Студопедия — Чиновники Люди
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Чиновники Люди






Чиновник имеет скорее силу, чем власть. Для осущест­вления власти он обращается к новым типам сакральных текстов (типа Налогового кодекса), который стоит выше его.

Каждая из этих сфер порождает для своего обслужива­ния разные типы текстов. Текст массовой культуры невоз­можен на высшем уровне. Но и сакральный текст будет ко­лоссальным образом адаптирован для потребления на низшем уровне.

Каждый из уровней имеет свои требования к постоянс­тву своих текстов. Сакральный текст не подлежит измене­ниям, это святотатство. Текст бюрократического уровня будет меняться только во времена революционных измене­ний, но принципиально это возможно, хотя и редко проис­ходит. Тексты этого уровня также меняются эволюцион­ным путем с помощью принятия парламентских законов. Тексты низшего уровня находятся в постоянном измене­нии, поэтому их требуется очень большое количество. Именно здесь существует наибольшая потребность в новых текстах. Например, в США ежедневно выходит две-три книги в области фантастики.


232 ___________________ Г.Г. Почепцов. Семиотика

Каждая из этих сфер обладает разной степенью замкну­тости. Наиболее замкнута — сакральная, наиболее открыта — человеческая. Чем система замкнутее, тем она стабильнее*.

Полностью замкнутая система вообще не требует про­цессов принятия решений. Сакральная система использует­ся для принятия решений на других уровнях, она же пол­ностью стабильна.

Замкнутая коммуникативная среда очень эффективна для управления стабильными ситуациями, поэтому власть в принципе сильнее в стабильных ситуациях. Это ситуации, где завтра и вчера идентичны. И, как следствие, она должна порождать стабильность. Нестабильные ситуации, в кото­рых завтра и вчера не совпадают, требуют других методов управления.

С точки зрения государства могут возникать две идеоло­гические задачи:

• Ситуация А: нестабильность выдается за стабиль­ность,

• Ситуация Б: стабильность выдается за нестабиль­ность.

Ситуация А достаточно типична для советского времени. Она реализуется путем порождения символических точек стабилизации. Сюда отнесем государственную любовь к партии, армии, флоту и других «правильных» фрагментов общества, поддерживаемую идеологической машиной и культурой.

Ситуация Б характерна больше для постсоветского вре­мени, когда по-советски стабильные государства начинают моделировать демократическую нестабильность, например, в виде выборов или дозированного уровня критики.

В принципе бороться с нестабильностью (если разре­шать ее элементы в виде отклонений этнического, идеоло-

*Весьма спорное утверждение. В соответствии с теоремой К. Геделя о полноте замкнутая система ведет к вырождению, т.е. к дезинтеграции и хаосу. Стабильной может быть только открытая система. "Стабильность сакральной системы объясня­ется тем, что она использует символы и символическое прос­транство, т.е. категории по определению открытые и в целом умонепостигаемые. — Прим. СУ.


Основы семиотики 233

гического и прочего характера) можно только созданием более сильных генераторов стабильности, в виде условной «крыши» для ряда нестабильностей, которая бы создавала стабильность более сильного порядка.

Культура в этом плане есть определенный генератор ста­бильности. С одной стороны, она дает возможность реали-зовывать мини-нестабильности на уровне виртуального, а не реального мира. С другой, формирует обширный банк данных, задающих однотипные реакции и интерпретации действительности для получателей этого типа информации.

Общество и государство живут как бы в разных зонах контроля: от полной упорядоченности до полного хаоса. Самая сильная упорядоченность характерна для сакральной сферы. Здесь идеалом является один текст и бесконечное число его интерпретаций. В человеческой сфере число и текстов, и интерпретаций бесконечно. В государственной сфере мы имеем ограниченное число текстов и вновь бес­конечное число интерпретаций.

 

Сфера Число текстов Число интерпретаций|
Сакральная Один Бесконечное
Государственная Много Бесконечное
Человеческая Бесконечно Бесконечное

Государство задает зоны усиленного контроля и зоны ослабленного контроля. Усиленно контролируются тексты, которые стоят на пересечении двух параметров:

• сакральный/государственный;

• тексты, предназначенные для массового тиражиро­вания.

Пример, где присутствуют оба эти параметра: президент выступает в университете, а затем его речь тиражируется

смк.

Зоны ослабленного контроля возникают в следующих случаях:

• принципиальная невозможность контроля, напри­мер, мыслительная деятельность или отдаленность от центра;

• несущественность контроля, например, быт.



Г. Г. Почепцов. Семиотика


Естественно, что разные исторические периоды могут усиливать контроль и в этих зонах. Особенно это касается критических периодов: война или искусственно создавае­мое напряжение типа террора тридцатых. Тогда быт подле­жал такому же контролю, что и официальная сфера. Но часто это просто физически невозможно из-за огромного объема подобных коммуникаций. Контроль этих коммуни­каций отходит на второй план еще и потому, что они пред­ставляют собой лишь потенциальную опасность для госу­дарства, массовые коммуникации — реальную.

 

ЗОНЫ ПРИМЕР
1 Усиленного контроля идеология, 1 массовая коммуникация
Ослабленного контроля художественная коммуникация, массовая культура

Функционирование этих зон подчиняется разным зако­номерностям:

Зоны усиленного контроля стремятся к единообразию ин­терпретаций действительности, зоны ослабленного контроля не ставят подобных целей,

Возможны также разные варианты контроля. Есть вари­анты контроля на уровне авторства (кому разрешено высту­пать в роли автора). Есть также варианты контроля на уров­не размножения сообщений.

Более общие виды контроля можно разделить на внеш­ний и внутренний контроль. Государство в основном осу­ществляет внешний контроль. Религия или культура скорее ориентированы на контроль внутренний.







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 346. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия