И теперь Брахмананда с нетерпением ждал приезда любимого духовного учителя.
* * * Найроби Сентября 1971 г. Набросив на плечи шерстяной чадар и взяв в руки неизменный белый пластмассовый дипломат, с которым он путешествовал по свету, Прабхупада сошел с трапа Боинга-747 Восточно-африканских авиалиний. Вместе с секретарем и слугой он прошел, опираясь на трость, по летному полю к зданию терминала. Войдя внутрь, он сел на стул, покрытый тканью, и присоединился к киртану, а встречавшие его индийцы и африканцы почтительно столпились вокруг. Кул Бхушана, журналист и друг Брахмананды Свами, задал Прабхупаде несколько вопросов. Он спросил, чему тот приехал учить, и Прабхупада ответил: «Современные люди забыли о своих отношениях с Кришной, т.е. с Богом, и потому страдают. Кто бы вы ни были — индус, мусульманин или буддист, это неважно – не восстановив отношений с Господом, вы не сможете обрести счастье». — Вы приехали только к индусам? — спросил г-н Бхушана. — Нет, — ответил Прабхупада, — ко всем. Г-н Бхушана: Восточная Африка, и особенно Кения, — одно из немногих мест, где люди наслаждаются гармонией в межрасовых отношениях. Так что же ваша миссия может дать Кении? Шрила Прабхупада: Истинное братство возможно только там, где люди пребывают в сознании Бога. В противном случае мир будет непрочным. Г-н Бхушана: Чтобы не ограничиваться одними лишь индусами, но достучаться и до африканцев, вашим ученикам потребуются особые усилия. Не правда ли? Здесь это очень важно. Шрила Прабхупада: Наш метод всегда один и тот же. Он настолько эффективен, что подходит для всех. Мы не придумываем для каждого нового места новый способ. Метод всегда один и тот же — он универсален и привлекателен для каждого. Переночевав в Найроби, Прабхупада и сопровождающие его преданные на маленьком винтовом самолете отправились в Момбасу. Мистер Пандья был в отъезде. Его семья, хоть и без особого энтузиазма, но все же приняла Шрилу Прабхупаду. Большой дом был построен по современному проекту — с закругленными углами, окнами в виде иллюминаторов и просторной гостиной с верандой, выходящей на океан. Стоя у окна своей комнаты, Прабхупада любовался зеленовато-голубым морем, безоблачным синим небом и белым песчаным берегом в обрамлении пальм. — Брахмананда сказал мне, что это место — одно из самых красивых в мире, — сказал Прабхупада, обернувшись к присутствующим. — Теперь я вижу, что он прав. Прабхупада приехал в Момбасу с хроническим кашлем, но прогулки по берегу океана и горячее африканское солнце быстро поправили его здоровье. Как и в Лондоне, Прабхупада продолжал при помощи Шьямасундары каждый день разбирать постулаты философов-классиков. Следуя хронологическому порядку, он перешел от Сократа к Декарту. Шьямасундара: Он (Декарт) говорит: «Я мыслю, следовательно, существую». Прежде всего, он обнаружил это: «Я существую». В определении истины он опирался на эту установку, ведь в его времена не было единого авторитета, на который бы опирались все. Прабхупада: Не велика мудрость. И тысячи лет назад было немало тех, кто понимал, что он существует. Это называется атманам маньяте джагат: глупцу все окружающие кажутся глупцами. Декарт не первый человек, постигший существование индивидуального «я». Кришна говорит: ахам. Ахам эвасам эвагре: «Я был в начале, и Я останусь, когда все исчезнет». В свою очередь мы тоже говорим: «Я существовал до того, как было сотворено это тело, и буду существовать, когда оно умрет». Это понятие «я» есть как у Бога, так и у нас. В чем же новизна? Почувствовав себя лучше, Прабхупада снова был готов проповедовать. Момбаса, в отличие от столицы страны, Найроби, была слишком мала для проповеди, потому он вернулся в столицу. Найроби. Сентября 1971 г. В Найроби Шрила Прабхупада преподал урок того, как должен проповедовать санньяси. В течение месяца он неукоснительно следовал ведической традиции, останавливаясь в домах принимающих его индийцев не более чем на три дня. Несмотря на хорошую пищу и комфортабельные условия проживания, по истечении положенного времени, он переезжал в другую семью. Таковы правила для санньяси, говорил Прабхупада. Это необходимо, чтобы не привязываться к комфорту и не причинять хозяевам неудобств. Для Шрилы Прабхупады не было никакой необходимости соблюдать эти элементарные нормы – ведь он был парамахамсой, санньяси высшего уровня сознания Кришны. Его тело, ум и речь были всецело заняты в служении Господу, и потому он не питал привязанности к материальным удобствам. И все же, подавая ученикам пример, он строго следовал ведической традиции. Эта традиция называется мадхукари, что значит «пчела». Взяв с цветка немного нектара, пчела тут же перелетает на другой. Такая система кратких визитов дала Прабхупаде возможность вовлекать в сознание Кришны большее число семей и принимать множество приглашений. Куда бы ни приезжал Прабхупада, везде он вел себя как безупречный гуру и уважаемый садху. При этом он тепло и по-дружески общался с хозяевами, становясь, по существу, старшим членом семьи. Хозяева предоставляли ему лучшую комнату в доме (обычно свою спальню), а хозяйка с помощницами готовила для него изысканные блюда. Благодаря своему естественному сознанию Кришны, Прабхупада выглядел представительным и солидным, манеры его были неизменно аристократичны, а скромность его очаровывала хозяев. Очень скоро он стал другом и гуру многих семей в столице Кении. Западные ученики извлекли немало уроков из общения с Прабхупадой в Найроби. Как-то раз господин Деваджи Дхамиджи пригласил Прабхупаду освятить алтарную в его доме. Когда Прабхупада приехал, мистер Дхамиджи предложил ему сесть на оленью шкуру. — Мы не садимся на оленью шкуру, — сказал Прабхупада. — Хотя она чиста, наши вайшнавы не носят оленьи шкуры и не сидят на них. Это в традиции йогов. Бхавананда: Тогда мистер Дхамиджи пригласил Прабхупаду сесть на диван, покрытый чистой белой тканью. Прабхупада сел, и ему начали омывать стопы. Я впервые наблюдал за тем, как Прабхупаде омывают стопы — сначала молоком, а затем водой с розовыми лепестками. Потом на стопы нанесли чандану и осыпали их порошком красной кункумы, рисовой мукой и цветами жасмина. Пальцы на его ногах стали красными от кункумы, к ним прилипли зернышки риса и маленькие белые цветочки жасмина. После этого он прочитал лекцию. Никогда прежде я не обращал внимания на стопы гуру. Лишь теперь я понял, что стопы гуру имеют особое значение. И они изумительно прекрасны. Прабхупаду не удовлетворяла проповедь одним только индийцам. Он хотел проповедовать и африканцам. Но индийцы и африканцы в Кении жили совершенно изолированно друг от друга. Однако, поскольку осознавший Кришну человек не делает телесных различий, Прабхупада говорил, что долг индийцев — поделиться своей духовной культурой с африканцами. Прабхупада убеждал Брахмананду Свами, что его главная задача в Африке — приобщить к сознанию Кришны коренное население страны. Вспоминая пережитое в Турции и Пакистане, Брахмананда Свами с опаской относился к идее публичных киртанов в Найроби. Кроме того, большинство африканцев говорили на суахили, принадлежали к другой культуре и были, как правило, слишком бедны, чтобы покупать книги. Брахмананда Свами пребывал в полной растерянности, не представляя, как им проповедовать. Общаться с индийцами было куда проще и естественней.
|