Развитая знаковая система
Возможно, это может быть связано также и с тем, что мы описываем данный объект с помощью достаточно сложной системы •— естественного языка. В свое время тартуская семиотика говорила о первичных и вторичных знаковых системах, рассматривая вторичные моделирующие системы (театр, кино и др.) как таковые, в которых структурность продиктована прототекстом, на котором они были записаны. Еще одним вариантом увеличения системности, знаков вости становится первое вхождение в данную систему знаков. Часто это оформлялось особым образом в виде обрядов инициации. Это был вариант внесистемного/системного нахождения одновременно. Это срабатывает даже тогда, когда подобные обряды не существуют или носят факультативный характер. Например, мы увеличиваем диапазон системности своего мира, когда наряжаем елку ради ребенка. Мы начинаем поддерживать этот виртуальный мир другими способами: покупкой подарков, рассказами о Деде Морозе. Хотя мы и не верим в это, но являемся активными участниками всех праздников. А участие в процессе часто более значимый фактор, чем вера, как это, кстати, очень часто происходит и в случае религии. Александр Бенуа писал о первом выходе своих дочерей в театр. Хотя они жили в десяти минутах от Мариинского театра, «было решено прибегнуть к карете, и это не столько из опасения простуды (стоял ноябрь и уже сыпал снег), сколько именно для придачи всему большей торжественности» [25, с. 379]. То есть происходит сознательное увеличение знаковости события. Сходным образом мы увеличиваем знаковость во всех событиях-переходах в иное социальное состояние. Например, свадьба, получение диплома, рождение ребенка. Процессы подобных переходов человеческая цивилизация делает максимально знаковыми. Основы семиотики Таким образом, вся жизнь человека строится на постоянном увеличении знаковое™, числа знаковых систем, которыми он постепенно овладевает. Семиотика в своем первом приближении в теории Ф. де Соссюра рождается из исследования такого объекта, как естественный язык. Семиотика советского периода (Ю. Лот-ман, Б. Успенский и др.) основывается на таком объекте, как язык культуры. При этом Ю. Лотман активно подчеркивал, что главное отличие художественной коммуникации состоит в базировании на неоднозначности, что позволяет, например, читать одно и то же стихотворение неоднократно. В то же время естественный язык стремится к однозначности. Таким образом, первый вариант семиотики возникает при одном типе перехода от хаоса к порядку, второй — при другом, гораздо более структурно сложном типе объекта.
Суммарно можно сказать, что семиотика как наука возникает при изучении объектов сложного типа, которые можно охарактеризовать следующим набором особенностей: • нет единства интерпретации; • могут переходить в иные системы: театр, кино, живопись; • характерной является также человеческая неоднородная среда (например, русский «серебряный век» характеризуется пересечением разных типов творцов: от художников до писателей); • неоднородность восприятия, когда, например, зритель, воспитанный на одном типе кодов, переходит к другому; • полиструктурность в отличие от моноструктурности (например, роман в отличие от инструкции по пользованию утюгом). Все это говорит о сознательно усложненной структуре. Она усложнена на уровне отправителя сообщения, на уровне самого сообщения, и на уровне получателя сообщения. То есть уровень структурности, сложности на каждом из Г.Г. Почепцов. Семиотика этапов не понижается, а возрастает. Например, какая-нибудь «эзотерическая» художественная школа будет иметь не только особого типа художников, но и особого типа адептов. Они будут взаимно усиливать друг друга. Иной полюс — массовая культура — базируется на принципиально упрощенном типе получателя информации, следовательно, в любом случае будут иметь место «лимита» структурности, пределы сложности, наложенные как на сообщение, так и косвенно, на его отправителя, который в ответ может порождать сообщения только определенного уровня. Массовая и «высокая» культура отличаются даже по контекстам потребления. Уединенность, индивидуальность и тишина характерны для «высокой» культуры, чего нельзя сказать о культуре массовой. Возможно, по этой причине в рамках массовой культуры порождаются типичные герои и стандартные сюжеты, например, в мыльной опере или вестерне. Подобное ограничение естественным образом облегчает восприятие, поскольку получатель информации обладает заранее заданными предсказующими механизмами по развитию сюжета, по типажу героя и его поведению. Знаковый характер возникает, как мы видим, не только на уровне слова, но и на уровне сюжета. «Правильный» сюжет отличается от «неправильного», и они рассчитаны на различные аудитории. По этой причине все массовые жанры, от фантастики до мыльной оперы, тяготеют к определенному единству сюжетного порядка. Отклонение от нормы может возникать только в случае отдельных произведений, за которыми сегодня не стоят «школы». Это произведения-единицы, где знаковость содержится только в них самих, отличаясь от знаковости, продиктованной извне законами жанра. Главной особенностью семиотического объекта следует признать наличие параллельных структур. Знаковость развертывается параллельно в плоскости форм и в плоскости значений. Знаковость реализуется в процессах интертекстуальности, когда в любом из текстов можно увидеть скрытые и явные отсылки на другие тексты. Идеальным семиотическим объектом является такой, который имеет длинную историю «переводов» из одного семиотического языка в дру- Основы семиотики гой. Например, роман о реальных событиях, на базе которого сделан фильм или поставлен балет. ^^- Балет Событие --------- ► Роман СГ^ Фильм Каждая из реализаций, являясь самостоятельной, с неизбежностью будет учитывать прошлые попытки создания системы, организации данного набора фактов в художественную конструкцию. При этом часть событий принципиально не сможет попасть в новый тип художественной конструкции, что связано со знаковыми возможностями именно данной системы. Семиотика направлена на изучение параллельных структур. Отсюда и возникает ее известная междисциплинар-ность. Семиотика «подпитывается» подобной междисцип-линарностью. Это вдвойне очевидно, поскольку понять законы одной семиотической системы можно только при наличии другой семиотической системы. Нахождение внутри системы не позволяет увидеть и разграничить знаковое и незнаковое, характерное именно для данной системы. Именно в этих переходах от сырого фактажа к художественной конструкции и находят свою реализацию семиотические закономерности. Общим для массовой и художественной коммуникации следует признать и то, что главенствующей для них является гедонистическая функция. Например, вряд ли зрителя, котсрый садится к экрану телевизора, интересует переворот в Зимбабве как знание, как реализация информационной функции. Вероятно, это в определенной степени модельное проигрывание чувства страха в условиях комфортности, в которых расположен зритель. Перед ним проходят наводнения и перевороты, совершенно неопасные для него. Человеческое общество заинтересовано в поддержании определенного уровня знаковости. Это дает возможность кодировать и сохранять в человеческой памяти важные варианты человеческого поведения. Наличие подобных вари- Г. Г. Почепцов. Семиотика антов делает жизнь последующих поколений более сложной, но и более богатой, поскольку резко усложняется именно виртуальный мир. Обладая практически теми же биологическими качествами, что и столетия назад, современный человек живет в гораздо более усложненном варианте виртуального мира. Способствует этому и принципиальный переход к иному типу общества, который произошел с человечеством. Общества прошлого тяготели к закрытости, общества настоящего стремятся к открытости. Закрытые общества порождают более прогнозируемые решения, поэтому происходит постепенная ритуализация общества. Для них требовался определенный тип лидеров. Например, Л. Брежнев был бы плох для общества открытого, но идеален для общества закрытого. Поскольку тип Хрущева был другим, ему пришлось уйти с политической сцены. Немецкий разведчик Маркус Вольф вспоминал: «В Америке Хрущев, наверное, стал бы сенатором. У Хрущева был абсолютный дар общения с людьми. В ГДР он был очень популярен даже тогда, когда его разлюбили в СССР. Помню, сопровождал его на Лей-пцигскую ярмарку. Там был жуткий ветер, который унес конспект его выступления. Так Хрущев говорил без бумажки в пять раз дольше, чем предполагалось» («Известия», 2001, 17 июня). Советский Союз был обществом закрытого типа, поэтому он проиграл соревнование с Соединенными Штатами Америки. При этом интересно, что в последние годы происходит строительство подобной «империи», но уже в чисто виртуальном пространстве. В русской литературе возникло «имперское сознание», что дает большие возможности именно семиотического порядка. Например, романы Холь-ма ван Зайчика, которые описывают виртуальную империю, за которой четко угадывается СССР. То есть Советский Союз — исторический трансформировался в Советский Союз - виртуальный, где часть объектов получила свое воплощение, а часть осталась вне его. И сегодня именно он сгал источником вдохновения для ряда литературных произведений. Постепенно возникает нечто подобное культурному об- Основы семиотики разу Австро-Венгерской империи. В наших романах произошло определенное переосмысление. В самом Советском Союзе, были значимыми одни характеристики, у его критиков — другие, теперь на авансцену вышли третьи. Именно они подчиняют себе сюжет, разворачивая его в нужную сторону. Например, империя — это бюрократия. В рамках настоящего Советского Союза она строилась как «подчиненная народу» (вспомним пропагандистскую трактовку депутатов как «слуг народа»). В модели диссидентов бюрократия была правящим классом, захватившим в свои руки власть. В романах ван Зайчика бюрократия возникает как «бюрократия с человеческим лицом», в числе которых находятся наиболее сильные профессионально и подготовленные граждане. В этом случае сосредоточение большей власти в их руках уже не является отрицательной чертой. Чем большим количеством кодов обладает общество, тем более сложный виртуальный мир оно порождает. В критические периоды (война, революция) происходит кратковременное или долговременное уничтожение части кодов. Начинают функционировать не только избранные коды, но и разрешенные типы сообщений. В этот период общество более жестко наказывает за нарушение этих закономерностей. Но такие критические периоды скоротечны. В своей норме общество благосклонно относится к порождению новых кодов и новых текстов. Правда, часто оно спасается тем, что закрывается от реагирования на эту новизну, отнеся ее либо к компетентности только специалистов, либо выделив ее в закрытые сферы (например, отнеся ее к жизни «богемы»). Семиотический компонент оказался очень существенным для функционирования общества на любой стадии его развития, поскольку в нем находят свое воплощение многие цивилизационные характеристики. Цивилизация полностью создана разнообразными семиотическими механизмами. По характеру своего функционирования семиотические механизмы дают возможность потребителю совершать определенные энергоинформационные скачки. Материальная форма слова дает в результате его понимания бесконечно более богатую энергоинформационную структуру. Напри- Г.Г. Почепцов. Семиотика мер, несколько произведений А. Гайдара в закодированном виде дают практически все варианты развития советского общества в виде определенной аксиоматики. Причем А. Гайдар сделал этого до того, как процессы подобного рода были реализованы в стране во всей полноте. «Чук и Гек» отражает тягу к захвату новых территорий, свойственную всем новым и активно развивающимся странам. «Судьба барабанщика» — борьбу с врагами как основополагающую аксиому советского общества. «Сказка о Мальчише-Кибальчише» — мобилизационную готовность советского народа в мирное и военное время. Советская цивилизация очень серьезным образом эксплуатировала знаковый образ «врага», что вполне соответствует достаточно простым видам реакций обществ прошлого. Набор возможных действий «врага» вновь укладывается в простые нарративные схемы. Нарратш, как способ организации опыта, пронизывает всечеловеческое существование. Вероятно, по этой причине X. Олкер попытался применить нарративные структуры В. Проппа, созданные на материале волшебной сказки, к описанию событий мировой истории [217]. То есть перед нами более универсальный механизм, чем считалось до этого. Например, при подготовке документов ГКЧП использовался опыт латиноамериканских диктатур, зафиксированный в соответствующих разработках («Версия», 2001, 21-27 авг.). То есть нарратив латиноамериканский стал предметом изучения для переноса на нашу почву. Семиотика выступает как определенный «структурный переводчик», «путеводитель по структурам», «взломщик кодов». Владение одним из кодов, понимание одной из структур дает возможность совершить то же самое с новой структурой, изучить новый код. Вероятно, можно считать, что есть два вида форм: формы, направленные на процесс, и формы, направленные на результат. Примером первой является музыка или детектив, где важно находиться в процессе, наличие конечного результата уничтожает процессность. В результате возникает стремление удержать внимание без движения вперед. Именно поэтому возникает бесконечное разнообразие Основы семиотики форм. Утрированно можно считать, что это формы, ориентированные на начало, в отличие от форм, ориентированных на завершение. Семиотика занимается конструкциями социальной памяти, это определенная социальная инженерия. Но они могут быть реализованы как в тексте, что более стандартно, так и запечатлеться просто в памяти. Миф в этом плане и становится одним из способов организации социальной памяти. Это нетекстовый тип, поскольку обычно текст следует из события, а миф, наоборот, сам порождает события, поскольку носитель данной картины мира все происходящее объясняет сквозь инструментарий памяти.
|