Интеллектуальный диалог как показатель культуры мышления.
Интеллектуальные диалоги сводятся к трем основным формам — дискуссии, полемике и спору. Простейший вид диалога включает в свою структуру двух участников, однако это могут быть и разнообразные человеческие общности, социальные группы. Тот субъект, который намерен в чем-то убедить, разубедить или переубедить другого субъекта, называется «пропонентом». Субъект, которому адресуются аргументы и контраргументы называется «оппонентом». Это может быть и аудитория. В случае дискуссии обе стороны диалога заинтересованы в сближении своих идейных позиций, в достижении единомыслия по обсуждаемым вопросам. Доказательство в таких диалогах доминирует, хотя и опровержение используется. Однако в дискуссиях роль опровержения вспомогательна. В полемике доминируют опровержения и контраргументация. И это понятно: в ней либо пропонент пытается разрушить первоосновы концепции оппонента, либо оба обмениваются контраргументами. При этом проппонент может преследовать цель превращения оппонента в своего единомышленника, но гораздо чаще его цели оказываются весьма далекими от этого рационального, логического аспекта полемики.
Остановимся на разборе термина «спор» более основательно, так как нередко его не отличают от термина «диалог». Возьмем за исходное определение «спор — это архаичная форма диалога, в котором сталкиваются две противоположные позиции по обсуждаемому вопросу или проблеме и в котором каждая сторона отстаивает свою точку зрения. В зависимости от степени конфликтности сталкивающихся позиций и от целей, которые преследуются спорящими сторонами, в спорах различают несколько подходов. 1) Эвристических подход — исходит из того, что спор — это искусство убеждения в правоте своей позиции и опровержения мнения оппонента. Это — самый архаичный подход к спору, ибо апелляция к искусству спора. Эристический подход к спору опирается на эмпирическое знания о преднамеренных и ненамеренных ошибках, на которых могут фабриковаться некорректные аргументы и уловки. 2) Традиционный подход — это доказательство пропонентом своей точки зрения оппоненту. Такой подход предполагает наличие гипотез, которые требуется перевести на уровень доказательности, принимаемой и оппонентом. 3) Спор как поиск истины является наиболее адекватной формой решения вопросов, задач и проблем которые возникают в ходе решения научных проблем. Такой спор предполагает наличие проблемы, которую нельзя решить существующими методами и средствами. Это — спор в условиях парадоксальной несовместимости новых опытных фактов или новых гипотетико-дедуктивных высказываний со старыми научными парадигмами. Такие споры в науке чаще всего заканчиваются выработкой новой парадигмы, открытием законов. 3) Софистический подход ставит своей целью достижение победы в споре, а не поиск истины. Поэтому в таких спорах культивируется сознательное нарушение правил логики, а также используются всевозможные уловки, затрудняющие ведение спора и рассчитанные на получение преимуществ одной стороной. Дискуссии наиболее характерны для науки, хотя к ним обращаются в политике, в сферах культуры, образовательном процессе.
Полемика отличается от дискуссии своим «опровергательным пафосом». В ней сторонники конфликтующих точек зрения ставят своей целью достижения взаимопонимания и компромисса. Обычно полемизируются такие вопросы, которые достаточно исследованы, однако по ним существуют разногласия. Результативностью полемики, как и любого спора, зависит, прежде всего, от обоснованности аргументации. В полемике часто используются внелогические приемы убеждения, включая недостойные уловки типа «переход на личность». Наиболее достойным, логически эффективным и корректным можно считать такой прием, когда пропонент находит в умопостроении оппонента слабое звено и одним контраргументом сокрушает концепцию. Но для этого требуется заранее подготовиться к диалогу, проанализировать сильные и слабые стороны оппонента.
|