Студопедия — СЕМИОТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

СЕМИОТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ






Семиотическое противопоставлено естественному, пос­кольку является результатом выбора того или иного вариан­та, а не прямым продолжением ситуации. Например, если западный вариант построения эстетического характеризует­ся поиском эстетики симметрии, то восточный строится на эстетике асимметрии.

Семиотическое является принципиально публичной реа­лизацией, где играет существенную роль наличие как адре­сата сообщения, так и наблюдателя. Семиотическое всегда является порождением общества и общественного. С одной стороны, на это выталкивают потребности коммуникации, исхода из которых следует определенным образом структу­рировать действительность, чтобы она была одной как для отправителя сообщений, так и для получателя их. С другой, общество в целом требует струкгурации для облегчения про­цессов управления и понимания. Порядок отличается от ха­оса именно его стругаурацией, в результате которой уже можно говорить об определенной предсказуемости. Осмыс­ленность — это предсказуемость. Я понимаю только тогда, когда могу предсказывать появление следующих элементов.

Семиотическое позволяет экономить ресурсы, кодируя социальный опыт в большом количестве виртуальных ми­ров. Мир хочет учиться на чужих ошибках. Это ему позво­ляют сделать семиотические механизмы, которые в состоя­нии кодировать и создавать условия для раскодировки больших объемов информации. Возникает третье условие, подталкивающее мир в сторону все большей семиотиза-ции — это облегчение условий хранения информации как в памяти индивидуальной, так и в памяти социальной. При этом мы постоянно вводим новые символизации. Так, «Ле­бединое озеро» после путча 1991 года отсылается не только в область культуры, но и в область политики.

Учитывая проблему интертекстуальности (т.е. взаимоза­висимости одного текста от других), можно говорить о семи­отике как о механизме, позволяющем входить в ииострукту-ры (считывать с иноструктур). Семиотика наводит мостик в


Основы семиотики



виртуальный мир. Это определенные механизмы входа и вы­хода, переходов на более высокие уровни концентрации ин­формации. И обратные переходы: от текста к действитель­ности. Мы начинаем трактовать, например, поступки политических лиц с точки зрения мифологических представ­лений, в которые мы их вписываем. Выборы в этом случае выглядят как смена мифа: миф Ельцина должен был сме­ниться мифом Путина. Если Ельцин стал восприниматься как Царь, то Путин стал чиновником. Если Ельцин, в соот­ветствии с советской историей, переставал ходить сам, то Путин, наоборот, наглядно демонстрировал свои физичес­кие возможности (на татами, на корабле, в кабине истреби­теля, на горных лыжах). У Царя также бывает героическое прошлое, но только до того, как он воцарится. Как Царь Ельцин имел право на исключения, на фаворитов. То есть мы можем даже оправдывать определенные поступки реаль­ных исторических фигур в зависимости от присвоения им определенных канонов поведения, зафиксированных в вир­туальной плоскости. Самое удивительное заключается в том, что сами эти исторические фигуры ведут себя в соответствии с запрограммированностью этого уровня. Например, Ельци­ну нравилась неофициальная фиксация его как царя в кру­гу его сподвижников. Виртуальный мир, изучаемый семио­тикой, имеет более существенное значение для мира реального, чем это кажется на первый взгляд.

Семиотическое может реализоваться как в самом знаке, так и в его контексте. Паблик рилейшнз, например, в отли­чие от рекламы, порождает положительные контексты, а не сами тексты. Или такой пример: М. Суслов не любил пьесы М. Шатрова за «неконтролируемые контексты» (передача «Старый телевизор», НТВ, 2001, 23 авг.). То есть практичес­ки чистый с точки зрения текст, к которому трудно прид­раться, все равно вызывал у зрителя не те реакции, которые хотелось бы, что, кстата, говорит и о М. Суслове как не о та­ком глупом догматике, каким мы представляем его сегодня. Это был умный догматик, результатом целенаправленной ра­боты которого и был образ Советского Союза как сильного и, самое главное, понятного игрока на политической арене (и внутри страны, и за ее пределами).



Г.Г. Почепцов. Семиотика


Знак и система знаков

Знак объединяет в себе форму и содержание. Если фор­ма тяготеет к единству, повторяемости, то в случае содер­жания мы имеем принципиальное стремление расширять области своего применения. К примеру, горлышко (бутыл­ки) возникает в результате такой «экспансивной» политики содержанияЛеловек вынужден описывать мир меняющих­ся объектов с помощью сложившейся системы знаков. По­этому динамика, которая не может быть применена на уровне формы, находит свое применение на уровне содер­жания.

В семиотике считается аксиоматическим такое положе­ние, при котором знак не может существовать сам по себе, а только в системе. Минимальное количество знаковых состояний — два. Например, наличие или отсутствие цвет­ка на подоконнике в «Семнадцати мгновениях весны», что должно было говорить о провале. Постоянное присутствие цветка или его постоянное отсутствие, т.е. система из одно­го знака, не смогло бы нести никакой коммуникативной функции. Таким образом, для функционирования необхо­дима как минимум двоичная система знаков.

Знак и символ

Знак всегда функционирует в своем контексте, в окру­жении других знаков, символ может существовать и один. Отсюда следует, что знак всегда системен, нет системы, состоящей из одного знака. Символ же может существовать самостоятельно.

Символ «звезда» или «свастика» не имеет одноуровневых с ним единиц. Хотя мы можем сконструировать соответс­твующую знаковую систему из них. Например, та или иная комбинация звездочек на погонах русского офицера.

В определенные исторические периоды политическое пространство вдруг становится очень чувствительным к символам. В качестве примера можно привести неодноз­начную реакцию на смену знамени и государственного


Основы семиотики



гимна во всех постсоветских республиках. Борьба за сим­волику становится главнейшим стимулом политиков девя­ностых, чего не было в прибалтийских республиках, кото­рые просто вернулись к старым вариантам символики.

В принципе, человечество более сильно реагирует на символы, чем это можно было бы предположить, исходя из принципиальной виртуальности подобного мира. Опреде­ленные виртуальные объекты начинают функционировать как гораздо более значимые, чем любые реальные объекты. Например, значимыми становятся номера телефонов, номе­ра автомобилей, за обладание которыми бьются чиновники всех рангов.

Определенные исторические периоды выступают как эпохи создания символов, а определенные — как эпохи раз­рушения символов. Любые революционные варианты изме­нений связаны с изменением символов. Принципиально меняется базисный набор, например, революция 1917 г. привнесла «звезду» и новый канонизированный список фи­гур (Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин), смену флага, гимна, типажей героев.

Все страны прошли смену героев, вызванную доминан­тностью телеэкрана: от героев производства они перешли к героям досуга, потребления, которые более адекватны дан­ному каналу коммуникации (Ч. Рисмен). В этом случае ка­нал коммуникации продиктовывает тип содержания, кото­рый он более эффективно может передавать. В результате политики переняли актерскую манеру поведения, посколь­ку эффективность ее воздействия выше.

Визуальное и иконическое

Визуальное пространство мы будем трактовать как «сы­рое». На его базе возможно возникновение иконических знаков. Глядя в одно и то же визуальное пространство, но­сители разных кодов могут увидеть в нем разные типы зна­ков. Черный или белый, например, в качестве знака печа­ли по умершим у разных народов. Или такой бесконечно



Г.Г. Почепцов. Семиотика


употребляемый пример, как противоположные типы выра­жения «да» и «нет» у русских и болгар.

В человеческой цивилизации визуальные знаки не полу­чили того же уровня развития, той сложности, что и знаки вербальные. По этой причине визуальные знаки носят более универсальный характер, они в меньшей степени детерми­нированы тем или иным вариантом культуры. Они также ус­ловны, но степень условности в них меньше. Следовательно, для их понимания требуется владение кодами более общего порядка.

Визуальное пространство может воспринять разнооб­разные виды знаков и кодов. В нем могут размещаться скульптура, флаг, одежда и еда. Все они имеют обязатель­ный визуальный компонент, поскольку в визуальном пространстве происходит их частичная или полная реали­зация.

Визуальное пространство может обладать иконическими знаками, а может быть свободно от них. Свободным оно также будет казаться тому, кто не владеет соответствующим иконическим кодом, поскольку он не сможет «прочесть» заложенного в это пространство сообщения.

Государства любят контроль над визуальным пространс­твом не в меньшей степени, чем контроль над пространс­твом вербальным. Если написать роман может каждый, то поставить памятник не так легко, поскольку:

а) сообщения в визуальном пространстве носят гораздо
более долговременный характер,

б) на вербальные тексты выходят только те потребители,
которые их запрашивают, а на подобные визуальные сооб­
щения будет выходить гораздо более обширный круг потре­
бителей.

Имидж

Имидж является принципиально знаковым сообщением, поскольку несет в себе только определенный объем заранее отобранных характеристик. Ограничения во времени, ресур­сные ограничения требуют создания такого типа сообщения, которое бы носило наиболее эффективный характер. Эти ог-


Основы семиотики



раничения могут возникать из-за цели кампании, например, выборов, когда требуется за краткий период времени завое­вать голоса наибольшего количества сторонников.

Имидж с точки зрения политтехнологов - это конструи­рование образа из знаковых составляющих. Это констури-рование находится всецело в области семиотики. За каждой из подобных характеристик стоят нарративы, принятые в данном обществе для данного типа «героя». Уже способы дальнейшего продвижения этого образа к целевым аудито­риям и выбор каналов коммуникации всецело принадлежит политгехнологии.

Сложность такого знакового конструирования образа состоит в том, что в данном случае используются не только знаки системного порядка, но и знаки, которые мы обозна­чим как досистемные. Наличие очков как признак интелли­гентности может не являться системным признаком. Путин в самолете или на подводной лодке в предвыборный период также не являются системными признаками. Имея значение «хорошее здоровье», противопоставленное болезням Ельцина, это все равно разовые сообщения, не построенные на сис­темной основе.

Имиджевые характеристики —- хозяин или рыцарь — по сути своей являются «осколками» мифов, и в этом залог их эффективности. Они подключают к воздействию на потре­бителя уже проверенные веками типы историй.







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 384. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия