Тйактва дехам пунар джанманаити мам эти со ‘рджуна «Вылечить» — значит прекратить цикл рождения и смерти. Именно этого мы и хотим. Это благо дает сознание Кришны. Йам прапья на нивартанте тад дхама парамам мама. Придя к Кришне, вы уже не вернетесь в этот материальный мир. Репортер: Сэр, я задам очень гипотетический вопрос. Предположим, сотня чистых, сознающих Кришну святых занимаются совместной медитацией и обсуждением Писаний, но вот приходит кто-то и бросает бомбу... Прабхупада: Те, кто сознает Кришну, не боятся бомбы. Увидев летящую бомбу, они подумают, что вот, Кришна пожелал, чтобы кто-то бросил бомбу. Человек в сознании Кришны никогда ничего не боится. Бхайам двитийабхинивешатах сйат. Боится тот, кто допускает мысль, что что-то может существовать вне Кришны. С другой стороны, у того, кто знает, что все исходит из Кришны, нет причин для страха. Если летит бомба, он говорит: «О, это Кришна». Таково отношение преданного. Он думает: «Кришна хочет убить меня бомбой. Прекрасно. Я погибну». Это сознание Кришны. Репортер спросил, неужели вайшнав не станет сражаться и встретит смерть, не сопротивляясь. Прабхупада ответил, что вайшнав станет сражаться, но будет делать это согласно указаниям Кришны, как Арджуна и Хануман. Затем Прабхупада продолжил объяснять, что сознание Кришны — единственное решение. Воздушная тревога закончилась. Несколько учеников Прабхупады организовали в Нью-Дели программу в пандале, наподобие тех массовых фестивалей, которые Прабхупада уже проводил в Индии. Тамала-Кришна, Теджас и Гуру-дас заручились поддержкой влиятельных жителей Дели, включая мэра и членов Делийского Комитета по организации торжественных встреч, и те дали разрешение на проведение программы и написали рекомендательные письма другим важным лицам, к которым преданные затем обратились за пожертвованиями. Все, с кем преданные встречались, относились к Шриле Прабхупаде благожелательно. Он вызывал в людях уважение – особенно при личной встрече. Некоторые индийцы расходились с преданными в философских взглядах, однако все без исключения были поражены тем, что благодаря Прабхупаде люди Запада начали следовать индуистской дхарме и сознавать Бога, и они проявляли искреннее уважение к стараниям Прабхупады распространить учение «Бхагавад-гиты» по всему миру. Индийцы глубоко почитали Прабхупаду как садху. Все, что он говорил, основывалось исключительно на Священных писаниях. Он являл собой пример полного предания Господу Кришне. Он был выше политики и сектантства; он был человеком во всех отношениях духовным и вызывал в людях естественное уважение к себе. Каждый, независимо от личных философских или религиозных убеждений, видел в нем истинного представителя индийской культуры, настоящего садху и гуру. Среди важных лиц, давших согласие выступить во время десятидневного фестиваля, были Шри Ханс-Радж Гупта, мэр; Х. Баччан, известный индийский поэт; Шри Шьяма-Чаран Гупта, председатель Делийского совета метрополии; Шри Ч. Б. Агарвал, известный оратор; Шри Випин-Чандра Мишра, судья Верховного Суда Дели; д-р Атма-Рам, известный ученый; полковник Б. Р. Мохан, бывший мэр, промышленник из Лакнау; Шри Л. Н. Шакалани, влиятельный промышленник; Шри Адитья Натх Джха, вице-губернатор Дели; Шри Джагдживан Рам, Министр обороны Индии; и его превосходительство Джеймс Джордж, верховный комиссар Канады. Гуру-даса также доброжелательно принял Кеннет Китинг, посол США в Индии, который неоднократно уважительно отзывался о Движении сознания Кришны. Посол Китинг с сожалением сообщил, что во время мероприятия его не будет в городе. Для десятидневного фестиваля преданные выбрали превосходное место на площади Коннат, в торговом центре Нью-Дели. Они натянули большой тент и провели освещение. Фестивальная программа открылась в шесть утра киртаном и арати перед мраморными Божествами Радхи и Кришны из Джайпура, которые прибыли накануне и теперь стояли на украшенном цветами алтаре на большой сцене. Сначала посетителей было немного, но когда после полуденного киртана и арати преданные начали раздавать кришна-прасад, гостей прибавилось. Вечерняя программа началась с вдохновенного киртана, который достиг кульминации, когда на сцену поднялся Шрила Прабхупада. Для благочестивых жителей Дели вечерний праздник Движения «Харе Кришна» был событием торжественным. Поскольку месторасположение и время были выбраны идеально, а за вход не надо было платить, толпа выросла до нескольких десятков тысяч человек; многие пришли специально для того, чтобы посмотреть на молодых американских вайшнавов. Когда приехал Прабхупада, сотни людей устремились вперед, чтобы прикоснуться к его стопам и получить благословение. Ученики, образовав вокруг него кольцо, вели его через толпу. Прабхупада, закутанный в серый шерстяной чадар, в «шапочке свами», небрежно сдвинутой на затылок, со свойственным ему аристократизмом неторопливо продвигался к сцене. Когда, наконец, он сел на вьясасану, публика постепенно успокоилась. Первым выступил мэр Нью-Дели, Шри Ханс-Радж Гупта. Он встречался со Шрилой Прабхупадой в начале 1960-х, когда Прабхупада обратился к нему за пожертвованием для публикации первого тома «Шримад-Бхагаватам». Разглядев в Прабхупаде человека «искреннего и близкого к Богу», мэр помог ему, и позже Прабхупада подарил ему два первых тома «Шримад-Бхагаватам». Г-н Гупта был впечатлен тем, с каким успехом Прабхупада распространял на Западе вайшнавизм. Представляя на хинди Шрилу Прабхупаду, он стал говорить о философии сознания Кришны, которую почерпнул из «Бхагаватам» Прабхупады. Г-н Гупта отметил, что за пять лет работы в должности мэра Дели ему много раз приходилось принимать почетных гостей и выступать с речами, но, как правило, все это было не более чем формальностью. Сегодняшнее событие, сказал он, является исключением, ибо в жизни своей он не встречал никого, кто бы мог сравниться со Шрилой Прабхупадой. Мэр прославил Прабхупаду за «огромную работу на благо Индии и всего мира». «Он одарил любовью также и меня, и это тронуло меня больше, чем что-либо еще», — сказал мэр Гупта. Затем заговорил Прабхупада. Вначале он спросил у аудитории, на каком языке ему лучше говорить — на хинди или на английском. Многие предпочли хинди и лишь некоторые — английский, но Прабхупада объявил: — Я буду говорить по-английски, поскольку мои ученики присоединились ко мне, будучи американцами и европейцами. Они последовали за мной, и должны понимать то, что я говорю. Если я буду говорить на хинди, они не поймут. Поэтому я буду говорить на английском. — Дамы и господа, — продолжил Прабхупада, — благодарю вас за то, что вы любезно согласились принять участие в этом Движении сознания Кришны. Сейчас мы споем одну духовную песню — «Джая Радха-Мадхава Кунджабихари». Как вам известно, вечная спутница Кришны — Шримати Радхарани, энергия наслаждения Кришны. Кришна — Верховная Личность Бога. Желая наслаждаться, Он проявляет Свою энергию наслаждения, известную как Радхарани. Пропев «Джая Радха-Мадхава», Прабхупада в течение получаса объяснял науку о Кришне, приводя из «Бхагавад-гиты» цитаты о том, почему Кришна приходит в материальный мир, как жизнь за жизнью перевоплощаются души, и о том, что человеческая жизнь — это возможность пробудить свою любовь к Кришне. — В этом и состоит религия, — сказал Прабхупада, — просто предайтесь Кришне. Станьте кришнаитом… Вам не требуется ни церковь, ни мечеть. Ничего не надо — просто сядьте и повторяйте “Харе Кришна”. Это самый легкий метод. Вторя Шукадеве Госвами, древнему рассказчику «Шримад-Бхагаватам», Прабхупада осудил образ жизни материалистов, которые «тяжко трудятся, как собаки», не думая о самопознании. Он подчеркнул, что Индия — это сокровищница мудрости, и долг индийцев — распространять эту мудрость по всему миру. Но, к сожалению, индийцы забыли о своем истинном долге. В заключение Прабхупада сказал: — В этой связи можно многое сказать о Движении сознания Кришны. В последующие десять дней я попытаюсь вас с ним познакомить. Это лишь начало. Я прошу вас приходить к нам сюда. Мы ничего не берем за вход. Мы зависим от Кришны. Если Кришна захочет, мы получим все необходимое. Мы полностью преданы Ему. Он может поддержать нас, а может и уничтожить. На все Его воля. Мы не возражаем. Мы не занимаемся бизнесом, у нас нет корыстных интересов. Мы просим вас приходить и присоединяться к этому Движению. Это не сектантская организация. В нашем Движении сознания Кришны много индусов, христиан, иудеев, мусульман и сикхов. Мы проповедуем одно слово — “Кришна”, одно писание — “Бхагавад-гиту”, и одну мантру — “Харе Кришна”. Повторяйте “Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе”. Большое спасибо. Когда Прабхупада сходил со сцены, люди вновь устремились к нему, чтобы коснуться его стоп. Ученики Прабхупады, конечно же, не сомневались в величии своего духовного учителя, но во время таких событий, когда они слышали его могущественную проповедь и видели, как его окружают толпы поклонников, величие его становилось самоочевидным. Пробираясь к машине, Прабхупада оставался спокойным и смиренным, но окружавшим его ученикам приходилось стараться изо всех сил, чтобы защитить его от давки в волнующейся толпе. Некоторым, несмотря на старания учеников, удавалось прорвать заслон и они, нырнув между ногами преданных, простирались перед Прабхупадой в поклоне. — Знаете, почему они мне поклоняются? — сказал вдруг Прабхупада, обернувшись к идущим рядом ученикам. — Потому что я свободен от полового желания.
|