Студопедия — ISBN 5-352-01625-0 8 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ISBN 5-352-01625-0 8 страница






1 Мы допускаем, что в этой ранней нарцистической стадии
еще безраздельно соединены проявления психической энергии в
отношении объектов из либидинозных и других источников воз­
буждения.

2 Случай описан 3. Фрейдом в «Психоаналитическом еже­
годнике» за 1911 год.— Ред.


случай амбивалентной направленности, который мы подробно проанализировали при рассмотре­нии положения оплакивающего смерть любимого родственника. Подобный случай кажется нам осо­бенно подходящим для того, чтобы мотивировать создание образований проекции. Согласимся на мнении авторов, которые считают злых духов пер­вородными среди духов вообще и приписывают возникновение представления о душе впечатле­нию, произведенному смертью на оставшихся в живых. Мы только тем от них отличаемся, что не выдвигаем на первый план интеллектуальной про­блемы, которую смерть ставит перед оставшимися в живых, а перемещаем силу, побуждающую к раз­мышлениям, в область конфликта чувств, в кото­рый оставшиеся в живых попадают благодаря свое­му положению.

Первое теоретическое произведение челове­ка — создание духов — возникло из того же ис­точника, что и первые нравственные ограничения, которым он подчиняется, из предписаний табу. Но одинаковое происхождение не предрешает одновременности возникновения. Если действи­тельно положение оставшегося в живых по отно­шению к покойнику впервые заставило задумать­ся примитивного человека, заставило его отка­заться от части своего могущества в пользу духов и принести в жертву часть своей свободы, то эти культурные творения являются первым призна­нием 'Агххукт! (рока, судьбы), противящейся чело­веческому нарциссизму. Примитивный человек скло-


нился перед всемогуществом смерти с тем же жес­том, с каким он как бы отрицал ее.

Если у нас хватит мужества использовать наши предположения, то мы можем спросить, какая су­щественная часть нашей психологической струк­туры находит отражение и возрождение в созда­нии путем проекции духов и душ. Трудно оспари­вать, что примитивное представление о душе, как ни далеко оно от более поздней нематериальной души, все же в существенном с ней совпадает, то есть оно рассматривает лицо или вещь как нечто дуалистическое, между обеими составными частя­ми которого распределены известные свойства и изменения целого. Этот первоначальный дуализм, по выражению Спенсера1, уже идентичен с дуа­лизмом, который проявляется в обычном для нас разделении на дух и тело и неоспоримое словесное выражение которого мы встречаем, например, в описании человека, находящегося в обморочном или буйном состоянии: он вне себя.

То, что мы так же, как примитивный человек, совершенствуем проекцию во внешнюю реаль­ность, не может быть ничем другим, как осознани­ем состояния, при котором предмет воспринимает­ся и чувством, и сознанием, существует, а наряду с этим сознанием имеется еще другое, в котором предмет находится в латентном состоянии, но мо­жет снова появиться. Другими словами, во внеш­нюю реальность проецируются одновременные су-

1 В I томе «Принципов социологии».


ществования восприятия и воспоминания или, го­воря более общо, существования бессознательных душевных процессов наряду с сознательными. Мож­но было бы сказать, что «дух» лица или предмета сводится в итоге к способности их быть объектом воспоминания или представления тогда, когда они недоступны восприятию.

Разумеется, не приходится надеяться, что как примитивное, так и современное представление о душе сохранит ту же демаркационную линию, ко­торую наша современная наука проводит между сознательной и бессознательной душевной дея­тельностью. Анимистическая душа соединяет в се­бе и те и другие свойства. Ее призрачность и по­движность, способность оставлять тело и завладе­вать временно или навсегда другим телом — все это признаки, несомненно напоминающие сущ­ность сознания. Но способ, каким она скрывается за проявлением личности, напоминает бессозна­тельное. Неизменчивость и неразрушимость мы приписываем теперь не сознательным, а бессозна­тельным процессам, и их мы считаем настоящими признаками душевной деятельности.

Мы уже отмечали, что анимизм представляет собой систему мышления, первую цельную тео­рию мира, и теперь попробуем сделать некоторые заключения из психоаналитического понимания такой системы. Каждодневный опыт подтвержда­ет нам главные особенности системы. Ночью мы видим сны, а днем научились их толковать. Сон может, не отрицая своей природы, казаться бес-


связным, но он может, напротив, подражать по­рядку пережитых впечатлений, выводить одно событие из другого и часть своего содержания по­ставить в связь с другой частью. Это как будто ему удается в большей или меньшей степени, но почти никогда не настолько хорошо, чтобы не проявилась абсурдность, разрыв в общем спле­тении. Если мы будем сновидение толковать, то узнаем, что непостоянное и неравномерное рас­пределение частей сновидения также довольно безразлично для его понимания. Самым сущест­венным в сновидении являются его определенный смысл, связь и порядок, но порядок совсем дру­гой, чем тот, который мы запомнили в явном со­держании сновидения. Связь мыслей сновидения нарушена и может вообще совсем исчезнуть, или ее может заменить новая связь в его содержании. Почти всегда, кроме сгущения элементов сновиде­ния, имеет место их перераспределение, более или менее независимое от их прежнего порядка. Ины­ми словами, то, что получилось из материала мыс­лей сновидения благодаря работе последнего, под­верглось новому воздействию, так называемой вторичной переработке, цель которой — так пере­работать бессвязное и непонятное, получившееся в результате работы сновидения, чтобы добиться нового «смысла». Этот новый, достигнутый вто­ричной переработкой смысл не есть уже смысл мыслей сновидения.

Вторичная переработка продукта работы сно­видений представляет собой прекрасный пример


сущности и целей системы. Наш интеллект тре­бует единства связи во всяком материале воспри­ятия и мышления, которым он овладевает, и не останавливается перед тем, чтобы создать непра­вильную связь, если вследствие особых обстоя­тельств не может понять правильной. Такое об­разование системы известно нам не только в сно­видениях, но и в фобиях, навязчивых мыслях и при некоторых формах бреда. При бредовых за­болеваниях (паранойя) больше всего бросается в глаза образование системы, она преобладает во всей картине болезни, но ее нельзя не замечать и в других формах невропсихозов. Во всех случаях мы можем тогда доказать, что произошло пере­распределение психического материала соответст­венно новой цели; часто это перераспределение довольно насильственно, хотя как будто и понят­но с точки зрения системы. Лучшим признаком образования такой системы является то, что лю­бой ее результат допускает по меньшей мере две мотивировки: одну, исходящую из предпосылок системы, то есть, возможно, и бредовую, и дру­гую, скрытую, которую мы должны признать как собственно действительную, реальную.

Для пояснения приведу пример из области невроза: в статье о табу я упомянул об одной больной, навязчивые запреты которой имели большое сходство с табу маори. Невроз этой жен­щины направлен на ее мужа, вершину невроза составляет отрицание бессознательного желания смерти мужу. Ее явная систематическая фобия


относится, однако, вообще к упоминанию о смер­ти, причем муж совершенно исключается и ни­когда не бывает предметом сознательной озабо­ченности. Однажды она слышит, как муж дает поручение, чтобы отнесли наточить его приту­пившуюся бритву в определенную лавку. Побуж­даемая странным беспокойством, она сама от­правляется в эту лавку и по возвращении требует от мужа, чтобы он навсегда оставил эту бритву, так как она узнала, что рядом с названной им лавкой находится склад фобов, траурных при­надлежностей и т. п. Благодаря упомянутому на­мерению его бритва вступила в неразрывную связь с ее мыслью о смерти. Такова симптомати­ческая мотивировка запрещения. Можно быть уверенным, что, и не открыв такого соседства, больная все равно вернулась бы домой с запре­щением употреблять бритву, потому что для это­го было бы вполне достаточно, чтобы она на пути в лавку встретила катафалк, какого-нибудь чело­века в траурной одежде или женщину с погре­бальным венком. Сеть условий была достаточно широко раскинута, чтобы в любом случае пой­мать добычу; от нее зависело, притянуть ли эту добычу или нет. Без сомнения, можно было бы установить, что в других ситуациях она не давала хода условиям запрещения. В таком случае гово­рили, что сегодня «хороший» день. Настоящей причиной запрещения пользоваться бритвой, как можно легко угадать, было, разумеется, ее про­тиводействие окрашенному в приятное чувство


представлению, что ее муж может перерезать себе горло отточенной бритвой.

Точно таким же образом совершенствуется и развивается в деталях задержка в хождении — абазия и агорафобия (боязнь открытого простран­ства), если этому симптому удалось развиться и стать заместителем какого-нибудь бессознатель­ного желания и одновременно отрицанием его. Все бессознательные фантазии и активные воспо­минания, еще имеющиеся у больного, бросаются в этот открывшийся выход, чтобы получить симп­томатическое выражение, и укладываются в соот­ветствующей перегруппировке в случае абазии. Все старания понять симптоматику и детали аго­рафобии, исходя из ее основных предпосылок, были бы напрасны и, в сущности, нелепы. Вся последовательность и строгость связей только ка­жущаяся. Более глубокое наблюдение, как и при изучении «фасада» сновидения, может открыть в образовании симптомов поразительную непосле­довательность и произвол. Свои реальные мотивы детали такой фобии заимствуют у скрытых детер­минантов, которые могут не иметь ничего общего с задержками в хождении, а потому формирова­ние такой фобии у разных лиц может быть так различно и противоречиво.

Возвращаясь к интересующей нас системе анимизма, мы на основании наших взглядов на другие психологические системы приходим к вы­воду, что объяснение отдельного обычая или предписания у примитивных народов «суевери-


ем» не должно быть единственной и настоящей мотивировкой и, следовательно, освобождает нас от обязанности искать скрытых его мотивов. При господстве анимистической системы не может быть иначе, как только так, чтобы всякое пред­писание и всякое действие имело систематиче­ское основание, называемое нами «суеверным». «Суеверие», как и «страх», как и «сновидение», представляет собой одно из тех временных поня­тий, которые не устояли перед напором психоа­налитического исследования. Если раскрыть то, что скрывается за этими прикрывающими, как ширмы, действительное значение конструкция­ми, то окажется, что до сих пор душевная жизнь и культурный уровень дикарей оценивались ни­же, чем они того заслуживают.

Если рассматривать вытеснение влечений как мерило достигнутого культурного уровня, то приходится согласиться, что и в период господ­ства анимистической системы имели место успе­хи и прогресс, которые совершенно несправедли­во недооценивают из-за их суеверной мотивиров­ки. Когда мы слышим, что воины дикого племени возлагают на себя обет величайшего целомудрия и чистоты, отправляясь в военный поход1, то у нас напрашивается объяснение, что они удаляют ненужное, чтобы враг не овладел этой частью их личности с целью навредить им магическим пу­тем, а по поводу их воздержания нам следует

1 См.: FrazerJ.-D. Taboo and the perils of the Soul. P. 158.


допустить аналогичную суеверную мотивировку. Тем не менее факт отказа от удовлетворения вле­чения несомненен, и он становится нам понятнее, если мы допустим, что воин дикого племени воз­лагает на себя такие ограничения, потому что на­мерен позволить себе в полной мере обычно за­прещенное удовлетворение жестоких и враждеб­ных душевных движений. То же относится и к многочисленным случаям сексуальных ограниче­ний на время тяжелых и ответственных работ1.

Пусть для объяснения этих запрещений ссы­лаются на магические зависимости, все же совер­шенно очевидным остается основное представле­ние, что, отказываясь от удовлетворения влече­ний, можно приобрести большую силу, и нельзя пренебречь гигиенической причиной запрещения помимо магической рационализации его. Если мужчины дикого племени отправляются на охо­ту, рыбную ловлю, на войну, на сбор ценных рас­тений, то оставшиеся дома женщины подчиняют­ся многочисленным угнетающим ограничениям, которым самими дикарями приписывается дейст­вующее на расстоянии симпатическое влияние на успех экспедиции. Но не много нужно догадли­вости, чтобы понять, что этим действующим на расстоянии моментом являются мысли о доме, тоска отсутствующих и что за этой маской скры­вается верный психологический взгляд, что муж­чины только тогда проявят максимум своего уме-

1 Ibid. P. 200.


ния, если будут вполне спокойны за участь остав­шихся без надзора жен. В других случаях так прямо, без всякой магической мотивировки, и за­является, что супружеская неверность жен повле­чет за собой неудачу в ответственной деятельнос­ти отсутствующего мужа.

Бесчисленные предписания табу, которым под­чиняются женщины дикарей во время менструа­ции, мотивируются суеверным страхом крови и, вероятно, действительно этим объясняются. Но было бы ошибкой не учитывать, что в данном слу­чае этот страх крови служит также эстетическим и гигиеническим целям, которые должны всегда драпироваться в магическую мотивировку.

Возможно, подобными объяснениями мы рис­куем вызвать упрек, что приписываем современ­ным дикарям утонченность душевной жизни, дале­ко превосходящую вероятность. Однако я думаю, что с психологией этих народов, оставшихся на анимистической ступени, дело может обстоять так же, как с душевной жизнью ребенка, которую мы, взрослые, уже не понимаем и богатство и утончен­ность которой поэтому так недооцениваем.

Я хочу напомнить еще об одной группе не исследованных до сих пор предписаний табу, по­тому что они допускают хорошо знакомое психо­аналитику объяснение. У многих диких народов существует запрещение при различных обстоя­тельствах иметь в доме острое оружие и режущие инструменты. Фрэзер указывает на суеверие нем­цев, что нельзя класть нож острой стороной вверх.


Бог и ангелы могут им поранить себя. Нельзя ли в этом табу узнать отголосок известных «симпто­матических действий», для выполнения которых вследствие бессознательных злостных душевных движений могло бы быть пущено в ход острое оружие?

IV ИНФАНТИЛЬНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ ТОТЕМА

Нечего опасаться, что психоаналитики, впе­рвые открывшие постоянное многократное детер­минирование психических актов и образований, попытаются утверждать, что нечто столь сложное, как религия, имеет только один источник. Если они по необходимости, собственно говоря, из обя­зательной для психоанализа односторонности на­стаивают на признании только одного источника этого института, то они не станут настаивать на исключительности этого источника, как и на том, что ему принадлежит первое место среди совокуп­ности действующих причин. Только синтез из различных исследуемых областей может показать, какое относительное значение нужно уделить описываемому здесь механизму в происхождении религий; но такая работа превосходит как средст­ва, так и намерения психоаналитика.

В первой статье этого цикла мы познакоми­лись с понятием тотемизма. Мы узнали, что то-


темизм представляет собой систему, заменяющую у некоторых примитивных народов Австралии, Африки и Америки религию и образующую ос­нову социальной организации. Мы знаем, что шотландец Макленнан (1869) привлек всеобщий интерес к феномену тотемизма, к которому до этого относились как к курьезу, и высказал пред­положение, что большое количество обычаев и нравов в различных древних и современных об­ществах нужно воспринимать как остатки тоте-мической эпохи. С тех пор науки в полном объе­ме признали значение тотемизма. В качестве од­ного из последних мнений по этому вопросу процитирую следующее место из «Элементов психологии народов» Вильгельма Вундта (1912): «Обобщая все это, мы приходим с большой веро­ятностью к заключению, что некогда тотемиче-ская культура везде составляла предварительную ступень дальнейшего развития и переходную сту­пень между состоянием примитивного человека и веком героев и богов».

Цели предлагаемой статьи побуждают нас глуб­же проникнуть в характер тотемизма. По причи­нам, которые станут ясны далее, я предпочитаю здесь описание С. Рейнаха, который в 1900 году сделал набросок следующего «Code du totemisme» («Кодекса тотемизма») в 12 параграфах, являюще­гося как бы катехизисом тотемической религии1:

1 Опубликовано в А выпусках «Revue Scientifique» (1900, ок­тябрь).


1. Нельзя ни убивать, ни есть определенных животных, но люди воспитывают отдельных жи­вотных этого рода и ухаживают за ними.

2. Случайно погибшее животное оплакивает­ся и хоронится с такими же почестями, как со­племенник.

3. Иногда запрещение употреблять в пищу относится только к определенной части тела жи­вотного.

4. Если под давлением необходимости прихо­дится убить животное, которое обыкновенно нужно щадить, то перед ним надо извиниться, постараться ослабить нарушение табу убийства разнообразными искусственными приемами и оправданиями.

5. Если животное приносится в жертву по ритуалу, то его торжественно оплакивают.

6. В некоторых торжественных случаях, в религиозных церемониях, надевают шкуры опре­деленных животных Там, где тотемизм еще со­хранился, это — шкуры животного тотема.

7. Племена или отдельные лица называются именами животных, именно животных тотема.

8. Многие племена пользуются изображени­ем животных как гербом и украшают им свое ору­жие; мужчины рисуют изображение тотема на сво­ем теле или татуируют его изображение на коже.

9. Если тотем принадлежит к страшным или опасным животным, то предполагается, что оно щадит членов названного его именем племени.

10. Животное-тотем охраняет и предупрежда­ет об опасности лиц, принадлежащих к племени.


11. Животное-тотем возвещает своим поклон­никам будущее и является их вождем.

12. Члены племени одного тотема часто верят в то, что связаны с животным тотема узами об­щего происхождения.

Этот катехизис тотемической религии можно вполне оценить, приняв во внимание, что Рейнах внес сюда все признаки и пережитки, из которых можно заключить о существовавшей когда-то то­темической системе. Особое отношение автора к проблеме проявляется в том, что он пренебрег существенными чертами тотемизма. Мы убедим­ся, что из двух основных положений тотемиче-ского катехизиса он отодвинул один на задний план, а другой пропустил совсем.

Чтобы составить себе ясное представление о ха­рактере тотемизма, обратимся к автору, посвятив­шему этой теме четырехтомное сочинение, которое представляет самое полное собрание наблюдений с самым обстоятельным обсуждением затронутых проблем. Мы останемся обязанными Д.-Д. Фрэзе­ру, автору «Тотемизма и экзогамии» (1910), за со­общенные им сведения, даже если психоаналити­ческое исследование приведет к результатам, дале­ко расходящимся с его результатами1.

1 Может быть, мы поступим правильно, если укажем читате­лю на трудности, с которыми приходится бороться при установ­лении фактов в этой области.

Прежде всего не одни и те же лица собирают наблюдения и обрабатывают и обсуждают их; собирателями являются путе­шественники и миссионеры, а обрабатывают этот материал уче­ные, которые, может быть, никогда и не видали объектов своего


Тотем, писал Фрэзер в своей первой статье1, представляет собой материальный объект, кото­рому дикарь выражает суеверное почтение, пото­му что думает, что между ним самим и каждым такого рода предметом имеется совершенно осо­бое отношение. Связь между человеком и его то­темом обоюдная, тотем запугивает человека, и че­ловек доказывает свое почтение тотему различ­ным образом, например тем, что не убивает его,

исследования. Попять дикарей нелегко. Не все наблюдатели по­нимают их язык, поэтому нередко должны прибегать к помощи переводчиков или объясняться с расспрашиваемыми на вспомо­гательном языке — английском piggin.

Дикари малообщительны, когда речь идет об интимных во­просах их культуры, и откровенны только с такими чужестран­цами, которые прожили среди них много лет. По различным мотивам (см.: FrazerJ.-D. The beginnings of religion and toteinism among the Austiahan aborigines, no: Fortnightly Review. 1905 (Фрэзер Д.-Д. Начала религии и тотемизма среди австралийских аборигенов, по: Двухнедельное обозрение. 1905)) они часто дают ложные или непонятные сообщения. Нельзя забывать, что при­митивные народы — не молодые народы, а, в сущности, такие же древние, как и цивилизованные, и что нет никакого основа­ния полагать, что у них сохранились для нас первоначальные идеи и институты без всякого развития и искажения. Скорее всего, у примитивных народов произошли глубокие перемены вс всех направлениях, так что никогда нельзя решить без колеба­ния, что в их современных состояниях и мнениях сохранилось подобно окаменелостям, как первоначальное прошлое, и что со­ответствует искажению и изменению его. Отсюда такое мно жество разногласий между авторами по вопросу о том, что i особенностях примитивной культуры надо рассматривать ка* первичное и что — как более позднее, вторичное формирование Выяснение первичного состояния остается, таким образом, всег да делом конструкции. Нелегко, наконец, вникнуть в образ мыс лей примитивных народов. Мы так же не понимаем их, ка» и детей, и всегда склонны истолковать их поступки и пережива ния соответственно нашим собственным психическим констел ляциям.

1 Totemism. Edinburgh, 1887.


если это животное, и не срывает, если это расте­ние. Тотем отличается от фетиша тем, что никог­да не состоит из единственной вещи, а всегда из целого рода, обыкновенно какой-нибудь породы животных или растений, реже — какого-нибудь класса неодушевленных предметов и еще реже — искусственно сделанных вещей.

Можно различать по крайней мере три вида тотемов:

1. Тотем племени, в почитании которого при­нимает участие целое племя и который передает­ся по наследству от одного поколения к другому.

2. Половой тотем, которому принадлежат все мужчины или все женщины племени, причем ис­ключаются лица другого пола.

3. Индивидуальный тотем, присвоенный от­дельному лицу и не переходящий на его потомство.

Оба последних вида тотема по их значению в сравнении с тотемом племени не приходится при­нимать во внимание. Если только мы не ошибаем­ся, то это позднее образование, имеющее мало зна­чения для понимания сущности тотема.

Тотем племени (тотем клана) является предме­том обожания группы мужчин и женщин, носящих имя тотема, считающих себя кровными родствен­никами, потомками общего предка, и крепко свя­занных по отношению друг к другу общими обя­занностями, как и единой верой в своего тотема.

Тотемизм представляет собой как религиоз­ную, так и социальную систему. С религиозной стороны он выражается в почитании и заповед-


ности между человеком и его тотемом, с социаль­ной стороны — в обязательствах членов клана друг к другу и к другим племенам. В более позд­ней истории тотемизма обе эти стороны проявля­ют склонность разделиться; социальная система часто переживает религиозную, и, наоборот, ос­татки тотемизма остаются в религии таких стран, в которых уже исчезла основанная на тотемизме социальная система. При нашем теперешнем зна­нии происхождения тотемизма мы не можем с уверенностью утверждать, каким образом были первоначально связаны друг с другом обе его сто­роны. Скорее всего, обе стороны тотемизма были нераздельны. Другими словами, чем дальше мы углубляемся в прошлое, тем яснее оказывается, что лицо, принадлежащее к племени, считает се­бя принадлежащим к тому же роду, что и его тотем, и его отношение к тотему не отличается от отношения к товарищу по племени.

В специальном описании тотемизма как рели­гиозной системы Фрэзер подчеркивает, что чле­ны одного племени называют себя племенем своего тотема и обыкновенно также верят, что обязаны ему своим происхождением. Вследствие этой веры они не охотятся на животное тотема, не убивают и не едят его и запрещают себе делать из него какое-нибудь другое употребление, если тотем не животное. Запрещение убивать тотема не единственное табу; иногда запрещается дотра­гиваться до него, даже взглянуть на него. Во мно­гих случаях нельзя называть тотема его настоя-


щим именем. Нарушение этих защищающих то­тем заповедей табу автоматически наказывается тяжелым заболеванием или смертью.

Экземпляры животного тотема воспитывают­ся иногда кланом и содержатся в плену1. Найден­ное мертвым животное-тотем оплакивают и хоро­нят как товарища по клану. Если случалось убить животное-тотем, то это происходило согласно предписанному ритуалу, состоявшему из извине­ний и церемониала искупления.

Племя ждет от своего тотема защиты и милос­ти. Если это было опасное животное (хищный зверь, ядовитая змея), то предполагалось, что оно не причинит страдания своему товарищу, и в тех случаях, когда это предположение не оправдыва­лось, поврежденный изгонялся из племени. Кля­твы, полагает Фрэзер, были первоначально судом божьим; много вопросов о подлинности проис­хождения предоставлялось, таким образом, на ре­шение тотема. Тотем помогает в болезнях, посы­лает племени знамения и предупреждения. Появ­ление животного-тотема вблизи какого-нибудь дома часто считалось возвещением смерти. Тотем пришел, чтобы забрать своего родственника2.

При различных значительных обстоятельствах член клана старался подчеркнуть свое родство с тотемом, придавая себе наружное сходство с ним, надевая на себя шкуру животного-тотема или та-

1 Как и теперь еще волки в клетке па лестнице в Капитолии
в Риме и медведи в клетке в Берне.

2 Как белая женщина в некоторых аристократических родах.


туируя на своем теле его изображение и т.п. В торжественных случаях рождения, посвящения в мужчины, похорон это отождествление с тоте­мом воплощается в действия и слова. Танцы, при которых все члены племени одеваются в шкуры своего тотема и подражают его движениям, слу­жат разнообразным магическим и религиозным целям. Наконец, бывают церемонии, при которых животное-тотем торжественно убивают1.

Социальная сторона тотемизма выражается прежде всего в строго соблюдаемых запрещениях и в многочисленных ограничениях. Члены кла­на тотема являются братьями и сестрами, обязаны один другому помогать и друг друга защищать. В случае убийства товарища по клану, совершен­ного чужим, все племя убийцы отвечает за крова­вое преступление, и клан убитого чувствует себя солидарным в требовании искупления за проли­тую кровь. Узы тотема крепче, чем семейные; они не совпадают с последними, так как перенесение тотема обыкновенно происходит путем наследова­ния по матери, а первоначально наследование по отцу, может быть, вообще не имело места.

Соответствующие же ограничения табу состо­ят в запрещении членам того же клана тотема вступать в брак друг с другом и вообще иметь по­ловое общение. Это и есть знаменитая и загадоч­ная, связанная с тотемом экзогамия. Мы посвяти­ли ей первую статью этого цикла, и поэтому здесь

1 См. далее соображения по поводу жертвоприношения.


нам достаточно только указать, что она происхо­дит из повышенного страха перед инцестом, что при групповых браках она вполне понятна, как за­щита против инцеста, и что она сначала стремится к предупреждению инцеста для младших поколе­ний и только в дальнейшем развитии становится препятствием и для старшего поколения.

К этому описанию тотемизма у Фрэзера, од­ному из самых ранних в литературе по этому пред­мету, я хочу прибавить несколько выборок из по­следних обобщений. В появившихся в 1912 го­ду «Элементах психологии народов» Вундт гово­рит: «Животное-тотем считается предком соответ­ствующей группы. „Тотем" представляет собой, следовательно, с одной стороны, название груп­пы, с другой стороны, имя рода, и в последнем смысле это имя имеет одновременно и мифоло­гическое значение. Все эти употребления поня­тия сливаются друг с другом, и ряд из этих зна­чений может стушеваться, так что в некоторых случаях тотемы стали только названием частей племени, между тем как в других случаях на пер­вом плане стоит представление о происхождении или даже значение тотема с точки зрения куль­та... Понятие тотема оказывается решающим для расчленения племени и его организации. С этими нормами и с утверждением их в вере и в чувст­ве связано то, что первоначально животное-то­тем рассматривалось не только как название для группы членов племени, но и считалось родо­начальником соответствующей части племени.


С этим связано и то, что эти животные-предки стали предметом культа... Помимо известных це­ремоний и церемониальных торжеств этот культ животного выражается первоначально прежде всего в отношении к животному-тотему; не толь­ко какое-нибудь избранное животное, но и каж­дый представитель того же рода становится в определенном смысле священным, товарищу по тотему запрещается или разрешается только при известных условиях есть мясо животного-тотема. Этому соответствует и явление противоположно­го характера, имеющее большое значение, когда при известных условиях происходит своего рода церемониальная еда мяса тотема...»

«Но самая важная социальная сторона этого тотемического расчленения состоит в том, что с ней связаны определенные нормы нравов, регу­лирующие отношения групп между собой. Среди этих норм на первом месте — брачные. Таким об­разом, это расчленение племени связано с важ­ным явлением, возникающим впервые в тотеми-ческую эпоху: с экзогамией.







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 319. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия