СИМВОЛЫ В ИКОНИЧЕСКОМ ЯЗЫКЕ
Визуальное пространство достаточно активно «освоено» человеком, поскольку сообщения в нем: а) лучше запоминаются и б) дольше хранятся в памяти. Естественно, что такое выгодное сочетание положительных характеристик должно было привлечь внимание человечества. В рамках визуального пространства (как сырого материала) мы размещаем свои сообщения, выполненные в рамках принятого иконического языка. Символы иконического языка обладают достаточной долговременностью, чтобы использоваться во всех сферах жизни человека. При этом оказывается возможным перенос 96_______________________ Г.Г. Почепцов. Семиотика символов из одной точки пространства-времени в другую. Так, в выборах 1970 г. в Чили использовался плакат, на котором советские танки стояли на фоне Праги и на фоне Сантьяго, подчеркивая, что может произойти при неверном голосовании избирателей. Легкость переноса символов из одной ситуации в другую обеспечивается их наднациональной основой. Вербальный язык жестко связан с нациями, в то время как иконический язык — универсален, Визуальное пространство и иконический язык часто используются в политической и религиозной коммуникации из-за универсального характера визуального пространства и достаточной его простоты. Поэтому нас окружает масса символов, отсылающих нас к тем или иным политическим или религиозным течениям. Перечислим некоторые из них. Осел — символ демократической партии США В прошлом веке в США возобладали обращения к библейским мотивам дня обоснования использования именно этого символа. Слон — символ республиканской партии США. Согласно словарю Хуана Керлота, слон есть воплощение мудрости, вечности, спокойствия и сострадания [80]. Роза служит символом чистоты и райской святости и посвящается Деве Марии. Вследствие именно этих католических ассоциаций символ розы не особенно приветствовался в России. Красный Крест — символ милосердия; в мусульманских странах его заменяет Красный Полумесяц. Трезубец — известен как знак Посейдона, княжеский знак в нашей истории. Сегодня — это малый герб Украины. Трезубец индийского бога Шивы символизировал три состояния — пассивность, инерция, активность. Крест — один из древнейших символов, иногда рассматривается как изображение перекладин «солнечного колеса». Позднее христианство сделало его своим символом, добавив символизм распятия на кресте. Свастика — интерпретируется как вращающееся солнечное колесо. Иногда рассматривается как вариант креста. В Средние века символизировала движение и силу солнца. Затем была заимствована нацистами как основной символ. Пес — в католической традиции это эмблема верности папе, в целом же — эмблема преданности, дружбы. В русской геральдике эмблемой верности была рука, сжимающая меч, поскольку пес входит в число ненормативной лексики («су- Основы семиотики _____________________________ 97 кин сын», «песья кровь» и проч., см. [143]). Одновременно «изображение собачьей головы и метлы служило символом опричнины Ивана Грозного, красноречиво манифестировавшим основные ее задачи: выслеживать, вынюхивать и выметать врагов» [67, с. 9]. На Яблоко сегодня претендует и город Нью-Йорк, и компьютеры «Apple». А также российский и украинский вариант партии «Яблоко». В последнем случае лидеры партии приходят на пресс-конференцию с яблоками. Свою же политическую коммуникацию они построили от противного: символом партии стал... ананас. Это нарушение перехода служит дополнительным средством привлечения внимания к партии. В принципе сегодня партии очень слабо отличимы одна от другой, что связано с недостаточным вниманием политтехнологов к этому информационному аспекту. Весь срез визуальной символики активно используется в рекламе, при создании товарных знаков, что позволило Касперу Веркману заключить: «Даже в символах, созданных с чисто коммерческими целями, можно до сих пор находить остатки древнего преклонения человека перед сверхъестественным объектом, а судя по той заботе, с которой дизайнеры и производители относятся к своим товарным знакам, кажется, что знаки эти постепенно начинают воспринимать как нечто большее, чем просто символы, имеющие ограниченную цель увеличения сбыта» [43, с. 396]. В главе «Символы, используемые в товарных знаках» автор рассматривает такие символы, как Солнце, Глаз, Женская фигура, Звезды, Короны, Руки, Кони. Не только в рекламе используются ассоциации с древними символами. Ими же активно пользуются художники. «С 1939 года одной из самых популярных фигур в американских комиксах стал Бэтмен — человек, набросивший на себя костюм летучей мыши для того, чтобы пугать преступников, которые особенно отличаются суевериями. Бэтмен защищает свой город от зла. Его главным противником является влюбленная в него женщина-кошка» [22, с. 245]. Кошка — это символ ведьмы (вспомним сохранившуюся до наших дней боязнь черных кошек, особенно если они переходят дорогу).
|