СТЕРЕОТИП ГЕРОЯ И СОБЫТИЯ
Семиотический характер биографии был вскрыт в пионерской работе Григория Винокура «Биография и культура» [45]. Это можно увидеть уже в исходном определении биографии: «Биография, как историческое явление весьма высокой сложности, есть, разумеется, не просто структура, а как бы структура структур, т.е. такая структура, в которой каждый отдельный член в свою очередь обладает структурным строением» [45, с. 41]. И тип биографии сегодня становится объектом для социологического изучения. «Классовые общества, предположительно открытые, отличаются не только тем, что они считают успехом, но и образцами карьеры, которые они предпочитают и поддерживают как средство достижения успеха» [167, с. 121]. Мы сталкиваемся с тем или иным набором биографий, к примеру, в листовках о кандидатах в депутаты. Все цивилизации обладают механизмами героизации своих членов, четко разделяя хорошее поведение от плохого. Соответственно возникает и проблема описания и фиксации героического. Сергей Аверинцев писал о древнегреческой риторике: «Поэтика сиикрисиса [сопоставления. — Г.П.], игравшая столь важную роль в античной литературе и столь чуждая современному восприятию, имела своей "сверхзадачей", очевидно, именно этот эффект восхождения от конкретного к абстрактному, к универсалиям. Когда мы говорим "син-крисис", трудно не вспомнить Плутарха, а потому оглянем- 150 ся на его "Сравнительные жизнеописания": если в пределах каждой биографии герою еще как-то дозволяется быть самим собой, то, как только дело доходит до синкрисиса, оба героя преобразуются в нечто единое — в двуединый инструмент для выяснения некоторой общей ситуации или общего орально-психологического типа» [2, с. 20]. Мы видим в биографии знаковые и незнаковые ситуации. В этом же плане можно прочесть фразу Ролана Барта: «Гангстеры и боги не разговаривают — они помахивают головой, и все свершается» [21, с. 116]. Только знаковые, только работающие на определенный символизм события отбираются в целях политической рекламы. К примеру, в избирательный фильм Клинтона попадают кадры его встречи с Кеннеди, соответственно обеспечивая символическую привязку. В этом плане Григорий Винокур говорит о синтаксисе: «Самая последовательность, в которой группирует биограф факты развития, а отсюда и все свои факты вообще, есть последовательность вовсе не хронологическая, а непременно синтаксическая. Разве не этим объясняются все так называемые «хронологические отступления» в исторических повествованиях?» [45, с. 33]. Таким же знаком биографии становится слово как поступок. «Само содержание слова теперь только признак, указывающий на личность того, кто говорит. Не что сказано в слове, а только что он сказал в этом слове — так формулируется теперь наша проблема, не что сказано, а кем и как сказано» [45, с. 81]. Здесь мы видим тесное сближение с идеями М. Бахтина, еще более заметное в следующем отрывке: «Слово — не только выражение некоторого смыслового содержания, но также некоторый социально-психологический акт того, кто его произносит. Оно, следовательно, не только передает нам, в своих предикативных формах, идеи и образы, но еще и подсказывает нам, в формах экспрессивных, каковы поза, манера, поведение того, кто совершает самый акт предикации» [45, с. 80]. М. Бахтин, анализируя философию поступка, писал: «Великий символ активности, нисхождение Христово... Мир, откуда ушел Христос, уже не будет тем миром, где его никогда не было, он принципиально иной» [23, с. 94]* Основы семиотики Героическое присутствует постфактум, это общество затем приписывает тому или иному поступку оттенок героического. Мы начинаем действовать в соответствии с этим стереотипом, внося в жизнь ощутимый элемент вдеализа-ции. Ю. Лотман писал, что декабристы рассматривали свое вступление в тайное общество как переход в мир исторических лиц, отсюда — смена поведения. «Осознание себя как исторического лица заставляло оценивать свою жизнь как цепь сюжетов для будущих историков, а вслед за ними — поэтов, художников, драматургов. С этой позиции в оценку собственной реальной жизни невольно вмешивался взгляд со стороны —- с точки зрения потомства. Потомок — зритель и судья того, что великие люди разыгрывают на арене истории. И декабрист всегда ощущает себя на высокой исторической сцене» [107, с. 338]. Еще более активно, чем в жизни, мир героического порождается каналами коммуникации, и в первую очередь литературой. Именно там собирается «банк данных» героического. Герой мифа, как считал У. Эко, частично предсказуем, что нельзя сказать о герое современной цивилизации, «где нам предлагается рассказ, в котором основной интерес читателя перемещается в непредсказуемую суть того, что должно произойти и, соответственно, к изобретению сюжета, который теперь удерживает наше внимание. Событие не происходило до рассказа; оно происходит во время рассказывания, и обычно даже автор не знает, что будет дальше» [231, р. 109]. Этими словами Умберто Эко анализирует такое явление массовой культуры, как супермен. В массовой культуре, и особенно в романах Я. Флеминга, Умберто Эко видит большой массив избыточной информации. Так, для романов о Джеймсе Бонде характерно то, что читатель с самого начала знает все о противнике, его характерных чертах и планах. При этом Флеминг использует архетипические схемы, наполняя их новым содержанием. Бонд — это «принц, который спасает спящую красавицу; между свободным миром и Советским Союзом, Англией и неанглосаксонскими странами реализуются примитивные эпические отношения между привилегированной расой и низшей расой, между белыми и черными, хорошими и плохими» [231, р. 161]. Г.Г. Почепцов. Семиотика Каждая эпоха выносит на поверхность свой элемент героического. В довоенное время — это героика «трактористов», «танкистов», «летчиков», в соответствии с теми задачами, которые тогда решало государство. В зависимости от исторического периода оно выносило на пьедестал победы то Павлика Морозова, то Зою Космодемьянскую. Макс Ве-бер писал: «Протестанты... подвергают критике аскетические (действительные или мнимые) идеалы жизненного уклада католиков, католики же в свою очередь упрекают протестантов в "материализме", к которому привела их секуляризация всего содержания жизни» [41, с. 65]. Он сам цитирует утрированную форму этого противопоставления: «протестант склонен хорошо есть, тогда как католик предпочитает спокойно спать» [41, с. 66]. Если мы обратимся к понятию «джентльмен», то здесь также возникает свой набор характеристик: «Джентльмен должен выделяться отвагой и щедростью. Его одежда и доспехи должны соответствовать его положению; от него требуется также большая образованность. Он должен содержать прислугу, не занятую ничем, кроме обслуживания его особы» [130, с. 132]. Американцы выделяют два типа героев бизнеса — предприниматель и организатор. Предприниматели — это сильные личности, на счету у которых вся индустрия Америки, это они создали железные дороги, нефтяные компании и тд.. «Поскольку предприниматель сделал так много из ничего, он становится героем для среднего человека Америки. Предприниматель часто сам начинает как обычный человек, у него нет унаследованного положения или унаследованных денег, он становится сам по себе миллионером. Потому он представляет собой прекрасный пример Американского идеала равных возможностей» [245, р. 106]. Предприниматель этого типа принадлежит девятнадцатому веку. Организатор, наоборот, является примером, как из ничего получается что-то. Он управляет организацией, созданной кем-то, каким-то предпринимателем. Постепенно поднимается наверх, но никогда не становится боссом, над ним всегда есть кто-то. «Он поднимается наверх своей организации не на основе своих способностей, но на базе того, что он умеет быть нужным тем, кто наверху... Обычно он разделяет ответственность с други- Основы семиотики ми организаторами, которые принимают решения вместе. Предприниматель, с другой стороны, был единственным и бесспорным руководителем своего бизнеса» [245, р. 108]. Как видим, героический имидж американского бизнесмена испытывает упадок. При этом герои могут избирать ту или иную манеру поведения для закрепления своей «героичности». Приведем примеры из античности: Нерон: «Желание бессмертия и вечной славы было у него всегда, но выражалось неразумно: многим местам и предметам он вместо обычных названий давал новые, по собственному имени: так, апрель месяц он назвал Неронием, а город Рим собирался переименовать в Нерополь» [174, с. 174]. «Но более всего его увлекала жажда успеха, и он ревновал ко всем, кто чем бы то ни было возбуждал внимание толпы» [174, с. 173]. Клавдий: «Сам он в своем возвышении держался скромно, как простой гражданин. Имя императора он отклонил, непомерные почести отверг, помолвку дочери и рождение внука отпраздновал обрядами без шума, в семейном кругу. Ни одного ссыльного он не возвратил без согласия сената» [174, с. 136]. Александр Македонский: «...они посоветовали Александру напасть на врагов ночью... Знаменитый ответ Александра: «Я не краду победу» [138, с. 76] Цезарь: «Держать надгробные речи при погребении старых женщин было у римлян в обычае, в отношении же молодых такого обычая не было, и первым это сделал Цезарь, когда умерла его жена. И это вызвало одобрение народа и привлекло его симпатию к Цезарю как к человеку кроткого и благородного нрава» [138, с. 118]. Или: «В самом Риме Цезарь, благодаря своим красноречивым защитительным речам в судах, добился блестящих успехов, а своей вежливостью и ласковой обходительностью стяжал любовь простонародья, ибо он был более внимателен к каждому, чем можно было ожидать в его возрасте. Да и его обеды, пиры и вообще блестящий образ жизни содействовали постепенному росту его влияния в государстве» [138, с. 117]. Мы видим последовательное перечисление тех или иных характеристик, которые как бы выстраивают позитивный или негативный облик. Причем интересно, что эти основ- Г.Г. Почепцов. Семиотика ные параметры не изменились со времен античности. Если, скажем, мы откроем «Характеры» Феофраста, то все его определения годатся нам и сегодня, с тем же негативным оттенком. Например, «Тщеславие мы определяем как низменное стремление к почету» [183, с. 28]. Возможно, это связано с тенденцией видеть общее, а не частное, что С. Аверинцев считал особенностью античности. Он написал: «Общее место — инструмент абстрагирования, средство упорядочить, систематизировать пестроту явлений действительности, сделать эту пестроту легко обозримой для рассудка....Вся античная культура воспитывала вкус к общим местам...» [2, с. 16]. Ср. также: «Познавательный примат общего перед частным __ необходимая предпосылка всякой риторической культуры» [1, с. 8]. Именно поэтому эти «формулы» читаются сегодня столь современно, в них осталось то общее, что близко и нашему времени, и времени античности. Опираясь на такую агиографию, находясь в заключении, Даниил Андреев, Василий Опарин и Лев Раков создали «Новейший Плутарх. Иллюстрированный биографический словарь воображаемых знаменитых деятелей всех времен и народов от А до Я» [8]. Здесь (часто в юмористической форме) обыгрываются стереотипы подобных биографических описаний. Например: «В ночь рождения его мать Секлетея вышла из избы на двор (источники дружно молчат о цели ее выхода, и в исторической литературе есть несколько мнений об этом)» [8, с. 234]. Основоположник новой научной дисциплины «Сравнительной истории одежды» описывается при помощи изложения его проектов одежды для нищих первого, второго и третьего рангов: «Второй рисунок изображает проект формы "городского нищего 2-го ранга", имеющего право просить милостыню "у подъезда всех общественных зданий города". На его служебный разряд указывают две заплаты и наличие черной кожаной сумы для сбора милостыни, украшенной гербом города» [8, с. 231]. Стереотипы событий также существуют, и мы практически лишены возможности их избежать. Многочисленные эксперименты показали, что изменить стереотип невозможно, борьба с ним — напрасная трата денег. Американская избирательная кампания направлена не на борьбу за тех, Основы семиотики кто уже принял решение, за кого голосовать, а только за тех, кто такого решение еще не принял. Причем в их случае это может быть 2—3%. Столкнувшись со стереотипом, надо принимать его как данность. И попытаться построить радом новый стереотип, что в результате может оказаться разумной тратой денег. Но еще более эффективной может оказаться попытка использовать имеющийся стереотип, чтобы на базе его построить свое сообщение, как бы надстраивая этаж за этажом. Таким образом, перед нами возникает два пути движения, в зависимости от того, положительна или отрицательна направленность имеющегося стереотипа. С одной стороны, мы можем присоединиться к уже существующему положительному стереотипу. Взяв положительное событие, с которым многие согласны, политик как бы «встраивает» себя в его структуры. Сюда можно отнести и такой парадокс, о котором упомянул президент Эстонии на похоронах Юрия Лот-мана. Часто, при посещении какой-либо страны, в разговорах выяснялось, что Эстонию знают как республику, где живет профессор Лотман [116]. В случае отрицательного стереотипа политик также может воспользоваться им, выступив в роли защитника от этого «лиха». То есть чем большей оказывается беда, тем большие лавры может стяжать защитник. Часто «оппонент» сознательно конструируется. Если стереотип из положительного становится отрицательным, то от него надо вовремя отойти. Так поступила компания «Пепсико», разорвав контракт о спонсорстве 26 миллионов долларов с Майклом Джексоном из-за его пошатнувшейся репутации. Соответственно отсылку на подобную ситуацию сразу же использовал конкурент — компания «Кока-кола»: «после того как личный доктор Джексона заявил, что ноябрьский концерт в Бангкоке отменен из-за обезвоживания организма музыканта, все крупные местные газеты напечатали рекламу "Обезвожен? Пей кока-колу!"» («Аргументы и факты», 1994, №16). Возможно и обратное движение — продажа товара с отрицательным стереотипом. Так произошло с 500 экземплярами автомобиля «Трабант» (производимого в ГДР). Это Г.Г. Почепцов. Семиотика пластмассовое двухтактное чудо было названо последней местью Ульбрихта восточно-немецкому народу. Они застряли на пять лет на таможенном складе в Турции, поскольку двухтактные модели нельзя было ввозить в эту страну. Теперь «сами же западники, изощренные в приемах маркетинга, умело вызвали в народе ностальгию по ушедшим временам и автомобилям. Бывшего «гадкого утенка», недостойного немецкой инженерной мысли, они теперь с успехом продают как «трабант, легенду на колесах»!» («Московские новости», 1995, № 67). Стереотип столь же реален, и без учета его противодействия нельзя строить воздействие. Учет этого помогает политику использовать сам стереотип как плавсредство.
|