам. Я могу дать вам столько книг — Веды, Упанишады, Пураны, «Махабхарату», «Рамаяну» — всё. В нашей сампрадае Госвами создали великое множество произведений о преданном служении. Но административная работа отнимает у меня слишком много времени. Я мог бы погрузиться в философию, но вместо этого голова моя день и ночь занята всевозможными проблемами, и это мешает мне заниматься настоящим делом. Помимо того, что Прабхупада непосредственно руководил индийскими проектами, ему ежедневно приходилось отвечать по меньшей мере на десяток писем, приходивших от преданных со всех концов света. — Почему они все время пишут мне и задают столько вопросов? — спросил он секретаря. — Преданные предпочитают спрашивать лично вас, — ответил Шьямасундара, — так как секретари Джи-би-си не всегда могут дать вразумительный ответ. — Теперь они знают все, — ответил Прабхупада. — Я дал вам все. Если они сами не знают ответа, то могут найти его в моих книгах. Я уже стар. Дайте мне возможность спокойно заниматься философией. Целыми днями читать письма, отвечать на них и заниматься бизнесом — куда это годится? Избавьте меня от лишних хлопот! Пусть теперь этим занимаются Джи-би-си. Но это оказалось невозможным. Как только Прабхупада чувствовал, что кого-то из преданных обманывают, он сразу же вмешивался в дело сам. А ученики все писали и писали, спрашивали о важных делах и консультировались по административным вопросам. Он был не вправе разочаровывать их. Желание Прабхупады отойти от дел и посвятить себя литературной деятельности так и оставалось несбыточной мечтой. Если ИСККОН суждено было расти и развиваться, то он едва ли мог надеятся на отдых.
После встречи с г-ном Н. Прабхупада собрался в Южную Индию, в Мадрас, на пятидневную программу в пандале. Далее путь его лежал в Калькутту, Майяпур и Вриндаван. Он готовился к отъезду, а мысль о том, что скоро ИСККОН завладеет землей в Джуху, наполняла его счастьем, и он часто делился своими планами с преданными. ИСККОН воздвигнет прекрасный храм и создаст общину преданных Кришны — первый город ИСККОН. Состоятельные люди будут покупать квартиры в кооперативных домах ИСККОН, а преданные должны будут развивать этот комплекс и им управлять. Со временем, набравшись опыта, они смогут осуществлять подобные проекты и в других городах. Бизнесмены и люди разных специальностей смогут, как преданные, селиться в этом сообществе семьями и отдавать своих детей в школы ИСККОН. Прабхупада часто говорил о строительстве международной гостиницы для иностранных гостей и путешествующих бизнесменов, наподобие «Холидэй-Инн», в которой один этаж будет отведен для бесплатного проживания свободных членов ИСККОН. Рестораном в отеле будут управлять опытные повара-брахманы, умеющие готовить десятки видов великолепного прасада, и Божествам Радха-Расавихари ежедневно будут предлагать пятьдесят два блюда. Далее этот прасад будут раздавать гостям и жителям городка. Чтобы направить работу в нужное русло, Прабхупада поручил преданным немедленно организовать на новом участке массовый десятидневный фестиваль. Но сначала Брахмананда Свами по договору должен был внести остаток платежа и прибыть на новое место со всеми преданными и Божествами Радха-Расавихари. Далее они должны были разбить большой шатер-пандал и провести полноценную программу по примеру тех, что уже проводились в Бомбее, Калькутте и Дели. Прабхупада хотел, чтобы все было готово через две недели, к его возвращению. * * * Хотя в наиболее полном виде изначальная ведическая культура сохранилась в Южной Индии, о чем Прабхупада не раз говорил, сам он не был там уже несколько лет. Южная Индия подарила миру таких великих ачарий, как Шанкара, Рамануджа и Мадхва. Господь Чайтанья Махапрабху во время своего паломничества также счел Южную Индию наиболее благодатным местом. В конце ноября 1971 года, сразу после большого фестиваля в Дели, в канун первой поездки Прабхупады с учениками во Вриндаван, Ачьютананда Свами, Брахмананда Свами и Гирираджа вызвались отправиться в Мадрас, чтобы подготовить там для Шрилы Прабхупады проповедническую программу. Узнав об их планах, Прабхупада удивился: — Вы не поедете с нами во Вриндаван? — ИСККОН — это и есть Вриндаван, — ответил Ачьютананда Свами. — Ты прав, — согласился Прабхупада, — мой Гуру Махарадж был того же мнения. — Но что бы вы хотели от нас? — спросил Гирираджа. — Какое служение важнее? — Я хочу, чтобы вы подготовили фестиваль в Мадрасе, — ответил Прабхупада, — Мне это было бы приятно.
Мадрас 11 февраля 1972 года В сопровождении двадцати учеников Прабхупада прибыл в Мадрас и сразу же принял участие в уличном шествии. Парад возглавляли нарядно украшенный слон и марширующий оркестр, а за ними с киртаном следовали преданные. Прабхупада ехал в старом, украшенном цветами американском лимузине и был в центре всеобщего внимания. Прабхупада остановился в доме г-на Балу, мадрасского бизнесмена. Три вечера подряд в большом зале, заполненном пятью тысячами слушателей, Прабхупада читал лекции на английском языке. Как-то вечером он рассказал историю из «Чайтанья-чаритамриты» о неграмотном брахмане, которому Господь Чайтанья Махапрабху воздал должное за его непоколебимую преданность своему духовному учителю и «Бхагавад-гите». На следующее утро газета «Хинду», одна из двух крупнейших газет города, опубликовала подробное изложение этой лекции. Опубликованы были и последующие лекции. Другая влиятельная газета поместила более общий обзорный материал о приезде А. Ч. Бхактиведанты Свами и его шествии с западными учениками. После массовой трехдневной программы была проведена еще одна крупная встреча для специально приглашенных гостей. Устроил ее г-н К. Вира Свами, главный судья Мадраса. На церемонии присутствовали юристы, государственные служащие и другие выдающиеся люди города. Несколько тысяч человек собрались под навесом, где Прабхупада рассказывал о Рупе и Санатане Госвами из Вриндавана, которые оставили высокие государственные посты, чтобы присоединиться к движению Чайтаньи Махапрабху. Так Прабхупада косвенно призывал всех влиятельных людей Мадраса примкнуть к Обществу сознания Кришны.
|