СЕМИОТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ
Семиотическое противопоставлено естественному, поскольку является результатом выбора того или иного варианта, а не прямым продолжением ситуации. Например, если западный вариант построения эстетического характеризуется поиском эстетики симметрии, то восточный строится на эстетике асимметрии. Семиотическое является принципиально публичной реализацией, где играет существенную роль наличие как адресата сообщения, так и наблюдателя. Семиотическое всегда является порождением общества и общественного. С одной стороны, на это выталкивают потребности коммуникации, исхода из которых следует определенным образом структурировать действительность, чтобы она была одной как для отправителя сообщений, так и для получателя их. С другой, общество в целом требует струкгурации для облегчения процессов управления и понимания. Порядок отличается от хаоса именно его стругаурацией, в результате которой уже можно говорить об определенной предсказуемости. Осмысленность — это предсказуемость. Я понимаю только тогда, когда могу предсказывать появление следующих элементов. Семиотическое позволяет экономить ресурсы, кодируя социальный опыт в большом количестве виртуальных миров. Мир хочет учиться на чужих ошибках. Это ему позволяют сделать семиотические механизмы, которые в состоянии кодировать и создавать условия для раскодировки больших объемов информации. Возникает третье условие, подталкивающее мир в сторону все большей семиотиза-ции — это облегчение условий хранения информации как в памяти индивидуальной, так и в памяти социальной. При этом мы постоянно вводим новые символизации. Так, «Лебединое озеро» после путча 1991 года отсылается не только в область культуры, но и в область политики. Учитывая проблему интертекстуальности (т.е. взаимозависимости одного текста от других), можно говорить о семиотике как о механизме, позволяющем входить в ииострукту-ры (считывать с иноструктур). Семиотика наводит мостик в Основы семиотики виртуальный мир. Это определенные механизмы входа и выхода, переходов на более высокие уровни концентрации информации. И обратные переходы: от текста к действительности. Мы начинаем трактовать, например, поступки политических лиц с точки зрения мифологических представлений, в которые мы их вписываем. Выборы в этом случае выглядят как смена мифа: миф Ельцина должен был смениться мифом Путина. Если Ельцин стал восприниматься как Царь, то Путин стал чиновником. Если Ельцин, в соответствии с советской историей, переставал ходить сам, то Путин, наоборот, наглядно демонстрировал свои физические возможности (на татами, на корабле, в кабине истребителя, на горных лыжах). У Царя также бывает героическое прошлое, но только до того, как он воцарится. Как Царь Ельцин имел право на исключения, на фаворитов. То есть мы можем даже оправдывать определенные поступки реальных исторических фигур в зависимости от присвоения им определенных канонов поведения, зафиксированных в виртуальной плоскости. Самое удивительное заключается в том, что сами эти исторические фигуры ведут себя в соответствии с запрограммированностью этого уровня. Например, Ельцину нравилась неофициальная фиксация его как царя в кругу его сподвижников. Виртуальный мир, изучаемый семиотикой, имеет более существенное значение для мира реального, чем это кажется на первый взгляд. Семиотическое может реализоваться как в самом знаке, так и в его контексте. Паблик рилейшнз, например, в отличие от рекламы, порождает положительные контексты, а не сами тексты. Или такой пример: М. Суслов не любил пьесы М. Шатрова за «неконтролируемые контексты» (передача «Старый телевизор», НТВ, 2001, 23 авг.). То есть практически чистый с точки зрения текст, к которому трудно придраться, все равно вызывал у зрителя не те реакции, которые хотелось бы, что, кстата, говорит и о М. Суслове как не о таком глупом догматике, каким мы представляем его сегодня. Это был умный догматик, результатом целенаправленной работы которого и был образ Советского Союза как сильного и, самое главное, понятного игрока на политической арене (и внутри страны, и за ее пределами). Г.Г. Почепцов. Семиотика Знак и система знаков Знак объединяет в себе форму и содержание. Если форма тяготеет к единству, повторяемости, то в случае содержания мы имеем принципиальное стремление расширять области своего применения. К примеру, горлышко (бутылки) возникает в результате такой «экспансивной» политики содержанияЛеловек вынужден описывать мир меняющихся объектов с помощью сложившейся системы знаков. Поэтому динамика, которая не может быть применена на уровне формы, находит свое применение на уровне содержания. В семиотике считается аксиоматическим такое положение, при котором знак не может существовать сам по себе, а только в системе. Минимальное количество знаковых состояний — два. Например, наличие или отсутствие цветка на подоконнике в «Семнадцати мгновениях весны», что должно было говорить о провале. Постоянное присутствие цветка или его постоянное отсутствие, т.е. система из одного знака, не смогло бы нести никакой коммуникативной функции. Таким образом, для функционирования необходима как минимум двоичная система знаков. Знак и символ Знак всегда функционирует в своем контексте, в окружении других знаков, символ может существовать и один. Отсюда следует, что знак всегда системен, нет системы, состоящей из одного знака. Символ же может существовать самостоятельно. Символ «звезда» или «свастика» не имеет одноуровневых с ним единиц. Хотя мы можем сконструировать соответствующую знаковую систему из них. Например, та или иная комбинация звездочек на погонах русского офицера. В определенные исторические периоды политическое пространство вдруг становится очень чувствительным к символам. В качестве примера можно привести неоднозначную реакцию на смену знамени и государственного Основы семиотики гимна во всех постсоветских республиках. Борьба за символику становится главнейшим стимулом политиков девяностых, чего не было в прибалтийских республиках, которые просто вернулись к старым вариантам символики. В принципе, человечество более сильно реагирует на символы, чем это можно было бы предположить, исходя из принципиальной виртуальности подобного мира. Определенные виртуальные объекты начинают функционировать как гораздо более значимые, чем любые реальные объекты. Например, значимыми становятся номера телефонов, номера автомобилей, за обладание которыми бьются чиновники всех рангов. Определенные исторические периоды выступают как эпохи создания символов, а определенные — как эпохи разрушения символов. Любые революционные варианты изменений связаны с изменением символов. Принципиально меняется базисный набор, например, революция 1917 г. привнесла «звезду» и новый канонизированный список фигур (Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин), смену флага, гимна, типажей героев. Все страны прошли смену героев, вызванную доминантностью телеэкрана: от героев производства они перешли к героям досуга, потребления, которые более адекватны данному каналу коммуникации (Ч. Рисмен). В этом случае канал коммуникации продиктовывает тип содержания, который он более эффективно может передавать. В результате политики переняли актерскую манеру поведения, поскольку эффективность ее воздействия выше. Визуальное и иконическое Визуальное пространство мы будем трактовать как «сырое». На его базе возможно возникновение иконических знаков. Глядя в одно и то же визуальное пространство, носители разных кодов могут увидеть в нем разные типы знаков. Черный или белый, например, в качестве знака печали по умершим у разных народов. Или такой бесконечно Г.Г. Почепцов. Семиотика употребляемый пример, как противоположные типы выражения «да» и «нет» у русских и болгар. В человеческой цивилизации визуальные знаки не получили того же уровня развития, той сложности, что и знаки вербальные. По этой причине визуальные знаки носят более универсальный характер, они в меньшей степени детерминированы тем или иным вариантом культуры. Они также условны, но степень условности в них меньше. Следовательно, для их понимания требуется владение кодами более общего порядка. Визуальное пространство может воспринять разнообразные виды знаков и кодов. В нем могут размещаться скульптура, флаг, одежда и еда. Все они имеют обязательный визуальный компонент, поскольку в визуальном пространстве происходит их частичная или полная реализация. Визуальное пространство может обладать иконическими знаками, а может быть свободно от них. Свободным оно также будет казаться тому, кто не владеет соответствующим иконическим кодом, поскольку он не сможет «прочесть» заложенного в это пространство сообщения. Государства любят контроль над визуальным пространством не в меньшей степени, чем контроль над пространством вербальным. Если написать роман может каждый, то поставить памятник не так легко, поскольку: а) сообщения в визуальном пространстве носят гораздо б) на вербальные тексты выходят только те потребители, Имидж Имидж является принципиально знаковым сообщением, поскольку несет в себе только определенный объем заранее отобранных характеристик. Ограничения во времени, ресурсные ограничения требуют создания такого типа сообщения, которое бы носило наиболее эффективный характер. Эти ог- Основы семиотики раничения могут возникать из-за цели кампании, например, выборов, когда требуется за краткий период времени завоевать голоса наибольшего количества сторонников. Имидж с точки зрения политтехнологов - это конструирование образа из знаковых составляющих. Это констури-рование находится всецело в области семиотики. За каждой из подобных характеристик стоят нарративы, принятые в данном обществе для данного типа «героя». Уже способы дальнейшего продвижения этого образа к целевым аудиториям и выбор каналов коммуникации всецело принадлежит политгехнологии. Сложность такого знакового конструирования образа состоит в том, что в данном случае используются не только знаки системного порядка, но и знаки, которые мы обозначим как досистемные. Наличие очков как признак интеллигентности может не являться системным признаком. Путин в самолете или на подводной лодке в предвыборный период также не являются системными признаками. Имея значение «хорошее здоровье», противопоставленное болезням Ельцина, это все равно разовые сообщения, не построенные на системной основе. Имиджевые характеристики —- хозяин или рыцарь — по сути своей являются «осколками» мифов, и в этом залог их эффективности. Они подключают к воздействию на потребителя уже проверенные веками типы историй.
|