Семиотика. идеальную модель, на основе которой дета могли критически оценивать своих родителей — создавался таким образом противовес вредному влиянию домашних» [179
Г.1\ Почепцов. Семиотика идеальную модель, на основе которой дета могли критически оценивать своих родителей — создавался таким образом противовес вредному влиянию домашних» [179, с. 203]. В России за время ее истории сложился четкий феномен -все беды народные оттуда — с Запада. Если Петра Первого, как считало массовое сознание, просто заменили, после чего он начал «творить» свои реформы, то Горбачев стал говорить про свои реформы также после контакта с Западом. Горбачев в этом смысле является «вырождением» вождя, поскольку становится говорящим вождем. Наши вожди никогда не говорили. В. Щербицкий мог выступать и без бумажки, но на людях он всегда выступал с бумажкой, чтобы не отличаться от принятых на советском Олимпе норм. Вождь — не трибун и говорить не умеет. В этом он близок массе. Вождь является частичкой массы, только на своем уровне, называемом «член политбюро», даже соответствующая машина получает индивидуальное название «членовоз». Вождь — всегда верный ленинец или сталинец. Это значит, что его тексты уже произнесены за него другими. Существует главный и единственно верный текст — Унитекст, но он всегда в прошлом, он уже написан. Необходимо только правильно понять его и тогда все станет на свои места. Это толкование не могут делать все кому не лень. Унитекст могут толковать только те, кому это поручено вождями. Вождь — частичка массы под названием «члены политбюро». При расставании друг с другом вожди плачут и целуются. Не меньшее счастье охватывает их при встрече. Вождь не мыслит себя вне круга своих соратников. Любая поездка, даже на отдых, — это трагедия для вождя. И в этом есть сермяжная правда, ибо Хрущева, к примеру, удается снять именно во время отпуска. Вождь в отпуске (как и вождь в плавках) теряет частичку своего величия, и его уже можно попытаться снять более молодым вождям. Вождь красив сам собой, но красотой неземного порядка. У него сухая рука и оспины Сталина, лысина — Хрущева, космические брови Брежнева, родимое пятно Горбачева. Вождь не хочет быть чужим для своего народа. Английская королева — символ нации, вождь — символ Семиотика советской цивилизации массы. Он не должен ни обгонять ее, ни запаздывать по отношению к ней. Население любит, когда вождь становится простым как правда. В этом была беспроигрышное^ позиции Б. Ельцина, который должен был моделировать новый (несоветский) тип приближения к простому народу. Советские вожди были выходцами из народа, но потом они постепенно теряли свои связи с ним. Вхождение Ельцина в народ строилось на восстановлении этих потерянных связей. Отсюда обычная районная поликлиника, поездки в транспорте, хождения в магазины. Ельцина заставляли повторять простые действия, что в советском контексте вызывало шокирующий эффект. Вождь в чем-то повторяет (или даже пародирует) роль нищего. У него нет денег. Он даже не знает, как они выглядят. У него нет времени на ощых, он все время в труде. У него нет своей собственности: все вокруг него государственное. Даже его личное время охраняется телохранителями (в иной интерпретации — тюремщиками). Вождь, имея с позиции массы все, не имеет ничего с его собственных позиций. Вождь-аскет «очищается» от всего человеческого. Этим объясняется специфическое восприятие скандала Клинтон—Левински в постсоветской аудитории. Вождь вечен. Даже когда его избирают, знание об этом приходит постфактум. Он в тот период уже вождь, и сам слушает радиосообщение о своем избрании. Когда вождь умирает, он делает это скрытно от всех, поскольку это нарушение всех законов, сравнивающее его с простыми смертными. Мертвый Брежнев оставался юждем еще некоторое время, доказывая несущественность для подлинного вождя обыденного бренного существования. Рассказы о маленьком Володе Ульянове призваны продемонстрировать зачатки вождя с детства (точно так же функционируют рассказы об А. Линкольне в другом контексте). Это нечто вроде выбора Далай Ламы из тысяч мальчиков. Вождь, выступающий с больничной койки, отнюдь не наше изобретение. Берем 1945 г.: «Идеи, лежа в постели в Бин-дертоне, 27 июня произнес по радио свою предвыборную речь. То было его единственное выступление во время этих выборов» [178, с. 254]. Вождей советского времени достаточ- Г.Г. Почепцов. Семиотика но часто водили под руки, но этот чисто материальный аспект нисколько не влиял на их значимость. Все эти примеры говорят о том, что материальность как характеристика слабее системносга. Вспомним у де Соссюра, когда что угодно может заменить одну из шахматных фигур. Вождь — фигура ме-тауровня, те или иные его реализации не могут его «испортить». Исполнение не может испортить нотной записи. Отсюда следует и истинность вождя: поскольку вождь вечен, он не может ошибаться. Все, что он говорит, верно. Те, кто ближе к вождю, могут рассказывать другим об увиденном и услышанном от вождя. «Горбачев был больше, чем я, вхож к высшему руководству (Кулакову, Суслову, Брежневу) и часто полунамеками подчеркивал свою информированность. Если делился какими-либо наблюдениями cyiy6o деликатного свойства, то даже критика в его устах оставалась лояльной» [48, с. 11]. Основная линия вождя — это уход в вечность. Он уходит в вечность и своим происхождением как верный ленинец (сталинец). Он уходит в вечность и путем своей смерти. Мавзолей — символ вечности и символ могил предков. По славянской традиции необходимо оказывать предкам почести, поэтому мавзолей выполняет множество функций. Власть рассказывает о дне сегодняшнем, но повествует о будущем. Типичное газетное сообщение после первого ковша экскаватора: «Здесь будет самая большая в Европе...». Сергей Зимовец пишет: «Термин машина у Делеза и Гваггари не носит узкотехнического смысла и определяется ими в качестве ряда повторяемых, конечных аналитических операций, некоего универсального производящего схематизма, работающего не только в механических, но и в экономических, психических, социальных и т.п. порядках <...> Машина желания... функционирует наоборот, не от посылок к следствию, а от следствия к посылкам. Тем самым то, чего еще нет, уже есть, потому что должно быть. Так в "отсутствие" и "желание" проникает "должное"» [67, с. 84—86]. Вождь является по своему происхождению «бастардом» (мы не знаем, щ& он родился, кто его родители), он сын страны, но далее ситуация ухудшается тем, что возникает Семиотика советской цивилизации 261 Эдипов комплекс, ибо он женится на стране. Судьба Ленина и Сталина становится мучительной. Каждый генсек как бы получал с мундира Сталина пуговицу, которая олицетворяет власть в ее неизменном виде, в страхе и ужасе. Вождь, чтобы быть вождем, должен время от времени прикасаться к этой пуговице, и тогда у самого демократического из генсеков появится и Тбилиси, и Вильнюс. Вождь — источник монолога. Он не терпит непослушания ни в словах, ни в делах. Более того, он настолько отдален, что даже слово снизу просто не сможет долететь до него. Вождь действует только в рамках мифологических (сказочных) схем. Он может быть Иванушкой-дурачком (Бурати-но), который движется сквозь сонм обманщиков. Так выигрывает свои первые выборы Борис Ельцин. Вторые выборы он проходит уже под знаком царя-отца. Поэтому у вождя не бывает выбора. Его движения предопределены и заданы. Проигрыш Горбачева, как и проигрыш Кравчука, происходит вне их желания и возможностей исправить ситуацию. Вожди размножаются «вегетативным способом». Положение руки одного из вождей на вождя будущего создает преемственность власти. Руки вождей при этом часто настолько безвольны, что необходимы свидетели этого наложения, доказывающие нам, что так оно и было. Очень характерным было полное отсутствие дискурсов, оправдывавших тот или иной выбор. Когда они появлялись, как в достаточной степени туманные тексты в случае Хрущева, они не отвечали значению факта сменяемости фигуры. Хрущев как единственный переизбранный «государь» (умирающий не на посту), начинает идеализироваться сегодня, в отличие от всех остальных. Подобным образом при жизни идеализировался Ю. Андропов, который, вероятно, понимал необходимость эквивалентного признания не только в «публичной», но и в «частной сфере». Брежнев полностью загубил свой статус как в «частной» (породив наибольшее количество анекдотов), так и в «публичной сфере». Вожди любят охоту. Это настолько существенный признак, что он не миновал ни одного из них. Иногда они охотятся на людей, иногда на зверей. Людей при этом они также называют зверьми. На охоте у вождей просыпается 262 _____________ Г.Г. Почепцов. Семиотика чувство гордости за себя. Завалив кабана, они лучше переносят заседания и выступления. Возможно, так они компенсируют желание «завалить» кого-то из оппонентов. Вожди любят выступать перед управляемой аудиторией. Реально им не хочется выступать, поскольку они не умеют говорить, но им нравится, как их слушают. Выступление вождя на самом деле не выступление, а слушание его слов другими. Поэтому вожди не могут лишить других возможности проявить любовь к ним. Они позволяют нам взрываться «бурными и продолжительными аплодисментами». Как видим, вождь в сущности своей коммуникативен. Он порождается на пересечении ряда коммуникативных плоскостей. Он спокойно переходит из одной в другую, поскольку является безмолвным существом (т.е. не умеет говорить). Говорение всегда опасно для будущего вождя, поскольку можно сказать не то. Феномен говорения безмолвного парадоксален. Молчание — это стратегия минимизации риска. Когда обстоятельства принуждают вождя говорить, он произносит текст, написанный кем-то другим. Это усиливает его потенциал безмолвия. Значимость слова вождя из-за его молчания столь велика, что, произнесенное, оно сразу «размножается» во всех видах СМИ и затем воплощается в его собрание сочинений. Вожди советского периода издавали продолжающиеся собрания сочинений. Их речи записывались на пластинки. В моменты съездов речи генсеков должны были слушать все, для чего телевизоры устанавливались в холлах университетов и общежитий. Вождь старается продлить свой рост, удлинить свой образ усами, бородой или бровями. Это необходимо для последующего запечатления образа на денежных единицах. Если вождь не достигает уровня изображения на денежных знаках, значит он не вполне еще вождь, а только куколка вождя. Вожди знают имена только друг друга. Каждый встреченный им человек рассматривается только в плоскости вождь/не-вождь. Поэтому вожди любят собираться на саммиты, общаясь с себе подобными. В своей родной стране им уже не с кем и словом обменяться. Пребывание вождя на фоне Клинтона и Коля поднимает его статус внутри Семиотика советской цивилизации страны. Первые президенты стран СНГ испытывали нечеловеческую радость, получив возможность позвонить по телефону президенту США или приехать выпить чаю с английской королевой. Власть контролирует не только ресурсы материальные (металл, зерно, с одной стороны, и квартиры, путевки, с другой). Власть хочет контролировать ресурсы сопротивления ей. Власть вообще являет собой странный феномен: она не столько любит тех, кто ее любит, сколько ненавидит тех, кто ее не любит. По этой причине деятельность КГБ была сконцентрирована в основном на контроле вербальных потоков (как в частной, так и публичной сфере). Когда сегодня от его преемников требуется контроль уже не текста, а поступка, это не удается сделать, поскольку запущенная машина была в основном филологического свойства. Власть контролирует то, ще есть ресурс сопротивления. С этой точки зрения производство втулок было менее интересным для власти, чем «производство» романов. Но сегодняшняя ситуация иная, произошла смена значимости — на первое место вышли невербальные тексты, которые никто не умеет контролировать с той же виртуозностью. Отсюда теневая экономика, отсюда «тексты» шахтерских забастовок, способные действовать сильнее статей в СМИ. Власть была семиотической по существу, поэтому контролировала семиотические точки — по Умберто Эко это места возникновения и порождения лжи [230]. Кризис власти затрагивает в первую очередь зоны контроля. Потеря их распространятся сразу на власть. Для вербальной власти самое страшное — это ее критика. Сегодняшняя власть ушла от контроля вербальности, поэтому любые разоблачительные статьи в прессе имеют нулевой эффект. Можно сколько угодно писать о «Паше-мерседесе», но это уже не имеет значения. Вождь принадлежит сфере действия, вербальную интерпретацию своих действий он оставляет подчиненным. Семиотичность власти состоит в том, что основной своей задачей в «публичной сфере» она считает дискурсы легитимности. Власть все время ощущает определенную антипатию со стороны населения. Поэтому основной заботой и главным отделом в ЦК в прошлом была отнюдь не эконо- Г.Г. Почепцов. Семиотика мика, а идеология и пропаганда, то есть порождение дискурсов легитимности. В целях легитимизации все первые (иногда — вторые) секретари ЦК в постсоветское время переименовали себя в президентов. Власть для поддержания легитимности вводит усиленную иерархию. Пример — вариант России, описанный Гоголем. Когда «чих» начальника приравнен к реальному «выстрелу» по подчиненному. Подобная иерархичность сохраняется и сегодня в армии (ритуал единоначалия, присяги и т.д..). Гоголя вообще можно причислить к первым семиотикам. Его «мертвая душа» — это нулевой знак, к открытию которого семиотика приходит намного позднее. Чем ты ближе приближаешься к вождю, тем сильнее проявляется иерархия. На периферии же она незначима и расплывается. Иерархия функционирует как легитимизирующий сам себя механизм. Система «ты — начальник, я дурак» определяет потоки информации. В результате порождается определенная асимметрия коммуникации: на верх иерархии идет преимущественно позитивная информация, в низ — иная. Лесть — это всего лишь микроячейка подобной иерархической системы. Дискурсы легитимности отражаются на стратегиях инновации. Власть для самосохранения, как считает А. Гладыш (А. Игнатьев), отдает в этом поле первый ход другому, за собой оставляя контроль за принятием/непринятием. «В "норме", в условиях стабильной "системы власти" и эффективного политического режима, "правила игры" контролирует правящая элита, тогда как привилегия "первого хода", инициатива действия, направленного на изменение этих правил, принадлежит так называемой "массе" — конкретным лицам ("я") или же группам и сообществам ("мы") с более низким социальным статусом, чья "инициатива снизу", либо получает признание (с соответствующими изменениями в нормах права или механизмах принятия решений), либо блокируется различными контрмерами (в том числе пропагандистскими), либо, наконец, подавляется средствами репрессивного аппарата» [54, с. 155]. В случае кризисных явлений право «первою хода» переходит к властям, а население контролирует «правила игры», имея возможность не реагировать, сопротивляться привнесенным изменениям. Семиотика советской цивилизации В нормальной ситуации действует закон эквивалентности вербального и невербального миров: значимость невербального события повторяется в значимости его вербального освещения. Молчащий вождь мог контролировать других тоже только режимом молчания, расцвет цензуры и самоцензуры очень характерен для советского периода. Гранинские «зубры» были таковыми, только если они не касались сфер легитимности власти. С.Зимовец описывает один из случаев такого контроля: «Основной задачей властной стратегии по отношению к голосу является задача "герасимизации" носителя голоса. Она достигается двумя путями: 1) заставить замолчать выступающего коллективным шумом, превышающим силу микрофонного голоса (крики, топот ног, хлопки), или просто отключением микрофона; 2) делегированием частного голоса лидеру команды» [67, с. 23]. Ирина Паперно описывает шестидесятые годы XIX века словами, которые мы можем перенести на век двадцатый. «В культурной мифологии "шестидесятые годы" фигурируют как поворотное, или новое время в русской культуре». Или: «С точки зрения историков, шестидесятые годы были эпохой быстрого роста социальных институтов общественного мнения, годы развития университетов и подъема журналистики» [133, с. 11]. Однако есть одно важное отличие — наши годы действовали в основном в «частной сфере», те годы затронули и «публичную сферу». Поэтому «наши шестидесятники» породили кухонную коммуникацию, хотя именно она в конечном счете (или в качестве одного из компонентов) приводит к радикальным изменениям позднее. Ф. Фукуяма видел одну из причин смены советского строя в отсутствии легитимности у его руководителей. Такие руководители (в том числе и греческие полковники или чилийские генералы) рано или поздно уступают общественному мнению и уходят [237]. Безмолвному вождю трудно доказать свою легитимность, в этом парадоксе советского периода и была заложена его ахиллесова пята. Г.Г. Почепцов. Семиотика
|