ISBN 5-352-01625-0 7 страницаМагия должна служить самым разнообразным целям: подчинить явления природы воле человека, защитить индивида от врагов и опасностей и дать 1 Annec Sociologique. 1904. Bel. VII («Социологический еже 2 Если криком и шумом прогоняют какого-нибудь духа, то ему силу вредить врагам. Принцип же, из которого исходит магическое действие — или, вернее, принцип магии,— до того очевиден, что признается всеми авторами. Короче всего его можно выразить, если не считаться с прилагаемой оценкой, словами Э.-Б. Тайлора: ошибочное выдвигание идеального перед реальным. На двух группах магических действий мы выясним, каков этот принцип. Одна из самых распространенных магических процедур, имеющих целью навредить врагу, состоит в том, чтобы из какого угодно материала сделать соответствующее его изображение. Сходство при этом большого значения не имеет, можно также какой-нибудь объект «назвать» его портретом. То, что делают в таких случаях с этим портретом, происходит также и с ненавистным его оригиналом; у последнего заболевает то самое место на теле, куда наносят рану портрету. Ту же самую магическую технику можно использовать не только для удовлетворения личной вражды, но и в целях благочестия и таким образом прийти на помощь богам против злых демонов. Цитирую по Фрэзеру1: «Каждую ночь, когда бог солнца Ра (в Древнем Египте) спускался к себе домой в пылающем небе заката, ему приходилось выдерживать жестокий бой с сонмом демонов, нападавших на него под предводительством его заклятого врага Анени. Всю ночь напролет он боролся с ними, и часто си- i FrazerJ.-D. The magic Art... Part II. P. 98 {Фрэзер Д.-Д. Искусство магии...). лы тьмы были достаточны для того, чтобы еще и днем посылать на голубое небо темные тучи, ослаблявшие его силу и умалявшие его свет. Чтобы прийти на помощь богу, в храме его в Фивах совершалась ежедневно следующая церемония: из воска делали изображение его врага Анени в образе отвратительного крокодила или длинной змеи и на нем зелеными чернилами писали имя демона. Завернув это изображение в оболочку из папируса, на которой делали такой же рисунок, эту фигуру окутывали черными волосами; священник плевал на нее, полосовал каменным ножом и бросал на землю. Затем он наступал на фигуру левой ногой и наконец сжигал ее в пламени, где горели определенные растения. После того как таким образом уничтожали Анени, то же самое проделывали со всеми демонами его свиты. Это богослужение, при котором произносили определенные молитвы, повторялось не только утром, днем и вечером, но и в любое время в промежутках, когда бушевала буря, когда был проливной дождь или черные тучи закрывали солнечный диск в небесах. Злые враги чувствовали истязание, которое совершалось над их изображениями, как будто они сами страдали от них; они обращались в бегство, и бог солнца несомненно торжествовал»1. 1 Библейское запрещение делать себе изображение какого-нибудь живого существа, вероятно, возникло не вследствие принципиального отрицания изобразительного искусства, а имело целью лишить орудия магию, осуждаемую еврейской религией (см.: Фрэзер Д.-Д Искусство магии...). Из необозримого количества магических действий, имеющих такое же основание, я упомяну еще о двух, игравших всегда большую роль у примитивных народов и отчасти уцелевших в мифах и в культе на более высокой ступени развития, а именно о заклинаниях дождя и плодородия. Магическим путем призывали дождь, имитируя его, а также подражая облакам или грозе. Это как бы «играли в дождь». Японские айны, например, делают дождь таким образом, что часть из них льет воду из больших сит, а другая часть снаряжает большую миску парусами и веслами, как будто бы это судно, и волокут ее вокруг деревни и садов. Плодородие почвы обеспечивали себе магическим путем, демонстрируя половой акт людей. Так, в некоторых частях Явы — привожу один пример из бесконечного количества, — когда приближается время цветения риса, крестьянин и крестьянка отправляются ночью в поля, чтобы побудить рис к плодородию примером, который они ему подают1. А запрещенные инцестуозные половые отношения вызывали, наоборот, опасения, что вырастут сорные травы или будет неурожай2. Известные отрицательные магические предписания также можно присоединить к этой группе. Если часть жителей деревни даяков отправляется на охоту за кабанами, то оставшиеся не смеют прикасаться руками ни к маслу, ни к воде, пото- 1 См.: FrazerJ.-D. The magic Art... Part II. 2 Отзвуки этого имеются в «Царе Эдипе» Софокла. му что в противном случае у охотников пальцы станут мягкими и добыча ускользнет из их рук. Или, если охотник-гиляк преследует в лесу дичь, то его детям, находящимся дома, запрещено делать чертежи на дереве или на песке. В противном случае следы в густом лесу могут так же спутаться, как линии рисунка, и таким образом охотник не найдет дороги домой1. Если в последних примерах магического действия, как и во многих других, расстояние не играет никакой роли и телепатия принимается как нечто само собой понятное, то и для нас не составит никакой трудности понять особенности этой магии. Не подлежит никакому сомнению, что именно считается действительным во всех этих примерах. Это — сходство между совершенным действием и ожидаемым происшествием. Фрэзер называет этого рода магию пмитативной или гомеопатической. Если мне хочется, чтобы шел дождь, то мне стоит только сделать что-нибудь такое, что цохоже на дождь или напоминает дождь. В последующей фазе культурного развития вместо магического кол-дования о дожде устраиваются молебственные шествия к божьему храму, где умоляют пребывающего там святого о дожде. Наконец, отказываются от этой религиозной техники и стараются вызвать дождь каким-нибудь воздействием на атмосферу. 1 Примеры приводятся по: FrazerJ.-D. The magic Art... Part II. В другой группе магических действий принцип сходства уже не принимается во внимание, но взамен его применяется иной, который станет понятным из следующих примеров. Чтобы навредить врагу, можно прибегнуть еще к такому приему. Нужно заполучить его волосы, ногти, отбросы или даже части его одежды и над этими вещами проделать что-нибудь враждебное. В таких случаях это то же самое, как если бы овладели самим человеком. Все, что проделали над принадлежащими ему вещами, должно случиться с ним самим. Существенную часть личности, по взглядам примитивных народов, составляет ее имя; если, следовательно, известно имя лица или духа, то приобретаешь некоторую власть над тем, кто носит это имя. Отсюда замечательные предписания и ограничения в употреблении имен, о которых упоминалось в статье о табу. Сходство в этих примерах заменяется, очевидно, принадлежностью к одному и тому же — субъекту. Каннибализм примитивных народов имеет своей высшей мотивировкой нечто подобное. Вбирая в себя части тела какого-нибудь человека посредством акта пожирания, усваивают себе также и свойства, которые у него имелись. Отсюда — предосторожности и ограничения в диете при исключительных условиях. Женщина во время беременности должна избегать есть мясо определенных животных, потому что таким образом могут перейти к вынашиваемому ею ребенку нежелательные свойства, например трусость. Для маги- ческого действия не имеет никакого значения даже то обстоятельство, что связь уже прервана или что она вообще состояла только из однократного прикосновения. Так, например, можно проследить неизмененной на протяжении тысячелетий веру в магическую связь, существующую между раной и оружием, которым она была нанесена. Если меланезийцу удается овладеть луком, которым он был ранен, то он постарается тщательно спрятать его в прохладном месте, чтобы таким образом предупредить воспаление раны. Если же лук остался в руках врагов, то его непременно повесят как можно ближе к огню, чтобы рана как следует воспламенилась и горела. Плиний советует тому, кто раскаивается в ранении другого, плюнуть на руку, причинившую ранение. Этим немедленно облегчится боль раненого. Фрэнсис Бэкон ссылается в своей «A Natural History...» («Естественной истории...») на общераспространенную веру, что смазывание оружия, причинившего рану, излечивает самую рану. Английские крестьяне еще и теперь действуют по этому рецепту и, порезавшись серпом, тщательно сохраняют этот инструмент в чистоте, чтобы рана не загноилась. В июне 1902 года, как сообщала местная английская газета, женщина из Норвика случайно напоролась пяткой на железный гвоздь. Не дав исследовать раны и даже не снявши чулка, она велела дочери хорошо смазать гвоздь маслом в ожидании, что тогда с ней ничего плохого не случится. Несколько дней спустя она умерла от столбняка, вследствие того что перенесла такую антисептику на ненадлежащее место. Примеры последней группы поясняют, что Фрэзер называет контагиозной магией в отличие от имитативной. Предполагается, что при ней действует уже не сходство, а связь в пространстве, соприкосновение, хотя бы даже воображаемое, воспоминание о том, что оно имело место. Но так как сходство и соприкосновение составляют два существенных принципа ассоциативных процессов, то объяснение всего безумства магических предписаний, как оказывается, действительно заключается во власти ассоциации идей. Отсюда ясно, как верна цитированная выше характеристика магии, данная Тайлором: ошибочное доминирование идеального над реальным. Или, как это почти в тех же словах выразил Фрэзер, люди ошибаются, принимая ряд своих идей за ряд явлений природы, и отсюда воображают, что власть, которая у них имеется или, как им кажется, у них есть над их мыслями, позволяет им чувствовать и проявлять соответствующую власть над вещами. Сначала покажется странным, что это понятное объяснение магии отвергается некоторыми авторами1 как неудовлетворительное. Но, подумав как следует, приходится согласиться с возражением, что ассоциативная теория магии объясняет только пути, которыми идет магия, а не действительную ее сущность и именно не то недоразуме- 1 См., напр., энциклопедию «Британника», изд. 2-е (1911). ние, благодаря которому она заменяет естественные законы психологическими. Ясно, что здесь недостает динамического момента, но, в то время как поиски этого момента вводят в заблуждение критиков учения Фрэзера, оказывается нетрудно дать удовлетворительное объяснение магии, если только развить и углубить его ассоциативную теорию. Рассмотрим сначала более простой и вместе с тем значительный случай имитативной магии. По Фрэзеру, она может применяться одна сама по себе, между тем как контагиозная магия обыкновенно предполагает обычно и имитативную. Мотивы, заставляющие прибегать к магии, — это желания человека. Нам стоит только допустить, что у примитивного человека имеется громадное доверие к могуществу его желаний. В сущности, все, что он творит магическим путем, должно произойти только потому, что он этого хочет. Таким образом, первоначально подчеркивается только желание. Относительно ребенка, находящегося при аналогичных психических условиях, но еще неспособного к моторным действиям, мы уже высказали предположение, что он сначала удовлетворяет свои желания галлюцинаторно, воссоздавая удовлетворяющую ситуацию благодаря центрофугаль-ным возбуждениям органов своих чувств. Для взрослого примитивного человека открывается другой путь. С его желанием связан моторный импульс — воля, и этой волей, которой предстоит преобразить поверхность земли для удовлетворения желания, пользуются для того, чтобы изобразить удовлетворение так, чтобы можно было его пережить, как бы посредством моторной галлюцинации. Такое изображение удовлетворенного желания вполне сходно с игрой детей, которая заменяет у них чисто сенсорную технику удовлетворения. Если игра и имитативное изображение достаточны для ребенка и примитивного человека, то это является не признаком скромности в нашем понимании или самоотречения вследствие сознания реальной беспомощности, а вполне естественным следствием переоценки желания, зависящим от последнего, воли и выбранных им путей. Со временем психический акцент переносится с мотивов магических действий на их средства и на самые действия. Быть может, правильнее сказать, что посредством этого становится очевидной переоценка его собственных желаний. Кажется, что именно магическое действие благодаря своему сходству с желанием приводит к его исполнению. На ступени анимистического образа мыслей еще нет возможности объективно доказать истинное положение вещей, но, несомненно, такая возможность появляется на более поздних ступенях, когда еще совершаются все подобные процедуры, но уже становится возможным психический феномен сомнения как выражение склонности к вытеснению. Тогда люди соглашаются с тем, что заклинание духов ни к чему не приводит, если в этом не принимает участия вера, и что чародейственная сила молитвы оказывается бессильной, если она не диктуется набожностью1. Возможность контагиозной магии, основанной на ассоциациях по смежности, показывает нам, что психическая оценка с желания и с воли распространяется на все психические акты, какие имеются в распоряжении воли. Создается общая переоценка душевных процессов, то есть такое отношение к миру, которое нам при нашем понимании взаимоотношения между реальностью и мышлением должно казаться такой переоценкой. Предметы отступают на задний план в сравнении с представлениями о них, то, что совершается над последними, должно сбыться и с первыми. Отношения, существующие между представлениями, предполагаются также и между предметами. Так как мышление легко объединяет в один акт сознания пространственно наиболее отдаленное и по времени наиболее различное, то и магический мир телепатически легко одолевает пространственные расстояния и относится как к современному к тому, что когда-то имело связь. В анимистическую эпоху отражение внутреннего мира закрывает настоящий мир, который, как нам кажется, мы познаем. Впрочем, подчеркнем еще, что оба принципа ассоциации — сходство и смежность — совпадают в более общем единстве прикосновения. Ассо- 1 Король в «Гамлете» (III, 4): «Мои слова взлетают, мысли же остаются внизу; слова без мыслей никогда не дойдут до неба». циации по смежности представляют собой прикосновение в прямом смысле, а ассоциации по сходству — в переносном. Еще не понятое нами тождество психического процесса находит себе выражение в употреблении того же слова для обоих видов связи. Тот же объем понятия прикосновения наметился при анализе табу. Резюмируя, мы можем сказать: принцип, господствующий в магии в технике анимистического образа мыслей, состоит во «всемогуществе мыслей». Название «всемогущество мыслей» я позаимствовал у высокоинтеллигентного, страдающего навязчивыми представлениями больного, который, выздоровев благодаря психоаналитическому лечению, получил возможность доказать свои способности и свой ум. Он избрал это слово для обозначения всех тех странных и жутких процессов, которые мучили его, как и всех страдающих такой же болезнью. Стоило ему подумать о ком-нибудь, как он встречал уже это лицо, как будто бы вызвал его заклинанием; стоило ему внезапно справиться о том, как поживает какой-нибудь знакомый, которого он давно не видал, как ему приходилось услышать, что тот умер, так что у него являлось предположение, что покойник дал о себе знать путем телепатии; стоило ему произнести даже не совсем всерьез проклятие по адресу какого- нибудь постороннего лица, как у него появлялись опасения, что тот вскоре после этого умрет и на него падет ответственность за эту смерть. Время лечения он сам был в состоянии мне рассказать, каким образом возникала в большинстве этих случаев обманчивая видимость и все, что он привносил в действительность, чтобы укрепиться в своих суеверных предположениях1. Все больные, страдающие навязчивостью, отличаются такого же рода суеверием, несмотря на понимание его нелепости. Всемогущество мыслей яснее всего проявляется при неврозе навязчивости; результаты этого примитивного образа мыслей здесь ближе всего сознанию. Но мы не должны видеть в этом исключительный признак именно этого невроза, так как аналитическое исследование открывает то же самое и при других неврозах. При всех их решающим для образования симптома является реальность не переживания, а мышления. Невротики живут в особом мире, в котором, как я это сформулировал в другом месте, имеет значение только «невротическая оценка», то есть на них оказывает действие только то, что составляет предмет интенсивной мысли и аффективного представления, а сходство с внешней реальностью становится чем-то второстепенным. Истерик повторяет в своих 1 Представляется вероятным, что мы признаем «жуткими» такие впечатления, которые вообще подтверждают всемогущество мыслей и анимистический образ мыслей, в то время как в нашем сознательном суждении мы от этого отошли. припадках и фиксирует в симптомах переживания, имевшие место только в его фантазии, хотя в конечном счете эти фантазии сводятся к реальным событиям или построены на них. Точно так же и чувство вины невротиков нельзя было бы понять, если бы его стали объяснять реальными преступлениями. Невротика, страдающего навязчивостью, может мучить сознание вины, какое было бы под стать убийце-рецидивисту, при этом он с самого детства может относиться к окружающим его людям с величайшей внимательностью и осторожностью. И тем не менее его чувство вины имеет основание, ибо у него появляются по отношению к его ближним интенсивные и частые желания их смерти. Оно имеет основание, поскольку принимаются во внимание бессознательные желания, а не преднамеренные поступки. Таким образом, всемогущество мыслей, слишком высокая оценка душевных процессов в сравнении с реальностью, как оказывается, имеет неограниченное влияние в аффективной жизни невротика и во всех вытекающих из нее последствиях. Если же подвергнуть его психоаналитическому лечению, вводящему в его сознание бессознательное в нем, то он откажется верить, что мысли свободны, и будет всякий раз опасаться высказывать злостные желания, как будто бы от произнесения их они должны сбыться. Но таким поведением, как и проявляемым в жизни суеверием, он нам показывает, как он близок к дикарю, старающемуся одними только мыслями изменить внешний мир. Первичные навязчивые мысли таких невротиков по природе своей, в сущности, носят магический характер. Если они не представляют собой колдовства, то — противодействие колдовству с целью предупредить возможную беду, с которого обыкновенно начинается невроз. Всякий раз, как мне удавалось проникнуть в тайну, оказывалось, что это ожидаемое несчастье — смерть. Проблема смерти, согласно Шопенгауэру, стоит на пороге всякой философии; мы слышали, что образование представлений о душе и веры в демонов, которыми отличается анимизм, объясняется впечатлением, какое производит на человека смерть. Трудно судить, насколько эти первые навязчивые или предохранительные действия развиваются по принципу сходства или контраста, потому что при неврозе они обыкновенно благодаря сдвигу искажаются до чего-то крайне малого, до весьма незначительного действия1. И защитные формулы навязчивости имеют свою параллель в формулах колдовства, магии. Историю развития навязчивых действий можно, однако, описать, подчеркну, что они начинаются по возможности дальше от сексуального, как колдовство против злых желаний, и принимают окончательную форму в виде замены запрещенного сексуального действия, которому они возможно точно подражают. 1 Причина этого сдвига на самое незначительное действие выяснится в последующем изложении. Соглашаясь с упомянутой выше историей человеческих миросозерцании, в которой анимистическая фаза сменяется религиозной, а последняя научной, нам не трудно будет проследить судьбу «всемогущества мыслей» во всех этих фазах. В анимистической стадии человек сам себе приписывает это могущество, в религиозной он уступил его богам, но не окончательно отказался от него, потому что сохранил за собой возможность управлять богами по своему желанию разнообразными способами воздействия. В научном миросозерцании нет больше места для могущества человека, он сознался в своей слабости и в самоотречении подчинился смерти, как и всем другим естественным необходимостям. В доверии к могуществу человеческого духа, считающегося с законами действительности, еще жива некоторая часть примитивной веры в это всемогущество. При ретроспективном исследовании либиди-нозных стремлений в отдельном человеке, начиная с их форм в зрелом возрасте до первых их зачатков в детстве, выяснилось весьма важное различие, которое я изложил в «Трех статьях по сексуальной теории» (1905). Проявление сексуальных влечений можно наблюдать с самого начала, но сперва они не направляются на внешний объект. Компоненты сексуальности стремятся каждый в отдельности к наслаждению и находят удовлетворение на собственном теле. Эта стадия называется стадией аутоэротизма и сменяется стадией выбора объекта. При дальнейшем исследовании оказалось целесообразным и даже необходимым между этими двумя стадиями ввести еще третью или, если угодно, разложить первую стадию аутоэротизма на две. В этой промежуточной стадии, значение которой все больше выясняется при исследовании, отдельные сначала сексуальные влечения уже слились в одно целое и нашли объект, но этот объект не внешний, чуждый индивиду, а собственное, сконструировавшееся к тому времени «я». Принимая во внимание патологические фиксации этого состояния, мы называем эту новую стадию стадией нарциссизма. Человек ведет себя так, как будто бы он влюблен в самого себя; влечения «я» и либидинозные желания еще нельзя отделить нашим анализом друг от друга. Хотя мы еще не имеем возможности дать вполне точную характеристику этой нарцисти-ческой стадии, в которой диссоциированные до того сексуальные влечения сливаются в одно целое и сосредоточиваются на «я» как на объекте, мы все же уже начинаем понимать, что нарцис-тическая стадия никогда не исчезает полностью. В известной степени человек остается нарцис-тичным даже после того, как нашел внешний объект для своего либидо; найденный им объект представляет собой как бы эманацию оставшегося при «я» либидо, и возможно обратное возвращение к последнему. Столь замечательное в психологическом отношении состояние влюбленнос- ти, нормальный прообраз психозов, соответствует высшему состоянию этих эманации в сравнении с уровнем любви к «я». Логично установить связь нарциссизма с обнаруженной нами у примитивных людей и невротиков высокой оценкой психических актов, которая является, с нашей точки зрения, чрезмерной оценкой, и рассматривать ее как существенную его часть. Мы сказали бы, что у примитивного человека мышление еще в высокой степени сексуализировано, а отсюда и вера во всемогущество мыслей, непоколебимая уверенность в возможность властвовать над миром и непонимание легко устанавливаемых фактов, показывающих человеку его настоящее положение в мире. У невротиков сохранилась, с одной стороны, значительная часть этой примитивной неправильности в их конституции, с другой стороны, благодаря происшедшему у них сексуальному вытеснению вновь произошла сексуализация мыслительных процессов. Психические следствия должны быть в обоих случаях одни и те же, как при первоначальном, так и при регрессивном сосредоточении либидинозной энергии на мышлении: интеллектуальный нарциссизм, всемогущество мыслей1. 1 В этом смысле для писателей, высказывавшихся об этом предмете, является аксиомой, что известного рода солипсизм, или берклейанизм (как его называет Sully, открывший его у ребенка), действующий у дикаря, не позволяет ему признать реальность смерти. Marett R. Pre-animistic Religion, Folklore. L, 1909. Bd. IX. P. 178 (Маре Р. Преанимистическая религия, фольклор). Если во всемогуществе мыслей мы увидели доказательство нарциссизма у примитивных народов, то попробуем решиться на смелую попытку провести параллель между ступенями развития человеческого миросозерцания и стадиями либидинозного развития отдельного индивида. Анимистическая фаза соответствует в таком случае нарциссизму, религиозная фаза — ступени любви к объекту, характеризуемой привязанностью к родителям, а научная фаза составляет полную параллель тому состоянию зрелости индивида, когда он отказался от принципа наслаждения и ищет свой объект во внешнем мире, приспосабливаясь к реальности1. В одной только области всемогущество мысли сохранилось в нашей культуре — в области искусства. Только в искусстве еще бывает, что томимый желаниями человек создает нечто похожее на удовлетворение и что эта игра — благодаря художественной иллюзии — будит аффекты, как будто бы она представляет собой нечто реальное. Справедливо говорят об этих чертах искусства и сравнивают художника с чародеем, но это сравнение, быть может, имеет большее значение, чем то, которое ему приписывают. Искусство, несомненно, не началось, как Tart pour Tart (искусство для искусства), первоначально оно 1 Отметим только, что первоначальный нарциссизм ребенка имеет решающее значение для понимания развития его характера и исключает допущение у него примитивного чувства мало-ценности. служило тенденциям, в настоящее время большей частью уже заглохшим. Между ними можно допустить и некоторые магические цели1. Первое сложившееся у человека миросозерцание, анимистическое, было, следовательно, психологическим. Оно еще не нуждалось в научном обосновании, потому что наука начинается только тогда, когда люди убедились, что не знают мира и потому должны искать путей, чтобы познать его. Анимизм же был для примитивного человека самым естественным и само собой разумеющимся миросозерцанием; он знал положение вещей в мире, а именно что оно таково, как чувствует себя сам человек. Мы, следовательно, готовы к тому, чтобы признать, что примитивный человек пере- 1 Reinach 5. L'art et la magic, no: Cultes, Mythcs et Religions. Bd. I. P. 125—136 (Рейках С. Искусство и магия, сб.: «Культы, мифы и религии»). Рейнах полагает, что примитивные художники, оставившие нам начерченные или нарисованные изображения животных в пещерах Франции, хотели не «нравиться», а «заклинать». Этим он объясняет то обстоятельство, что эти рисунки находятся в самых темных и недоступных местах пещер и что на них нет изображений страшных хищных зверей. «Современные люди часто говорят, преувеличивая, о магии кисти или резца великого художника и вообще о магии искусства. В прямом смысле слова, означающем мистическое воздействие, оказываемое волей одного человека на волю других людей или на предметы, это выражение недопустимо; но мы видели, что когда-то оно было дословно верным, по крайней мере по мнению самих художников» (Р. 136). нес во внешний мир структурные условия собственной души1, а с другой стороны, попытаемся перенести на человеческую душу то, чему учит анимизм о природе вещей. Техника анимизма, магия, яснее всего и без всяких околичностей показывает нам намерения навязать реальным вещам законы душевной жизни, причем духи еще не играют никакой роли, между тем как и сами духи становятся объектами магического воздействия. Магия, составляющая ядро анимизма, первичней и старше, чем учение о духах. Наш психоаналитический взгляд совпадает здесь с учением R.-R. Marett'a, который предпосылает анимизму преанимистическую стадию, характер которой лучше всего обозначается названием «аниматизм* (учение о всеобщем одухотворении). Немного можно прибавить о преанимизме из наблюдения, так как еще до сих пор не известен ни один народ, у которого не было бы представления о духах2. В то время как магия сохранила еще полностью всемогущество мысли, анимизм уступил часть этого всемогущества духам и этим проложил путь к образованию религий. Что побудило примитивного человека проявить это первое ограничение? Едва ли сознание неправильности его предпосылок, потому что он сохраняет магическую технику. 1 Познанной благодаря так называемому эндопсихическому 2 Marett R.-R. Рге-ammistic Religion, Folklore. Bd. 2 (Маре Р. Духи и демоны, как указано в другом месте, представляют собой не что иное, как проекцию его чувств1; объекты привязанностей своих аффектов он превращает в лиц, населяет ими мир и снова находит вне себя свои внутренние душевные процессы, совершенно так же, как это делал остроумный параноик Шребер2, который находил отражение своих привязанностей и освобождение своего либидо в судьбах скомбинированных им «божественных лучей». Здесь, как и в предыдущем случае, мы не станем останавливаться на вопросе о том, откуда вообще берется склонность проецировать вовне душевные процессы. Но на одно предположение мы можем решиться, а именно что эта склонность усиливается там, где проекция дает преимущества душевного облегчения. Такое преимущество с полной определенностью можно ждать там, где различные стремящиеся к всемогуществу душевные движения вступают друг с другом в конфликт; вполне очевидно, что не все они могут достичь всемогущества. Болезненный процесс паранойи фактически пользуется механизмом проекции, чтобы освободиться от подобных конфликтов, разыгравшихся в душевной жизни. Пример такого состояния — конфликт между двумя членами пары противоположностей,
|