Кали-калера дхарма — кришна-нама санкиртана
Кришна-шакти вина нахе тара правартхана «Главная религиозная традиция века Кали —повторение Святого имени Кришны. Не получив от Кришны полномочий, никто не сможет распространять Движение санкиртаны». (Ч-ч. Антйа, 7.11) Этот текст, посвященный Шри Чайтанье Махапрабху, справедлив и в отношении Его слуги, Шрилы Прабхупады. Без воли Кришны Шрила Прабхупада не сумел бы вдохновить повторять «Харе Кришна» такое количество людей. Личность, наделенная особыми духовными полномочиями (кришна-шакти), согласно ведической литературе именуется шакти-авеша-аватарой. Хотя термин «аватара» чаще относят к воплощениям Самого Господа, словом шакти-авеша-аватара называют тех, кто уполномочен Господом исполнять в этом мире особую миссию. В ведической литературе описываются разные шакти-авеша-аватары. Так, царь Притху обладал властью управлять государством в сознании Бога; четыре Кумара были наделены энергией духовного знания, а Нарада Муни — энергией преданного служения. Господь Будда, имя и качества которого описаны в «Шримад-Бхагаватам», также был шакти-авеша-аватарой. Более того, ачарьи-вайшнавы признают шакти-авеша-аватарами и наделенных божественными силами святых посланников не-ведической культуры, таких как Христос и Мухаммед. То, что в 1968-1971 годах сделал Шрила Прабхупада, подтверждает его положение шакти-авеша-аватары, который исполнил пророчества Писаний. Притхивите ачхе йата нагаради грама Сарватра прачара хайбе мора нама «Движение Господа Чайтаньи, санкиртана, придет в каждый город и каждую деревню мира». Даже с точки зрения истории религий, проповедь Прабхупады была исполнением миссии Господа Чайтаньи, пришедшего в Западную Бенгалию за пятьсот лет до появления сознания Кришны на Западе. Ведическая литература и ачарьи вайшнавов сходятся во мнении, что Господь Чайтанья — это Сам Кришна, Верховная Личность Бога, нисшедшая в Кали-югу в облике чистого преданного. Подобно Господу Кришне, явившемуся со Своей полной экспансией, Господом Баларамой, в эпоху Кали Господь Чайтанья пришел с Господом Нитьянандой — воплощением Господа Баларамы. Шрилу Прабхупаду можно рассматривать не только как уполномоченного представителя Бога, но и как особое проявление Господа Нитьянанды. Согласно философии гаудия-вайшнавов, Господь Кришна являет Себя обычным людям через Господа Нитьянанду. Для того чтобы постичь Бога, индивидуальной душе нужна Его помощь. Эта помощь приходит по беспричинной милости Господа Нитьянанды, которого по этой причине именуют изначальным гуру. Хотя Господь Нитьянанда является прямой экспансией Господа Чайтаньи, Его главная роль в служении Господу Чайтаньи — спасение падших душ. Господь Нитьянанда и Его представитель – духовный учитель – не подвергают изменениям Священные писания или наставления Господа Кришны, но делают их более доступными и понятными людям. Господь Чайтанья благословил Господа Нитьянанду проповедовать Святое имя, стучась в каждую дверь. Эта решительная и сострадательная проповедь, свойственная Господу Нитьянанде, отличала и Шрилу Прабхупаду. Этим же духом Шрила Прабхупада наделил и своих учеников, которые выходили на улицы городов мира, желая поделиться милостью Святого имени Бога с каждым. Наибольшую славу Господу Нитьянанде принесло спасение двух братьев-пьяниц, Джагая и Мадхая, которые напали на него, когда Он попытался благословить их Святым именем. Однако во времена Господа Нитьянанды — Прабхупада неоднократно подчеркивал это — было всего двое таких грешников: Джагай и Мадхай, тогда как сегодня «джагаями» и «мадхаями» наводнен весь мир. А Прабхупада брал таких джагаев и мадхаев в ученики. В полной мере проявляя сострадание Господа Нитьянанды и презрев опасность, он давал Святое имя, невзирая на лица. Даже Сам Господь Нитьянанда во время Своего пребывания в Индии не обращался к такому количеству падших душ, находящихся на столь низком духовном уровне и в столь отдаленных уголках мира, как сейчас это делал Прабхупада, Его доверенный представитель. Сейчас Господь Нитьянанда вершил Свои деяния через его посредство. Являясь носителем милости Гаура-Нитай (Господа Чайтаньи и Господа Нитьянанды), Шрила Прабхупада благословлял мир любовью к Господу. Однако сам он ни публично, ни в кругу учеников никогда не называл себя великим посланником Господа, но всякий раз лишь подчеркивал свою принадлежность к цепи ученической преемственности, передающей авторитетное знание. И учеников он вдохновлял занимать ту же позицию: «Мы хотим подготовить множество чистых преданных, чтобы другие люди получили такое же благо от общения с ними. Так чистых преданных будет становиться все больше». Прабхупада знал, что проповедь сознания Кришны не может быть бизнесом. В Индии немало профессиональных толкователей и декламаторов «Шримад-Бхагаватам», однако они не способны призвать материалистов к преданному служению Господу. Только чистый преданный может изменить сердце безбожника.
|