Этап борьбы с дореволюционными типажами
Послереволюционное время отличалось ожесточенной схваткой новой семиотической системы — советской — с дореволюционными представлениями. Например, профессор как типаж отождествлялся с детским типом, который не может себя обслужить и требует вокруг мамок-нянск. Он изнежен, придает странную ддя носителя нормы значимость несущественным параметрам своего бытия. Основы семиотики М. Булгаков отметил ряд подобных характеристик в образе профессора Преображенского в «Собачьем сердце». Столкновение норм происходит там на каждом шагу. Например, профессор заставляет всех, кроме женщины, снять головные уборы, предварительно спрашивая, мужчины они или женщины. Это говорит о том, что одежда унисекс появилась гораздо раньше, чем мы думали. Тело реализуется не только в одежде, но и в типе еды, поэтому профессор Преображенский священнодействует: «Холодными закусками и супом закусывают только недорезанные большевиками помещики. Мало-мальски уважающий себя человек оперирует с закусками горячими» [38, с. 141]. Как видим буржуазное тело ест другую пищу, читает другие книги, думает по-другому. Поэтому вполне естественной являлась борьба с ним. Управление дома пытается уплотнить профессора Преображенского, поскольку правильному телу достаточно небольшого пространства. Дворцы, в которых обитала прошлая элита, превратились в дворцы для созерцания, оправданием чему служило то, что они созданы народом, потом народа.. Партийный лидер этого времени, хотя и является интеллигентом, а это практически единственный интеллигентский типаж во всей советской истории, но его понимание народа выше всяких похвал. Идеальный образ в этом плане — это образ Ленина, который может не только читать книги, но и задумчиво слушать кухарку, ходоков и т.д. Создатели кино-Ленина максимально использовали метод.открытого общения, который достаточно частотен в избирательных кампаниях. Так, Клинтон в свое время побеждает Буша из-за демонстративного участия в таких контекстах. Буш же отказывался ходить на ток-шоу, аргументируя это тем, что он не мальчик. То есть возникает два полюса интеллигента: интеллигент профессорский, который далек от жизни, и интеллигент партийный, который всеми фибрами своей души готов впитать народное горе. Последний тип интеллигента и оказывался партийным лидером своего времени. Хотя он и был подкреплен целой когортой «правильных» типажей Г.Г. Почепцов. Семиотика простого происхождения, для которых было характерно участие в гражданской войне. «Правильные» герои данного времени ходят в кожаных тужурках, не отвлекаются на личное в пользу общественного. У них простые рабоче-крестьянские лица, очки являются приметой чужого образа, поскольку интеллигенция могла быть только дореволюционной. Великое послереволюционное перемещение народов также изменило типаж городского человека. Теперь, как правило, он всегда был выходцем из села. Город в своем стандартном понимании исчез. Широкоплечий и круглолицый сельский тип вытеснил худосочных городских жителей. Вспомним также частые столкновения (даже в виде проверки достоверности сказанного) двух культур в виде рук без мозолей у задержанного. Все его слова не стоили ни гроша, когда вскрывалась более убедительная достоверность — достоверность не слова, а тела. Слова в этом плане гибки и динамичны, тело же носит не временный, а постоянный характер. Поэтому ложь может коренится в словах, но не в теле. «Не то» тело часто является причиной разрушения социальных отношений. Этап индустриализации Именно здесь выкристаллизовался основной советский типаж, свои представления о красоте, которая опиралась на красоту производственного типа. Киноактер должен был обязательно быть вымазан мазутом, чтобы соответствовать правильному образу. Тип нормы диктовавался социальной задачей. Физическое, мускулистое тело вновь побеждало тело слабое, хотя и напичканное знаниями. Киногерой обычно говорит о том, что после битвы или стройки он таки сядет за учебники. Но дело до учебников не доходит, для героев всегда находятся новые враги (в мирное время — новые стройки). Если у тебя нет врагов, то ты не герой. Герой вестерна чаще побеждает в поединке «один на один». Советский герой чаще побеждает в совместной борьбе, даже если он впереди, он хорошо знает, что за ним весь советский Основы семиотики народ. Как было сказано в одном из киномифов: «Москва знала все». Отсюда также постоянная конфликтность в советской художественной коммуникации между учительницей (учителем), работающей в сельской школе, в школе рабочей молодежи и учеником (ученицей). Более правильные гены (рабочие) всегда оказываются сильнее в предлагаемых обществу типах конфликтов. Учитель (учительница) «понима-л» эту тенденцию. Поэтому на исправление и в СССР, и в Китае отправляли именно на физические работы, которые призваны были очистить головы от дурных мыслей. В этот период партийный лидер неотличим от народа. В пьесе у А. Корнейчука секретарь обкома выступает в роли «ответственного шофера». Это тип «кожаной тужурки», перешедший в эту эпоху из эпохи предыдущей. Партийный лидер мудр и справедлив. Но раз он не может ошибаться, то его сюжетные возможности очень ограничены. Сюжет не может быть выстроен только на изначально правильных поступках. Поэтому партийный лидер слушает, но не действует, чтобы затем разрешить все противоречия своим вердиктом. Его право на критику не подлежит сомнению. Это время расцвета коммунальных квартир, которые, несомненно, облегчали социальный контроль общества, подводя всех под нужные типажи поведения. Сентенция «мой дом — моя крепость» не могла работать в этой системе. Необходимо отметить, что разрушение защитных преград между обществом и человеком параллельно сопровождалось строительством куда более сильных защитных преград между «нашим» и «их» обществом. Уровень защиты перераспределился в ином направлении. Значимость социального порядка с неизбежностью возрастала, а значимость индивидуального порядка падала.
|