Семиотика. состояния сознания, культурным реальностям, модам, эстетическим и иным стандартам и т.п
Г.Г. Почепцов. Семиотика состояния сознания, культурным реальностям, модам, эстетическим и иным стандартам и т.п. Поэтому каждая традиция, «разыгрываемая» в «основном» мифе, каждая персонификация такой функции и соответствующего места в сюжетной схеме образует целую цепочку образов, которые с известным основанием можно назвать изофункциональны-ми и синонимическими» [172, с. 96—97]. Сталинское время — это в принципе героическое время. Сталинская модель мира — героическая. В этот период нет литературных героев, которые не имели бы прототипов в реальности. Обычный путь создания художественного произведения — это Маресьев/Мересьев. Тоби Кларк отмечает: «В живописи, романах, фильмах социалистический реализм создал параллельный мир, населенный героями и героинями, которые персонифицировали политические идеалы. Неустающие рабочие, храбрые солдаты Красной Армии, усердные школьники или преданные партийные активисты, — все они демонстрируют примерное поведение и позиции правильных граждан» [226, р. 87]. Время становилось героическим, поскольку структура бытия несла такое количество «разрывов», которые могли закрыть собой только человеческие жертвы. Героика — это другой вариант языческого принесения жертв. Сложилось ошибочное мнение, что чем больше жертв, тем успешнее идет индустриализация. Стабильное западное общество не имело таких «разрывов» в структуре бытия, и потому не нуждалось в жертвах. Отсюда пресловутая разница в болевом пороге в США и в СССР. Там гибель отдельного человека требует вмешательства государства и сразу приводит в действие социальные институты, здесь тысячные смерти оставляют безучастными как верхи, так и низы. Советская структура бытия неорганизована и хаотична. Выезжая в одну пространственную точку, можно попасть в другую. Это российская модель хаоса, описанная еще Гоголем. «Ревизор» — это модель хаоса, когда появление мини-человека в ином пространстве и времени делают из него фигуру страшнейшей величины — ревизора. В стабильном обществе ревизор не страшен, ибо все идет по закону. Советское время практически не изменило эту систематику, Семиотика советской цивилизации ибо снова для преодоления хаоса требуется жертвование. Только если герои Гоголя — отрицательны в трактовке школьного учебника литературы, то теперь герои — только положительны. Но модель преодоления разрывов за счет человека сохраняется. Все это говорит о сильной идеализации действительности в обоих случаях. Реальное столкновение с ней омертвляет ее. Чтобы этого не случилось, нужен человек, который (условно) хватается за провода высокого напряжения, доказывая тем самым, что все работает и все выстроено правильно. Он демонстрирует верность избранного пути, даже и ценой своей гибели. Жизнь героя состоит только из героического. Даже в прошлом, даже в детстве мы видим только поступки-иллюстрации будущих подвигов. Герой с младенчества переполнен правильными поступками. Поэтому их у него хватает и для других, отсюда цикличность, самозарождение последующих поколений героев. Думающий Чапай — это нарушение нормы сталинского героя, Чапай — герой действующий. Это только в послевоенное время возникают герои думающие, что явилось признаком новых типов дискурсов. Типичный герой — это герой физического, а не интеллектуального типа. Кстати, это общее для всех стран положение. Только Том Клэнси спас Пентагон, введя новый тип американского военного, для которого характерна как физическая, так и интеллектуальная сила. В массовом сознании закрепляется самое нехарактерное действие героя: «Чапай думать будет». Чапай — не должен думать, он герой действа, его орудие не ручка, а шашка. Все параметры образованности (которые особенно активны уже в послевоенных анекдотах о Чапаеве) по сути мешают данному типу героики. Они заставляли бы его думать там, ще надо действовать. Думание приводит к тому, что человек сомневается в принятии решения. При этом для думания у Чапаева есть Фурманов. Фурманов отнюдь не случайный «параметр» Чапаева. В массовом сознании, сформированным кино, они четко связаны одной пуповиной. Почему? Как показал Отго Ранк в своих исследованиях образа героя в истории человечества, Г.Г. Почепцов. Семиотика герой вырастает из близнецов: «героический тип возникает из культа близнецов» [258, р. 92]. Они взаимно дополняют друг друга: Чапаев — импульсивный, необразованный, все время побеждающий врагов, кроме самого последнего случая; Фурманов — правильный, партийный, образованный. Они нужны друг другу, поскольку выполняют разные функции. Кстати, вспомним выросшую до больших масштабов для системного представления истории фигуру брата Ленина. Для всех остальных вождей уже сам Ленин начинает выступать как брат-близнец, поскольку все советские вожди—это продолжатели дела Ленина, верные ленинцы. Естественно, что физическое подобие (типа Ленин = Хрущев) уже не является центральным, важно подобие социальное. Усиленная героизация, которой проникнуто сталинское время, отражает не только «молодость» страны, не только определенную критичность ситуации (герои нужны в период кризисов, в обыденной жизни у нас нет необходимости в нечеловеческих усилиях), герой является существенной частью сталинской мифологии. Даже психологически лучше руководить страной героев, а не страной предателей. Однако введя координату «врага народа» как частотный элемент времени, ее следовало компенсировать не менее значимой героической составляющей. И любая женщина должна была стремиться стать матерью-героиней с соответствующей наградой, подтверждающей этот ее статус. Любое негативное событие по этой модели оборачивалось героическим. Наиболее значимым примером является ситуация с «Челюскиным». Поражение стало победой. Соответственно, и любая другая негативная ситуация советского времени интерпретировалась по героической модели. Железнодорожная авария, к примеру, представала как подвиг железнодорожников, врачей, просто жителей, сдающих кровь для пострадавших. Эта оптимистическая составляющая находится в противоречии с днем сегодняшним. Если в прошлом системой становились приписки, то в сегодняшнем дне системой стали занижения реального положения. Директор завода оказывается в более выигрышном положении, когда он сгущает краски. Семиотика советской цивилизации Действительность структурируется с помощью границ, которые задаются героизацией. Герой — маркер точек соприкосновения добра и зла. Как правило, зло пытается расширить свое пространство, но этому мешает герой. Герой из-за состязания со злом лишался личной жизни, он мог существовать только как часть борьбы хорошего с плохим. Герой — это победитель. Борьба с чужими записана в архетипе его поведения. Герой проявляет себя в окружении «врагов». В среде «друзей» герой скрыт, нейтрализуется. Он растворяется в толпе, неотличим в ней. Но стоит измениться ситуации, как герой оказывается впереди. Остальные лишь повторяют апробированные им действия или пользуются его трудами. Самый популярный советский сказочный герой (хоть и имеющий иноземное происхождение) — это, наверное, Бу-ратино. Мы можем увидеть это хотя бы по числу экранизаций. Буратино — это ситуативный бунтарь. Это революционер, восстающий против эксплуататора Карабаса-Барабаса. У него самое пролетарское происхождение, ведущее начало от бревна. Он даже не хочет учиться. Но в то же самое время «глупый» Буратино обходит всех своих умных современников. Он победитель, живущий по своим правилам. Невыполнение правил чужого мира приводит Буратино к победе. В постсоветское время герой начинает реализовывать как раз такие варианты антиповедения. Нормальные герои начинают идти в обход. И это тоже возможная модель поведения. Герой сказки становится таким из-за своей оплошности: Красная Шапочка или Ивасик-Телесик попадают в ситуацию героя из-за своей оплошности. Герой постсоветский просто подчиняется течению. Советский герой шел против движения, преодолевал его. С одинаковым рвением он рубил белых и строил узкоколейку, поднимал целину и строил БАМ. Последний тип героя проявляется в столкновении со стихией, которая выступает олицетворением «врага». Отсюда метафоризация многих явлений через «войну» (типа «битвы за урожай»). У героя нет выбора. В жизни всегда есть место подвигу, и он готов это продемонстрировать. Своей жизнью он задает правила советской агиографии. Более точно можно ска- Г.Г. Почепцов. Семиотика зать, что он лишь иллюстрирует (подтверждает) эти правила, поскольку опровергнуть их невозможно. Они сформулированы на уровне, высшем по сравнению с конкретными типами поведения. Герой призван компенсировать несовершенство системы. Чем более несовершенна система, тем большее число героев ей необходимо породить. Герой — это жертва, которую система, словно первобытный народ, кладет на алтарь своей победы. И победа от этого только очищается.
|