Структура диалога
В интеллектуальной деятельности существуют две основные формы получения и передачи вербальной информации — монолог и диалог. Монолог предполагает одностороннюю связь между источником и получателем информации. Такая форма общения, например, благодаря книгам, является исходным пунктом для разворачивания самостоятельной работы, подвигает на творческую активность, но не является диалогом. Диалог может происходить в письменной или устной форме, в виде непосредственного контакта участников, или на расстоянии. Это может быть беседа политиков, научная дискуссия, учебное занятие, беседа незнакомых людей. Диалог может состояться при выполнении следующих условий: 1) наличие не менее двух участников; 2) наличие процесса обмена информацией; то есть взаимной реакции собеседников на получаемую информацию; 3) адекватное восприятие информации участниками диалога. Отсутствие первого условия означает наличие монолога, а не диалога. Если не выполнено второе условие, то нет и диалога. Если не выполнено третье условие, то появится ситуация информационной неадекватности. Примером информационной неадекватности вопроса и ответа будет ситуация, когда на вопрос:
«Кто написал роман “Айвенго”?»,
мы слышим ответ: «Писатель».
Основными элементами диалога являются вопрос и ответ. Элементарным актом диалога будем называть диалог, в котором на один корректный вопрос дан один адекватный ответ. Вопрос в познании играет большую роль, так как все познание мира начинается с вопроса, с постановки проблемы. Термины «проблема», «вопрос» обозначают нетождественные, хотя и связанные друг с другом термины. Термин «проблема» означает такой вопрос из области науки, для ответа на который недостаточно имеющейся к тому моменту информации. Проблемы — это всегда достаточно сложные комплексы вопросов. При этом какая-то часть вопросов не осознается или не может быть четко сформулирована. Вопрос же — форма выражения проблемы. В процессе передачи все большего числа интеллектуальных функций ЭВМ умение правильно сделать запрос для введения его в ЭВМ, способность четко, корректно сформулировать этот вопрос будет способствовать скорейшему информационному поиску нужных сведений[50]. Вопрос формулируется в вопросительном предложении, которое не может быть ни истинным, ни ложным. Например, «Когда был запущен первый искусственный спутник Земли?».
Всякая вопросно-ответная информация включает в себя, во-первых, исходную информацию о мире, которая называется базисом или предпосылкой вопроса, и, во-вторых, указание на ее недостаточность и необходимость дальнейшего дополнения и углубления знаний. Например, в вопросе:
«где заговорщиками был убит Цезарь?»
предпосылкой служит неявно содержащееся в нем утверждение:
«существует некое место х, являющееся местом убийства заговорщиками Цезаря».
Итак, вопрос — это логическая форма включающая, во-первых, неполную информацию, и, во-вторых, желание или просьбу ее дополнить в рамках определенного контекста. Под ответом будем понимать высказывание, содержащее информацию, затребованную в вопросе. Вопросы делятся на логически корректные, то есть такие, предпосылки которых являются истинными суждениями, и на логически некорректные, предпосылки которых — ложные или неопределенные высказывания. Корректными будем называть те вопросы, которые базируются на истинных предпосылках и на которые можно получить истинные ответы. Если в основе поставленного вопроса лежит простое незнание спрашивающего о ложности предпосылки, то вопрос не корректен. Если же спрашивающий знает ложности предпосылки и задает вопрос с целью провокации, то такой вопрос называют провокационным, а его постановка это софистический прием. Например, преподаватель, с целью убедится в незнании предмета, спрашивает нерадивого студента:
«В каком трактате Аристотель обосновывает свою «теорию идей?».
В ответ на такой вопрос студент начинает перебирать в памяти названия трактатов, хотя вопрос задан провокационный, так как в основе вопроса содержится предположение, что Аристотель якобы обосновал «теорию идей» о чем написал трактат, название которого должен знать студент. Обычно различают два типа вопросов: 1. уточняющие (определенные, прямые) вопросы. Например,
«надо ли сдавать вступительный экзамен по физике для поступления на факультет ТМиТ в ИТМО СПбГУ?», «можно ли выучить таблицу умножения?».
Во всех вопросах такого типа присутствует частица «ли». Уточняющие вопросы могут быть простыми или сложными. Простые вопросы делятся в свою очередь на условные и безусловные.
«Верно ли, что чтение на иностранном языке помогает лучше усвоить незнакомую лексику?»
— простой безусловный вопрос.
«Верно ли, что если я буду хорошо учиться, то потом получу хорошую работу?»
— простой условный вопрос. Сложные вопросы (так же как и сложные высказывания) делятся на вопросы конъюнктивные и дизъюнктивные, то есть два простых вопроса соединены в один знаком конъюнкции, строгой или нестрогой дизъюнкции. Поэтому сложный вопрос можно разбить на два простых. Например, кто является автором романа «Война и мир» и автором романа «Воскресенье»?,
«вы хотите пойти в кино или в гости?».
Вопросы, которые нельзя разбить на два самостоятельных простых относятся не к сложным вопросам, а к простым условным вопросам. 2. восполняющие (неопределенные, непрямые) вопросы. Такие вопросы обычно включают в свой состав вопросительные слова «где», «почему», «когда» и т.д. Эти вопросы также делятся на простые и сложные. Простой вопрос направлен на поиски недостающей информации. Например, «сколько цветов у шахматной доски?».
Сложными восполняющими вопросами являются те, которые можно развить на два или несколько простых вопросов:
«сколько и какие цвета у шахматной доски?».
Для осуществления акта содержательного диалога нужно соблюсти ряд условий. Во-первых, ответ и вопрос должны быть связаны по смыслу и истолкованы в одном и том же смысле. Во-вторых, должно соблюдаться требование полноты затребованной информации вопроса и ответа. Полнота запрашиваемого ответа определяется не только соответствием между вопросом и ответом по смыслу и значению информации, но и целевой установкой самого спрашивающего. Необходимо отличать обычный вопрос от риторического. Риторические вопросы являются высказываниями, так как в них содержится утверждение или отрицание, обычные же вопросы высказываниями не являются. Корректные вопросы играют большую роль в процессе обучения, развивают мыслительную деятельность, если в их заключено оптимальное количество неопределенности. Если вопрос содержит слишком большую неопределенность, то он ставит человека в значительное затруднение. Вопросы «легкие», с малой неопределенностью позволяют учащимся ответить словами текста лекции, учебного пособия, не требуют исследования, рассмотрения частных случаев. Использование таких вопросов в процессе обучения специалиста тренирует «штампованный» интеллект. Для обучения лучше использовать вопросы, на которые нет готовых ответов, когда нужно рассмотреть различные варианты возможных ответов и выбрать из них правильный. § 2. Режимы диалога
Если даже вопрос уточнен, это не преодолевает всех трудностей в достижении точности и информационной адекватности ответа и вопроса в пределах элементарного акта диалога, не говоря уже о диалоге в целом как цепочке элементарных актов. Это обусловлено тем, что в обыденной речи слова нередко употребляются произвольным образом. Кроме того, они в большинстве случаев многозначны, а контекст, даже явно заданный, не может учесть все нюансов человеческой коммуникации. Существенную роль в преодолении подобных трудностей играет выбор режима диалога. Тон в диалоге задает спрашивающий. Именно от того, как он будет формулировать свои вопросы и реагировать на слова собеседника, прежде всего, зависит, состоится ли диалог вообще и будет ли он эффективным. Под режимом диалога будем понимать форму представления информации вопроса и ответа в элементарном акте диалога. Выбор режима диалога определяется рядом фактов. К ним относятся, во-первых, уровень компетентности собеседников по теме диалога и, во-вторых, целевые установки участников диалога. По этим критериям можно выделить три основных режима диалога: закрытый, ограниченный и открытый. Режим диалога называется закрытым, если ответ на данный вопрос предполагается в однозначно утвердительной или отрицательной форме («да» или «нет»). Такой ответ возможен на простой не провокационный вопрос. Например:
«Является ли Александр Дюма-отец автором романа «Двадцать лет спустя»?».
Здесь отвечающему надо либо согласится либо не согласится с информацией вопроса. Этот режим жесткий, накладывает на ответ ограничение, но позволяет уяснить общую позицию отвечающего и определить дальнейший ход диалога. Например, на вопрос:
«Действительно ли существовала переписка между Эйнштейном и Бором?»
может помочь выяснить знает ли участник диалога о таких ученых и их научной полемике. Такой вопрос направлен на выяснение уровня необходимых знаний. Так же вопрос может быть задан и не с целью получения правильного ответа, а для выяснения мнения, ценностных ориентиров, например, «Согласны ли вы с тем, что сегодня в России средний класс является самым многочисленным?».
За кажущейся простотой закрытого режима диалога скрывается ряд далеко не тривиальных моментов. Надо помнить, что вопросы такого вида создают напряженность в беседе, ибо предельно сужают пространство для ответа, они направляют мысли собеседника в установленное русло и оказывают мощное внушающее воздействие, особенно если задаются в ходе живого общения, где не маловажную роль играет интонация и авторитет собеседника. Поэтому альтернативность в выборе ответа должна быть обоснованной. Режим диалога называется ограниченным, если задаваемый вопрос сопровождается списком возможных вариантов ответов на него и предложением выбрать правильные. Например:
Охарактеризуйте по основанию транзитивности отношение представленное в предложении «Николай уважает Петра» 1. транзитивно 2. нетранзитивно 3. антитранзитивно.
Эта же информация вопроса может быть поставлена в несколько ином виде. Известно, что между высказываниями существуют отношения по основанию транзитивности, рефлексивности, симметричности. Выберете основание, которое характеризуют отношение «Николай уважает Петра». Следует заметить, что список ответов может и не содержать правильного ответа. Ограниченный режим диалога, в отличие от закрытого, расширяет поле возможных ответов, случай, когда список ответов не содержит правильного еще и обращает внимание собеседника на возможный подвох. Одно дело просто выбрать правильный ответ из предложенного списка с гарантией, что таковой в нем имеется, а другое дело — выбрать правильный ответ, допуская возможность того, что его нет среди приведенных. Диалоги такого типа очень распространены и в обучающем процессе и в обыденной жизни. При работе с ЭВМ в тестовом режиме диалоги такого вида являются основными для проверки знаний по определенному виду лекций или семинаров. В обыденной жизни все мы сталкивались с различными тестами, где можно было по количеству набранных баллов за выбранные ответы судить о склонности к лени, ревности или способности завоевать симпатию. Третий режим диалога — открытый. На ответ не налагается никаких ограничений, кроме информации сформулированной в вопросе. Это означает, что отвечающий не имеет никакой наводящей подсказки в виде сформулированной альтернативы или списка возможных ответов. Поле поиска правильного ответа определяется в данном режиме только компетентностью отвечающего, а единственной обязанностью является соблюдение в ответе содержательного соответствия информации заданного вопроса, иначе нарушается требование адекватности ответа вопросу. Ответ на вопрос такого вида требует привлечения точной, исчерпывающей информации (о времени, месте, причинах, результатах события, природного явления и других факторах). Например:
«С какими странами Россия имеет государственную границу?».
Выбор соответствующего режима диалога зависит от уровня компетентности собеседников и их целевых установок. К этому можно добавить, что знание особенностей каждого из режимов диалога плюс умение их эффективно применять, позволит провести диалог не только логически корректно, но и сделать его живым и интересным для всех участников, что важно и для научной и для деловой беседы.
|