Но Прабхупада хотел проповедовать африканцам.
— Это же африканская страна! — говорил он. — Они здесь хозяева, значит, им и нужно проповедовать! В этом, как и во всем остальном, что касалось сознания Кришны, Прабхупада показал собственный пример. Он решил воспользоваться для этого храмом Радхи-Кришны, который находился в районе, населенном преимущественно африканцами. В храме был зал, двери которого выходили на шумную улицу, и Прабхупада посоветовал преданным устроить в помещении киртан, а двери оставить открытыми. Преданные сделали, как он велел, и через пять минут зал начал заполняться людьми. Храм находился в бедном районе города, и пришедшие были грязны и неграмотны. Однако они оказались чрезвычайно любопытны и с радостью присоединились к киртану, улыбаясь, хлопая в ладоши и радостно танцуя. Брахмананда Свами вышел из зала и направился к дому неподалеку, в котором остановился Прабхупада. — Зал полон, — сообщил он, — но вам приходить не обязательно, мы продолжим программу сами. — Нет, я должен пойти. Брахмананда Свами попытался отговорить его. — Я пойду! — повторил Прабхупада. — Ты ведешь меня или нет? Когда Брахмананда Свами со Шрилой Прабхупадой вошли в храм, зал был забит еще плотнее, чем несколько минут назад. В мрачной, слабо освещенной алтарной Прабхупада, в своем шелковом шафрановом одеянии, казалось, сиял. Люди с любопытством глядя на него, расступились, образовав проход. Поднявшись на сцену, Прабхупада провел киртан, а потом заговорил. Хотя слушатели, чьим родным языком был суахили, не понимали ни слова, они вели себя уважительно. А киртан привел их в полный восторг. Члены индийской общины с тревогой восприняли идею Прабхупады открыть двери храма для африканцев. Кое-кто специально пришел, чтобы посмотреть, чем все это закончится. Однако проникнутая состраданием программа Прабхупады произвела впечатление и на индийцев. Простое с виду действо оказалась способно стереть культурные границы. Такую задачу — дать сознание Кришны африканцам — поставил Прабхупада перед миссией Брахмананды Свами. Для этого не требовалось ничего особенного: всего лишь бесплатно раздавать прасад и книги и петь «Харе Кришна» под аккомпанемент барабанов и каратал. Прабхупада не хотел, чтобы сознание Кришны в Найроби превратилось в одно из индуистских религиозных обществ. Индусы могут помогать пожертвованиями, но проповедовать Брахмананда Свами должен африканцам. Когда к Прабхупаде в Найроби приехали несколько темнокожих американских учеников, он сказал им: — Четыреста лет назад ваших предков увезли отсюда в рабство. А теперь – подумать только! – вы вернулись в Африку наставниками! Прабхупада организовал в Найроби первый киртан на открытом воздухе. Преданные устроили его в парке Камакунджи, под самым большим деревом — одним из символов независимости Кении. Когда преданные начали киртан, вокруг собралась большая толпа, и многие присоединились к пению. Кое-кто даже пустился в пляс в духе африканских ритуальных танцев. Из толпы вышел паренек и предложил переводить проповедь Брахмананды Свами на суахили. Преданные раздавали сладкие бунди, чем несказанно порадовали пришедших. В целом, начинание имело грандиозный успех. Прибежав к Прабхупаде, Брахмананда Свами рассказал ему об удивительном киртане в парке. Его переполняли те самые же чувства, что и в 1966 году, когда он отчитывался об успехе первого киртана в Вашингтон-Сквер, в Нью-Йорке. Сейчас, как и тогда, Брахмананда Свами вновь последовал совету Прабхупады, и результаты оказались блестящими. Словами и личным примером всего за несколько дней Прабхупада перенес акцент с проповеди индийцам на проповедь африканцам. На вечернюю лекцию Прабхупады в университете Найроби собралось две тысячи студентов-африканцев; у окон и дверей толпились сотни людей, которым не досталось места в зале. Бхута-Бхавана, темнокожий ученик Прабхупады из Америки, произнес короткое вступление, сказав несколько фраз на суахили. «Харамбай», — начал он, что значит «Добро пожаловать, братья, давайте работать сообща». Затем слово взял Прабхупада. — Весь мир погряз в стремлениях и скорби. Вы, африканцы, стремитесь жить так, как живут люди в Европе и Америке. Но европейцы потеряли свою империю. Сейчас они скорбят. Получается, что одни стремятся, а другие скорбят… Мы прибыли на африканский континент, чтобы все разумные люди Африки познакомились с этой философией и распространяли ее. Уж если совершенствоваться, так делать это всерьез. Не подражайте американцам и европейцам, которые живут как кошки и собаки. Эта цивилизация обречена. Атомная бомба уже наготове. Очередная война обратит в руины небоскребы и разрушит все вокруг. Попробуйте посмотреть на вещи с точки зрения реальности, учитывая подлинную цель человеческой жизни. Этому учит Движение сознания Кришны, и мы предлагаем вам приобщиться к нему и постараться постичь его философию. Большое спасибо. Аудитория взорвалась аплодисментами, приветствуя Прабхупаду стоя. Такая реакция в очередной раз показала, что послание Кришны, невзирая на политические, географические или социальные препоны, всегда находит дорогу к людским сердцам. Сойдя с трапа самолета в аэропорту Найроби, Прабхупада сказал корреспонденту, что намерен проповедовать африканцам. Так и случилось. Он передавал им то же знание и тот же метод преданного служения, что предлагал и американцам, ибо желания тех и других могли реализоваться только в сознании Кришны. Сознание Кришны работало повсюду, где только находились искренние и разумные люди, желавшие его распространять. Прабхупада продолжал проводить выездные программы. Принимая участие в популярном теле-шоу «Мамбо Лео», он показал изображение Господа Чайтаньи, который танцевал и пел в окружении преданных. Ведущий поинтересовался, почему на картине изображены только белые. — У индийцев кожа разных цветов, — ответил Прабхупада. — А кто нарисован в центре? — спросил ведущий. — Шри Чайтанья Махапрабху, — объяснил Прабхупада, — Сам Бог. — Какой еще Бог! — возмутился тучный ведущий. — Что вы имеете в виду? Это же обычный человек!
|