Студопедия — ISBN 5-352-01625-0 4 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ISBN 5-352-01625-0 4 страница







денций в предписаниях табу или найти среди них некоторые, подобно навязчивым действиям выра­жающие одновременно оба течения, то психологи­ческое сходство табу и невроза навязчивости в са­мом почти главном было бы несомненным.

Оба основных запрещения табу, как уже упоми­налось, недоступны нашему анализу благодаря принадлежности их к тотемизму, другая часть по­ложений табу — вторичного происхождения и не может быть использована в наших целях. Ведь табу стало у соответствующих народов общей формой законодательства и служит, несомненно, более мо­лодым социальным тенденциям, чем само табу, как, например, табу, наложенное вождями или священ­никами для обеспечения своей собственности и преимуществ. Все же у нас остается большая груп­па предписаний, которые могут стать материалом для нашего исследования; из этой группы я беру табу, связанные: а) с врагами, Ь) с вождями, с) с по­койниками, и воспользуюсь для своей работы мате­риалом из замечательной антологии Д.-Д. Фрэзера и его большого сочинения «Золотая ветвь»Л

а) Обращение с врагами

Приписав безудержную и безжалостную жес­токость диких народов по отношению к врагам, мы с большим интересом узнаем, что и у них по-

1 1-е изд. в 2 кн., 1890 год.- Ред.


еле убийства человека требуется выполнить ряд предписаний, относящихся к обычаям табу. Эти предписания легко разделить на четыре группы; они требуют: во-первых, примирения с убитым, во-вторых, самоограничений, в-третьих, покаян­ных действий, очищения убийцы и, в-четвертых, совершения известного церемониала. Насколько такие обычаи табу у этих народов общи или же выполняются только в отдельных случаях, нельзя с уверенностью сказать из-за неполноты наших сведений, и вместе с тем это для нас совершенно безразлично, поскольку нас интересуют эти факты сами по себе. Все же надо предположить, что здесь речь идет о широко распространенных обычаях, а не об отдельных странностях.

Обычаи примирения на островах Тимора по воз­вращении домой победоносного военного отряда с отрубленными головами побежденных врагов пред­ставляют особый интерес, потому что вождь экспе­диции подвергается сверх того еще тяжким ограни­чениям (см. далее). При торжественном вступлении победителей приносятся жертвы, дабы умилости­вить души врагов; в противном случае пришлось бы бояться несчастий для победителей. Устраивается танец с пением песен, в которых оплакивается уби­тый враг и испрашивается у него прощение... «Не сердись на нас за то, что у нас здесь находится твоя голова; если бы счастье не улыбнулось нам, то наши головы теперь висели бы в твоей деревне. Мы при­несли тебе жертву, дабы умилостивить тебя, теперь твой дух может удовлетвориться и оставить нас в


покое. Почему ты был нашим врагом? Не лучше ли нам быть друзьями? Тогда не пролилась бы твоя кровь и не отрубили бы тебе голову».

Нечто подобное встречается у палу на Целе­бесе (новое назв. Сулавеси); приносят жертвы ду­хам убитых врагов прежде, нежели возвратятся в родную деревню (по Paulitchke, этнография Се­веро-Восточной Африки).

Другие народы нашли средство превращать своих прежних врагов после их смерти в друзей, стражей и защитников. Средство это состоит в нежном обращении с отрубленными головами, как этим хвалятся некоторые дикие народы на Борнео (новое назв. Калимантан). Если даяки Саравака (штат в Индонезии) приносят из похода домой го­лову, то в течение целого месяца с этой головой обращаются с самой изысканной любезностью и называют ее самыми нежными именами, какие только существуют в их языке. Ей всовываются в рот лучшие куски пищи, лакомства и сигары. Ее постоянно упрашивают ненавидеть своих преж­них друзей и подарить свою любовь своим новым хозяевам, так как теперь уже она вошла в их сре­ду. Было бы большой ошибкой приписывать из­вестную долю насмешки этому кажущемуся нам отвратительным обращению1.

У многих диких племен Северной Америки наблюдателям бросился в глаза траур по убитому

1 См.: FrazerJ.-D. Adonis, Attis, Osiris. L, 1907. P. 248; no: Hugh Low. Sarawak. L., 1848 (Фрэзер Д.-Д. Адонис, Аттис, Оси­рис, по: Хью Лоу. Саравак).


и скальпированному врагу. Если чокту убивает врага, то для него наступает месячный траур, во время которого он подвергается тяжелым лише­ниям. Такой же траур наступает у индейцев да­кота. Если оседжи, замечает один писатель, опла­кивали своих собственных покойников, то они оплакивали и врага, как будто он был их другом1. Прежде чем привести другие группы обычаев табу, касающихся обращения с врагом, мы долж­ны выяснить наше отношение к воздержанию, ко­торое напрашивается само собой. Мотивиров­ка этих предписаний примирения, возразят нам вместе с Фрэзером, довольно проста и не имеет ничего общего с амбивалентностью. Эти народы находятся во власти суеверного страха перед ду­хами убитых, — страха, нечуждого классической древности, выведенного великим британским дра­матургом на сцену в галлюцинациях Макбета и Ричарда III. Это суеверие вполне последователь­но приводит ко всем предписаниям примирения, как и к ограничениям и раскаянию, о которых речь будет дальше. В пользу такого понимания говорит и соединенный в четвертую группу цере­мониал, не допускающий никакого другого тол­кования, кроме старания прогнать дух убитого, преследующий убийцу2.

1 См.: Dorsay J.-C. по: FrazerJ.-D. Taboo and the perils of the
Soul. P. 181.

2 См.: FrazerJ.-D. Taboo and the perils of the Soul. P. 169-174.
Эти церемонии состоят в избиении щитами, крике, реве и про­
изводстве шума при помощи инструментов и т.д.


Наконец, дикари прямо сознаются в своем страхе перед духами убитых врагов и объясня­ют этим страхом обычаи табу, о которых идет речь.

Это объяснение действительно очень правдо­подобно; если бы оно было в такой же ме­ре достаточно, то все наши попытки объяснять были бы излишни. Подробные суждения по этому поводу мы отложим до другого раза и ограничимся пока выводом, напрашивающимся из вышеизложенного табу. Мы делаем заклю­чение, что в поведении по отношению к врагу проявляются не только враждебные, но и ка­кие-то другие моменты. Мы видим в них вы­ражение раскаяния, высокой оценки врага и угрызение совести за то, что лишили его жиз­ни. Нам кажется, будто и среди этих дикарей живет заповедь «не убий», которую еще задолго до какого бы то ни было законодательства, по­лученного из рук божества, нельзя безнаказанно нарушать.

Вернемся к другим группам предписаний та­бу. Ограничения победоносного убийцы встре­чаются нередко и носят большей частью стро­гий характер. На Тиморе (ср. приведенные вы­ше обычаи примирения) вождь экспедиции не может непосредственно вернуться домой. Для него строится особая хижина, в которой он проводит два месяца, занятый выполнением различных предписаний очищения. В течение этого времени ему нельзя видеть своей жены,


нельзя есть самому, другое лицо кладет ему пи­щу в рот1.

У некоторых племен даяков вернувшиеся из победоносного похода принуждены в течение не­скольких дней оставаться изолированными и воз­держиваться от определенной пищи; им нельзя прикасаться к железу и к женам. На острове близ Новой Гвинеи мужчины, убившие или принимав­шие участие в убийстве врагов, в течение недели скрываются в своих домах. Они избегают всякого общения со своими женами, друзьями, не прика­саются руками к пище и питаются только расти­тельной пищей, приготовленной для них в особой посуде. Как на причину этих последних ограниче­ний указывается на то, что им нельзя чувствовать запаха крови убитого; в противном случае они могли бы заболеть и умереть. У племени тоарипи или мотумоти на Новой Гвинее мужчина, убив­ший кого-нибудь, не смеет приближаться к своей жене и прикасаться пальцами к пище. Его кормят посторонние, и особой пищей. Это длится до бли­жайшего новолуния.

У папуасов Новой Гвинеи всякий убивший в бою врага становится «нечистым», для очищения пользуется тем же словом, что и женщины во время менструации и во время родов. В течение долгого времени он не должен оставлять лагерь мужчин, и в то же время жители его деревни со-

1 См.: FrazerJ.-D. Taboo and the perils of the Soul, no: MullerS. Rcizen in Ondersoekingen in der Indischcn Archipelag. Amsterdam, 1857.


бираются вокруг него и празднуют его победу пляской и песнями. Он не смеет ни к кому при­касаться, не исключая жены и детей; если бы он это сделал, то они покрылись бы язвами. Он ста­новится чистым благодаря омовению и ритуалу очищения.

У натчезов в Северной Америке молодые во­ины, снявшие первый скальп, должны были в те­чение шести месяцев подвергаться известным лишениям. Им нельзя было спать со своими же­нами и есть мясо, они получали в пищу рыбу и маисовый пудинг. Если чокту убивает и скаль­пирует врага, то у него наступает месячный тра­ур, в течение которого он не смеет расчесывать свои волосы. Если у него чешется голова, то он не смеет чесать рукой, а только маленькой па­лочкой.

Если индеец пима убивал апача, то он принуж­ден был подвергнуться тяжелым и искупитель­ным церемониям. В течение девятнадцатидневно­го поста ему нельзя было прикасаться к мясу и соли, смотреть на горящий огонь и с кем бы то ни было разговаривать. Он жил в лесу один, пользу­ясь услугами старой женщины, приносившей ему скудную пищу. Часто купался в ближайшей реке и — в знак траура — носил на голове комок гли­ны. На семнадцатый день имел место при свиде­телях церемониал торжественного очищения вои­на и его оружия. Так как индейцы пима принима­ли гораздо более серьезно табу убийцы, чем их враги, и не; откладывали искупления и очищения,


как те, до окончания похода, то их боевая способ­ность сильно страдала, если хотите, от их нравст­венной строгости или благочестия. Несмотря на их необыкновенную храбрость, они оказались для американцев неудовлетворительными союзника­ми в их борьбе с апачами.

Как ни интересны подробности и вариации церемониалов искуплений и очищений после убийства врага и как они ни заслуживают более глубокого исследования, я все же прекращаю их описание, потому что они нам не могут открыть новых точек зрения, пожалуй, я еще отмечу, что временная или постоянная изоляция профессио­нального палача, сохранившаяся и до нашего вре­мени, относится к этому же разряду явлений. По­ложение Freimann в обществе Средних веков дей­ствительно дает хорошее представление о табу дикарей1.

В обычном объяснении предписаний прими­рения, ограничения, искупления и очищения че­редуются друг с другом два принципа. Перенесе­ние табу с мертвеца на все то, что приходит с ним в соприкосновение, и страх перед духом убитого. Как скомбинировать эти два момента для объяс­нения церемониала? Следует ли придавать обоим одинаковое значение? Не является ли один из них первичным, а другой вторичным моментом (какой именно — об этом не говорится, да и не­легко это выяснить)? В противовес этому ут-

1 По поводу этих примеров см: FrazerJ.-D. Ibid. P. 165—190.


верждению мы подчеркиваем единство в нашем понимании, если объясняем все эти предписания амбивалентностью чувств по отношению к врагу.

Ь) Табу властителей

Отношение примитивных народов к вождям, королям и священникам руководствуется двумя основными принципами, которые как будто ско­рее дополняют, чем противоречат друг другу. Нуж­но их бояться и оберегать их1. И то и другое со­вершается при помощи бесконечного числа пред­писаний табу. Нам уже известно, почему нужно остерегаться властителей: они являются носителя­ми таинственной, чародейственной и опасной си­лы, передающейся через прикосновение, подобно электрическому заряду, и приносящей смерть и гибель всякому, кто не защищен подобным же за­рядом. Поэтому следует избегать всякого посред­ственного и непосредственного соприкосновения с опасной святыней, и в тех случаях, когда этого нельзя избежать, найден был церемониал, чтобы предупредить опасные последствия.

Нубийцы в Восточной Африке считают, на­пример, что они умрут, если войдут в дом свя­щенника-короля, но что они избегнут этой опас­ности, если при входе обнажат левое плечо и

1 См.: FrazerJ.-D. Ibid. P. 132: -«Его нужно не только охранять, но и следует его остерегаться».

1\


склонят короля прикоснуться к ним рукой. Та­ким образом, перед нами тот замечательный факт, что прикосновение короля становится це­лебным и защитным средством против опасности, вытекающей из прикосновения к королю, но тут речь идет о целебной силе преднамеренного, со­вершенного по инициативе короля прикоснове­ния в противоположность опасности, связанной с прикосновением к нему, то есть о противопо­ложности между активностью и пассивностью по отношению к королю.

Если речь идет о целебном действии прикос­новения, то нам незачем искать примера у дика­рей. Еще недалеко то время, когда короли Анг­лии проявляли такое же воздействие на скрофу­лез (золотуху), носивший поэтому название «The King's Evil». Королева Елизавета так же не отка­зывалась от этой части своих королевских пре­рогатив, как и любой из ее наследников. Карл I будто бы излечил в одну поездку 1633 больных. Во время правления его распутного сына Кар­ла II, после победы над Великой английской революцией, исцеление королем скрофулеза до­стигло высшего расцвета.

Этот король за период своего правления при­коснулся приблизительно к 100 000 скрофулез-ных. Наплыв жаждущих исцеления в таких слу­чаях бывал так велик, что однажды шестеро или семеро из них вместо исцеления умерли, раздав­ленные в толпе. Скептик из Оранской семьи Вильгельм III, ставший королем Англии после


изгнания Стюартов, отказался от такого чародей­ства; единственный раз, когда он снизошел до этого, то сделал со словами: «Дай вам Бог луч­шего здоровья и больше разума» *.

Следующее свидетельство может служить до­казательством страшного действия прикоснове­ния, при котором, хотя бы и непреднамеренно, проявляется активность, направленная против короля или того, что ему принадлежит. Вождь высокого положения и большой святости на Но­вой Зеландии забыл однажды на пути остатки своего обеда. Тут пришел раб, молодой, крепкий, голодный парень, увидел оставленное и набро­сился на обед, чтобы съесть его. Едва только он кончил еду, как видевший это с ужасом сказал ему, что он совершил покушение на обед вождя. Раб был крепким и мужественным воином, но, услыхав эти слова, он упал, с ним сделались ужасные судороги, и к вечеру следующего дня он умер. Женщина маори поела каких-то плодов и затем узнала, что они взяты с места, на которое наложено табу. Она громко вскрикнула, что дух вождя, которого она таким образом оскорбила, наверное, убьет ее. Это произошло около полу­дня, а к двенадцати часам следующего дня она была уже мертвой. Зажигалка вождя маори погу­била однажды несколько человек. Вождь потерял ее, другие нашли и пользовались ею, чтобы заку-

1 См.: Frazer J.-D. The magic art and the Evolution of Kings. 1911. P. 368 (Фрэзер Д.-Д. Искусство магии и эволюция ко­ролей).


ривать свои трубки. Когда они узнали, кому при­надлежала зажигалка, они умерли от страха1.

Нечему удивляться, что явилась потребность изолировать от других таких опасных лиц, как вожди и священники, воздвигнуть вокруг них стену, за которой они были бы недоступны для других. У нас может зародиться мысль, что эта воздвигнутая первоначально из предписаний та­бу стена существует еще и теперь в форме при­дворного церемониала.

Но может быть, большая часть этого табу влас­телинов не объясняется потребностью защиты от них. Противоположная точка зрения по поводу привилегированных лиц, а именно потребность защиты их самих от окружающей опасности, явно присутствовала в создании табу, а следовательно, и в развитии придворного этикета.

Необходимость защитить короля от всевоз­можных опасностей объясняется его огромным значением для блага подданных. Строго говоря, его личность направляет развитие мирового бы­тия; народ не только должен его благодарить за дождь и солнечный свет, выращивающие плоды земли, но и за ветер, пригоняющий корабли к берегу, и за твердую почву, по которой ступают подданные.

Эти короли дикарей наделены могуществом и способностью делать счастливыми, свойственной

Всс примеры приводятся З.Фрейдом по книге Д.-Д.Фрэ­зера «Taboo and the perils of the Soul». — Ред.


только богам, в чем на более поздних ступенях цивилизации льстиво уверяют их только самые подобострастные из придворных.

Кажется явным противоречием, что лица, об­ладающие таким совершенством власти, сами тре­буют величайшей заботливости, чтобы уберечь их от окружающей опасности; но это не единствен­ное противоречие, проявляющееся в обращении с королевскими лицами у дикарей. Эти народы счи­тают необходимым следить за своими королями, чтобы те правильно пользовались своими силами; они нисколько не уверены в их добром намерении и их совестливости. К мотивировке предписаний табу для короля примешивается черта недоверия. «Мысль, что доисторическое королевство основа­но на деспотизме, — говорит Фрэзер, — благодаря которому народ существует только для его власте­линов, никоим образом не применима к монархи­ям, которые мы тут имели в виду. Напротив, в них властелин живет только для своих подданных; его жизнь имеет цену только др тех пор, пока он вы­полняет обязанности, связанные с его должнос­тью, направляя течение явлений природы на благо своих подданных. Как только он перестает это де­лать или оказывается непригодным, заботливость, преданность и религиозное почитание, предметом которых он до того был, превращаются в нена­висть и презрение. Он с позором изгоняется и мо­жет быть доволен, если сохранил жизнь. Случает­ся, что сегодня его еще почитают, как бога, а за­втра убивают, как преступника. Но у нас нет права


осуждать такое изменчивое поведение народа, рас­сматривать его как непостоянство или противоре­чие. Народ, безусловно, остается последователь­ным. Если, считают подданные, их король — их бог, то он должен также быть и их защитником; и если он не хочет их защищать, то пусть уступит место другому, более подходящему. Но пока ко­роль соответствует их ожиданиям, заботливость о нем не знает границ, и они заставляют его отно­ситься к самому себе с такой же предусмотритель­ностью. Такой король живет, ограниченный систе­мой церемоний и этикетов, опутанный сетью обы­чаев и запрещений, цель которых никоим образом не состоит в том, чтобы возвысить его достоин­ство, и еще менее в том, чтобы увеличить его бла­гополучие; во всем этом сказывается только наме­рение удержать его от таких шагов, которые могли бы нарушить гармонию природы и вместе с тем погубить его самого, его народ и всю Вселенную. Эти предписания, далеко не способствующие его личному благополучию, регламентируют каждый его поступок, практически уничтожают его свобо­ду и делают жизнь короля, которую они будто бы должны охранять, тягостной и мучительной.

Одним из самых ярких примеров такого ско-вывания святого властелина церемониалом табу является образ жизни японского микадо в про­шлых столетиях. В одном описании, которому свыше двухсот лет, сообщается: «Микадо думает, что прикоснуться ногами к земле не соответству­ет его достоинству и святости; если он хочет ку-


да-нибудь пойти, то его должен кто-нибудь нести на плечах. Но еще менее ему пристойно выста­вить свою святую личность на открытый воздух, и солнце не удостаивается чести сиять над его головой. Каждой части его тела приписывается такая святость, что ни его волосы на голове, ни его борода не могут быть острижены, а ногти не могут быть срезаны. Но чтобы он не был очень грязным, его моют по ночам, когда он спит; гово­рят, что то, что удаляют с его тела в таком состо­янии сна, можно понимать только как кражу, а такого рода кража не умаляет его достоинства и святости. Еще в более древние времена он дол­жен был каждое утро в течение нескольких часов сидеть на троне с царской короной на голове, но сидеть он должен был как статуя, не двигая ру­ками, ногами, головой или глазами; только таким образом, по их верованиям, он может удержать мир и спокойствие в царстве. Если он, к несчас­тью, повернется в ту или другую сторону или в течение некоторого времени обратит свой взор только на часть царства, то наступят война, го­лод, пожары, чума или какое-нибудь другое боль­шое бедствие и опустошат страну» К

Некоторые из табу, которым подвержены ко­роли у варваров, живо напоминают меры пресе­чения против разбойников. На Акульем мысе, в Гвинее Бисау (Западная Африка), король-свя-

1 Kampfer. History of Japan, no: FrazerJ.-D. The golden Bough. P. 3 (Кампфер. История Японии, по: Фрэзер Д.-Д. Золотая ветвь).


щенник живет один в лесу. Он не смеет прика­саться к женщине, не смеет оставлять своего до­ма, даже вставать со своего стула, на котором обязан спать сидя. Если бы он лег, то ветер стих бы и мореплавание приостановилось бы. В его обязанности входит сдерживать бури и вообще заботиться о равномерном здоровом состоянии атмосферы1.

Чем могущественнее король, говорит Адольфо Бастиан, тем больше табу он должен соблюдать. И наследник престола с детства связан ими, но они множатся по мере того, как он растет; к мо­менту вступления на престол они его просто ду­шат. В нашу задачу не входит дать более подроб­ные описания табу, связанные с королевским и священническим достоинством. Отметим только, что главную роль среди них играют ограничения свободы движения и диета. Но какое консерва­тивное влияние оказывает связь с этими приви­легированными лицами на древние обычаи, мож­но убедиться на двух примерах церемониала та­бу, взятых у цивилизованных народов, то есть на гораздо более высокой ступени культуры.

Фламин2 Диалис, первосвященник Юпитера в Древнем Риме, должен был соблюдать необыкно­венно большое число запрещений табу. Он не дол­жен был ездить верхом, видеть лошадей, воору-

1 См.: bastion A. Die deutsche Expedition an der Loangokuste.
Yena, 1874, no: FrazerJ.-D. The golden Bough. P. 5.

2 Фламины — жрецы отдельных богов (Юпитера, Марса) в
Древнем Риме. — Ред.


женных людей, носить цельное, не надломленное кольцо, завязывать узлом свои одежды, прика­саться к пшеничной муке или к скисшему тесту и не смел даже по имени называть козу, собаку, сырое мясо, бобы и плющ; волосы ему мог стричь только свободный человек (не раб) бронзовым но­жом, а его волосы и срезанные ногти нужно было похоронить под деревом, приносящим счастье; он не смел прикасаться к мертвецу, стоять с непо­крытой головой под открытым небом и т. п. Жена его соблюдала, кроме того, еще особые запреще­ния: на определенного рода лестнице она не смела подниматься выше трех ступенек; в известные праздничные дни ей нельзя было причесывать во­лосы; кожа для ее ботинок не могла быть взята от животного, умершего естественной смертью, а только от зарезанного или принесенного в жертву; когда она слышала гром, то становилась нечистой, пока не приносила очистительных жертв1.

Древние короли Ирландии были подчинены целому ряду чрезвычайно странных ограничений, от соблюдения которых ожидали всяких благ для страны, а от нарушения — возможных бедствий. Полный список этих табу помещен в «Book of Right» («Книге правил»), самые старые руко­писные экземпляры которых датируются 1390 и 1418 годами. Запрещения чрезвычайно детализи­рованы, касаются различных родов деятельности в определенных местах в определенные времена:

* См.: FrazerJ.-D. The golden Bough. P. 13.


в таком-то городе король не должен пребывать в обозначенные дни недели, такую-то реку он не должен переходить в известный час, на такой-то равнине не должен останавливаться лагерем пол­ных девять дней и т. п.1

Тяжесть ограничений табу для королей-свя­щенников имела у многих диких народов истори­чески важные и для нас особенно интересные по­следствия. Священническо-королевское достоин­ство перестало быть чем-то желанным; тот, кому оно предстояло, прибегал к всевозможным сред­ствам, чтобы избавиться от него. Так, например, в Камбодже, где имеются король огня и король воды, часто приходилось силой вынуждать на­следников принять королевское достоинство. На одном из коралловых островов в Тихом океане монархия фактически пришла к концу, потому что никто не хотел согласиться занять ответст­венную и опасную должность. В некоторых час­тях Западной Африки после смерти короля соби­рается тайный совет, чтобы назначить преемника короля. Того, на кого падет выбор, хватают, свя­зывают и содержат под стражей в доме фетишей до тех пор, пока он не согласится принять коро­ну. Иной раз предполагаемый наследник престо­ла находит средства и пути, чтобы избавиться от предлагаемой ему чести; так, рассказывают про одного военачальника, что он день и ночь не рас­ставался с оружием, чтобы силой оказать сопро-

* Ibid. P. 11.


тивление всякой попытке посадить его на пре­стол1. У негров Сьерра-Леоне сопротивление против принятия королевского достоинства так велико, что большинство племен было вынужде­но избирать себе королей из чужеземцев.

Этими обстоятельствами Фрэзер объясняет тот факт, что в историческом развитии в конце концов произошло разделение первоначального священническо-королевского достоинства на ду­ховную и светскую власть. Подавленные бреме­нем своей святости, короли оказались неспособ­ными осуществлять свою власть в реальности и были вынуждены передать ее менее значитель­ным, но дееспособным лицам, готовым отказаться от почестей королевского достоинства. Из них впоследствии образовались светские властелины, между тем как потерявший практически всякое значение духовный сан остался за прежними табу-королями. Известно, насколько эта гипотеза нахо­дит подтверждение в истории древней Японии.

Если мы рассмотрим картину отношений при­митивных людей к их властелинам, то, скоре все­го, сможем перейти от описания этой картины к ее психоаналитическому пониманию. Отношения эти по своей природе очень запутаны и не лише­ны противоречий. Властелинам предоставляются большие права, совершенно совпадающие с за­прещениями табу для других. Они являются при-

1 См.: Bastian Л. Die deutschc Expedition an der Loangokustc, no: FrazerJ.-D. The golden Bough. P. 28.


вилегированными особами и могут делать то и на­слаждаться тем, что благодаря табу запрещает­ся всем остальным. Но в противовес этой свобо­де для них имеются другие ограничения табу, ко­торые не распространяются на обыкновенных людей. Здесь, таким образом, возникает первая противоположность, почти противоречие между большей степенью свободы и большей степенью ограничений для одного и того же лица. Им при­писывают необыкновенные чародейственные си­лы и потому боятся прикосновения к ним или к их собственности и в то же время ждут, с другой стороны, самого благодетельного действия от этих прикосновений. Это кажется вторым, особенно яр­ким противоречием, однако нам уже известно, что оно лишь кажущееся; целебное и охраняющее действие имеет прикосновение, исходящее от са­мого короля с благостным намерением, а опасно только прикосновение к королю или чему-либо королевскому, вероятно, вследствие напоминания о связанных с ним агрессивных тенденциях. Дру­гое, не так легко разрешимое, противоречие со­стоит в том, что властелину приписывается такая большая власть над явлениями природы и в то же время считается необходимым с особенной за­ботливостью охранять его от угрожающей ему опасности, как будто его собственное могущество, способное так много совершить, не в состоянии сделать этого. Другая сложность в этих взаимоот­ношениях состоит в недоверии к властелину, к то­му, что он использует свое невероятное могущест-


во должным образом на благо подданных и для своей собственной защиты; ему не доверяют и считают себя вправе следить за ним. Этикеты та­бу, которым подчинена жизнь короля, служат од­новременно всем этим целям опеки над королем, защите его от опасностей и защите подданных от опасностей, которые исходят от него.

Напрашивается следующее объяснение слож­ных и противоречивых отношений примитивных народов к их властелинам: суеверные и другие мотивы диктуют разнообразные тенденции, из которых каждая развивается до крайних преде­лов сама по себе, не согласуясь с другой; отсюда образуются впоследствии противоречия, которые, впрочем, дикари, как и народы, стоящие на выс­шей ступени цивилизации, мало замечают, если дело идет о вопросах, касающихся религии или «лояльности».

Все это верно, но психоаналитическая техника, пожалуй, позволит проникнуть глубже в связь яв­лений и сказать нечто большее о природе этих разнообразных тенденций. Если мы попробуем подвергнуть анализу описанное положение вещей, как если бы оно составляло картину символов невроза, то начнем прежде всего с чрезмерной бо­язливой заботливости, которой хотят объяснить церемониал табу. Такой избыток нежности — обычное явление в неврозе, особенно в неврозе навязчивости, который мы в первую очередь бе­рем для сравнения. Происхождение этой нежнос­ти нам вполне понятно. Она возникает во всех тех


случаях, где кроме преобладающей нежности име­ется противоположное, но бессознательное тече­ние враждебности, то есть имеет место типичный случай амбивалентной направленности чувств.

Недоверие, кажущееся абсолютно необходи­мым для объяснения табу короля, является иным прямым выражением той же бессознательной враждебности. Вследствие многообразного исхода такого конфликта у различных народов у нас не будет недостатка в примерах, на которых нам бы­ло бы гораздо легче доказать такую враждебность. У Фрэзера1 мы узнаем, что дикие фиммы Сьерра-Леоне сохранили за собой право избивать выбран­ного ими короля в вечер накануне коронования и с такой основательностью пользуются этим кон­ституционным правом, что несчастный властелин нередко недолго переживает момент своего возве­дения на трон; поэтому представители народа сде­лали себе правилом избирать в короли того, про­тив кого у них имеется злоба. Все же и в этих редких случаях враждебность не проявляется как таковая, а имеет форму церемониала.







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 304. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия