Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Потребительских обществ в Москве





 

 

Ле Корбюзье не обошел вниманием СССР, точнее, его столицу. В 30-х гг. XXвека по его проекту было построено здание Центрального союза потребительских обществ в Москве (сегодня здесь обосновался Росстат). Это был весьма новаторский для Москвы проект: совершенно новое учреждение, которое было построено для новой жизни. Эта постройка очень напоминает советский комбинат. Первым делом обращаешь внимание на зал заседаний, нависший над главным входом. Он опирается на излюбленные архитектором тонкие колонки.

 

Штаб-квартира ООН в Нью-Йорке

 

 

Весьма значимым проектом в карьере талантливого архитектора стала штаб-квартира ООН в Нью-Йорке. Безусловно, не только Ле Корбюзье приложил руку к возведению комплекса построек. Над штаб-квартирой трудилось несколько архитекторов. В настоящее время там расположен зал Генеральной Ассамблеи ООН и Секретариат. Здание было построено после Второй Мировой войны и являлось этаким демократическим символом Запада. Каждый из приглашенных архитекторов проектировал определенную часть. Ле Корбюзье трудился над архитектурой главного вход, который имелизгибающуюся крышу, напоминающую амбарное покрытие. Но он уехал из Америка обиженным и раздосадованным: его идеи поверглись не совсем деликатной переработке.

 

1955. Капелла в Роншаме

 


 

В 1955 году он спроектировал капеллу в Роншаме. Она стала воплощением нового периода в творчестве гениального архитектора. Он отошел от ясных форм и отдал предпочтение более экспрессионным элементам.

Например, что касается окон, то они имели совершенно разные размеры, были буквально разбросаны по фасаду, в результате чего создавали оригинальные световые эффекты. Само здание церкви имело толстые стены и тяжелую крышу. Этот период творчества архитектора многие называют «новый пластицизм».

Монастырь Ла Туретт

 

 

Несмотря на то, что Корбюзье называл себя еретиком-протестантом, он, тем не менее, частенько строил религиозные здания. Одним из таких был монастырь Ла Туретт в городе Лионе. Его заказали местные доминиканцы в конце 60-х гг. прошлого века. Это довольно-таки традиционный комплекс, который построен из серого бетона с квадратным двором посередине. Но, безусловно, даже в эту традиционную во всех смыслах постройку, Корбюзье смог добавить свою собственную изюминку. Он весьма удачно поиграл со светом: монастырь располагается на склоне высокого холма, и свет легко пробивается через отверстия в бетоне.

 

Национальный музей западного искусства в Токио

 

">

 

 

Единственным проектом вездесущего Ле Корбюзье в Японии стал Национальный музей западного искусства, построенный в Токио. Это огромный бетонный параллелепипед, держащийся на тонких колонках. Естественно, это здание никак не могло обойтись без сада на крыше, в который можно было попасть посредством длинной лестницы. Два раза здания подвергалось небольшой трансформации: в 1979 и 1997 голах, когда к музею было пристроено два крыла. Но эти дополнения не оказали существенного влияния на облик музея.

Подводя итоги, необходимо сказать, что Ле Корбюзье является автором более чем 400 проектов. 75 из них были реализованы в 12 странах по всему земному шару. Параллельно с проектированием зданий, он занимался написанием книг и статей, размещенных в популярных средствах массовой информации. Всего было выпущено порядка 40 книг и одной сотни статей. Ле Корбюзье и многие его проекты по праву можно считать настоящими архитектурными легендами XX века.

 

Цитаты Ле Корбюзье

 

 

Я иду к человеку, к людям, чтобы постичь смысл моей профессии, архитектора и строителя.

 

Жизнь налаживается только при согласовании

 

Мой поиск, как и мои чувства, направлен к тому, что составляет главную ценность жизни — поэзии. Поэзия в сердце человека, и именно поэтому человек способен постигать сокровища, скрытые в природе.

 

Всё вокруг — геометрия!

 

 

Цитаты о Ле Корбюзье

 

 

Ле Корбюзье умел, как никто до него, превращать железобетонную структуру в средство архитектурной выразительности. (Зигфрид Гидион)

 

 

Перейти на сайт с картинкой

Ле Корбюзье. «Жилая единица» в Марселе...

 

Главной темой творчества архитектора стала разработка принципов строительства современного города и жилища. Ещё в 1914 г. он выдвинул идею дома с ячейками, стандартизированными, как костяшки домино (проект «Дом-Ино»). На плане такое здание напоминало выстроенные в этой игре цепочки, а колонны — очки на костяшках. По сути, это был первый в истории зодчества проект каркасного дома для серийного производства.

Ле Корбюзье, Марсельская жилая единица, фото

Исследования, начатые в проекте «Дом-Ино», получили развитие в проекте «Вуазен» — плане перестройки Парижа, разработанном в 1925 г.; в «городах-садах» Льеже и Пессаке близ Бордо (1926 г.). Этими типовыми и индивидуальными постройками (многочисленными виллами) Ле Корбюзье как бы иллюстрировал сформулированные им в 1926 г. знаменитые «пять пунктов» архитектуры Ле Корбюзье:

1. Дом устанавливается на опорах, а под ним продолжается зелёная зона.

2. Свободная планировка: при необходимости внутренние перегородки помещения можно располагать по-разному.

3. Ненесущая фасадная стена; оформление фасада в зависимости от гибкой планировки.

4. Оконные проёмы сливаются в единое ленточное окно. Такие окна не только дают лучшее освещение, но и формируют особый геометрический рисунок фасада.

5. Плоская крыша-терраса с садом должна возвращать городу ту зелень, которую отбирает объём здания.

Ле Корбюзье, Дом Центросоюза, фото

Бывшие некогда принадлежностью его личной архитектурной программы, сейчас все эти приемы стали привычными чертами современного строительства.

Необыкновенную популярность творчества Ле Корбюзье можно объяснить универсальностью его подхода, социальной наполненностью его предложений. Нельзя не отметить его заслуги и в том, что он открыл глаза архитекторам на свободные формы. В большой степени именно под впечатлением его проектов и построек произошёл сдвиг в сознании архитекторов, в результате чего свободные формы в архитектуре стали применять гораздо шире и с гораздо большей непринужденностью, чем раньше.

Ле Корбюзье, Здание Ассамблеи (Palace of Assembly), Индия, фото

Черты его личности неоднозначны: это и человек открытого сознания, и мистик, это и общественный лидер, организатор Международных Конгрессов современных архитекторов CIAM — и рак-отшельник, прячущийся ото всех в своем крошечном домике-мастерской на мысе Кап-Мартен, это апологет рационального подхода, и одновременно архитектор, создававший сооружения, которые современникам казались верхом эксцентричности и иррациональности. Среди сильных мира сего, его покровителей, мы видим такие фигуры, как Андре Мальро и Джавахарлал Неру. Характерные особенности имиджа Ле Корбюзье — строгий темный костюм, галстук-бабочка, а также круглые роговые очки, ставшие его своеобразным фирменным знаком.

Ле Корбюзье принадлежит несколько утопических градостроительных проектов, предусматривавших организацию городской жизни в нескольких вертикальных ярусах, регулярный план города с делением на разнофункциональные зоны, строго упорядоченную посредством архитектуры и, таким образом, уподобленную работе машины деятельность людей (план «Вуазен» для Парижа и планы нового устройства Буэнос-Айреса, Алжира, Антверпена и др.). Один из таких проектов предполагал перестройку Москвы по регулярному плану, но абсолютно без учета ее исторической застройки и особенностей ландшафта. В России по проекту Ле Корбюзье было построено здание Центросоюза на Мясницкой улице (1928–1933, при участии архитектора Н.Д.Колли). Ему принадлежит также один из проектов Дворца Советов. Среди построек Ле Корбюзье 1930-х – начала 1940-х годов – здания Центра Армии спасения в Париже (1932–1933) и Министерства просвещения и здравоохранения в Рио-де-Жанейро (1937–1943, совместно с рядом других архитекторов).

Ле Корбюзье, Капелла Нотр-Дам-дю-О в Роншане, фото

Ле Корбюзье выступил против рационального производства и им же самим провозглашённого лозунга «Дом — это машина для жилья». Ле Корбюзье принадлежат слова: «Нет человеческих сил, чтобы уничтожить лиризм. Нельзя было бы пустить в ход эту „жилую машину”, если бы она не удовлетворяла духовным запросам. Где начинается архитектура? Она начинается там, где кончается машина». В свои работы он стал вводить формы, характерные для традиционного народного жилища, тонко учитывая окружающую природу. Впервые такая стилистика проявилась в 1930 г. — в доме из дерева и камня с наклонной кровлей, предназначенном для уединённого участка (дом Эррасурис в Чили). В подобных постройках Ле Корбюзье стремился прежде всего к образной выразительности. Функционалисты возмущённо называли этот новый язык мастера «искусством для искусства».

Ле Корбюзье, музыкальный павильон, фото

В 1940-х годах Ле Корбюзье разработал систему гармонических величин, основанную на пропорциях человеческого тела, которая должна была стать отправной точкой архитектурного проектирования; она получила название «модулор». В 1948–1952 он построил в Марселе «жилую единицу» – 17-этажный дом яркой расцветки, снабженный солнцерезами, для которого предполагалась возможность автономного функционирования, однако эта идея не была осуществлена. Впоследствии им были созданы капелла Нотр-Дам-дю-О в Роншане (1950–1953); генеральный план города и административные здания в Чандигархе, столице индийского штата Пенджаб (1950–1957); Национальный музей западного искусства в Токио (1957–1959); Центр искусств Гарвардского университета в Кеёмбридже в США (1964); больница в Венеции (1965).

Ле Корбюзье, Церковь Сен-Пьер де Фирмини, фото

Деятельность Ле Корбюзье занимает исключительное место в развитии архитектуры XX столетия. О нём спорили при жизни и после смерти. Его называли самым великим и самым нелюбимым зодчим века. И он с горечью и достоинством признавал за своим искусством способность вызывать «в одних случаях гнев, в других — энтузиазм». Зодчий, живописец, скульптор, дизайнер, блестящий публицист и теоретик, он смотрел на современность словно из будущего.

Ле Корбюзье, Оформление жилого интерьера, фото

 


ЖИЛИЩЕ ИЛИ ДОМ ХУДОЖНИКА?
Вилла Ла Роша/Жаннере
Местонахождение: Париж, Отёй, улица Сквер Д-ра Бланш, 10
Проект, исполнение: 1923-25,
архитекторы: Эдуард Жаннере (Ле Корбюзье) и Пьер Жаннере


Одна из самых первых построек, возведенных Ле Корбюзье в Париже, после того как он обосновался здесь, переехав из своей родной Швейцарии - вилла Ла Роша/Жаннере. Она спроектирована уже в совершенно новой для него манере, подчеркнуто современной - то, что на Западе именуется "modern" (не путать с русским модерном - это нечто совсем другое). Представительный и довольно обширный комплекс можно, без сомнения, отнести к числу безусловных удач Корбюзье. Это его первый настоящий гран-дизайн в современной стилистике.

Дом рассчитан на две семьи, реально же проектировался для богатого бизнесмена из Лозанны Рауля Ла Роша и для Альберта Жаннере, старшего брата Ле Корбюзье, музыканта-скрипача. Альберт, как и Эдуард, успел к тому времени перебраться в Париж. И даже жениться и наделать детей, их было у него четверо. Его жена Лотти Рааф, собственно, и была инициатором и финансовым спонсором проекта: на ее деньги построена часть здания с апартаментами семьи Жаннере.



Вилла ЛаРоша/Жаннере.
Вид со стороны подъезда; под выступающим эркером - вход в апартаменты Жаннере.
(Фото Фонда Ле Корбюзье)

Интересно, что вилла Ла Роша представляет собой лишь уцелевшую часть плана, поначалу гораздо более грандиозного. По замыслу Эдуарда Жаннере (то бишь Ле Корбюзье) в парижском районе Отёй, в те времена еще деревенском пригороде, должно было возникнуть нечто вроде "улицы вилл" для состоятельных заказчиков. Каждая из них предназначалась для двух семей, общее финансирование проекта предполагалось обеспечить путем подписки (на паях). В связи с этим предложением Эдуарду Жаннере пришлось выступать одновременно и архитектором, и агентом по торговле недвижимостью, и менеджером-организатором. Дело почти выгорело, однако позже по каким-то причинам пайщики один за другим отсеялись, и от всего замысла уцелело в итоге одно единственное здание - именно это.

Своей ассимметрией и своими "абстрактными" формами вилла напоминает ультрамодернистские макеты жилых домов Ритвельда и Тео ван Дуесбурга, архитекторов из голландской группы "Де Стейл" (Стиль). Похоже, что именно эти макеты и повлияли на окончательный вид виллы Ла Роша. Они были выставлены в то время в Париже в какой-то галерее и вызвали у молодого Жаннере нешуточный восторг.

Жилая часть дома, слева - большое окно входного холла апартаментов Ла Роша
(Фото Фонда Ле Корбюзье)

В композиционном отношении здание виллы - своего рода многочлен: оно состоит из двух отдельных блоков, связанных между собой входным парадным холлом апартаментов Ла Роша (с огромным витражным окном во втором этаже). Направо от холла - собственно жилая часть дома, трехэтажный вытянутый корпус с горизонтальными окнами и изящными "палубными" надстройками на крыше-террасе. Он симметрично разделен надвое: левую (от нас) половину занимают апартаменты Ла Роша, правую - апартаменты семьи Альберта Жаннере. Налево от холла, перпендикулярно ко всему остальному - приподнятая на стойках студия-ателье.

Итак, что мы здесь видим? Видим попытку создать богатую модернистскую виллу, причем, с развитием в трех измерениях ("объект в 3D", как сейчас принято говорить:) Попытка весьма интересная, а по тем временам - весьма оригинальная. Новаторская. Сам автор определил (не без юмора) свою концепцию, как "легкий жанр" - противопоставляя ее другим своим постройкам:)

Стоит обратить внимание на изысканный контрапункт окон и проемов на фасаде жилого блока - разных форм и размеров. Что до ленточного окна, прорезающего весь фасад из одного конца в другой, то в те времена оно выглядело совершенно сенсационно. Действительно, конструкция, казалось бы, полностью разрушена (разрезана по горизонтали), а дом не падает! О возможностях железобетонных структур тогда, по большому счету, еще и не подозревали.

Присутствие здесь художественной студии (или "ателье", как говорят французы) - факт довольно любопытный сам по себе. Ведь вилла Ла Роша это, в общем, обыкновенный жилой дом (обыкновенный - если не говорить о стиле), и художников среди его жильцов вроде бы не замечалось. При чем тут тогда вообще студия? Это отдельная история. Когда в 1918 году Эдуард Жаннере появился в Париже, никакими особо интересными заказами в плане архитектуры похвастать он не мог. Живо интересуясь живописью, он сблизился с художниками, понемногу стал писать картины и сам. В конце концов увлекся этим по-настоящему - настолько, что принял даже "твердое" решение стать профессиональным художником. Но ведь архитектором при этом он не перестал быть? В результате у него стали возникать один за другим проекты "дома художника", т.е. дома, оборудованного специальным помещением для живописи, студией. Проекты эти были в общем-то отвлеченные, "бумажные", хотя уже в 1923-м году по его чертежам был построен в Париже первый реальный "дом художника" - для Амеди Озанфана, его приятеля-живописца. Позже подобные дома были построены также для скульпторов-модернистов Жака Липшица и А.Мещанинова (оба - выходцы из России, кстати).


Необычный объем студии-ателье, приподнятый на стойках, возвышается над землей.
(Фото Фонда Ле Корбюзье)



Вид из окна входного холла на крыло со студией.
(Фото - И.Хагендорн)

 

И вот - та же тема в вилле Ла Роша. Рауль Ла Роша интересовался современной живописью, был собирателем картин, так что у Жаннере был прекрасный повод включить в проект и студию. Она служила для экспонирования коллекции кубистов Ла Роша, довольно обширной и известной в Париже. В ней, в частности, имелись произведения Пикассо, Липшица, Леже, самого Корбюзье. Жаннере с Озанфаном способствовали ее расширению, они были у Ла Роша чем-то вроде личных экспертов по закупке картин.

В общей композиции студия выделяется отдельным, парящем в воздухе объемом, и действительно, снаружи (да и внутри) выглядит как современный выставочный зал. Свет, как и принято в мастерских художников, падает здесь сверху, из горизонтальных окон под потолком - идеальное освещение для выставочного помещения. Пространство развивается в двух уровнях, пологий пандус повторяет очертания плавно изогнутой наружной стены и ведет наверх, на открытую галерею, за которой располагается библиотека.


Студия-ателье, интерьер.
Эта часть дома открыта для посетителей - как музей Ле Корбюзье.
(Фото - П.Кузнецов)

Входные холлы в богатых домах всегда делались большими и по возможности роскошными. Корбюзье в каком-то смысле продолжает эту традицию. К сожалению, фотография не в силах передать все богатство пространственного решения холла апартаментов Ла Роша - c его динамичной ассиметрией, лестницами, мостиками-переходами, балконами-галереями, многочисленными окнами и проемами. Пространство открытых невысоких этажей сливается с большим вертикальным пространством холла. Вся структура дома как бы обнажена и находится у вас перед глазами - фантастический интерьер в духе минимал-арт. Этот холл, который неожиданно открывается взгляду изумленного посетителя, входящего с улицы через малеькую скромную входную дверцу - один из сюрпризов этого дома.

Еще одним сюрпризом можно назвать большую открытую террасу-лоджию, расположенную на втором этаже в задней части виллы. Она служит естественным развитием жилых апартаментов Ла Роша и Альберта Жаннере. Терраса как бы "вписана" в общий объем здания, являясь таким образом предшественницей изумительной террасы второго этажа виллы Штейн, построенной Корбюзье несколькими годами спустя.



Входной холл апартаментов Ла Роша. Здесь Рауль Ла Роша тоже экспонировал
свои картины.
(Фото - Т.Сааристе)



Галерея и библиотека на 3-м этаже.
Встроенная мебель - характерная черта интерьеров Корбюзье.
(Фото Фонда Ле Корбюзье)



Интерьер столовой. Светильники на стене и на потолке - оригинальные, относятся к той эпохе.
(Фото - П.Кузнецов)

Заказ архитектор получил в 1923 году, строительство закончено в 1925-м. Хотя дух авангарда в то время уже витал в воздухе - в полотнах Пита Мондриана, в "проунах" Эль Лисицкого, в макетах Ритвельда, да и в готовящихся подобных проектах других архитекторов, - по-настоящему постройки современного стиля были в Европе еще весьма редки. Господствующим стилем оставался неоклассицизм (один из популярных тогда "неостилей", имитирующих разные исторические эпохи). Вилла Ла Роша-Жаннере оказалась среди первых заметных построек "нового движения". В архитектуре начала 20-х годов ее можно сравнить, к примеру, с модернистскими зданиями архитектора Малле-Стевенса или датчанина Петера Ауда, также члена "Де Стейл".

На вилле Ла Роша/Жаннере сейчас располагается Фонд Ле Корбюзье (основан в 1968 году), созданный специально для сохранения и популяризации творческого наследия Корбюзье - здесь имеются архивы, служебные помещения, библиотека и, собственно, музей Корбюзье. Естественно, что здание находится в хорошем состоянии. Часть дома, относящаяся к апартаментам Ла Роша, полностью открыта для посетителей. Какое-то время вилла была закрыта на капитальную реставрацию, теперь она вновь открыта и сияет свежепокрашенными стенами - как внутри, так и снаружи.

 

 

Aluminaire House 1 460x357 Дом Алюминэйр (...

 

Corbu_weissenhof_lores

 

архитектор Геррит-Томас Ритвелд
Одной из первых архитектурных работ Ритвельда стал частный дом жительницы Утрехта Трюс Шрёдер-Шрэдер (Truus Schröder-Schräder}. Дом продолжает развитие неопластицизма: прямоугольные формы, традиционная для произведений «Стиля» палитра (белые и серые стены и вертикальные линии, выполненные в основных цветах). Вилла была построена в соответствии с 16-ю пунктами «пластичной архитектуры» Ван Дусбурга: она была «элементарной, экономичной и функциональной; немонументальной и динамичной; антикубистической по форме и антидекоративной по цвету»

 

Дом Шрёдер был построен в жилом районе и разительно отличался от окружавших его стандартных жилых зданий. Шрёдер поселилась в доме с тремя детьми (она была вдовой) и жила в нём до своей смерти в 1985 году. С 2000 года Дом Шрёдер входит в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

В доме два этажа, его общая площадь — 125 м². Первый этаж относительно классично спроектирован, второй же объявлен чердаком, для того, чтобы на него не распространялись полноценно некоторые архитектурные требования. На втором этаже отсутствует традиционное деление на комнаты, стены существовали по желанию госпожи Шрёдер только в форме перегородок, вся мебель могла складываться, а двери комнат открывались при помощи механических кнопок и рычагов. В доме нет системы центрального отопления и плиты, они заменены на трубы с горячей водой под окнами и буржуйку, и на лифт с кухни на второй этаж для подачи еды. Вместо занавесок используются цветные фанерные щиты.


Дом специально выходит окнами не на улицу, а в обратную сторону; на том месте планировалась новая улица, и открывался красивый вид. Однако, вместо новой В 1928 году Ритвельд стал одним из 28 учредителей Международном конгрессе современной архитектуры (фр. Congres Internationaux d'Architecture Moderne, CIAM) Ле Корбюзье. 1930-е годы были менее продуктивны. Одним из известных творений того времени стал стул «Зигзаг», состоявший из четырёх плоскостей, соприкасавшихся друг с другом под разными углами (1932—1934). После войны Ритвельд преподавал в Роттердаме, а затем в Гааге. В 1951 году в Амстердаме прошла большая ретроспективная выставка «Стиля».
В 1954 году Ритвельд оформил нидерландский павильон на Венецианской биеннале, затем реализовал несколько проектов в Нидерландах. В 1963 году он избирается почётным членом Союза архитекторов Нидерландов, а в следующем году получает почётную докторскую степень в Делфтском техническом университете. В том же году Ритвельд умер. Последним его крупным проектом стал музей Ван Гога. Строительство здания в 1973 году завершили его партнёры по архитектурной студии ван Диллен и ван Трих Год включения в Список Всемирного наследия: 2000







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 1349. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...


Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...


Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия