Массовая коммуникация
Массовая коммуникация порождает столь же мифологические интерпретации действительности, как и художественная коммуникация. Это связано с тем, что массовая коммуникация осуществляет переход от случайного к типическому, а это тот же вариант организации действительности, который наблюдается при переходе к сюжету в литературе. Реальный порядок фактов может не удовлетворять требованиям художественной конструкции. Одна норма (художественная) становится важнее другой нормы (достоверности). 182 ___________ Г.Г. Почепцов. Семиотика Массовая коммуникация мифологизирует окружающую действительность также и в следующем аспекте. Газета, новости на телевидении имеют ограниченный объем для размещения сообщений. Однако в мире происходят миллиарды событий, которые в результате должны превратиться в десяток новостей. Этот процесс выбора в основе своей мифологизирует действительность, поскольку мы начинаем руководствоваться уже имеющимся представлением об организации мира, под который мы подводим те или факты. Вероятно, по этой причине особой популярностью среди новостей пользуются те, которые вольно или невольно направлены на изменение картины мира. Например, войны и военные действия, извержения вулканов или исчезновение самолетов. История как наука также направлена на мифологизацию действительности, поскольку оставляет за бортом случайное, точнее то, что кажется случайным тому или иному исследователю. Все это говорит о том, что есть определенная схема общей модели мира, которая начинает манифестироваться то в виде литературы, то в виде картины, то в виде телеиовос-тей, и она ничем кардинальным не отличается от художественного варианта коммуникации. Новости подчеркивают специальными операторами свой принципиально реальный характер. И новости, и миф совпадают в том, что оперируют предельными величинами. Маресьев как вариант советск то мифа вполне совпадает с новостной подачей того же факта. Эксплуатация предельного позволяет очерчивать границы нормального, границы разрешенного. И новости, и миф фиксируют нарушения пределов, чтобы подтвердить их явное существование. СООБЩЕНИЕ И ТЕКСТ Мы живем в мире сообщений. Текст представляет собой более стандартизованный и отфильтрованный культурой или временем тип сообщения. Из-за этого одновременно Основы семиотики вырастает его длина, объем. Возникает тенденция к решению стратегических, а не тактических задач с помощью текста, а не сообщения. Правда, семиотики любят приводить в качестве примера тексты, состоящие только из одного слова, например, надпись «Закрыто» на двери магазина. Главенствующей характеристикой текста при этом подходе служит чисто формальная отъединенностъ его от других текстов. С этим вполне можно поспорить, хотя бы потому, что главной характеристикой единицы становятся не ее внутренние особенности, а внешние, что менее интересно чисто методологически. Если говорить о внутренних требованиях, то текст как более долговременный тип сообщения необходимо освобождать от характеристик случайного порядка, сохраняя в нем характеристики системного порядка. Рассмотрим в качестве примера иконический уровень. Фотография Горбачева как сообщение могла иметь родимое пятно. Фотография как текст канонического порядка (для серии портретов членов Политбюро) уже не имела родимого пятна, признанного недостатком. Это внесение изменений в сообщение при превращении его в текст в случае портрета Горбачева активно делалось в первые годы его правления. Потом от них отказались, Горбачев стал появляться с «пятном», за что получил прозвище «меченого». На фотографиях и портретах Сталина убирались оспины с лица. Знаковость резко возрастает при переходе от неофициального к официальному коммуникативному пространству. Например, Ельцин в первом случае мог быть маркирован как пьющий, но это было невозможным во втором случае. Официальное пространство будет всеми возможными способами ограничивать нежелательную информацию, ускоряя обращение информации желательной. Такое внимание к системности правительственных фотографий однажды привело к казусу. Во время одного официального визита оказалось, что встречающие члены Политбюро были в шляпах, а Косыгин — без, ему дорисовали шляпу. Но потом обнаружилось, что свою шляпу Косыгин держал в руке. В результате на фотографии у Косыгина появилось две шляпы: одна на голове, другая в руке. 184 _____ Г.Г. Почепцов. Семиотика .Даже тип домашних фотографий (из-за этого явно понимаемого перехода в долговременность) меняют изображаемый объект: люди хотят одеться по-другому, причесаться, занять ту или иную позу. Они явно формируют текст, а не сообщение. Текст в этом плане является стратегической коммуникаций, а не тактической. Для него становится менее значимым контекст восприятия, поскольку контекст приобретает универсальный характер. Однако, такое сообщение не направлено на восприятие в любом контексте.. Текст также должен обладать более сильной защищенностью (системой защиты), чем просто предупреждение от внесения возможных изменений, то ли при его передаче, то ли при его потреблении. Тексты можно учить наизусть, как, например, в школе. Собрания сочинений дают нам канонические тексты. Система редактуры освобождает текст от случайных компонентов. Например, данный тип культуры считает повторы слов недостатком, следовательно, редактура текста будет избавлять от них текст. В сообщении (например, в телефонном разговоре) не будет редактора, который сможет произвести эту операцию. Следовательно, для обслуживания текстов существуют определенные профессии, определенное количество людей работает над их защитой от любых хаотических или непредвиденных изменений. Репетиции спектакля направлены на создание текста, который выходит на больший объем зрителей. Текст, в отличие от сообщения, предназначен для большего числа читателей/зрителей. Сообщение в особых контекстах может начать функционировать как текст. Например, переговоры пилота советского самолета Г. Осиповича, который сбил южнокорейский лайнер, заслушивались в ООН. То есть сообщение попало в сферу функционирования текста. Но для этого его все равно предварительно подчищали американские спецслужбы, чтобы убрать оттуда отсылки на то, что пилот не может понять, какой это тип самолета. Официальная биография человека также перечисляет только канонические (нужные) факты, она выступает в роли текста. Воспоминания друзей детства дают как бы сообще- Основы семиотики ние, раскрывая неканонические типы поступков. Эта информация возможна уже только постфактум, например, рассказ о том, что Ландау приводил домой любовниц, а его жена наблюдала за всем, спрятавшись в шкафу. Нечто подобное было и у Хармса: придя домой, жена должна была стучаться, а ее иногда просили прийти через пятнадцать минут. Сообщение не рассчитано на хранение, текст же принципиально сориентирован на хранение, следовательно, на многократное размножение. Он не существует в единственном числе, а живет во множестве копий. Сообщение из-за узкого круга потребителей, контекстного функционирования обладает большей однозначностью. Текст из-за противоположных ориентации может иметь многозначное прочтение. В этом плане гадание, например, моделируется гадалкой как сообщение (то есть как индивидуально созданный информационный продукт), хотя на самом деле является текстом (то есть универсальным информационным продуктом). Текст в отличие от сообщения прошел процедуру анони-мизации получателя информации. Именно по этой причине он может употребляться в разных контекстах, а также подвергаться процессу размножения в требуемом количестве экземпляров. При переходе от сообщения к тексту имеет место уничтожение всех случайных характеристик, например, повторы, хезитация, то есть системность его увеличивается как на содержательном, так и на чисто формальном уровне. Вот это увеличение системности и делает его самодостаточным. Он может функционировать сам по себе. Возникает проблема границ, отчлененности данного текста от других. Не менее значимой становится проблема идентичности исходного текста. Вспомним, что книгопечатание возникает в Европе как попытка сохранить в неизменности текст Библии, поскольку переписчики не только содействовали размножению и последующей трансляции текста, но и были причиной появления отклонений. Существуют сакральные тексты, толкование которых общество доверяет только избранным лицам. Г. Г. Почепцов. Семиотика Текста отражают суть соответствующей цивилизации и ее стттш от других щшшшций. Сталин собственноручно правил «Историю ВКЩб)», ввода в канонический текст описание своей выдающейся роли. И это было подлинно художественным цроизведением, поскольку в нем' следовало убрать ряд фамилий, которые действительно были главными действующими лицами в тех ситуациях, в которые затем вписывалась фамилия Сталина. Мир письменный/печатный всеща более правильный, чем мир устный, поскольку он направлен на большое число прочтений. Соответственно, в человеческой цивилизации всеща действует следующее правило: увеличение числа потребителей текста создает более обобщенное повествование. Чем выше поднимается человек по иерархической лестнице, тем ограниченнее становится его общение с миром случайностей, с миром простых людей. Он все больше слушает и читает то, что ему специально готовят, т.е. растет знаковость получаемой им информации. Он все больше живет в мире текстов, а не сообщений. От реальных контекстов он смещается в область контекстов информационных, которые в основе своей всегда будут носить знаковый характер. Даже наше восхищение природой (вроде бы реальный контекст) может опираться на чисто знаковые представления, что такое хорошо и что такое плохо. Например, березка как признак родной природы. Общество может быть сориентировано на тексты, и мы будем иметь более консервативный вариант его развития, или на сообщения — и в результате перед нами будет более динамичный вариант развития. Тоталитарное общество принципиально текстовое: оно живет в рамках существования одного главного Текста, который задает все возможные варианты ответов. В' этом отношении общества прошлого были более запрограммированы: их сообщения вытекают из одного Текста. Современные общества разрешают «параллельное» существования ряда текстов и рада сообщений. Для управления такими обществами требуются более сложные схемы. Основы семиотики ЗНАК И ТЕКСТ Семиотика вырастает из анализа языка как знаковой системы, что накладывает определенные ограничения на ее инструментарий. Фердинанд де Соссюр считал, что семиотика включает в себя в качестве составной части и лингвистику, занимающуюся знаками естественного языка. Однако то, что характерно для анализа языков подобного типа, слабо переносится на языки другого типа (языки кино, театра, живописи и другие языки в рамках художественной коммуникации). В случае соссюровской семиотики (о Фердинанде де Соссюре см. дальше) базовым является Язык, а тексты, основанные на нем, являются вторичными, вытекающими из наличия языка, данного заранее.
|