СЕМИОТИКА СОВЕТСКОЙ МИФОЛОГИИ
Художник до войны рисовал Ленина на первом плане, Сталина — на втором. После войны — наоборот. После XX съезда он рисовал Ленина и молодого Хрущева. Его творческие планы: Ленин с пробиркой, наполненной семенем, из которого родится Брежнев (анекдот) В семиотике важным понятием является нулевой знак. Советские вожди во многом представляли такое нулевое заполнение формы. Они, несомненно, были продолжателями дела Ленина, но поскольку среди них часто оказывались «неправильные» продолжатели, эта характеристика теряла свой смысл. Сегодня мы уже не говорим о вождях, а пользуемся более объективизированным обозначением «элита». Остался в советском времени и термин «номенклатура». Мы заменяем те же явления другими более демократичными обозначениями. Но суть их от этого не меняется. Меняется форма знака, на которую более чувствительно реагирует массовое сознание. Вероятно, это связано с тем, что мы оперируем знаками, а не объектами. Партия, имеющая в названии слово «демократическая», априорно признается нами таковой, хотя это может не соответствовать действительности. Название, а не суть предопределяет наше реагирование. Если быть более точным, то сначала мы реагируем на название и лишь потом на объект. Соответственно, не у всех наблюдается реакция на объект, но практически все реагируют на название. Г.Г. Почепцов. Семиотика Борьба старой и новой номенклатуры заканчивается появлением ГКЧП. Сегодня мы наблюдаем те же столкновения, но без подобных разрушительных последствий между центральной и региональными элитами. Выбор рассматриваемых ниже лидеров объясняется четким выделением их в истории: эпоха перестройки — Горбачева, эпоха застоя — Брежнева, эпоха оттепели — Хрущева и эпоха террора — Сталина. В целом же для данных лидеров мы можем воспользоваться словами Филиппа Роже, сказанными им по поводу Марата, которого он назвал «семиотиком самого себя» [152, с. 42]. Они сами были и своими имиджмейкерами, и своими семиотиками. Для описания эпохи реальные тексты вторичны, нам более важна некая условная «грамматика», стоящая за ними, поскольку тексты были выполнены по ее правилам. Поиску этой «грамматики» эпохи мы и посвящаем данную главу. Мифологическое в ней важнее реального. Мифологическое решение более точно отражает контекст времени. Так и наша условная «грамматика» должна быть точнее любого конкретного текста. Ю. Лотман подчеркивал значимость «вещи», которая могла определять развитие того или иного сюжета [104]. Реально каждый объект является знаком, отсылающим нас к иной знаковой системе. Объекты советского периода (типа девушки с веслом) также максимально системны. Через них и с помощью их мы можем увидеть, что система любила и что ненавидела, какие информационные характеристики становились символическими. Каждая цивилизация характеризуется своим набором мифологем, которые системным образом «оформляют» свой вариант модели мира. Советская цивилизация не является исключением: она также должна быть сводима к определенному числу базовых постулатов, из которых можно порождать бесконечное число любых других текстов: от отрывного календаря до заявления ТАСС. Были предложены разного рода анализы этого типа цивилизации как отличающейся от других и обладающей собственным видением мира (см., например, 134, 147, 157]. Семиотика советской цивилизации Цивилизация наиболее четко задает типы своих героев и своих врагов, соответственно возникает типология правильного/неправильного поведения. Ответ на вопрос «Что такое хорошо и что такое плохо?», заданный Владимиром Маяковским, лежит в основе любой цивилизации. Советская цивилизация прорисовывала образы своих врагов не менее тщательно, а может быть, и более тщательно, чем образы своих героев. И это понятно, поскольку герой может быть реализован только в той или иной схватке с врагом. Базисной точкой цивилизации может быть ГЕРОЙ, а может быть и ВРАГ. Герой может определяться только в сравнении с врагом. Или враг определяется по подвигам героя. Мифология представляет собой способ кодирования действительности с помощью энного числа уровней абстракции. Практически мы имеем несколько уровней абстрагирования, которые постепенно достигают то, что можно обозначить как мифологическое ядро. Все остальные высказывания являются разного рода трансформациями данного мифологического ядра, его ядерных высказываний. Объяснение реальной действительности или реальных текстов осуществляется путем сведения реальных высказываний до уровня мифологического ядра. В ядре советской мифологии лежит сакральный элемент, который в поверхностных реализациях получает наименование ЛЕНИН, ПАРТИЯ, КОМСОМОЛ. Это взаимозаменяемые понятия. «Мы говорим партия, подразумеваем — Ленин, мы говорим Ленин, подразумеваем — партия». Здесь В. Маяковский вновь прав. Проявление сакральности на уровне молодежи воплощается в комсомоле, на уровне школьников — в пионерах. Пионер — это в определенной степени мифологическая сущность. ПИОНЕР - ВСЕМ РЕБЯТАМ ПРИМЕР. Это идеальная конструкция, которая в реальной жизни будет реализовываться с разной степенью полноты.
|