Студопедия — СТАЛИН КАК СТРОИТЕЛЬ КОММУНИКАТИВНОГО ДИСКУРСА БЕЗМОЛВИЯ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

СТАЛИН КАК СТРОИТЕЛЬ КОММУНИКАТИВНОГО ДИСКУРСА БЕЗМОЛВИЯ






Из энциклопедии XXI века: «Гит­лермелкий тиран сталинской эпо­хи» (анекдот)

Сталин стал вождем, которому уже не нужно было дока­зывать свою легитимность. В массовом сознании он царс­твовал настолько мощно, что даже смерть его никак не мог­ла примирить с бренностью, чисто человеческий характер его существования народные массы не принимали. В стра­не действительно была массовая тревога, как можно жить дальше без вождя. Даже Л. Троцкий вспоминает о своей первой встрече со Сталиным в Вене в 1913 г. достаточно по­ложительно (особенно для него): «Впечатление от фигуры было смутное, но незаурядное» [175, с. 395].


Семиотика советской цивилизации 281

Сталин четко понимал, как надо строить те или иные дискурсы. О своей первой встрече с Лениным он вспоми­нал с удивлением, что тот пришел на собрание вовремя. От­сюда можно сделать вывод, что Сталин четко представляет себе, как должны ждать великого человека, сколь симво­личным может быть это ожидание. В. Бережков приводит слова Ворошилова о себе, лежащие в этой же невербальной плоскости:

«Между прочим, вы нравитесь товарищу Сталину, но он считает, что вы очень уж застенчивы. Советую вам быть по­напористей, иначе далеко не уйдете. Сталин это любит, и сейчас в вашей судьбе многое зависит от вас...» [28, с. 56—57].

Даже те или иные индивидуальные характеристики Ста­лина обрастают символизациями, что говорит не только о символичности его фигуры, но и о недостаточном объеме личностной информации о нем. Так, мы и сегодня доста­точно четко можем нарисовать его визуальный облик: ки­тель, усы, трубка. На встрече в Тегеране Рузвельт спросил:

«А где же ваша знаменитая трубка, маршал Сталин, та трубка, которой вы, как говорят, выкуриваете своих вра­гов?» [28, с. 29].

Сталин сам продумывает пространственную организа­цию встречи, когда говорит В. Бережкову:

«Здесь, с краю, сяду я. Рузвельта привезут в коляске, пусть он расположится слева от кресла, где будете сидеть вы» [28, с. 27-28].

Вождь — это чисто имиджевая характеристика. Он вби­рает в себя все характеристики сразу в самой высшей сте­пени. Это великан среди лилипутов. Соответственно, этот разрыв приводит к тому, что на вожде нельзя разглядеть ни пятнышка, которое бы бросило тень на его репутацию и по­мыслы. Все прошедшие пред нами в этом столетии «вожди» несли в себе явные признаки харизматического поклоне­ния, в этом случае рациональное понимание любви к вож­дю возникает лишь в обоснование уже существующего ир­рационального поклонения. И Ленин, и Сталин, и Гитлер обладают набором приписываемых им характеристик, кото-



Г.Г. Почепцов. Семиотика


рые не могут быть представлены в обыкновенном человеке. Вождь — это исключение из правил. Интересно и другое, имиджи вождей брежневского круга несли в себе четкие приметы карикатурности. Это были вожди, которым офи­циально преклонялись, но неофициально их отрицали. Это время возникновения «кухонной политики», которая про­тивопоставлялась политике официальной.

Ленин как вождь был представлен системно: и на уров­не детства, и на уровне семьи. Он выступал как определен­ный норматив отсчета. «Я себя под Лениным чищу», — ус­певали написать все поколения советских поэтов.

Особо интересный материал для этого типа агиографии дает детская литература. Все мы выросли на рассказах В. Бонч-Бруевича «Ленин и дети» или «Рассказах о Чапаеве» А. Кононова. «Общество чистых тарелок» Бонч-Бруевича вообще может рассматриваться как пример ПР работы сре­ди детей. Ради значков и прочих элементов имиджа дети хо­тят поступить в это общество и бегут с заявлениями к Вла­димиру Ильичу.

Соответственно отсылает на иные стереотипы А. Коно­нов. Лишь только появление Чапаева заставляет врагов ме­нять свои планы.

Создатели воображаемых миров периода разрушающего­ся социализма акцентировали уже совершенно иной набор характеристик человеческого толка, что в обрамлении вож­дя создавало невиданное ощущение человечности. Этот же набор характеристик затем начал пародироваться в анекдо­тах. На официальном уровне Ленин оставался тем образом, под которым сидели все поколения советских вождей. А. Мигранян считает Ленина в достаточной степени харизма­тическим лидером.

«В,И. Ленин, независимо от занимаемой им должности, был народным лидером и обладал личной харизмой в тра­диционном смысле этого слова. Наиболее ярко плсбисци-тарно-харизматический характер власти В.И. Ленина проя­вился на конкретном примере обсуждения условий подписания Брестского мира, когда большинство членов ЦК выступало против, а Ленин, убежденный в правоте сво­ей точки зрения и в том, что народные массы пойдут за


Семиотика советской цивилизации



ним, что он выражает их желание и волю, пригрозил, что выйдет из ЦК и обратится непосредственно к партии. Та­кое поведение идеально соответствует природе плебисци-тарно-харизматического лидера. В идеале власть и сила по­добных лидеров зависят от влияния их идей, а не от каких-то репрессивных институтов, стоящих за ними и зас­тавляющих массы подчиняться их воле» [122, с. 118].

Сталин не имел необходимого набора человеческих ха­рактеристик, запущенных в массовое сознание. В контексте его жизни эти характеристики не имели смысла, поскольку этот контекст требовал портрета сурового лидера, а челове­ческие черты могли его нейтрализовать. А.К. Михальская так описывает риторику Сталина:

«Оставаясь внешне риторикой борьбы, тем не менее де­монстрирует, как и индивидуальный речевой стиль Стали­на, так и то, что борьба для него закончена: он абсолютный иерарх и учитель, он обладатель речи и истины, и выше нет никого. Отсюда спокойствие и даже умиротворяющее воз­действие его речей. В конце своей жизни Сталин доходит до абсолютного предела — до полного отказа от публично­го слова. Оно уже не нужно: все решено» [124, с. 100].

Нам представляется важной еще одна особенность Ста­лина. Он моделирует диалогическую структуру речи, реаль­но находясь в монологической ситуации того, кого запре­щено опровергать. Как заметила Светлана Аллилуева о другом деятеле эпохи: «Спорить с Берия было никому не­возможно» [7, с. 22]. Сталин пытается говорить, подстраи­ваясь под Ленина, считая себя оратором. Он отвечает на письма. Он занимается и языкознанием, и биологией. Как и в случае Ленина перед нами вроде бы вновь проходит ва­риант Леонардо да Винчи. И это «вроде» и должно запол­няться до предела достоверности с помощью репрессивных мер. Для того чтобы быть «как Ленин», ему пришлось унич­тожить всех соратников того периода. И он стал как Ленин. Для того, чтобы стать универсалистом, знатоком биологии-языкознания, ему приходилось вносить атмосферу моноло-гизма в диалогическую ситуацию, тем самым превращая ее в свою противоположность.



Г.Г. Почепцов. Семиотика


При этом А. Михальская несправедливо критикует шут­ки Сталина как производящие впечатление грубости и при­митивности [124, с. 105], забывая при этом, что выступле­ние в массовой аудитории отличается от печатной речи. Когда оратор ощущает, как ему внимает толпа, от этого уп­равления толпой он также расслабляется и порождает те или иные высказывания, которые, возможно, и не сказал бы в иной ситуации. Но наэлектризованная толпа реагиру­ет совсем по-другому: достаточно засмеяться одному, и он увлечет за собой весь зал. Так что примитивность шуток Сталина в этом контексте понятна и оправданна.

Речи Сталина производят впечатление именно «живых» текстов, построенных на апелляции к толпе. Что интересно, некоторые эти отрывки стали расхожими цитатами уже в период развенчивания культа личности. В ряде случаев, особенно это касается завершающих реплик, зал живет еди­ной жизнью со своим оратором. Например:

«Пора понять, что вы не революционеры и интернацио­налисты, а болтуны от революции и от интернационализма. (Аплодисменты.)

Пора понять, что вы не революционеры дела, а револю­ционеры крикливых фраз и кинематографической ленты. (Смех;аплодисмент ы.)» [161, с. 740].

Очень активно Сталин отсылает к реакции именно сме-хового характера. Например, на странице 755 встречаются четыре реакции «Смех», то же количество —на стр. 756 сте­нографического отчета. Типичный пример завершения:

«Что же из этого следует? А то, что у оппозиции, очевид­но, уши не в порядке. (Смех)

Отсюда мой совет: товарищи из оппозиции, лечите своим уши! (Бурные, продолжительные аплоди­сменты. Конференция, стоя, провожает т. Сталин а.)» [161, с, 756].

В этот период резко усиливается централизация власти, что отражается на властных характеристиках порождаемой в этот момент риторики. Так, в 1928 г. принимается постанов­ление ЦК, что все публикации должны проходить через кон­троль партии и государства [77]. Интересную фразу употре­бил А. Грачев, рецензируя в «Московских новостях» (1996,


Семиотика советской цивилизации 285

№ 18) книгу о Сталине: «Если бы Макиавелли, которого Сталин читал в туруханской ссылке, смог написать в XX ве­ке продолжение своего "Государя", он, наверное, назвал бы свой труд "генеральный секретарь"»

Особенностью и Сталина, и других лидеров Советского Союза было то, что русский язык не был для них родным. Грузинский, украинский языки, ставропольский диалект привносили в язык вождя ощущение иного контекста. А. Михальская цитирует подобное восприятие речи Гитлера директором Берлинского городского архива: «Он говорил со странным акцентом, словно пришелец с баварских гор. И эта окраска голоса сообщала какую-то горнюю отдаленность фюрера от привычного, обыденного, словно он обращался из какого-то иного мира, внушала нечто мистическое» [124, с. 136]. Нам представляется, что здесь также вмешивается еще один параметр — перед нами радиоречь. В этом случае мы действительно слушаем по-иному: голос кажется отор­ванным от его носителя. Этот эффект отсутствует в случае газеты, поскольку там размыты индивидуальные характерис­тики как самого говорящего, так и контекста произнесения речи. Написанное в скобках «продолжительные аплодисмен­ты» не может сравниться по силе воздействия с реальными аплодисментами.

А. Антонов-Овсеенко четко называет этот срез действи­тельности «Театром Иосифа Сталина». «Кремлевский лице­дей постоянно переигрывал, пользуясь одними и теми же штампами — в слове, мимике, жесте, походке, сценический успех у невзыскательной публики был предопределен» [9, с. 13]. Что касается организации перформансов, то, как заме­чает А. Антонов-Овсеенко: «Сталин в начале 20-х годов соз­дал свою клаку для заседаний пленумов ЦК, партконферен­ций, съездов. Крикуны могли сорвать выступление любого партийного деятеля» [9, с. 19]. Соответственно проводились с элементами театральности показательные судебные про­цессы, которые затем были перенесены в страны Восточной Европы. «Опыт в организации показательных процессов был накоплен предостаточный, исполнители — сценарис­ты, режиссеры, актеры — прибыли из Москвы загодя под масками советников, статистов набрали на месте» [9, с. 125].



Г.Г. Почепцов. Семиотика


Театрализация вождя может быть возможной только в подобном же театрализованном контексте. Невозможно по­явление реальной фигуры в театрализованном контексте, как и театрализованной фигуры в реальном контексте. По­этому контекст надо было привести в соответствие с теат­ральной ролью вождя. Были воздвигнуты гигантские деко­рации, полностью закрывшие реальное положение дел.

Литература приняла на себя основной удар, поскольку новостные каналы и так в значительной степени были иде­ологизированными. Б. Гройс написал: «Как положитель­ные, так и отрицательные персонажи сталинской культуры, таким образом, не принадаежапг действительности, в кото­рой они действуют, не связаны с ней системой обычных психологических мотивировок, характерных для действи­тельно реалистической литературы и искусства» [57, с. 60]. Была выстроена стройная мифологическая система, носив­шая жесткую иерархию (подробнее см. [147]).

Вожди не существуют сами по себе. Вожди создаются массами. Не следует забывать об этой очень важной роли масс. То, что масса нуждается в такой категории, как вождь, можно увидеть из анализа толпы, проведенного Поставом Лебоном. По поводу «вожаков толпы» он написал: «Обык­новенно вожаки не принадлежат к числу мыслителей — это люди действия- Они не обладают проницательностью, так как проницательность ведет обыкновенно к сомнениям и бездействию» [97, с. 235]. Он также подчеркивает другой тип логики и другой путь убеждения при работе с массовой аудиторией. «Образы, поражающие воображение толпы, всегда бывают простыми и ясными, не сопровождающими­ся никакими толкованиями, и только иногда к ним присо­единяются какие-нибудь чудесные и таинственные факты: великая победа, великое чудо, крупное преступление, вели­кая надежда. Толпе всегда надо представлять вещи в цель­ных образах, не указывая на их происхождение» [97, с. 194].

В этом плане интересен анализ фигур Сталина, Гитлера, Муссолини, проведенный К. Юнгом. Он пишет:

«Не возникает сомнений в том, что Гитлер принадлежит к категории действительно мистических шаманов. Ничего подобного не приходилось ввдетъ в этом мире со времен


Семиотика советской цивилизации



Магомета, — так кто-то отозвался о нем на прошедшем Нюрнбергском съезде партии. В том, что Гитлер поступает, как нам кажется, необъяснимым и странным, алогичным и неразумным образом, проявляется явно мистическая осо­бенность Гитлера. И обратите внимание — даже номенкла­тура нацистов откровенно мистическая» [213, с. 346].

И результат, к которому приходит Юнг, формулируется в психоаналитических терминах: «Секрет власти Гитлера заключается в том, что его бессознательное содержательнее, чем ваше или мое. Секрет Гитлера двоякий: во-первых, это исключительный случай, когда бессознательное имеет та­кой доступ к сознанию, и, во-вторых, он представляет бес­сознательному направлять себя» [213, с. 348]. Кстати, инте­ресный ответ дает Юнг на вопрос: «Что, если Гитлер женится?»: «Он не женится. Не может быть женатого Гит­лера, даже если он женится. Он перестанет быть Гитлером. Но невероятно, что он когда-либо решится на это. Меня не удивит, если станет известным, что он всецело пожертвовал своей сексуальной жизнью ради Дела» [213, с. 356].

Неженатым был и Сталин, да и вообще все советские ли­деры вплоть до Горбачева «затушевывали» этот аспект своей личности. И. Черепанова видит сближение образов Сталина и Гитлера в скрытности их мифологических личностей.

«По мнению тех соратников Сталина, которым удалось остаться в живых — таких, как Хрущев, — Сталин был че­ловеком столь же непостижимым [как и Гитлер — ГЛ.], его реакции были непредсказуемы, предугадать, прочитать, по внешнему виду его намерения было невозможно. Оба диктатора стремились скрыть свою истинную индивиду­альность, извлекая в то же время максимальные выводы из тех личностных особенностей, какие были им присущи. Успех обоих в политике во многом определялся их способ­ностью так же тщательно скрывать от союзников, как и от противников собственные мысли и намерения. Они не только не обнаруживали своих целей или планов на буду­щее, но и избегали делать достоянием окружающих свое прошлое» [198, с. 175-176].

Лидер должен быть амбивалентным не только для вра­гов, но и для друзей. Вероятно, это более эффективная ли­ния поведения, поскольку она позволяет охватывать свои-



Г.Г. Почепцов. Семиотика


ми «сообщениями» гораздо больший круг сторонников, по­добно тому, как гадалка сознательно порождает амбивален­тные тексты, чтобы увеличить число попаданий.

М. Горбачев, введя естественную человечность в свой имидж, по сути нарушил имиджевые характеристики совет­ского типа лидера и был смещен. А. Мигранян считает, что Горбачев парадоксальным образом выступал в оппозиции к существующей политической системе, в то же время воз­главляя ее. То есть имиджевое столкновение наличествует и на этом уровне.

Ю. Афанасьев так определяет имиджевые характеристик ки советской власти:

«Уравнительская, часто беспощадная крестьянская психо­логия — факт истории, на который советские ученые стара­лись не обращать внимания. Между тем именно эта психо­логия определяла формирование власти. Властную вертикаль укрепляли люди необразованные, серые, с узким кругозором. Исключительную жестокость к своим согражданам трудно объяснить одной только ложной теорией, дело в качестве. людей, которые осуществляли депортации, массовые чистки и так далее» («Московские новости», 1997, 2—9 нояб.).







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 381. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия