Двадцать основных понятий Гештальта
Для нетерпеливых читателей (тех, которые начинают чтение с конца), а также для добросовестных (тех, которые предпочитают повторить еще раз прочитанное) мы попытаемся изложить суть — за счет некоторых повторов — отдельных фундаментальных понятий, о которых уже говорилось в данной работе. Фриц Перлз — «отец-основатель» гештальт-тера-пии — умер 14 марта 1970 года в Чикаго. Что осталось из его наследства спустя 25 лет, на исходе последнего столетия второго тысячелетия? Если говорить точнее, что собственно гештальти-стское можно найти в современной практике французских гештальт-терапевтов различных направлений? Каковы основные принципы, соблюдаемые с самого начала? Каковы они, скорректированные в свете современных исследований (теоретических и клинических), самых последних достижений родственных методов или, попросту говоря, в свете развития нравов? Вот некоторые из тех вопросов, которые мы намерены поставить, сознательно принимая субъективную и заинтересованную точку зрения, в соответствии с тем, что нам представляется фундаментальным именно в философии геш-тальттерапии, несущей на себе печать экзистенциальных ценностей: свободы человека, уважения к уникальности каждого. Мы исходим из традиционных документов (классических работ Перлза, Гудмана, Зинкера, Польстера, Лэтнера и др.), а также из многочисленных статей в Гештальт-журнале, но главным образом мы опираемся на наш собственный, 25-летний опыт клинической практики Гештальта и его преподавания в течение 15 лет в Парижской Школе Гештальта. Я не буду здесь касаться техник, «правил и игр» (часто заимствованных другими направлениями, более или менее обоснованными вне исходного контекста), а попытаюсь выделить некоторые основные понятия. Главным образом я остановлюсь на их сегодняшнем понимании и рассмотрю содержащиеся в них отношения. Эти отношения лежат в основе гармоничности, когерентности гешталь-тистского метода внутри философии Человека. Я перечислю эти основные понятия отчасти в произвольном порядке, потому что все они мне представляются «кругообразно» связанными и взаимозависимыми (пронумерованный перечень поможет их соотнести). 1) now and how; 2) процесс; 3) осознавание; 4) граница— контакт; 5) поле и система; 6) креативное приспособление; 7) цикл опыта; 8) незавершенные гештальты; 9) сопротивления; 10) гомеостаз; 1 1) принятие ответственности; 12) экспериментирование; 13) право на различие: подлинность каждого; 14) установка «симпатии»; 15) холистический подход к человеку; 16) комплиментарные противоположности; 17) эмоциональная и телесная вовлеченность; 18) агрессия; 19) креативность и воображение; 20) индивид в группе. Формулировка самого Перлза — «здесь и как» лучше всего выражает гештальтистский подход по сравнению с классической формула «здесь и сейчас», которая совершенно не присуща Гештальту. Действительно, подавляющее большинство других методов ориентировано на «здесь и сейчас»: роджерианский подход (проповедуемый американским психологом Карлом Роджерсом, подход «центрированный на клиенте», который часто — ошибочно —называют «недирективным»), восточные практики (дзен, тайчи и др.), основные виды групповой терапии и даже психоанализ — потому что он работает главным образом на переносе, ориентированным на воспроизведение «здесь и сейчас», в отношении аналитика, невротических установок моего детства. Напротив, «здесь и как» подчеркивает специфически феноменологический аспект гештальт-тера-пии, которая больше занята «как», чем «почему», и отдает предпочтение описанию феноменов, а не их объяснению. «Вернемся от разговора о вещах к самим вещам, такими, какими они представляются в реальности, на уровне переживаемых фактов, прежде всякой искажающей концептуальной переработки» (Гуссерль, 1907). Феноменология подчеркивает важность субъективных^ иррациональных факторов, непосредственно переживаемого опыта с его телесными ощущениями (см. пар. 17), уникальный для каждого (пар. 13). «Как» выражается именно в позе, жестах или бессознательных «микрожестах», в дыхании, интонации голоса и т.д. Имплицитные модальности поведения и речи часто главенствуют над их эксплицитным содержанием: так, Перлз — как то же самое много позже сделает Лакан — подчеркивает превосходство обозначающего над обозначаемым. Совершенно очевидно, что работа над «сейчас» нисколько не запрещает обращаться к воспоминаниям, страхам или проектам— при условии, что они появляются спонтанно у клиента, осознанно или нет. Они наличествуют сейчас в его мыслях и в его сердце, они дают пищу его актуально переживаемому. К тому же они сильно изменяются под влиянием текущего контекста (внутреннего и внешнего) и никогда не являются чисто «исторической правдой». Наивно, когда некоторые особенно ревностные гештальтисты пытаются любой ценой удержать клиента в его тесной тюрьме настоящего. И напротив, вопреки традиционной психоаналитической стратегии, вовсе не следует настаивать на том, чтобы клиент искал прошлые воспоминания и предпринимал долгие «археологические раскопки», согласно выражению Перлза. Намного лучше сначала удобно устроиться на «первом этаже» дома и прибрать свою «жилую комнату», прежде чем предпринять утомительную чистку хлама, накопленного в его подвале...что займет многие годы, как известно каждому! Еще будет время довершить это потом — если следы прошлого все еще вызывают затруднения. Но для того, чтобы сделать это, по крайней мере нужно восстановить энергию настоящего.
|