Студопедия — ISBN 5-352-01625-0 11 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ISBN 5-352-01625-0 11 страница







Таким жертвоприношением было обществен­ное торжество, праздник целого клана. Религия вообще была общественным делом, религиозный долг — частью социальных обязанностей. Жерт­воприношение и празднество совпадают у всех на­родов; каждое жертвоприношение составляет в то же время праздник, ни один праздник не отмечал­ся без жертвоприношения. Праздничное жертво­приношение было делом радостного возвышения над собственный интересом, демонстрацией об­щности между собой и божеством.

Этическая сила общественной жертвенной трапезы таилась в очень древних представлениях о значении совместной еды и питья. Есть и пить с кем-нибудь было одновременно символом и подтверждением социальной общности и приня­тием на себя взаимных обязанностей; жертвенная трапеза прямо выражала, что бог и верующие со­ставляют одну общину, и тем самым определя­лись все другие отношения. Обычаи, которые и теперь еще в силе у арабов в пустыне, показыва­ют, что связующим звеном в совместной трапезе является не религиозный момент, а сам акт еды. Кто. разделил хотя бы маленький кусок пищи с таким бедуином или выпил глоток его молока, тому нечего его бояться как врага, тот может быть уверен в его защите и помощи. Разумеется, не на вечные времена; строго говоря, только на такой период времени, пока предполагается, что совместно съеденное еще сохранилось в теле. Так, сугубо реалистически, понимается связь соедине-


ния; она нуждается в повторении, чтобы укре­питься и стать длительной.

Почему же приписывается связующая сила со­вместной еде и питью? В самых примитивных об­ществах имеется только одна связь, соединяющая безусловно и без исключения: принадлежность к одному племени (родство — Kinship). Члены рода солидарно выступают один за другого, Kin (род, семья) представляет собой группу лиц, жизнь ко­торых таким образом связана в физическое един­ство, что их можно рассматривать как части одно­го живого существа. В случае убийства кого-ни­будь из Kin'a не говорят: пролита кровь того или другого, а — наша кровь пролита. Древнееврей­ская фраза, в которой выражается племенное род­ство, гласит: ты — моя нога и мое мясо. Состоять в родстве означает, следовательно, иметь часть в общей субстанции. Вполне естественно, что родст­во основывается не только на факте, что человек составляет часть своей матери, от которой родил­ся и молоком которой вскормлен, но что и пищей, которой он питается позже и которой обновляет свое тело, можно приобрести и укрепить родство. Деля трапезу с богом, выражают убеждение, что происходят из того же материала, что и он, и кого считают чужим, с тем не делят трапезы.

Жертвенная трапеза была, таким образом, первоначально праздничным пиром соплеменни­ков согласно закону, что вместе есть могут только соплеменники. В нашем обществе трапеза соеди­няет членов семьи, но жертвенная трапеза ничего


общего с семьей не имеет. «Родство» старше, чем семейная жизнь. Самые древние из известных нам семей постоянно охватывают лиц, связанных различными родственными узами. Мужчины же­нятся на женщинах из чужого клана, дети насле­дуют клан матери, между мужем и остальными членами семьи нет никакого родства. В такой семье нет совместных трапез. Дикари едят еще и теперь в стороне и в одиночку, и религиозные запреты тотемизма относительно пищи часто де­лают для них невозможной совместную еду с их женами и детьми.

Обратимся теперь к жертвенному животному. Как мы видели, не было общих собраний племе­ни без жертвоприношения животных, и, что еще важнее, помимо таких торжественных случаев не резали животных. Питались плодами, дичью и молоком домашних животных, но из религиоз­ных соображений никто не мог умерщвлять до­машнее животное для собственного удовлетворе­ния. Не подлежит ни малейшему сомнению, как говорит Робертсон Смит, что всякое жертвопри­ношение было приношением клана и что умер­щвление жертвы первоначально считалось таким действием, которое каждому в отдельности за­прещалось и оправдывалось только в таком слу­чае, если все племя брало на себя ответствен­ность. У примитивных народов имеется только один род действий, для которых подходит эта ха­рактеристика, а именно действий, вытекающих из святости общей крови племени. Жизнь, которую


не имеет права отнять один человек и которая может быть принесена в жертву только с согла­сия и при участии всех членов клана, стоит так же высоко, как и жизнь самих членов клана. Пра­вило, что всякий гость при жертвенной трапезе должен вкусить мясо жертвенного животного, имеет тот же смысл, что и предписание, чтобы наказание виновного члена племени совершалось всем племенем. Другими словами, с жертвенным животным поступали как с членом родного пле­мени, приносившая жертву община, ее бог и жер­твенное животное были одной крови, членами одного клана.

На основании многочисленных доказательств Робертсон Смит отождествляет жертвенное жи­вотное с древним животным тотема. В более позд­ней древности существовали два вида жертв — до­машних животных: которые обыкновенно шли в пищу и необыкновенные жертвы животных, за­прещенных для еды как нечистые. Более деталь­ное исследование показывает, что эти нечистые животные были священными, что они были отда­ны в жертву богам, которым были посвящены, что первоначально эти животные были тождествен­ны с самими богами и что при жертвоприноше­нии верующие каким-нибудь образом подчеркива­ли свое кровное родство с животным и с богом. Но в еще более ранние времена такого различия между обыкновенными и «мистическими» жерт­вами не существовало. Первоначально все живот­ные священны, их мясо запрещено и может быть


употреблено в пищу только в торжественных слу­чаях, при участии всего племени. Заколоть живот­ное — все равно что пролить кровь племени, и это должно происходить с такими же предосторожно­стями и с предупреждением возможности упрека.

Приручение домашних животных и возник­новение скотоводства положили, по-видимому, по­всюду конец чистому и строгому тотемизму глу­бокой древности1. Но то, что из святости домаш­них животных сохранилось в «пасторальной» религии, достаточно ясно, чтобы показать перво­начальный ее тотемический характер. Еще в позд­ние классические времена в различных местах ри­туал предписывал приносящему жертву по совер­шении жертвоприношения обращаться в бегство, как будто для того, чтобы избежать наказания. В Греции, по всей видимости, господствовала идея, что умерщвление быка является преступле­нием. На афинском торжестве буфоний после жер­твоприношения устраивался настоящий суд, при котором допрашивались все принимавшие учас­тие. Наконец сходились на том, чтобы взвалить вину за убийство на нож, который бросали в море.

Несмотря на боязнь, защищавшую жизнь свя­щенного животного как члена племени, становит­ся необходимым время от времени убивать такое

1 «Вывод таков, что приручение животных, к которому неиз­менно приводил тотемизм (если встречались животные, способ­ные к приручению), оказывалось фатальным для тотемизма» (levons. An Introduction to the History of Religion. 1911. 5th cd. P. 120 (Эвонс. Введение в историю религии).


животное в торжественном собрании и разделять его мясо и кровь среди членов клана. Мотив, дик­тующий этот поступок, открывает глубочайший смысл жертвоприношения. Как уже говорилось, в позднейшие времена совместная еда, участие в той же субстанции, которая проникает в их тело, создает священную связь между членами общины; в более древние времена такое значение имело, по-видимому, только участие в субстанции свя­щенного животного. Священная мистерия смерти жертвы оправдывается благодаря тому, что только этим путем можно установить священную связь, соединяющую участников между собой и с их богом.

Этой связью является не что другое, как жизнь жертвенного животного, скрытая в его мя­се и в его крови и при жертвенной трапезе пере­дающаяся всем участникам. Такое представление лежит в основе всех кровных союзов, посредст­вом которых люди возлагали на себя взаимные обязательства уже и в поздние времена. Безус­ловно реалистическое понимание общности кро­ви как тождества субстанции объясняет необхо­димость время от времени возобновлять ее физи­ческим процессом торжественной трапезы.

Я не стану далее излагать мысли Робертсона Смита, а сжато, вкратце резюмирую сущность: ко­гда возникла идея частной собственности, жертво­приношение понималось как дар божеству, как принесение того, что принадлежит человеку, в собственность богу. Однако это толкование не


объясняло всех особенностей жертвенного ритуа­ла. В древнейшие времена жертвенное животное само было свято, его жизнь неприкосновенна, она могла быть отнята только при участии и соучас­тии в этой вине всего племени и в присутствии бога, чтобы дать святую субстанцию, поеда,я кото­рую члены клана утверждаются в своей матери­альной тождественности друг с другом и с боже­ством. Жертвоприношение было таинством, само жертвенное животное — членом племени. В дей­ствительности оно было древним животным тоте­ма, самым примитивным богом, убийством и по­еданием которого члены клана освежали и утверж­дали свое богоподобие.

Из анализа жертвоприношения Робертсон Смит сделал вывод, что периодическое умерщв­ление и поедание тотема во времена, предшество­вавшие почитанию антропоморфного божества, составляло значительную часть тотемической ре­лигии. Церемониал, подобный тотемической тра­пезе, сохранился для нас в описании жертво­приношения более поздних времен. Св. Нил опи­сывает жертвенный обычай бедуинов синайской пустыни в конце IV столетия по Р. X. Жертву — верблюда — связывали и клали на алтарь из необ­тесанного камня; предводитель же племени при­казывал всем участникам обойти три раза с пе­нием вокруг алтаря, наносил первую рану живот­ному и жадно пил вытекающую кровь, затем вся община бросалась на жертву, отрубала куски вздрагивающего тела и пожирала их сырыми с та-


кой поспешностью, что в короткий промежуток времени, между восходом утренней звезды, кото­рой приносилась эта жертва, и побледнением ее при появлении солнечных лучей, съедалось все жертвенное животное: тело, кости, шкура, мясо и внутренности. Этот варварский, носящий печать глубочайшей древности ритуал был по всем дан­ным не единичным обычаем, а первоначальной об­щей формой жертвы тотема, испытавшей в позд­нейшее время различные изменения.

Многие авторы отказывались придавать значе­ние концепции трапезы тотема, потому что ее нель­зя было выводить из непосредственного наблю­дения периода тотемизма. Робертсон Смит указал еще и на другие примеры, в которых, по-видимому, жертвоприношение имело, несомненно, значение таинства, в частности при человеческих жертво­приношениях ацтеков, на другие, напоминающие условия тотемической трапезы жертвоприношения медвежьего племени квакиютль в Америке и на медвежьи торжества айнов в Японии. Фрэзер по­дробно описал эти и подобные случаи в обоих по­следних разделах своего большого труда1.

Индейское племя в Калифорнии, почитающее большую хищную птицу, убивает ее при торже­ственной церемонии один раз в год, после чего ее оплакивают и сохраняют ее кожу с перьями. Индейцы Zuni штата Нью-Мексико (США) по-

1 FrazerJ.-D. The golden Bough. Part V: Spirit of the corn and of the wild. 1912.


ступают таким же образом со своей священной ящерицей.

В церемониях интичиума центрально-австра­лийских племен наблюдалась черта, прекрасно со­впадающая с предположением Робертсона Смита. Каждое поколение, прибегающее к магии для раз­множения своего тотема, которого ему самому за­прещено есть, обязано при церемонии само съесть что-нибудь из своего тотема, прежде чем послед­ний передается другим племенам. Лучший пример таинственной трапезы обычно запрещенного тоте­ма приводится Фрэзером в связи с погребальной церемонией у племен Bini в Западной Африке.

Но мы последуем за Робертсоном Смитом в его предположении, что таинство умерщвления и об­щей трапезы обычно запрещенного животного-то­тема составляло значительную характерную черту тотемической религии1.

Представим себе картину такой тотемической трапезы и дополним ее некоторыми вероятными моментами, не получившими до сих пор достой­ной оценки. Клан умерщвляет жестоким образом свой тотем по торжественному поводу и съедает его сырым всего, его кровь, мясо и кости; при этом члены клана по внешнему виду имеют сходство с тотемом, подражают его звукам и движениям, как

1 Возражения, приведенные различными авторами против этой теории жертвоприношения, не остались мне неизвестными, но, по существу, не повредили впечатлению от теории Робертсо­на Смита.


будто хотят подчеркнуть свое тождество с ним. При этом акте сознают, что совершают запрещен­ное каждому в отдельности действие, которое мо­жет быть оправдано только участием всех; никто не может также отказаться от участия в умер­щвлении и в трапезе. По совершении этого дей­ствия оплакивают убитое животное. Оплакивание убитого обязательно, под страхом наказания; его главная цель, как замечает Робертсон Смит при аналогичном положении, снять с себя ответствен­ность за убийство1.

Но вслед за этой скорбью наступает шумней­ший, радостный праздник, дается воля всем вле­чениям и разрешается удовлетворить их все. И тут без всякого труда мы можем понять сущ­ность праздника.

Праздник — это разрешенный, больше то­го — обязательный эксцесс, торжественное нару­шение запрещения. Не потому, что люди, весело настроенные, следуя какому-нибудь предписа­нию, предаются излишествам, а потому, что экс­цесс составляет сущность праздника. Празднич­ное настроение вызывается разрешением обычно запрещенного.

Но что же означает введение к праздничному торжеству, печаль по поводу смерти животного тотема? Если радуются запрещенному обычно умерщвлению тотема, то почему в то же время и

1 Robertson Smith Y. Religion of the Semites. 1907. 2nd cci. P. 412.


оплакивают его? Мы отмечали, что члены клана освящают себя поеданием тотема, укрепляют се­бя в своей тождественности с ним и друг с дру­гом. Торжественное настроение и все, что из него вытекает, можно было бы объяснить тем, что они восприяли в себя священную жизнь, носителем которой является субстанция тотема.

Психоанализ открыл нам, что животное-тотем действительно является заменой отца, и этому соответствует противоречие, что обычно запре­щается его убивать и что умерщвление его стано­вится праздником, что животное убивают и все же оплакивают его. Амбивалентная направлен­ность чувств, которой и теперь отличается отцов­ский комплекс у наших детей и часто сохраняет­ся на всю жизнь у взрослых, переносится на за­мену отца в виде животного-тотема.

Однако если сравнить данное психоанализом толкование тотема с фактом тотемической трапе­зы и с дарвиновской гипотезой о первичном со­стоянии человеческого общества, то мы получим возможность более глубокого понимания, надеж­ду на гипотезу, которая может показаться фан­тастической, но имеет то преимущество, что со­здает неожиданное единство между разрозненны­ми рядами феноменов.

В Дарвиновой первичной орде нет места для зачатков тотемизма. Здесь только жестокий рев­нивый отец, приберегающий для себя всех самок и изгоняющий подрастающих сыновей, и ничего больше. Это первоначальное состояние общества


нигде не было предметом наблюдения. То, что мы теперь еще находим как самую примитивную организацию, что теперь еще сохраняет силу у известных племен, представляет собой мужские союзы, состоящие из равноправных членов и под­лежащие ограничению согласно тотемической системе при материнском наследовании. Могло ли произойти одно из другого и каким образом это стало возможным?

Ссылка на тождество тотемической трапезы позволяет нам дать ответ: в один прекрасный день1 изгнанные братья соединились, убили и съели отца и положили таким образом конец от­цовской орде. Они осмелились сообща совер­шить то, что было бы невозможно каждому в от­дельности. Может быть, культурный прогресс, умение владеть новым оружием, дал им чувство превосходства. То, что они, кроме того, съели убитого, вполне естественно для каннибалов-ди­карей.

Жестокий праотец был, несомненно, образ­цом, которому завидовал и которого боялся каж­дый из братьев. В акте поедания они осуществля­ют отождествление с ним, каждый из них усвоил себе часть его силы. Тотемическая трапеза, может быть первое празднество человечества, была по­вторением и воспоминанием этого замечательно­го преступного деяния, от которого многое взяло

1 К этому описанию, которое могут неправильно понять, про­шу прибавить, как корректив, заключительные строки следую­щего примечания.


свое начало: социальные организации, нравствен­ные ограничения и религия1.

1 Кажущееся невероятным предположение — убийство тира­нического отца благодаря объединению изгнанных сыновей — казалось и Лткинсону прямым следствием, вытекающим из ус­ловий орды, описанной Дарвином. «Орда молодых братьев жила в вынужденном целибате или, лучше сказать, в полиандрических отношениях с какой-нибудь одной попавшей в плен женщиной. Так эта орда жила до достижения половой зрелости; однако по мере того как она становилась сильнее, она неизбежно все снова и снова вступала в борьбу, желая отнять и жену и жизнь у отца-тирана» (см. «Первобытный закон» Аткинсона). Аткинсон, проведший свою жизнь в Новой Каледонии и находившийся в необыкновенно благоприятных условиях для изучения туземцев, ссылается также и на то, что предполагаемые Дарий ном обстоя­тельства жизни первобытной орды легко можно наблюдать в та­бунах диких лошадей и быков и что эти условия всегда ведут к убийству животного-отца. Он далее предполагает, что после уст­ранения отца наступает распад орды вследствие ожесточенной борьбы сыновей-победителей между собой. Таким путем никогда не возникла бы новая организация общества: все снова повто­ряющееся насильственное восшествие сына на место единолич­ного отца-тирана дает возможность отцеубийце в очень скором времени утверждаться в братоубийственных распрях. Аткинсон, который не мог пользоваться указаниями психоанализа и кото­рому не были известны исследования Робертсона Смита, нахо­дит менее насильственный переход от первобытной орды к бли­жайшим социальным ступеням, на которых многочисленные мужчины уживаются в мирном сожительстве. Он допускает, что материнская любовь добивается того, что в орде остаются сна­чала только самые младшие сыновья, а позже и другие, за что эти, терпимые, должны признать сексуальные преимуществен­ные права отца в форме отказа их от матери и сестер.

Такова чрезвычайно заслуживающая внимания теория Ат­кинсона, таково ее совпадение с изложенным здесь в обществен­ном пункте и — ее отступление от высказанного нами, из кото­рого вытекает отказ от общей связи со многими другими явле­ниями.

Неопределенность, сокращение по времени и сжатость со­держания в моем изложении я могу объяснить сдержанностью, обусловленной природой самого предмета исследования. Было бы так же бессмысленно добиваться точности в этих вопросах, как напрасно было бы требовать полной уверенности.


Для того чтобы, не считаясь с разными пред­положениями, признать вероятными эти выводы, достаточно допустить, что объединившиеся бра­тья находились во власти тех же противоречивых чувств к отцу, которые мы можем обнаружить и у наших детей, и у наших противников как со­держание амбивалентности отцовского комплек­са. Они ненавидели отца, который являлся таким большим препятствием на пути удовлетворения их стремлений к власти и их сексуальных влече­ний, но в то же время они любили его и восхи­щались им. Устранив его, утолив свою ненависть и осуществив свое желание отождествиться с ним, они должны были попасть во власть усиливших­ся нежных душевных движений1.

Это приняло форму раскаяния, возникло со­знание вины, совпадающее здесь с испытанным всеми раскаянием. Мертвый теперь стал сильнее, чем он был при жизни; все это произошло так, как мы теперь еще можем проследить на судьбах лю­дей. То, чему он прежде мешал своим существова­нием, они сами себе теперь запрещали, попав в психическое состояние хорошо известного из пси­хоанализа «позднего послушания». Они отменили поступок, объявив недопустимым убийство замес­тителя отца, тотема, и отказались от его плодов,

1 Этой новой направленности чувств способствовало то, что поступок этот не мог принести удовлетворение никому из совер­шивших его. В известном смысле его совершили напрасно. Ни­кто из сыновей не мог осуществить свое первоначальное жела­ние — занять место отца. Л неудача, как известно, гораздо боль­ше способствует нравственной реакции, чем удовлетворение.


отказавшись от освободившихся женщин. Таким образом, из сознания вины сына они создали два основных табу тотемизма, которые должны были поэтому совпасть с обоими вытесненными жела­ниями Эдипова комплекса. Кто поступал наобо­рот, тот обвинялся в единственных двух преступ­лениях, составлявших предмет заботы примитив­ного общества1.

Оба табу тотемизма, с которых начинается нравственность людей, психологически неравно­ценны. Только одно из них — необходимость ща­дить животное-тотем — покоится всецело на мо­тивах чувства; отец был устранен, в реальности нечего было исправлять. Но другое запрещение — инцеста — имело также сильное практическое основание. Половая потребность не объединяет мужчин, а разъединяет их. Если братья заключили союз, для того чтобы одолеть отца, то по отноше­нию к женщинам каждый оставался соперником другого. Каждый, как отец, хотел овладеть ими для себя, и в борьбе всех против всех погибла бы новая организация. Но самых сильных, кто мог бы с успехом взять на себя роль отца, было несколь­ко. Таким образом, братьям, если они хотели жить вместе, не оставалось ничего другого, как, быть может, преодолеть сильные непорядки, устано­вить инцестуозный запрет, благодаря которому

1 Убийство и инцест или другое какое-нибудь преступление против священных законов крови были единственными злодея­ниями в примитивном обществе, которые община признавала подсудными (Religion of the Semites. P. 419).


все они одновременно отказались от желанных женщин, ради которых они прежде всего и устра­нили отца. Они спасли, таким образом, организа­цию, сделавшую их сильными и основанную на гомосексуальных чувствах и проявлениях, кото­рые могли развиться у них за время изгнания. Может быть, это и было положение, составлявшее зародыш открытого И.-Я. Бахофеном матриар­хального права, пока оно не сменилось патриар­хальным семейным укладом.

С другим табу, защищающим жизнь животно­го-тотема, связывается право тотемизма считаться первой попыткой создания религии. Если ощуще­нию сыновей животное-тотем казалось естествен­ной и ближайшей заменой отца, то в навязанном им обращении с этим животным проявлялось не­что большее, чем потребность дать выражение своему раскаянию. С суррогатом отца можно бы­ло сделать попытку успокоить жгучее чувство ви­ны, осуществить своего рода примирение с отцом. Тотемическая система была как бы договором с отцом, в котором последний обещал все, чего только детская фантазия могла ждать от отца: за­щиту, заботу и снисходительность, взамен чего сыновья брали на себя обязанность печься о его жизни, то есть не повторять над ним деяния, свед­шего в могилу настоящего отца. В тотемизме за­ключалась также и попытка оправдаться: «Если бы отец поступал с нами так, как тотем, то у нас никогда бы не явилось искушение его убить». Та­ким образом, тотемизм способствовал тому, чтобы


представить обстоятельства в ином свете и содей­ствовать забвению события, которому он обязан своим возникновением.

При этом создались черты, определявшие впо­следствии характер религии. Тотемическая рели­гия произошла из сознания вины сыновей — как попытка успокоить это чувство и умилостивить оскорбленного отца «поздним послушанием». Все последующие религии были попытками разрешить ту же проблему различными путями — в зависи­мости от культурного состояния, в котором они предпринимались, и от путей, которыми шли; все они преследовали одну и ту же цель — реакцию на великое событие, с которого началась культура и которое с тех пор не дает покоя человечеству.

Но и другой признак, точно сохраненный ре­лигией, уже тогда проявился в тотемизме. Амби­валентное напряжение было, вероятно, слишком велико, чтобы прийти в равновесие от какого-ни­будь установления, или же психологические ус­ловия вообще не благоприятствуют изживанию этих противоположных чувств. Во всяком случае, заметно, что связанная с отцовским комплексом амбивалентность переносится также и в религию. Религия тотемизма охватывает не только выра­жение раскаяния и попытки искупления, но слу­жит также воспоминанием о триумфе над отцом. Удовлетворение по этому поводу обусловливает празднование поминок в виде тотемической тра­пезы, при которой отпадают ограничения «позд­него послушания», вменяется в обязанность вся-


кий раз заново воспроизводить преступление — убийство отца в виде жертвоприношения тотеми-ческого животного, когда вследствие изменив­шихся влияний жизни грозила опасность исчез­нуть сохранившемуся результату того деяния, усвоению особенностей отца. Нас не удивит, если мы найдем, что и сыновнее сопротивление также снова возникнет отчасти в позднейших религиоз­ных образованиях, в самых замечательных пре­вращениях и перевоплощениях.

Если мы проследим в религии и в нравственном прогрессе, еще не строго разделенных в тотемизме, последствия превратившейся в раскаяние нежнос­ти к отцу, то для нас не останется незамеченным, что, в сущности, победу одержали тенденции, дик­товавшие убийство отца. Социальные чувства братства, на которых зиждется великий переворот, приобретают с этого момента глубочайшее влияние на развитие общества. Они находят себе выраже­ние в святости общей крови, в подчеркивании со­лидарности жизни всех принадлежащих к тому же клану. Обеспечивая себе таким образом жизнь, братья этим хотят сказать, что никто из них не дол­жен поступать с другими так, как они все вместе поступили с отцом. Они исключают возможность повторения судьбы отца. К религиозно обоснован­ному запрещению убийства присоединяется еще социально обоснованное запрещение убивать бра­та. Много пройдет времени, пока заповедь освобо­дится от ограничения только кругом соплеменни­ков и будет гласить просто: не убий.


Сначала место патриархальной орды занял братский клан, обеспечивший себя кровной связью. Общество покоится теперь на соучастии в совмест­но совершенном преступлении, религия — на созна­нии вины и раскаянии, нравственность — отчасти на потребностях этого общества, отчасти на раскаянии, требуемом осознанием вины.

В противоположность новому и совпадая со старым пониманием тотемической системы, пси­хоанализ обязывает нас, таким образом, придер­живаться взгляда о глубокой связи и одно­временности происхождения тотемизма и экзо­гамии.

Под влиянием большого числа мотивов я удер­живаюсь от попытки описать дальнейшее разви­тие религий с самого их начала в тотемизме до их теперешнего состояния. Я хочу проследить только две нити, появление которых в общей ткани я ви­жу особенно ясно: мотив тотемической жертвы и отношение между сыном и отцом.

Робертсон Смит учил нас, что древняя тоте-мическая трапеза вновь возвращается к первона­чальной форме жертвы. Смысл действия тот же: освящение благодаря участию в общей трапезе, и сознание вины осталось при этом, умаленное только благодаря солидарности всех участников. Новым добавлением является божество племени,


в воображаемом присутствии которого имеет ме­сто жертвоприношение; божество принимает участие в трапезе как член племени, и с ним ото­ждествляют себя, принимая в пищу жертвенное мясо. Каким образом бог попадает в первоначаль­но чуждое ему положение?

Ответ мог бы быть таким: за это время — не­известно откуда — возникла идея божества, кото­рая подчинила себе всю религиозную жизнь, и, подобно всему другому, что хотело сохраниться, тотемическая трапеза должна была найти связь с новой системой. Но психоаналитическое ис­следование показывает с особенной ясностью, что каждый создает бога по образу своего отца, что личное отношение к богу зависит от отношения к телесному отцу и вместе с ним претерпевает колебания и превращения и что бог, в сущности, является не чем иным, как превознесенным от­цом. Психоанализ рекомендует и здесь, как и при тотемизме, поверить верующим, называющим бо­га отцом, подобно тому как древние тотема на­зывали предком. Если психоанализ заслуживает какого-нибудь внимания, то, независимо от всех других источников происхождения и значений бога, на которые психоанализ не может пролить свет, доля отца в идее божества должна быть очень значительной. В таком случае в положении примитивного жертвоприношения отец замещает­ся два раза: однажды как бог и другой раз — как тотемическое жертвенное животное; и при всей скромности и разнообразии психоаналитических

2.13


толкований мы должны спросить: возможно ли это и какой это имеет смысл?

Нам известно, что между богом и священным животным (жертвенным животным) существуют различные взаимоотношения: 1) каждому богу обыкновенно посвящается какое-нибудь живот­ное, нередко даже несколько; 2) при известных особенно священных жертвоприношениях («мис­тических») богу приносили в жертву именно по­священное ему животное; 3) бога часто почитали (или обожали) в образе животного, или, иначе го­воря, животные пользовались божеским почита­нием еще долгое время спустя после эпохи то­темизма; 4) в мифах бог часто превращается в животное, нередко в посвященное ему животное. Таким образом, напрашивается предположение, что бог сам является животным-тотемом; он раз­вился из животного-тотема на более поздней сту­пени религиозного чувствования. Но все дальней­шие дискуссии излишни при том соображении, что сам тотем не что иное, как замена отца. Таким образом, он является первой формой замены отца, а бог — позднейшей, в которой отец снова приоб­рел свой человеческий образ. Такое новообразова­ние, происшедшее из корня всякого религиозного развития — тоски по отцу, стало возможным с то­го времени, когда многое, по существу, измени­лось в отношениях к отцу и, может быть, и к жи­вотному.







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 333. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия