Студопедия — СЕМИОТИКА КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

СЕМИОТИКА КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА






Семиотика изучает знаковые системы. Разнообразие зна­ковых систем мы можем представить уже по многообразию названий исследовательских работ в этой области: семиоти­ка кино, семиотика живописи, семиотика театра, социаль­ная семиотика и т.д. Характерной особенностью всех этих сфер человеческого бытия является необходимость предва­рительного изучения их норм. Они не являются биологичес­ки обусловленными, а возникают в результате социального научения. Наблюдатель со стороны (представитель другого племени, другого народа, другой цивилизации) никогда не сможет понять, к примеру, прием пищи с помощью вилки или ложки, ношение галстука, запрет на пристальный взгляд или проезд на красный свет, как и множество других разре­шенных/запрещенных действий, которыми окружило себя человечество.

Знаки как заранее заданные переходы между определен­ной формой и определенным значением окружают человека повсюду. Цивилизация в своем развитии постоянно нара­щивает объем знаковых отношений. В качестве выражения приветствия можно сделать обязательным или пожатие рук, или прикасание носами, но и то и другое будет иметь услов­ное значение.

Знаковые системы задают определенные модели мира, ко­торые позволяют человеку, владеющими ими, осуществлять более эффективное поведение, чем если бы он обходился без них. Следование соответствующим законам знаковой систе­мы одежды может помочь человеку поступить на работу или влиться в коллектив панков. Знаковые системы упорядочи-



Г.Г. Почепцов. Семиотика


вают мир вокруг нас и делают его более предсказуемым. Тар-туско-московская школа семиотики во главе с Ю. Лотманом трактовала культуру как генератор знаковых систем.

По мнению Ш. Эйзенштадга именно столицы монопо­лизируют производство символических продуктов [205]. А остальным достается роль пассивных потребителей. Только таким образом оказывается возможным создавать единую структуру из точек, разорванных в пространстве и времени. Без обеспечения подобного единства цивилизации не мог­ли бы существовать, в противном случае им будет навязана структура, исходящая от другой цивилизации. В современ­ном мире можно увидеть близкое явление, когда некоторые столицы и транснациональные информационные агентства монополизируют производство новостей, навязывая миру свой способ видения. Новости также являются отражением символической картины мира, принятой в той или иной цивилизации. А цивилизации всегда и везде навязывают свои модели мира другим.

Поскольку семиотика изучает знаковые системы, то в основе ее должны лежать знаки, которые, как мы говорили, определяют сочетание формы и содержания. Когда мы вы­пишем в один ряд все формы, а в другой — все содержания, то соответствия между ними называются кодом. То есть сумма этих способов перехода между формой и содержани­ем и составляет код. Не может быть одной формы без со­держания, поскольку тогда мы будем иметь просто набор абстрактных сочетаний, вроде стеклышек в детском калей­доскопе. Не может быть и одного содержания без формы, поскольку такую неструктурированную массу мы не смо­жем не только передать кому-то другому, но и сами будем не в состоянии ее понять. Это будет нечто невыразимое, на уровне ощущения, но недостаточно четкое, чтобы сформу­лировать, что именно. Таким образом, и наше мышление, и наша коммуникация нуждаются в кодах.

Чтобы адекватно функционировать в обществе, человеку необходимо знать множество кодов, а не только код того языка, на котором он разговаривает с детства. Например, коды поведения, в которых записано для мужчин особое от­ношение к детям, женщинам и старикам. «Молодым везде


Основы семиотики



у нас дорога, старикам везде у нас почет», — было записа­но в советской модели мира. Там же возникало и особое от­ношение к партии («Слава КПСС», «Партия — наш руле­вой», «Партия — авангард советского народа»). То есть это свой код, характерный для этой цивилизации, с собствен­ным пониманием «что такое хорошо и что такое плохо».

В рамках семиотической схемы советского времени, аб­солютно мифологичной, НАРОД является определяющей категорией, откуда следовали для внутренней среды два ти­пажа: СЛУГИ НАЮДА и ВРАГИ НАРОДА Во внешней среде существовали ИМПЕРИАЛИСТЫ («воинственные», «американские») и ВСЕ ПРОГРЕССИВНОЕ ЧЕЛОВЕ­ЧЕСТВО. Как видим, это чисто бинарный мир, где ВРАГИ НАРОДА связаны тайными нитями с ИМПЕРИАЛИСТА­МИ, что можно изобразить следующим образом:







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 763. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия