ЗНАК И СИМВОЛ
Задачей семиотического процесса является совмещение не только модели мира, но и пространственно-временных характеристик отправителя и получателя сообщения. Читая «Исповедь» св. Августина, мы совмещаемся с его пространственно-временным континуумом. Отложив в сторону книгу, мы вновь оказываемся в своем пространственно-временном континууме. Г.Г. Почепцов. Семиотика Для простого коммуникативного процесса, индивидуального речевого акта характерно изначальное совпадение пространства-времени отправителя и получателя. В качестве примера можно привести бытовой разговор. Для процесса семиотического свойства характерна пространственно-временная оторванность отправителя от получателя. Человечество, освоив письменность, стало эксплуатировать именно этот процесс в наибольшей степени. Основным стало опосредованное, а не прямое общение. Запись, стенограмма, протокол — все это выработанные цивилизацией формы фиксации данного процесса. До появления письменности этой же цели служила опора на свидетеля события, использовалась клятва, божба, для того, чтобы участник события впоследствии не мог изменить свои свидетельства. И сегодня при засилье письменной фиксации мы все равно имеем реликтовые остатки института свидетелей: они встречаются в юридической форме, как это имеет место при заключении брака, или в ритуальной, как, например, при вручении диплома. Фиксация может быть направлена как на визуальное, так и на аудиальное восприятие. П. Флоренский различал по принципу зрительной или слуховой ориентации соответственно католицизм и протестантизм, в православии он видел гармоническое объединение той и другой ориентации (подробнее о дальнейшем разграничении зрительной/слуховой ориентации см. [254]). Процесс общения мы можем разбить на три основные составляющие: коммуникативную, семиотическую и символическую. В случае коммуникативного процесса центральным является передача содержания, в случае семиотического—к содержанию добавляется и форма, в которую оно воплощено, причем они оба становятся обоюдоважными. Подчеркнем обязательность именно двух сторон, поскольку со времен русской формальной школы бытует разграничение следующего свойства: «Речь, в которой присутствует установка на выражение, называется художественной, в отличие от обиходной, практической, где этой установки нет» [171, с. 9]. Мы же считаем, что для семиотического процесса характерна двойная установка: и на форму, и на содержа- Основы семиотики ние. В процессе же символическом играет роль ориентация и на форму, и на содержание, и на самих получателя/отправителя. Разграничивая знак от символа, Н.С. Мусхелишви-ли и Ю.А. Шрейдер подчеркивают: «Знак часто выступает как заменитель (субститут) обозначаемого... Но каждый раз граница между знаком и означаемым, субститутом и субсти-туируемым проводится достаточно четко... В случае символа аналогичная граница размывается и в пределе исчезает совсем, ибо адекватное восприятие символа есть придание сознанию той самой направленности, на которую этот символ указывает» [127, с. 64]. Без подключения человеческого фактора символ невозможен. Поэтому, например, анализ символа, проведенный П. Сорокиным, страдает из-за попытки «объективизированного» взгляда на этот субъект, только со стороны наблюдателя, но не со стороны участников. Фетишизация, проводимая как отрицательная характеристика у П. Сорокина, не является таковой, если мы взглянем на нее не с позиции знака, а с позиции символа. В этом случае она сразу становится естественной и, как следствие, положительной характеристикой. Символ является принципиально расширяющимся, а не замкнутым знаком. Это расширение может идти в сторону абсолютного начала, как это имеет место у П. Флоренского, который в качестве характеристики символа рассматривает то, что за ним стоит гораздо больший объем. «Символ — такого рода существо, энергия которого растворена с энергией другого, высшего существа, поэтому можно утверждать, — хотя это и могло бы показаться парадоксальным, — что символ есть такая реальность, которая больше себя самой» [185, с. 329—330, 287, 293]. Все это говорит об ином объекте и об ином инструментарии, характерном для анализа символа. «Символика не может анализироваться в рамках семиологии, так как она не располагает свойствами языков и кодов», — пишет Ж. Мо-лино [249, р. 114] (перев. В. Мейзерского). Это не значит, что она не системна. Язык и код образно можно охарактеризовать как горизонтальную системность, это как бы системность однородных явлений. Символика более индивидуальна, ее мы можем обозначить в качестве вертикальной системности, где и один в поле воин, что отнюдь не исключает, а даже предполагает существование и других. Г.Г. Почепцов. Семиотика Это, вероятно, связано с тем, что человечество использует две фундаментальные системы коммуникации: одна из них тяготеет к передаче информации, другая — к передаче иерархии (ценностей). При этом вербальные структуры стали базовыми для передачи информации, невербальные — иерархии. Поскольку передача информации более изучена, остановимся на передаче иерархии. Именно этому служат типы одежды, прически, поэтому на улицах воздвигают памятники. Вспомним, как выглядел, например, типичный номенклатурный кабинет (портрет на стене, собрание сочинений под стеклом, телефоны на столе и т.д.). Символ кроме знаковости передает иерархию. Знак выполняет основную роль в передаче информации, хотя и обладает определенными характеристиками символа. Человеческое общество сильно диверсифицировано. Ф. Хайек даже пишет, что «в культуре, сформированной групповой селекцией, установление эгалитаризма должно привести к прекращению дальнейшей эволюции. Большинство, конечно, не держится эгалитаристских взглядов. Они возникают в условиях неограниченной демократии, когда правительству надо заручиться поддержкой самых низов» [190, с. 253]. Вероятно, мы сейчас попадаем в ситуацию, вслед за С. Трубецким удачно подчеркнутую В. Зеньковским в «Основах христианской философии», когда он разбирает мир платоновских идей. Наши символы и знаки становятся в нашем рассмотрении самодовлеющими единицами, когда они как бы замкнуты на себя. Кто же является субъектом знаков и символов, ведь получая черты вещности, они переходят в разряд самосуществования. В. Зеньковский пишет, что «лишь учение о том, что идеи суть мысли Божий, что субъектом идей является Бог, освобождает учение об идеях от момента овеществления» [66, с. 127]. Продолжая подобный подход, единицу-слово мы можем сделать принадлежностью тварного бьггия, знак определяет собою соборное бытие, а символы лучше рассматривать в качестве приближения к сфере абсолютного бытия. И все это вмещается в единой сфере сознания. Однако и тут мы сталкиваемся с ограничением возможности вхождения во все уровни нашего сознания. Как прекрасно пишет П. Адо в книге о Плотине: Основы семиотики «Мы можем подниматься до духовной жизни лишь путем постоянного движения вверх-вниз между отдельными уровнями нашего внутреннего напряжения. Обращая свое внимание вовнутрь, мы должны быть готовы испытать единство Духа, затем опуститься на уровень сознания, чтобы узнать, что именно наше "я" находится там, и вновь утратить сознание, чтобы обрести свое подлинное "я" в Боге. Точнее, в момент экстаза надо смириться с тем, что осознаешь себя лишь смутно» [4, с. 30]. Возможно построение коммуникации, которое исходит из абсолютного начала. В этом случае элементарной коммуникативной единицей становятся символы. Замена слов символами даст речь максимально афористичную, частично не понятную для обыденного сознания. С точки зрения стандарта, это нечто вроде «мнимостей в геометрии» П. Флоренского — мнимости в коммуникации. Знак, преодолевая себя в иной системе координат, становится символом. Но переход знак — символ не может носить всеохватывающий характер, поскольку перед нами две разные системы. Обратная перекодировка из символа в знак делает рутинным, заземленным исходно возвышенное сообщение. Знак меняет процесс коммуникации, символ меняет самого человека. Возникновение этих новых единиц и служит вехами развития человечества. При этом мы находимся не только в пос-лезнаковом, но и в послесимволическом отрезке цивилизации. Если список знаков ограничен, но в принципе он может расширяться, то список символов, наоборот, сужается с нашим движением вперед. Мы черпаем символы принципиально из прошлого периода. Ю.М. Лотман пишет: «В символе всегда есть что-то архаическое. Каждая культура нуждается в пласте текстов, выполняющих функции архаики. Сгущение символов здесь особенно заметно. Такое восприятие символов не случайно: стержневая группа их, действительно, имеет глубоко архаическую природу и восходит к дописьменной эпохе, когда определенные (и, как правило, элементарные в начертательном отношении) знаки представляли собой свернутые мнемонические программы текстов и сюжетов, хранившихся в устной памяти коллектива» [111, с. 11]. 136______________________ Г.Г. Почепцов. Семиотика Тем самым мы вновь вернулись к исходной зрительно-слуховой ориентации. Таким образом, человеческому общению свойственна се-миотжностъ, под которой мы понимаем непрямой путь передачи информации. Естественный язык не подлежит в этом плане семиотическому изучению, поскольку он является системой прямой передачи. С другой стороны, он вообще не является системой передачи, а скорее системой фиксации информации в целях последующей передачи. Семиотическими являются определенные изменения закономерностей, заложенных в языке. Например, в рамках языковой передачи информации речь идет об общении истинном — о соответствии языковых референтов неязыковым денотатам. Но литература, этикет, ложь, ирония, являясь непременным спутником человеческой цивилизации, а отнюдь не случайным исключением из нее, ни в коей мере не выполняют этого требования. Или иной пример. В рамках языка знание кода первично, лишь на базе этого знания порождается и понимается текст, который в этом плане является вторичным. Но кинотекст, как и любой другой художественный текст, порождает свой код постфактум. В этом случае первичен текст, код же становится вторичным. Язык в аспекте передачи информации иной, чем язык в аспекте фиксации информации. Де Соссюр был прав, ограничивая лингвистику языком. Ибо речь (которая социально, этикетно нормирована) уже подчинена закономерностям иного, неязыкового порядка, что в свою очередь имеет именно семиотическую ценность. Представим рассмотренные различия в таблице, куда добавим несовпадение значений автора и читателя, с которыми мы имеем дело в языках культуры.
Основы семиотики В этой же области лежит расхождение между единицами элементарного порядка. Дяя структурной (традиционной) семиотики, выросшей из исследования языка, — это знак. Для социальной семиотики (Кресс, Ходж) — это сообщение или высказывание. Причем нельзя признать имеющей объяснительную силу идею первоначального этапа тартуско-московской семиотической школы о том, что первичная моделирующая система (т.е. язык) предопределяет структурность вторичной моделирующей системы (т.е. литературы, театра, кино и пр.), поскольку базируется на языке. Ведь живопись, балет и т.д. не опираются на язык в такой же степени, однако подчиняются однотипным закономерностям. Все это говорит о том, что данные структурные закономерности вытекают не из языка, а являются отражением особенностей функционирования нашего мозга, нашего сознания. Вот где лежит единый источник, разграничивающий хаос и систему. Для этого не требуется никаких осознанных усилий, все это может проходить вне воли человека. Как заметил Ф. Хайек, «человек цивилизовался в значительной степени вне своей воли» [190, с. 247]. В другом месте он отмечает: «Поведение, необходимое дяя поддержания жизни маленькой группы охотников и собирателей, в корне отлично от поведения, которого ждут от человека в открытом, основанном на обмене обществе. Но если на приобретение и генетическое закрепление первого типа поведения у человечества уже ушли сотни тысяч лет, то для появления второго типа поведения необходимым условием стало не только заучивание новых правил, но и подавление с помощью некоторых из них инстинктивных реакций, более не соответствующих открытому обществу. Поддерживает эти новые правила отнюдь не сознание того, что они более эффективны. Наша экономическая система не является результатом работы нашего интеллекта: его возможности недостаточны для этого. Мы натолкнулись на нее, и она увлекла нас на невообразимую высоту...» [190, с. 241—242]. В языковой структуре целью является ускоренная передачи информации. В семиотической — запаздывающая. Детектив невозможен в языковой модели, поскольку тогда требуется раскрытие имени убийцы уже на первой страни- Г.Г. Почепцов. Семиотика це. Здесь важна не сумма, а результат, основным становится сам процесс передачи. Стандартная языковая ситуация знает, кто отправитель, кто получатель. Семиотическая ситуация может скрывать это, может совершать замену истинного автора на аниматора текста, т.е. семиотическая ситуация представляет собой отступление от базовой коммуникативной схемы. Поэтому, наверное, не совсем точным является базовое представление о семиотике как о науке о коммуникации. Семиотично лишь нарушение определенных норм, характерных дяя обыденного языкового общения. Почему неинтересен светофор, часто используемый в качестве примера в учебных пособиях по семиотике? Там нет отступлений, которые, конечно, лишили его простоты. В то же самое время большое число неучебных трудов посвящено текстам культуры, которые как раз построены на нарушении параметров, нормальных с точки зрения естественной коммуникаций. Увеличение разрыва в пространстве и времени заставляет отправителя и получателя увеличивать длину текста (сходно действует и иерархический разрыв), поскольку тормозится ответная реакция одного из участников. Исчезновение визуального подтверждения разговора (при этом один рассказывает другому, что тот не видит своими глазами) увеличивает его семиотичность, которая теперь не может быть подтверждена реальностью. Мы должны поверить либо автору, либо своей собственной модели мира. Аналогично действует любое изменение стандартной ситуации разговора. «Уберите микрофон», «Не будем при свидетелях» — это тип коммуникации, которая не стремится к распространению. Любопытно сравнить воздействие свидетелей на влюбленных, которым приходится замолкать, и на спортсменов, которые свои лучшие результаты, как установлено в социальной психологии, показывают как раз при наличии болельщиков. Информация, направленная на передачу результата, стремится к сжатию, та же, которая передает процесс, стремится к расширению. В результате образуются разные речевые жанры: Основы семиотики
В качестве подраздела социальной семиотики можно выделить политическую семиотику, где происходит реализация общих идей на конкретном политическом материале. Возьмем к примеру цветовую символику. Уже при рождении человека розовый и голубой цвета используются как символы для девочек/мальчиков. Затем красный (а это — вариант розового), как подсказали Ходж и Кресс, постоянно используется женщиной. И губная помада, и цвет ногтей, и румяна — все они в качестве основного заявляют красный цвет. Мы наблюдали борьбу за цвет флага во время становления украинской государственности. Это пример ограниченной системы, поскольку цветовые визуальные системы не имеют большого числа вариантов. При этом накал страстей становится еще больше, поскольку семиотические различия утрированно велики. Например, когда поднимался красно-черный флаг УПА, всегда звучал голос председательствующего: «Кто поднял? Уберите. Это провокация». Можем отметить целую серию подобных закономерностей: 140 _______ Г.Г. Почепцов. Семиотика 1) Чем ограниченнее система, тем сильнее идет процесс фетишизации, поскольку значение каждого символа возрастает. Вспомним борьбу за снятие памятников Ленину. Даже в апреле 1992 года депутаты российского парламента требовали восстановить старое убранство зала. 2) Масштабная фетишизация (символизация) одновременно порождает минифетиши. Она носит максимально системный характер, происходит проникновение данного символа во все возможные сферы. К примеру: красный флаг — красный галстук — значок — красная скатерть — красный уголок. 3) Символизация стремится к распространению на другие уровни. Предыдущий вариант распространения был как бы горизонтальным распространением, а есть и вертикальное. Американский флаг есть в каждой американской школе и перед многими частными домами. Бюст Ленина мы стремились установить в любой точке пространства. 4) Возможна фетишизация пространства и времени. 5) Перемены в пространстве могут давать такую же фетишизацию, как и перемены во времени. Если во времени — это переход ребенок-взрослый, который маркируется паспортом (вспомним «краснокожую паспортину» и пр.), то переход пространственный может иметь такие же семиотические свойства. Например: хадж в мусульманской религии, «прочане» и «чумаки» в рамках украинской модели мира. 6) Фетишизация возможна даже в данной точке пространства, ср.: символику левого и правого [170]. Причем наше политическое деление отличается от западного, где наши левые партии считаются правыми, и наоборот. 7) Фетишизация прослеживается и при сопротивлении возврату старой символики, ср. яростное неприятие гимна Александрова-Михалкова в российских СМИ. Каковы же общие выводы из предложенного рассмотрения? Знак и символ являются центральными событиями человеческого бытия. Именно наличие их сделало человека человеком, а примитивное общество — цивилизацией. Смена Основы семиотики исторической системы, которую мы сегодня проходим, в первую очередь отражается на смене символов. И основные усилия этого периода носят вербальный характер: перед нами проходит борьба со старыми символами и борьба за новые символы (подробнее см.: [144, 145]). Интересно, что при этом вновь возникает безальтернативная модель. Символы разных систем не могут сосуществовать. Демократические символы с таким же упорством ведут борьбу с символами социалистическими, как это было в предыдущий период с ними самими. Это говорит о том, что в основе символа лежит единственность. Знак же носит более системный характер.
|