Студопедия — Семиотика. Лама и паблик рилейшнз, поскольку в первую очередь про­дают СИМВОЛИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Семиотика. Лама и паблик рилейшнз, поскольку в первую очередь про­дают СИМВОЛИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ








Г.Г. Почепцов. Семиотика


лама и паблик рилейшнз, поскольку в первую очередь про­дают СИМВОЛИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ. Взрослые курят, чтобы казаться моложе, молодые — чтобы казаться старше. Таков символ, связаный с курением. Вспомним рекламу медицинских препаратов, которую выдает с экрана некто в белом халате, символизируя авторитетность и ученость ме­дицинского мира.

Есть четкие географические символы. Уолл-Стрит и Бе­лый дом входят в символику Америки, а Красная площадь и Кремль описывают Россию. В отличие от них символика такого рода еще не наработана Украиной. Вряд ли следует признать интересным эксплуатацию имиджа сала, как это было сделано в новостийном предновогоднем сюжете НТВ (1998, 31 дек), или обращение к идеализированным време­нам Гоголя в новогоднем сюжете «Вечера на хуторе близ Диканьки» (ОРТ-Интер, 2002, 1 янв.)

Есть такие же четкие графические символы. К ним от­носится пятиконечная звезда для СССР. Гитлер заимство­вал свастику еще и потому, что ее легко можно было писать даже на пыльных стеклах автомобилей. Трезубец стал чет­ким символом независимой Украины. Россия вернулась к старому двуглавому орлу в качестве своего герба.

Приведем некоторые примеры символизации по сущес­твующим словарям символов.

РОЗА — «Отношение белой розы к красной соответству­ет отношению двух цветов, как это установлено в алхимии. Голубая роза является символом невозможного. Золотая ро­за — символ абсолютного успеха» [80, с. 440].

КОСА — «Со времен средневековья общеевропейский ат­рибут смерти. Рыцарь с косой или старуха с косой означа­ли аллегорию смерти. Аналогичное положение существова­ло и в России. По этой причине коса не вошла в число орудий труда, которые были использованы для советской эмблематики, хотя на протяжении 1918—1921 годов некото­рые художники, например Сергей Герасимов, пытались ввести косу как эмблему крестьянского труда» [143, с. 104].

КРЕСТ — «Символизирует объединение противоречий, преодоление дуалистического взгляда на мир, который стал уделом человека с той поры, как он был изгнан из рая. Го­ризонтальная линия креста — женский аспект, земля, мате-


Основы семиотики



рия, вертикальная же — мужской аспект, творческое нача­ло, небо и дух. Это противоречие может быть понято и как единство времени, символом которого является горизон­тальная линия, и вечности, представленной вертикалью, причем вечность может пересекать время в любой точке» [22, с. 185-186].

Мы проиллюстрировали некоторые символы, которые дошли до нас сквозь века. Другие же символы, наоборот, умирают, не выдержав испытания временем. Так это прои­зошло с массовой символикой советского периода. Но са­мое удивительное то, что одновременно исчез и «антисовет­ский символизм». Так, диссиденты во многом утратили тот ореол, которым они были окружены в прошлой системе. Оки одновременно как бы являлись символом той системы и теперь не могут найти себе применения. Так случилось с Александром Солженицыным. Телебеседы его оказались вне интересов огромного большинства населения и вещает он как бы в телевизионном вакууме. «Назовем вещи свои­ми именами, — пишет Константин Кедров. — У большого писателя и великого политика сейчас кризис. Кризис и в творчестве, и в политике. Это очень мучительно для такой деятельной натуры, но помочь здесь никто не в силах: ни земство, ни Дума, ни президент, ни тем более мы, грешные, и без того оглохшие от политической трескотни пигмеев, и в подметки не годных Александру Исаевичу» («Известия», 1995, 20 сент.).

Символ в соответствии с «Полным православным богос­ловским энциклопедическим словарем» [141, с. 2056—2057] значил у греков совместное бросание чего-либо, например, сети рыбаками. И позже он стал означать определенный ес­тественный знак, имеющий тайный смысл для отдельной группы лиц. Соответственно символически трактуется Вет­хий Завет, поскольку гонимые христиане создали для себя особый символический язык. Вячеслав Иванов писал так:

«Под символикою я разумею запас статических и как бы кристаллизованных символов, исторически связанных с из­вестными величинами определенной догматической систе­мы. Таковы, например, крылья Божественной Премудрос­ти, рыба, лодка и т.д. в символике христианской. Это не


просто эмблемы, или иероглифы, вместо которых можно подставить известное значение, например, Рыба — Хрис­тос. Нет, Рыба — некая Христова тайна, например, тайна эвхаристическая» [71, с. 168].

Многие страницы своей «Системы социологии» Пити-рим Сорокин посвятил символам:

«Сколько людей "перерождались духовно", получив титул "Его превосходительства", "графа" или "князя". Как много простых смертных начинали себя чувствовать иначе, после того, как они становились "гофмейстерами" или "губерна­торами". Как приятно ласкал слух многих чиновников ти­тул: "Ваше превосходительство", почтительно произноси­мый швейцаром-психологом. (...) На основании сказанного мы можем спокойно ответить на поставленный вопрос: "Да, символические проводники оказывают рикошетное влияние на психические переживания"» [159, с. 185].

Все это говорит также и о том, что человек живет реаль­но в символическом мире и очень чувствителен к измене­ниям именно в нем.

Питирим Сорокин вводит закон фетишизации символи­ческих проводников. Он говорит:

«Возьмем для примера стяг полка или красный флаг. Это, по своей природе, простой предметно-цветовой проводник: кусок материи, прикрепленный к палке. Но, фигурируя дол­го в качестве эмблемы полка, его чести и достоинства, или в качестве эмблемы революции — ее ценности, святости и т.д. — он непроизвольно начинает казаться чем-то самоцен­ным, святым и самодовлеющим. Вначале флаг сам по себе бесценен. Но, часто выступая в роли символа, он как бы "впитывает", "вбирает в себя" ценность тех переживаний, символическим проводником коих он является; он стано­вится самоценностью, самодостаточным фетишем. В нем перестают видеть просто тряпку, а начинают приписывать ему, как таковому, особую ценность. Это подтверждается тем, что люди умирают за флаг — на поле сражения, па бар­рикаде, умирают, чтобы не отдать его врагу» [159, с. 185].

Мы рассмотрели два закона символической действи­тельности:


Основы семиотики



а) закон присоединения символов, в соответствии с кото­
рым
символические свойства одного объекта переносятся
на другой. («Киевские ведомости», 1995, 22 сент.);

б) закон фетишизации символа, отмеченный выше Пити-
римом Сорокиным.

Существует четкая зависимость политики и символиза­ции. К символу приковывается внимание средств массовых коммуникаций, что, в свою очередь, повышает рейтинг сим­волических личностей. Так, программы «Пресс-клуба» 1995 года, где героями были Геннадий Зюганов и Владимир Жи­риновский, получили следующий рейтинг по Москве: 7,3% и 6,5% («Московские новости», 1995, № 61). И наоборот: как только телевидение снизило свое внимание к Алексан­дру Лебедю, его рейтинг стал тут же падать. И вновь вырос после интенсивной телекампании во время президентских выборов в России в 1996 г.

Эта же модель присоединения используется и в рекламе. Ален Делон, который продает очки, духи, сигареты, галсту­ки и многое другое, говорит: «Мое имя — это уже престиж­ная марка» («Зеркало недели», 1995, 29 апр.). Любые извес­тные лица, например, спортсмены, попадая в рекламное сообщение, несут потенциальному покупателю вместе с то­варом, отраженный в их облике символ своего успеха.

Общий вывод нашего рассмотрения таков: всегда и вез­де выигрывает СИМВОЛ. Но символ, который как бы идеа­лизирует требования двух сторон: каким его хотят видеть люди и какие объективные возможности существуют для этого у нашего объекта. Ведь, по словам психолога Лидии Матвеевой, «имидж — это все-таки очень основательный слепок с личности, и даже самые гениальные имиджмейке­ры не могут сделать из монстра невинную овечку» («Аргу­менты и факты», 1994, № 5). То есть, символ все же нужда­ется в реальном соответствии объекта.

Почему именно символ так нужен и важен? Есть по крайней мере три плоскости, где можно найти ответ.

Во-первых, символ без сопротивления проходит по ком­муникативным сетям любого вида. Например: в народной сказке в результате многовековой устной передачи остались только такие элементы, которые легко передаются другому.


38 ______________ Г.Г. Почепцов. Семиотика

Символ в этом плане создается под ту форму, которая затем сможет «проплыть» все рифы.

Во-вторых, символ должен привлекать, чтобы обойти фильтры невнимания и недоверия, присутствующие в каж­дом из нас. Мы изо всех сил защищаемся от новых сообще­ний, почему же мы должны как-то по-особому отнестись именно к этому? Данные по рекламе свидетельствуют, что от 80 до 90 процентов новых продуктов, несмотря на интен­сивную рекламу, терпят на рынке провал [234].

В-третьих, символ имеет больше шансов закрепиться и в долговременной памяти. Мы не просто скользим по нему взглядом, а реагируем и запоминаем. Это особенно важно в случае рекламы, когда на человека обрушивается около 1200 рекламных сообщений в день. Интересны подсчеты по средней австралийской семье. Как выяснилось, за день в нее «выстреливает» 1100 сообщений. Из них 539 — в газе­тах и журналах, 99 — по радио, 22 — в кинофильмах. То, что осталось, вспыхивает световой рекламой, наружной рекламой в автобусах, такси, метро. Но самое важное — че­ловек из этого набора запоминает только три или четыре сообщения. В другом исследовании (участвовало 300 жен­щин в возрасте от 20 до 30 лет) предлагалось добавить имя рекламируемого продукта в слоган. Было использовано во­семь популярных слоганов австралийского телевидения. Наилучший результат — 14%, средний результат — 6% [234]. На эти негативные результаты надо обратить особое внима­ние. Они описывают, как сложно реально проникнуть в СИМВОЛИЧЕСКУЮ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ. И в пер­вую очередь это связано с тем, что у нее свои законы, от­личные от действительности реальной.

Мир символов всегда с нами. С самого раннего детства. Символы везде и всюду. Хорошо бы и человеку суметь най­ти себе место среди них! Человек тоже становится симво­лом, поскольку только таким его может принять к себе сим­волическая действительность.


Основы семиотики



ИМПЕРИИ СЛОВ КАК ПЕРВЫЕ ВАРИАНТЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ИМПЕРИЙ

Все империи прошлого опирались на параллельные им империи слов и образов. Без поддержки в символическом мире невозможно построение ни одной большой державы, поскольку перед ней стоит задача объединения в единое це­лое разорванных в пространстве и времени островков. Лю­бое государство выстраивает цепочку символических собы­тий в своем прошлом и настоящем. А эти переходы возможны только при помощи символов.

Особо отличались своими символизациями последние империи двадцатого столетия: австро-венгерская и совет­ская. Не менее значимые, а в чем-то и большие результаты в создании пропагандистского мира были достигнуты не­мецким фашизмом, который мы также будем трактовать как империю определенного рода. Если первые две импе­рии в числе прочего держались на распространении в гори­зонтальном измерении — в географическом пространстве, то немецкая империя решала те же задачи в вертикальном измерении — в историческом пространстве, ведя свое про­исхождение от арийских времен.

Центры таких империй монополизировали (и канонизи­ровали) производство символического продукта, который затем в неизменном виде распространялся по всем отдален­ным уголкам. При этом качество символического продукта было таково, что противопоставить ему в роли альтернати­вы было нечего. Прямо и косвенно монополизация задава­ла единый взгляд на события прошлого и настоящего. Она производила не просто символы-тексты, но и символы-лю­дей. Советский Союз отличался в этом плане почти беско­нечным набором таких символов. И Павел Корчагин, и Павлик Морозов, и Зоя Космодемьянская, и многие другие становились четкими и понятными символами определен­ных отрезков истории. И каждый гражданин с детства про­ходил через набор символизации: октябренокпионеркомсомолецкоммунист. Это были определенные символи­зации, которые задавали наборы правильных и плохих пос-



Г.Г. Почепцов. Семиотика


тупков, первые следовало выполнять, со вторыми бороться. Пионер как «всем ребятам пример» мог собирать металло­лом и переводить старушек через улицу, но не прогуливать и не курить. Можно сказать, что в Советском Союзе не бы­ло несимволической действительности.

В ряде случаев можно считать, что и альтернативные символы генерировались там же. Например, в случае Со­ветского Союза Москва являлась как центром по произ­водству официальной идеологии, так и диссидентства. Бо­лее того, в статье «Операция "Академик" Е. Жирнов («Коммерсантъ — Власть», 2000, № 3) утверждает, что Анд­рей Сахаров в качестве лидера правозащитного движения был «порожден» КГБ, чтобы превратить отечественных правозащитников в элемент угрозы для советской власти. Сахаров был окружен нужными людьми, среди которых упоминают Эрнста Генри, братьев Жореса и Роя Медведе­вых. В статье констатируется: «Жорес, эмигрировав из СССР, написал книгу об Андропове, которая гораздо боль­ше нравится ветеранам КГБ, чем диссидентам. Оценка ро­ли Роя Медведева в правозащитном движении также дале­ко не однозначна. Некоторые диссиденты вспоминали о том, что сотрудники КГБ почему-то производили у него обыски именно тогда, когда ему передавали новинки са­миздата. Сам Сахаров упоминает о том, что Рой Медведев несколько раз делился с ним точной информацией о наме­рениях властей и никогда не называл источник». То есть и про- и антисоветская информация порождались из одного источника, одними и теми руками, что еще больше усили­вало их системный характер.

Руководителями всех названных империй XX века — авс­трийской, советской и немецкой существенное внимание уделялось именно аспекту символизма. И Гитлер, и Сталин известны своими высказываниями по этому поводу. Пользу­ясь современными терминами, можно сказать, что они бы­ли более сильны информационно, чем материально. Совет­ский Союз постоянно жил в условиях кризисных ситуаций, начиная с гибели «Челюскина» или террора тридцатых. При этом СССР имел достаточно привлекательный имидж как для своего населения, так и для остального мира. Он умел


Основы семиотики



маскировать свои недостатки в мире реальном с помощью наращивания потенциала мира информационного.

Империи порождают большое число самоописывающйх текстов. Для них очень важно измерение не только «мы», но и противоположное — «они». К примеру, и советская, и не­мецкая империи требовали для своего внутреннего описа­ния понятия «врага» для того чтобы оправдать фразу: «враг хитер и коварен — огонь!» Вспомним постоянную борьбу с «врагами народа» в СССР тридцатых годов. СССР вообще жил постоянными информационными кампаниями, кото­рые направляли внимание население на борьбу... с врагами, космополитами, алкоголем... Место врага никогда не было пустым. Кстати, и политический лидер мирного времени может стать таковым только в результате победы над каким-нибудь врагом. Избирательные кампании порождают беско­нечное число возможностей для критики и низвержения оппонента.

Империи в принципе невозможны без врагов, их слож­ные структуры требуют существенного внешнего негатив­ного воздействия. Они не могут оправдать свое существова­ние только развитием внутреннего мира. Именно в этом причина бесконечных процессов, связанных с борьбой с врагами народа в бывшем СССР. Гитлеру также были нуж­ны евреи не как абстрактная сущность, а как вполне кон­кретный и осязаемый враг. Для мобилизации всех ресурсов в системе необходимо присутствие иноэлементов. Их ак­тивно порождали именно с помощью информационного пространства. «Химия» политической борьбы требовала разнополюсных элементов.

И в прошлом, и в настоящем любая социальная группа призвана решать два типа задач в символическом поле. С од­ной стороны, это задача возвышения себя. Как следствие, эта задача порождает подзадачу возвеличивания первого ру­ководителя. Брежнев замечал, что внимание к его особе важ­но не для него, а для поднятия роли партии. Советский ген­сек во взаимоотношениях с населением всегда использовал харизму, идущую еще от российских царей. Подобное вос­приятие гасит любые отрицательные характеристики образа. Все ритуалы византийского ушк^^щ^щальир анти-де-

Г О С V Д ЛР С 1 В Е Н Н АЯ ЬИЬЛИСЛ t:KA

2002_____________



Г.Г. Почепцов. Семиотика


мократичны, в них все внимание сконцентрировано только на первом лице. Если исходить из распространенного поло­жения, что свита играет короля, то в этом случае свита иг­рает короля вдвойне: для себя и для телевизионной публики. Известно, что ребенок реагирует как на действия персона­жей, так и на реакцию на их действия окружающих, считы­вая два вида информации. Свита в этом плане как раз и пос­тавляет информацию второго рода для массового сознания. По этой причине в свиту во все века привлекаются пер­сонажи, которым доверяет население. К примеру, на рос­сийской политической сцене в этой роли часто выступал известный режиссер Марк Захаров, в шеренге первых лиц рукоплещущий властной инициативе. Это ни в коей мере не бросает на него тень, но демонстрирует один из механиз­мов, благодаря которым власть вызывает к себе любовь на­селения. Мы можем показать этот механизм «передачи» любви следующим образом:

. известное лицо

/ \

ВЛАСТЬ население

Мы рукоплещем известному лицу, которое рукоплещет власти. То есть власть выходит на встречу с населением в достаточно защищенном контексте, боясь непосредственно­го контакта. Перед нами программируемый коммуникатив­ный контакт, где в каждом элементе цепочки достигается ожидаемый результат. Чистый контакт «власть — население» может вызвать непредвиденные реакции, чего не только не любит, но и опасается любая система управления.

Допуская самостоятельность реакций, мы увеличиваем вероятность отторжения власти населением. Например, впервые подобная харизма советского генсека вступила в противоречие с реальностью в случае Л. Брежнева. Дело да­же не в старении генсека. Подобное имело место и в конце жизни Сталина. Теперь это несоответствие сделалось явным с помощью телевидения. Новое средство коммуникации на­чало выпячивать то, что раньше старательно скрывалось


Основы семиотики



пропагандистами. Телезритель получил возможность выра­ботки самостоятельных реакций, что и было нежелатель­ным. К примеру, если новостная подача позволяет управ­лять реакциями населения, поскольку в течении краткого промежутка времени их развитие можно поддержать в нуж­ном направлении, то длинные промежутки (типа речей ген­сека, вручений наград и т.д.) дают большой объем сырой и неотфильтрованной информации, реакцией на которую уже нельзя управлять эффективно.

Таким образом возникают два варианта семиотических отображений первого лица. Это «свита» в широком смысле, а также «враг», без которого систематика первого лица так­же теряет свой смысл. Наилучшими ситуациями с точки зрения максимализации любви населения к лидеру являют­ся кризисные события, когда все объединяются вокруг сво­его лидера.

СВИТА



Население ^^ Щарь (Генсек, Президент) |-*^ Население

 


ВРАГ

Враг может быть подан достаточно карикатурно (т.е. глу­пым и слабым), как, например, японцы или немцы в совет­ском кино времен соответствующих войн. Враг может быть страшен, когда имеет место не пропагандистское, а реаль­ное соприкосновение с ним. Враг всегда ведет себя непра­вильно. Эта неправильность коренится в его исходной при­надлежности не к «нам». В рамках советской мифологии враг приходил из дореволюционного прошлого или из ка­питалистического окружения.

Те же функции враг выполняет и в рамках символичес­кого мира фашистской Германии. Например:



Г.Г. Почепцов. Семиотика


«Нацистская пропаганда всегда с большой охотой исполь­зовала прием разоблачения "коварных замыслов врага". Та­кой способ был удобен для оправдания агрессивных воен­ных выступлений Германии против других стран, в том числе и нейтральных, суверенитет которых грубо нарушал­ся: все объяснялось необходимостью "сорвать зловещие планы вражеской коалиции". Именно так освещались ус­пешные военные походы против Дании, Норвегии, Голлан­дии и Бельгии: они были представлены как "предупреди­тельные меры, опережающие бессовестные поползновения Англии и Франции, всегда считавших нейтральные страны не более чем пешками в своей грязной игре"» [37, с. 261].

Во всех подобных ситуациях, когда мы имеем дело с пропагандой или контрпропагандой, паблик рилейшнз или рекламой, информационными или психологическими вой­нами, базовым является понятие информационной кампании,которая представляет собой выдачу необходимой с точки зрения коммуникатора информации в заранее заданном ре­жиме. При этом общей задачей коммуникатора является ин­терпретация ситуации в нужном ракурсе. Действительность наша многообразна, она позволяет задавать разные интер­претации одного и того же явления, что дает возможность даже в негативном событии отыскивать позитивные харак­теристики. При этом особую роль играет первая интерпре­тация нового явления, поскольку тогда остальным комму­никаторам придется отталкиваться от нее, когда они вводят свою интерпретацию.

Контрпропаганда в отличие от пропаганды действует в систематике метакоммуникации. Просто сообщение, вклю­чая пропагандистское, находится в системе коммуникации. Реакция на него уже выводит коммуникатора в иное поле: он должен вмешиваться в уже протекающий коммуника­тивный поток. Он обладает в этом случае рядом преиму­ществ и недостатков. К числу преимуществ принадлежит возможность многоуровневого ответа на введенную инфор­мацию, что позволяет более тщательно отыскивать слабые места в предложенной аргументации. К числу недостатков следует отнести то, что порождение сообщения ему прихо­дится делать в уже сформированном конкурентном комму­никативном пространстве. По этой причине, к примеру,


Основы семиотики



бывший Советский Союз активно не допускал в свое ин­формационное пространство чужой точки зрения, осущест­вляя среди прочего и глушение иностранных радиопередач. Советскому Союзу удалось построить очень сильную импе­рию из слов. Но появление других каналов коммуникации (типа радио или телевидения) оказалось сложнее контроли­ровать. Глушение требовало серьезных энергетических зат­рат, а телевидение воочию могло демонстрировать дряхле­ющих генсеков, создавая конфликт между вербальной интерпретацией и визуальной картинкой. А визуальную ин­формацию массовое сознание всегда воспринимает как бо­лее достоверную.

Важной характеристикой империй является порождение объединяющих население коммуникативных потоков. Раз­рыв реальных связей должен быть компенсирован интен­сивностью коммуникативных связей. Для любой столицы характерно порождение более сильных коммуникаций, чем получаемые ею в ответ. Это принципиально несимметрич­ные коммуникативные структуры. В данном случае подоб­ная асимметрия является символом стабильности. Револю­ционные потрясения как раз нарушают асимметрию, требуя равноправных, т.е. симметричных коммуникативных пото­ков от центра к периферии и от периферии к центру.

Столицы всегда «изымают» наиболее активных комму­никаторов из периферии, тем самым еще сильнее закрепляя имеющуюся асимметрию. Они в состоянии поддержать свой интенсивный коммуникативный поток, демонстрируя свое информационное доминирование. В советское время только республики со слабым знанием русского языка (ти­па Эстонии) могли существовать в рамках более слабых, но своих собственных коммуникативных потоков. Здесь в ро­ли фильтра, ограничивающего поступление нужной с точки зрения центра информации, выступал язык.

Центры могут порождать не только чисто информацион­ные продукты, но и продукты гедонистической направлен­ности. В этом плане характерным является название статьи об известном композиторе И. Дунаевском «Колыбельная для СССР» («Коммерсантъ — Власть», 2000, № 3). И сегод­ня все постсоветские страны активно смотрят фильмы со-



Г.Г. Почепцов. Семиотика


ветского времени, оставляя за кадром их идеологизацию. Вероятно, что не только более мощные информационные структуры выходят в победители, но и более мощные гедо­нистические структуры делают то же самое. И, к примеру, если сегодня Украина еще может противостоять иным ин­формационным структурам, то гедонистические структуры у нее принципиально чужие (американские, российские, советские). Эта проблема, хотя и в меньшей степени, харак­терна и для России. В этом плане можно говорить о гедо­нистическом компоненте информационного пространства, наполнение которого требуется для выполнения всех имею­щихся функций.

Империи поддерживают свое функционирование имен­но в информационном пространстве. Они нуждаются в про­дуцировании образцов правильного и неправильного пове­дения. Если первые выступают в роли образцов для подражания, то вторые направлены на блокирование не­нужного типа поведения. Это блокирование легче сделать именно в информационном пространстве. Именно здесь империи строят не только воздушные замки и памятники, но и воздушные тюрьмы, посещение которых также стано­вится обязательным для каждого гражданина.

Порождение символического продукта ведется в символи­ческом пространстве, соотношение всех трех видов прост­ранств — символического, информационного и реального — мы можем продемонстрировать следующим образом. От­дельное событие как точка в пространстве реальности рабо­той коммуникаторов превращается в отражение большего объема в информационном пространстве, поскольку зада­чей коммуникатора становится: а) подготовить восприятие будущего события, б) продлить жизнь события в информа­ционном пространстве.

Информационное пространство

--------------- >---------------- >»

А

Пространство реальности


Основы семиотики



То есть одна точка пространства реальности превращает­ся в «линию» в области информационного пространства. Но в символическом пространстве эта линия вновь станет от­дельной точкой, реализацией которой становится рассмат­риваемая ситуация.

Порождением символического пространства занимается большой объем символических машин современного госу­дарства, на первом месте среди которых стоят массовая культура и массовые коммуникации. Власть и государство заинтересованы в его создании максимальным образом, поскольку символическое пространство дает возможность построить государство со своими символическими граница­ми в мире виртуальном вслед за миром физическим. В вир­туальном мире тоже есть своя таможня в виде прямых и опосредованных вариантов цензуры, которая не допускает широкого распространения «вредных» для себя текстов.

ЯЗЫК И ЯЗЫКИ

Все органы чувств человека реально могут передавать оп­ределенную информацию. Однако основная нагрузка ло­жится на два канала: слуховой и визуальный. Наш естес­твенный язык в основе своей слуховой; именно развиваясь на этом канале он получил достаточно сложную и развет­вленную систему. Более того, этот язык оказался наиболее универсальным каналом: сообщение на любом другом язы­ке может быть переведено на естественный язык. Скажем, я могу описать картину, переведя язык живописи в язык сло­весный, что часто делалось в школьных сочинениях в на­чальных классах. Мы можем совершить и обратный перевод: создать, например, картину маслом, изобразив в ней важный эпизод романа. То есть естественный разговорный язык яв­ляется универсальным переводчиком: на него можно пере­водить сообщения, заданные при помощи других кодов.

Однако в любом случае важен закон семиотики об остат­ке: при таком переводе всегда остается непереводимый ос­таток, который определяется особенностями данного кана­ла коммуникации. И именно этот остаток невозможно



Г.Г. П очепцов. Семи отика


передать другим языком. Экранизация романа, к примеру, сразу убирает имеющуюся амбивалентность образа героев, поскольку кино дает им вполне конкретные, зримые черты. До этого каждый мог представлять героев по-своему: теперь вместо них это сделала авторская группа фильма с учетом требований данного канала коммуникации. Сделав из рома­на балет, мы уберем все вербальные отличия героев, акцен­тируя в большей степени сюжет, чем конкретное слово, ибо слова в его привычном понимании не будет в языке балета. А основная сюжетная канва вполне благополучно может сохраниться.

Семиотику наиболее часто определяют как науку о знако­вых системах. Знак же есть та элементарная единица, несу­щая в себе объединение содержания и формы, свойствен­ная именно данному каналу. Значение «рыба» мы можем запечатлеть словом, можем нарисовать ее, можем передать, хотя и с некоторыми затруднениями, средствами мимики или танца. Вспомним, к примеру, творческие задания для студентов театральных институтов, где им приходится изоб­ражать события или темы, казалось бы не поддающиеся изображению.

Семиотика постулирует существование в человеческом мире великого множества языков. И каждая культура, по Юрию Лотману, заинтересована в этом многообразии. Чем больше множественность этих ступеней, тем богаче культу­ра. Она с неизбежностью пытается выразить себя на разных языках. Поэтому и звучат язык балета, язык театра, язык кино, язык жеста, язык позы и т.д. Всеми этими языками мы владеем в той или иной степени. Но мы владеем ими на любительском уровне.

Однако профессионал в области рекламы или паблик рилейшнз должен перейти от интуитивного понимания этих языков к углубленному практическому их знанию и применению. Например, авторитетность высшего должнос­тного лица мы подчеркиваем множеством телефонов, охра­ной, необходимостью подстраивать свое расписание под его. Вот как символизируется значимость лица, описанная корреспондентом «Комсомолки»:


Основы семиотики



«Лишь десяток телефонных аппаратов (на одном из кото­рых красная наклейка "Президент") показывает, что хозяин кабинета принадлежит к когорте "кардиналов". Рядом с те­лефонным величием разместилась декоративная пальма — монстера, разбросавшая за деревянную кадку свои воздуш­ные корни-лианы» («Комсомольская правда», 1995,15 сент.).

При искусственном моделировании такой ситуации зада­ча состоит в том, чтобы внести в имеющийся контекст чет­кие знаки, обладающие необходимым набором коннотаций.

Язык времени — тоже особый тип языка. Помните: «Точ­ность — вежливость королей». Люди, к примеру, в Средние века не имели точного инструмента измерения времени, по­этому пользовались природными ориентирами. Возможны­ми вариантами отсылок становились «На заре», «После за­хода солнца». Выполнение подобных договоренностей является основой взаимодействия людей. «Шеф протокола Бориса Ельцина с гордостью говорил, что президент еще ни разу не опоздал ни на одну минуту. Тогда как иностранцы позволяют себе опоздание на пять—семь минут. При этом он добавляет: "Часами президента является сам президент. Я же выполняю эту роль косвенно: для поддержания графи­ка"» («Комсомольская правда», 1995, 15 сент.).

Семиотика времени требует жесткого выполнения распо­рядка, при этом мы позволяем себе ожидания в приемной высокопоставленных лиц. То есть в этом случае (неэквива­лентности двух позиций) право распоряжаться временем как бы принадлежит вышестоящему, а не нижестоящему, оно является принадлежностью иерархически высшего лица. Темпоритм начальства диктует темпоритм подчиненного: Сталин из-за бессонницы работал ночью, а отсыпался днем. Нижестоящей номенклатуре приходилось трудиться днем, чтобы работать со своими подчиненными, и ночью, чтобы всегда ответить на звонок Хозяина. Когда в довоенное вре­мя финскую делегацию повезли на переговоры со Сталиным ночью, они никак не могли понять, знаком чего это является.

Для описания системы знаков используется понятие ко­да: это как бы сумма всех соответствий между формой и со­держанием. Зная код того или иного языка, мы в состоянии порождать на нем высказывания. Без знания кода у нас ни-



Г.Г. Почепцов. Семиотика


чего не получится. Каждая школа в живописи обладает сво­им собственным кодом, что позволяет, например, отличать импрессионистов от реалистов. Еще для обозначения этого соответствия может использоваться термин «грамматика»: грамматика кино, грамматика театра, грамматика живопи­си. При этом языки искусств существенно отличаются от естественного языка. В нашем повседневном общении мы пользуемся языком, предварительно зная его грамматику. Я знаю, что значит то или иное слово. В случае, скажем, язы­ка кино, автор одновременно вводит и текст, и грамматику, рассказывая вам, что значит та или иная форма. Ведь в язы­ке искусства творческое начало очень велико. Если в языке обыденном новым для нас является только содержание, мы не придумываем грамматику для его выражения, то в языке искусства новым является и содержание, и форма. Многие вообще определяют искусство именно как новизну формы, где содержание может быть даже самым обыденным и зна­комым. Вспомним Антона Павловича Чехова, который го­ворил, что он может написать о чем угодно, например, о чернильнице. Но творческая личность такого уровня напи­шет рассказ о чернильнице так, что тот войдет в хрестома­тию. Он найдет для этого такую форму, что чернильница предстанет перед нами совершенно по-особому. И это оп­равдает ее попадание в мир виртуальный.

Китч как явление искусства состоит в соединении зна­ков из разных языков, подобно приклеенному к картине трамвайному билету. Смесь сообщений на разных семиоти­ческих языках и создает китч как своеобразную форму.

Знаки могут быть расположены на любом из каналов восприятия. Кивок головой. Поцелуй. Рукопожатие. Нали­чие (отсутствие) галстука или бабочки. Белые носки при черном костюме — все это при знании контекста расскажет очень многое об авторе подобного сообщения. То есть мы постоянно находимся в процессе коммуникации с окружа­ющими, хотим мы этого или нет. Пользуемся или не поль­зуемся ножом за обедом — сразу же передаем окружающим определенную информацию о себе. Употребим слова «мо­лодежь» или «портфель» с ударением не на том слоге — и снова пошла косвенная передача информации.


Основы семиотики



Семиотика как наука изучает подобные разнообразные языки, и потому она весьма значима и для рекламы, и для паблик рилейшнз. Ведь в войне символов, как и в любой другой, побеждают профессионалы. Например, первым при­ходом царя Симеона в Болгарию стало использование его бренда на бутылке ракии, в результате царский герб появил­ся в стране на вполне законных основаниях с 1992 года.

Знание иконического языка позволит должным образом скомпоновать рекламный плакат, как это продемонстриро­вано в работе Ролана Барта «Риторика образа» [17]. При этом фотографию он рассматривает как сообщение без ко­да (что, конечно, спорно), в то время как рисунок является явным сообщением, построенным на определенном коде: «рисунок не способен воспроизвести весь объект; обычно он воспроизводит лишь очень немногие детали и тем не менее остается полноценным сообщением, тогда как фотография (если только это не фоготрюк), располагая свободой в вы­боре сюжета, построения кадра, угла зрения, не в силах проникнуть внутрь объекта» [17, с. 309]. Рисунок воплотил то, что считает нужным автор, в то время как фотография не имеет возможности осуществить такой отбор.

Еще есть язык гаданий, которому присущи своя грамма­тика, свой набор значений, моделирующих внешний мир типа «казенного дома». Вяч. Иванов писал, как Сергей Эй­зенштейн и Лев Выготский интересовались подобными ано­мальными типами поведения у современного человека, объясняя их отсылками на прошлую эпоху. «В поведении современного человека, раскладывающего пасьянс, обнару­живаются пережитки той эпохи, коща бросание жребия бы­ло одним из важнейших способов решения наиболее труд­ных задач» [68, с. 43]. Очень интересно на эту тему рассуждает Карл Густав Юнг, рассматривая древнекитайское гадание по И-Цзин. Он говорит об акаузальной параллель­ности (синхронизме) событий, пытаясь объяснить этим ре­зультаты гаданий, непонятные для мира, построенного на причинно-следственной связи [214].

И пока это единственное объяснение того, почему кар­ты, камни, кости не врут. Одно из определений семиотики как науки звучало так: наука о вторичных моделирующих системах, где первичной является естественный язык.



Г.Г. Почепцов. Семиотика


Элементы тех давних гаданий присутствуют и сегодня в политических и экономических прогнозах. И из проскаль­зывающих в средствах массовой информации сообщений становится понятным, что спецслужбы также не отказались от старых, замешанных на мистике способах определения будущего. В самом процессе гадания происходит поиск «сцепок» между семиотической системой мира, представ­ленной в списке значений, свойственных данному виду га­дания, и моделью реального мира с точки зрения современ­ного человека. В этой же плоскости лежит и интерпретация сновидений, где есть свои знаки со своими значениями, от­личными от значений обыденного языка (например, видеть во сне покойника — к дождю и т.д.). Составлены многочис­ленные словари, реинтерпретирующие образы в особом символическом ключе, о чем много писали Зигмунд Фрейд, Карл Густав Юнг и Эрих Фромм.

У. Эко определял семиотический объект как такой, где возможно возникновение лжи [230, р. 58]. Из этого вытека­ет очень важный вывод: семиотика занята миром иллюзий. На каждом из каналов восприятия мы можем строить свое собственное многообразие возможных миров. Особенно это касается вербального канала. Ведь любой роман — это мир со своими несуществующими в реальном мире героями. Те­леканал порождает свои миры при помощи множества «мыльных опер». Политики также заняты «продажей» буду­щих миров: изберете меня — все будет лучше. Поэтому роль семиотики столь важна для рекламы и паблик рилейшнз, ибо семиотика в этом ракурсе предстает как наука о постро­ении возможных миров знаковыми способами. В основе этого множества возможных миров лежит способность че­ловека входить в них. Есть соответствующее психологичес­кое понятие «эмпатии». Когда-то священник Павел Фло­ренский говорил о подобном срезе: «Понимать чужую душу — это значит перевоплощаться» [182, с. 31].

Мы определяли имидж как символический образ, то есть снова привлекаем символические основания. При этом имидж наиболее приближен к человеку. Тот же Павел Фло­ренский, рассуждая о более примитивном мышлении, гово­рил: «Непосредственное мышление оперирует не с понята-


Основы семиотики



ями, а с живыми, сочными, полными красок и запахов образами. Эти образы не бывают резко обособлены от со-прилежащих. Края их часто расплывчаты, как и в самой действительности» [182, с. 50]. Имидж — это и есть осново­полагающая единица, позволяющая строить рекламу и паб-лик рилейшнз. И имидж есть та единица, которая сближает эти два направления на профессиональной основе. Литера­тура, театр тоже работают с образами. Разницу в этих двух подходах Густав Шпет видел в том, что в литературе образ создается постепенно, вырастая в полном объеме к середи­не или к концу произведения; для актера же образ должен быть законченным уже с самой первой минуты. Но литера­тура и театр работают с объемными произведениями, раз­вернутыми в больших временных промежутках. В случае рекламы и паблик рилейшнз все иначе. В этих случаях су­ществует более резкое ограничение и в аспекте материала, и в аспекте временных возможностей. 10 секунд рекламы должны выдать информацию, которая в другом случае бу­дет растянута на полтора часа. Отсюда следует, что симво­лизация должна носить еще более яркий характер. Мы ви­дим, что ВРЕМЯ становится одной из семиотических координат и в аспекте внешнего ограничителя. Все культур­ные артефакты ограничены во времени, только так им уда­ется достичь той концентрации символичности, которая и делает эту структуру произведением искусства.

Для бывшего СССР следует отметить еще одну характер­ную особенность, которую Александр Пятигорский назвал «засильем культуры» [151]. Это всепоглощающее влияние культуры, когда не только и не столько жизнь воздействует на культуру, а скорее наоборот: культура воздействует на жизнь, подстраивая жизнь под те или иные образцы, за­действованные в первую очередь именно в культуре. Сам же Александр Пятигорский написал:

«Россия — это самая культурная страна на свете. Культу­ра в ней — тот всепоглощающий фактор, который делает индивидуальное мышление и любое сознательное индиви­дуальное усилие деиндивидуализированным. Когда Бердя­ев, который сам был помешан на культуре, говорил о женс­твенности русского духа, то, я думаю, он имел в виду



Г.Г. Почепцов. Семиотика


именно это обстоятельство. То есть когда мышление еще не успело оформиться, а уже хочет вынести себя в другое, в культуру» [151, с. 276].

Имидж в этом плане — это как бы обращенная в разные стороны единица. С одной стороны, он — создание культу­ры. С другой — элемент, непосредственно входящий в душу современного человека. С точки зрения технологии рекламы и паблик рилейшнз он должен быть сконструированным, ибо отвечает определенным прикладным задачам. Но однов­ременно его успешность покоится на несконструированнос-ти, на том, что он интуитивно является определенным оскол­ком, оптимизирующим процесс воздействия. Максимилиан Волошин сказал о Валерии Брюсове фразу, которую можно применить к честолюбивому рекламисту или специалисту в области паблик рилейшнз: «Свою империю, которую он во­лен сделать всемирной, он строит в области Слова и Мечты» [47, с. 369]. Разнообразные языки, о которых мы говорим в этом параграфе, и предоставляют тот инструментарий, из ко­торого в результате будет построен ИМИДЖ.

Напомним еще раз список понятий, которые мы рас­смотрели. Язык естественный, языки иные, которые строят­ся на основе разных каналов восприятия. Код как систем­ное соответствие всех содержаний всем формам в данном языке. Знак как индивидуальное соответствие формы и со­держания. Имидж как символический образ. Подчеркнем, что имидж, вероятно, должен рассматриваться по аналогии со светом, который, как известно, имеет и волновую при­роду, и природу частиц. Имидж также может трактоваться как сконструированный образ из набора «сделай сам» рек­ламиста или специалиста по паблик рилейшнз, но, с другой стороны, только та характеристика может закладываться в основу имиджа, которая является отражением реальной «болевой» точки в человеческой душе. Мы как бы констру­ируем то, что уже есть, и победа состоит в наиболее удач­ном приближении к уже существующему символическому идеалу, к которому часто даже приблизиться невозможно сознательным, рациональным путем, а только интуитивно, методом проб и ошибок.


Основы семиотики 55







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 713. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия