СЕМИОТИЧЕСКИЕ ДВОЙНИКИ В ИСТОРИИ
Б. Успенский анализировал на примере Петра I проблему столкновения семиотических кодов, когда Петр вводит то, что обществом читается как вариант антиповедения. Он писал: «Одни и те же объективные факты, составляющие реальный событийный текст, могут по-разному интерпретироваться на разных языках — на языке соответствующего социума и на каком-либо другом языке, относящемся к иному пространству или времени (это может быть обусловлено, например, различным членением событий, т.е. неодинаковой сегментацией текста, а также различием в установлении причинно-следственных отношений между соответствующими сегментами). В частности, то, что значимо с точки зрения данной эпохи и данного культурного ареала, может не иметь значения в системе представлений иного культурно-исторического ареала, — и наоборот» [180, с. 71—72]. В другой своей работе он трактует событийный ряд уже чисто по лингвистически, что, собственно говоря, и было свойственно тартуско-московской школе: «Событиям приписывается значение: текст событий читается социумом» [180, с. 12]. Г.Г. Почепцов. Семиотика Мы будем говорить о семиотических двойниках как о параллельных знаковых фигурах в других исторических периодах. При этом мы ни в коем случае не говорим о какой-либо причинно-следственной связи между подобными двумя фигурами, как это было у нас раньше, когда прослеживалась связь «Ленин — любой последующий генсек», а лишь об определенном поведенческом повторе, как виртуальной связи между ними. Блоки истории имеют тенденцию к повторению. Ср., например, циклическое повторение движения к Западу, которое мы видим и сегодня. В прошлом все то, что делал, например, Петр I, пытался провести до него его отец Алексей Михайлович. Эта определенная «блоковость» естественным образом выталкивает действующие лица на определенные знаковые поступки, которые и составят основу для нашего сближения данных фигур. Основным тут становится одинаковость восприятия данного поведения социумом своего времени. Область, которая создает для нас благоприятную структуру, позволяющую увидеть эти параллели, может быть создана следующими наборами факторов: а) соответствие тем или иным типам дискурсов и типам б) явная/неявная отсылка на знаковые фигуры прошлого, в) порождение знаковых фигур в современной ситуации. T отсылка в прошлое между двумя близкими типами дискурса отсылка в будущее \ Если сказать в самом сжатом виде, то нас будут интересовать эквивалентные типы коммуникаторов и дискурсов в разные исторические периоды. Есть также чисто объективные причины, которые могут задавать повторяемость моделей поведения в истории: Семиотика советской цивилизации 415 а) наличие абсолютной власти (как у царей, так и у ген б) общая ментальность управляемого/управляющих как в) близкие объективные характеристики ситуации, при г) одинаковый тип противодействия может вызывать Все вышесказанное позволяет говорить, что в разные исторические периоды можно прослеживать одинаковые линии поведения разных лиц, обусловленные чисто объективными причинами. Эта одинаковость усиливается одинаковой реакцией на них социума, расположенного в разных точках пространства и времени, но объединенного общей ментальнос-тью. Русское общество живет по единым законам, одинаково реагируя на однотипные сообщения. На действительность также накладывается сетка символических соответствий, восприятия одного объекта с помощью другого, создавая глубинное восприятие времени и пространства, ще явления одного плана обосновываются явлениями другого плана, с которыми они связаны только в воображаемой картине мира. Ю. Лотман и Б. Успенский, например, отмечают по поводу эквивалентностей Москва—-Петербург—Рим: «Петербург, воспринимаемый не только как новый Рим, но и как новая Москва (новый царствующий град, как его было поведено официально именовать), в практической жизни в качестве торговых ворот в Европу воспринимался как новый Архангельск. Однако это влекло за собой и символические толкования: покровителем Архангельска был Михаил Архангел — один из патронов Московской Руси» [155, с. 131]. Отсутствие/наличие некоторых символических элементов также имеет более глубинную интерпретацию. А. Гуре-вич объяснял отсутствие портрета в Средние века явлением атемпоральности, когда человек скорее ощущал себя находящимся в вечности, а не в конкретном изменяемом времени [58, с. 144]; см. также [60]. Хотя тут возможно и несколь- Г. Г. Почепцов. Семиотика ко иное объяснение, идущее не по противопоставлению «временной/вневременной факторы», а по противопоставлению «общее/детальное». Для Средних веков характерна модель мира, которую интересовали не детали, а самые общие параметры. Современный мир, наоборот, переполнен деталями. Именно они служат приметой достоверности. Детектив, как профессия, характеризуется вниманием именно к деталям. Более того, сегодняшний мир принимает право на отклонение, право других жить по иным, чем мы законам. Для прошлого была характерна большая степень унификации, еще большая степень давления на другого. Тогда религиозные и другие барьеры разделяли миры (например, с помощью запретов на браки между представителями разных «миров»). Советский Союз обладал изменяемым временем, хотя и особая деконкретизация присутствовала из-за большего внимания к общественному, чем личному. Все это время мы жили в относительно замкнутом обществе, что также предопределяло сходные типы поведения и реагирования, сближающие разные точки пространства-времени. Знаковые фигуры прошлого постоянно появяются в современной жизни, особенно это касается кризисных периодов, когда возникает проблема легитимности нового пути. Вожди действительно олицетворяют собой то или иное состояние общества. Если при демократии лидер избирается тогда, когда он совпадает с определенными параметрами самого общества, то в случае советской действительности процесс мог идти в обратном порядке — сам лидер перестраивал под себя общество. Советские лидеры редко пересекались со своим собственным народом, больше имея дело с отобранной публикой. Поэтому выходы Горбачева в народ воспринимались как совершенно новый тип общения, позволительный исключительно для нового типа лидера. Ельцин лишь повторил этот семиотический ход. Типология советских лидеров — это типология разных видов коммуникаторов: от молчащих (Сталин) до бесконечно говорящих (Горбачев). Так что в основе всего все равно остается Слово... Советская цивилизация отличалась ярко Семиотика советской цивилизации выраженным вербальным характером, поэтому была зависимой от оттенков слова и, с несомненностью, являлась семиотической. Вероятно, есть два пути работы с населением: или развитие массовой культуры, или развитие пропаганды. И то, и другое отвлекает население от нежелательных мыслей. Бывший Советский Союз избрал пропаганду, правда, ему все же удалось невидимыми нитями переплести ее с некоторыми характеристиками массовой культуры. В результате часто образовывались произведения, принадлежащие к достаточно высокой художественной культуре, но которые одновременно несли четкую идеологическую окраску. Постсоветские произведения, утеряв этот идеологический стержень, сразу потеряли определенную системность. Получается, что и советская идеология сама по себе тоже обладала определенной эстетичностью, что в какой-то степени облегчало порождение нужного типа текстов. Наверное, любая завершенная идеология несет этот элемент эстетичности, поскольку она создается людьми, которые нуждаются в четком отделении хаоса от порядка. Идеология как раз и является одним из тех фильтров, придуманных человечеством, которые порождают порядок из хаоса. В рамках бывшего Советского Союза шли бесконечные информационные потоки, которые складывали бесконечное число текстов из ограниченного набора идей и символов. Создание нового типа текста в таких жестких условиях может рассматриваться как достаточно искусное владение этим инструментарием. Семиотические соображения предопределяли образ любого героя, поскольку он всегда был не столько живым человеком, сколько типом, сущность которого была продиктована социальными соображениями. Текст шел не от Героя, а от виртуальной реальности, одним из примеров которой была идеология. В результате всех этих семиотических процессов был построен достаточно системный символический мир, обладающий большим числом перекрестных связей, энным числом степеней глубины, постоянно возобновляемый и реализуемый в действительности на конкретных примерах, что и позволяет говорить о существовании особой советской цивилизации.
|