НЕЯВНОЕ -------------- ► ЯВНОЕ
В этом свойстве культуры коренится интерес к ней со стороны власти. И у власти нет другого инструментария. Власть порождает только импульсы, ведущие к немедленному исполнению. Культура порождает такие сигналы, которые включатся только тогда, когда будут активированы позднее. Власть воздействует на рациональный мир человека, культура — на эмоциональный. При этом власть пытается заимствовать и эмоциональные методы воздействия. Именно отсюда флаги, гербы, гимны, марши, демонстрации. Это все невербальные средства воздействия власти, которые по своей основе сходны с культурой. Основы семиотики Власть — активный строитель в первую очередь именно символического мира. И уже потом мира реального. И если для простого человека мир реальный более значим, чем мир символический, то для власти мир символический имеет большее значение, и она часто уделяет ему больше внимания, чем работе с миром реальным. Атака террористов на объекты в Америке продемонстрировала внимание именно к символической модели мира. Она, вероятно, была призвана, в числе прочего, разрушить образ Америки как самой могущественной супердержавы. В этом плане это имиджевая атака. Эмоциональная реакция на эту атаку оказалась исключительно сильной, поскольку это была атака на символы. А символы только тогда играют роль символов, когда остаются неизменными. Власть также связана с эксплуатацией такой проблемы, как семиотика победы и поражения. С давних времен все общества очень четко фиксируют и оформляют в общественном сознании радость и горе, имея в виду социальную радость и социальное горе. Вспомним триумфы римских императоров, в создании которых были заложены усилия тех, кого сегодня именуют имиджмейкерами. Отличие радости от горя можно идентифицировать по следующим характеристикам: • Ликование (т.е. производство лишних слов) — молчание. • Разнообразные движения — однообразие движений. • Разнообразие цвета — однообразие цвета (в некоторых культурах цвет печали — черный, в некоторых — белый). В целом можно отметить, что одни характеристики направлены на моделирование жизни, другие — смерти, как определенных более общих категорий. Человеческие сообщества очень часто стремятся к контролю именно единообразия. Например, армия может рассматриваться в качестве примера этого явления, где разными методами сознательно достигается однообразие человеческого материала. Есть также одни правила поведения и одежды для определенных контекстов. Наличие выбора, осуществление выбора является очень чувствительной для семиотики сферой. В тоталитарном государстве власть Г.Г. Почепцов. Семиотика берет на себя решение многих проблем выбора, очень жестко продакговывая предпочтения своих граждан (что носить, что читать, что смотреть). Система порождения единообразия становится основным ритмом общества. В других случаях общество может стимулировать порождение разнообразия. Общества могут быть более/менее чувствительны к отклонениям от нормы: власть может принимать в этом серьезное участие, создавая идеальных со своей точки зрения граждан. ЧАСТЬ ВТОРАЯ СЕМИОТИКА СОВЕТСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ Предисловие Цивилизация порождает вокруг себя достаточно системный мир, где отклонения являются скорее исключением, чем правилом. Семиотика может рассматриваться как способ структурации действительности, свойственный человеческому мозгу и трактоваться как тип универсального анализа объектов разной природы, что позволяет четче увидеть общее и отличное в их структуре. Советское прошлое, близкое многим, также чрезвычайно системно. Это позволяет на примере его анализа показать методы семиотики. Советская действительность начиналась с системного разрушения прошлого состояния («мир — хижинам, война — дворцам»), за которым последовало столь же системное выстраивание советской иерархической системы, в рамках которой место нашлось абсолютно всем объектам. Виртуальные «скрепы» советского мира задавали тот уровень системности, который и создает свой тип цивилизации, отличный от других. Причем художественный мир и мир реальный обладали большим количеством переходов, позволявших находить разнообразные типы цепочек-связей между объектами разной природы. «Советский человек» и его цивилизация были вполне самодостаточными, поскольку любые другие цивилизации трактовались как постепенное приближение к данному идеалу. Соответственно этому выстраивались и исторические события, и события сегодняшнего дня, что также является признаком системности высокого уровня. История, к примеру, писалась и переписывалась постоянно, выполняя этот идеологический заказ на системность. Смена идеологических постулатов сразу же требовала смены исторической действительности. Семиотический анализ советского варианта цивилизации позволяет продемонстрировать возможности семиотики и зафиксировать принципиально новые моменты, характерные для советской цивилизации, показать, как в обыденных объектах проявляются правила более высокого уровня. На примере этого анализа мы можем увидеть, что хотя советская цивилизация распалась, но ее коды продолжают жить среди нас и проявляются во множестве вещей и в обыденных ситуациях.
|