ТЕОРИЯ СЕМИОТИКИ СЕМИОТИКА: РАЗНЫЕ ПОДХОДЫ
Семиотика изучает знаковые системы политики, культуры, общества. Умберто Эко писал, что для семиотики наиболее интересны точки, где возможно возникновение лжи [230]. В свою очередь Брендан Брюс называет политиков «суперлжецами» [225]. Роберт Ходж и Гюнтер Кресс относят к семиотике «систематическое, всестороннее и последовательное изучение коммуникативного феномена в целом, а не отдельных его примеров» [242, р. 1]. Наименьшей семиотической формой они считают сообщение. Сообщение обладает направленностью, что особенно важно для политической рекламы. Сообщение имеет источник, адресат, социальный контекст и цель. Ходж и Кресс защищают свое понимание семиотики, названное ими «социальной семиотикой». Традиционная семиотика считает, что значения присущи тексту, поскольку вложены туда его автором, и при получении мы их декодируем. «Социальная семиотика не признает, что тексты производят те значения и эффекты, на которые надеялись их создатели, в действительности должна изучаться их борьба и неопределенность результатов, которая возникает на уровне социального действия, а также их влияние на формирование смысла» [242, р. 12]. При этом семиотическому изучению подлежат как вербальный, так и невербальные языки, в том числе и визуальный. Так, анализируя иконическое изображение «Благовещение», Ходж и Кресс рассматривая расстояние между фигурами, приходят к следующим выводам: «Близость... Основы семиотики означает сильные отношения, которые могут быть либо позитивными (любовь, интимность), либо негативными (агрессия, враждебность). Близость сама по себе несет противоречивость. Это в сильной степени неоднозначный знак... Отдаленность также неоднозначна, хотя проявляется не столь остро» [242, р. 53]. Как же мы прочитываем этот код? При этом идет подсказка при помощи других знаков, которые дают возможность однозначно прочесть расстояние между фигурами как знак. Включенность в ту или иную знаковую систему позволяет интерпретировать и реинтерпретировать один и тот же знак. Вспомним, к примеру, сказку «Гадкий утенок». Утенок был гадким в системе птичьего двора. Когда же его поместили в иную систему координат, он оказался прекраснейшим лебедем. Политическая реклама, так же как и семиотика, является многофакторным феноменом, в рамках ее воздействие осуществляется не по одному каналу, а по целому ряду одновременно. Поэтому именно семиотика как наука о разных знаковых системах представляет особый интерес для политической рекламы. Семиотика изучает знаковые процессы передачи информации. Есть ли они в политике и культуре? Они там присутствуют в первую очередь. Ведь в отличие от прямой передачи, характерной для обыденной коммуникации, любая коммуникация в политике и культуре носит как бы косвенный характер. Если мы слышим реальный разговор в троллейбусе — в нем присутствует одна мера условности. Этот же разговор, представленный на сцене, резко расширяет границы условности. Теперь перед нами будет не разговор, а изображение разговора, т.е. знак знака. Более того, этот разговор будет предназначен не для говорящих, а для нас, зрителей, т.е. знаковый характер приобретает и фигура слушающего. Он выступает уже не в естественной роли, характерной для обыденного общения, а в роли особой, зрительской, принципиально знаковой. Поэтому исследование художественных коммуникаций и представляет особый интерес для семиотики. Здесь проявление знаковости носит особо яркий характер. Г. Г. Почепцов. Семиотика Анализ политических и художественных коммуникаций в семиотическом аспекте возможен в первую очередь с использованием методов, выработанных в лингвистике. Почему язык оказался базой выработки и проверки семиотических методов? Почему именно там черпаются подходы? Проявления тех или иных закономерностей наиболее заметны там, где они четче проявляются. Там, где они выражены неярко, с ними работать сложнее. Часто обучение профессии происходит на моделях. Потому что модель акцентирует лишь существенные черты объекта, как бы «забывая» о несущественных. Архитектор имеет дело с эскизом, моделью дома, врач изучает схемы, картины, скелет и лишь потом — человека. Так и языковая коммуникация — это модель иных коммуникаций, поскольку, как нам представляется, человек изначально подходит к порождению любых видов коммуникаций. Именно опираясь на лингвистические в своей основе методы анализа, В.Я. Пропп изучал сказку, К. Леви-Строс — миф, итальянские и французские семиотики — кино, Г. Шпет — театр. Мир — это язык. Войны начинаются из-за языка. Благодаря языку они же и кончаются, как и обычные ссоры. Язык дан дипломату, как говорил Талейран, чтобы скрывать свои мысли. Это семиотическая проблема, решаемая в рамках моделирования политического мышления и политических рассуждений, нового направления политической науки. Мир — это язык, понимаемый в широком смысле: семиотическом смысле, когда культура рассматривается как конгломерат языков: язык кино и язык театра, язык живописи и язык балета... Поведение как знаковый язык сопровождает человека от седой древности до наших дней. Китай в далеком прошлом считал себя центром Вселенной, все остальные страны рассматривались им как подчиненные. Чтобы и поведенчески это выглядело так, в зал для приемов вела комната с низкими потолками, и послы, чтобы войти, должны были низко согнуться. Так, реальность была заменена семиотикой реальности, и, как следствие, подарки императору со спокойной душой записывались как дань. На этом примере можно увидеть, что один и тот же факт может получать разную интер- Основы семиотики претацию. Эти разнообразные знаковые интерпретации и станут предметом нашего рассмотрения, и поскольку политика — это коммуникация, мы не можем обойтись без опоры на те знания, которые накоплены в рамках семиотики. Общение — и художественное, и политическое, и обыденное — возможно при наличии ряда условий. Передача информации осуществляется лишь в случае предельной ее концентрации. Примером может послужить картина, в отличие от чистого холста, который в большей степени может явиться элементом окружающей действительности. Для общения же нужно видоизменить эту действительность. Это сознательное изменение и становится основой передачи. Схема передачи информации едина и для коммуникации художественной, и для коммуникации обыденной. В ней должен быть адресант (или тот, кто является отправителем-создателем сообщения), адресат (тот, кому оно адресовано) и само сообщение. Перед нами минимальный набор составляющих элементов: ДДРЕСАНТ-СООБЩЕНИЕ-ДДРЕСАТ Рассмотрим эти три составляющие коммуникативного процесса подробнее. Адресант в зависимости от художественной или обыденной коммуникации выполняет принципиально разную работу. В обыденной коммуникации адресант, как правило, не затрачивает усилий на то, чтобы создать язык (предварительно или в ходе самого порождения), на котором происходит общение. Он получает его готовым, язык существует вне его и до него. Адресант художественной коммуникации в этом плане выполняет двойную работу. Ему надо создать не только сообщение, но и сам язык этого сообщения. Ведь что такое те или иные художественные школы? Каждая художественная школа — это каждый раз создание нового художественного языка. Импрессионисты отличаются от абстракционистов, театральный язык Станиславского отличается от театрального языка Вахтангова. Это касается и политической коммуникации. Вспомним, как президентская кампания в США 1992 года потребовала внести кардиналь- 118 Г.Г. Почепцов. Семиотика ные изменения в тип коммуникации, который даже получил название «ток-шоу» из-за сильной ориентации на интерактивный характер взаимоотношений с аудиторией. Сообщение в политической коммуникации также отличается от коммуникации обыденной. В обыденной коммуникации мы в значительной степени сориентированы на объекты, находящиеся в пределах физической видимости. Политическая коммуникация с неизбежностью выходит на глобальные проблемы, соответственно ее объекты практически невозможно потрогать руками. Но политическая коммуникация стремится перевести эти глобальные объекты на уровень комнаты, дома, что снова ярко продемонстрировала президентская кампания в США 1992 года, когда все было переориентировано на показ преимуществ того или иного подхода с точки зрения дома, города, штата. Собственно говоря, это общее правило, заимствованное политиками из опыта рекламы, оно предусматривает приоритет преимуществ над характеристиками. Отсюда следует вывод, сделанный Бренданом Брюсом: «Каждая политическая партия должна понимать, как обещаемая ими политика улучшит ежедневную жизнь избирателей и как эти преимущества, когда они определены, относятся к основным ценностям партии» [225, р. 88]. И третий аспект — адресат, или аудитория. При рассмотрении данного аспекта следует помнить, что не только он, но и два предыдущих, практически выстроены так, чтобы в первую очередь учесть интересы и пожелания именно аудитории. И в этом — главная особенность политической коммуникации, в отличие от других видов. Ярким примером работы именно в этом направлении может послужить кампания по приближению к населению английского премьера Эдварда Хита, когда ставилась задача сделать из него Теда Хита дня всех, Брендан Брюс рассказывал: они обнаружили, к примеру, что в частных беседах у Хита был нормальный, приятный голос; выступая же публично, он вдруг начинал говорить слишком помпезно. Скрытно была записана его частная беседа, и имиджмейкеры стали работать в этом направлении. Чтобы избавиться от имиджа отдаленного от всех холостяка, они сделали фильм, где Хит плыл под Основы семиотики парусами с молодой женщиной. Но Хит сам испортил показ, упомянув перед журналистами, что это прислуга. Он также подвел имиджмейкеров, разговаривая с избирателями в манере инспектирующего, обращаясь с вопросом: «Нет ли жалоб?» В целом эта важная работа не дала ожидаемого результата. Но в нашем случае она интересна как пример различных подходов команды имиджмейкеров в правительственных кругах. Итак, мы видим, что семиотика и политическая реклама пересекаются по многим параметрам и во многих областях, поэтому знание семиотики столь необходимо для специалистов в области паблик рилейшнз, поскольку вооружает их необходимыми инструментариями теории и практики. ПРЕДШЕСТВЕННИКИ Лингвистика (Ф. де Соссюр), логика (Чарльз С. Пирс) Движение лингвистической мысли, и в определенной степени гуманитарной мысли в целом, задал в начале XX в. Фердинанд де Соссюр (1857—1913). В соответствии с общим стремлением к объективизации научного процесса идеи де Соссюра привлекли внимание и предопределили переход к лингвистике нового типа. Они увлекли лучшие умы того времени, и тем самым задали новую интеллектуальную схему развития лингвистики. Подобные представления в той или иной форме высказывались и до, и одновременно с де Соссюром, но он впервые изложил их в виде новой научной концепции. Сходные идеи объективации (формализации) были характерны и для ряда представителей языковедческой мысли в России. Здесь следует назвать Бодуэна де Куртене, который практически параллельно разрабатывал понятие фонемы, формально-грамматические идеи Фортунатова, Пешковского, Дурново и др. Многие стучались в эту дверь, но решительно открыл ее Фердинанд де Соссюр. Де Соссюр попытался вычленить в традиционном объекте лингвистики новые стороны и сконцентрировать на них свое исследовательское внимание. Ведь каждое новое нап- 120 ____________________ Г.Г. Почепцов. Семиотика равление строит свою модель предпочтений, избирая в языке те или иные его аспекты. Де Соссюр очертил новый круг представлений, вводя следующие разграничения: язык и речь, синхрония и диахрония, системный (структурный) характер языка, знаковые основания языка. Это была попытка сконцентрироваться на языке как абстрактном механизме, вычленить как бы интеллектуальные основы языка, когнитивные его основы, если говорить сегодняшним языком. Новый подход получил широкое признание и задал определенный виток развития лингвистической мысли. Из него выросли школы структурной лингвистики, получившие широкое распространение в мире, он задал основы нового типа лингвистического мышления и аргументации. Естественно, что наиболее консервативные институты общества в виде школ и университетов остались непоколебимыми, ибо стандартное преподавание и стандартное представление о языке не претерпело в XX столетии никаких изменений. Школьная модель языка XXI века принципиально та же, что и в XIX веке. Ф. Де Соссюр задал лишь смену исследовательских ориентиров, оставив в неприкосновенности школьный набор знаний. И это в какой-то мере правильно, так как на смену Соссюру затем пришли новые исследовательские школы. Но роль де Соссюра все равно значительна, особенно потому, что эти идеи дали всплеск новых разработок не только в лингвистике, но и во многих других гуманитарных областях — теории литературы, антропологии, мифологии и т.д. Рассмотрим некоторые идеи Ф. де Соссюра.
|